.RU

§ 1 ПЛАНИРУЮЩИЙ ПОЛЕТ ПО ПРЯМОЙ - Первый краткая характеристика, устройство и аэродинамика планеров


§ 1 ПЛАНИРУЮЩИЙ ПОЛЕТ ПО ПРЯМОЙ

1. Обучение производится на двухместном планере В первой кабине инструктор, во второй — обучаемый Высота отцепки 1500 м, планирование в закрытой кабине — до высоты не ниже 600 м.

2. В зоне после отцепки обучаемый выдерживает режим прямолинейного планирующего полета вначале по показаниям двух приборов — авиагоризонта и вариометра, обращая внимание на то, что авиагоризонт быстро фиксирует те или иные изменения в положении планера, тогда как вариометр запаздывает в показании этих изменений. В дальнейшем обучаемый в сферу своего внимания включает и другие приборы, оценивающие величину отклонений по скорости, курсу, высоте, затем снова переключается на авиагоризонт и вариометр

3. Постепенно, по мере приобретения навыков все приборы должны быть включены в сферу внимания планериста, однако основное внимание он обращает на показания авиагоризонта, перенос взгляда на другие приборы должен быть кратковременным Переключать внимание с одного прибора на другой при выполнении прямолинейного планирования необходимо в следующем порядке:

авиагоризонт — вариометр;

авиагоризонт — указатель скорости,

авиагоризонт — компас;

авиагоризонт —высотомер;

авиагоризонт — указатель поворота и скольжения.

4. Планирующий полет сначала отрабатывается на режиме снижения с заданной вертикальной и поступательной скоростями в заданном направлении. Затем выполняется планирующий полет в течение нескольких минут на оптимальной скорости (в соответствии с показаниями вариометра) в заданном направлении.

Основная цель при отработке этого элемента — выработать навыки в длительном выдерживании заданного режима по показаниям авиагоризонта и вариометра в сочетании с контролем по указателю скорости, компасу и высотомеру.

5. Отклонения в режиме прямолинейного планирующего полета устранять по показаниям авиагоризонта

следующим образом:

если силуэт самолета по отношению к индекс-горизонту находится ниже или выше установленного, надо в первом случае движением ручки управления на себя, во втором — от себя подвести силуэт самолета в заданное положение от индекс-горизонта, затем переключить внимание на вариометр и указатель скорости и проверить их показания; стрелка вариометра должна показывать заданную вертикальную скорость снижения, а указатель скорости—заданную поступательную скорость;

если силуэт самолета показывает крен, надо движением ручки в сторону, обратную крену, устранить его, возвратить силуэт в положение, параллельное индекс-горизонту, затем переключить кратковременно внимание на компас, определить отклонение планера от курса и исправить курс;

если силуэт самолета отклонен вверх или вниз относительно установленного по отношению к индекс-горизонту и показывает крен, надо вначале устранить крен, а затем установить заданный угол планирования,

Движения рулями при исправлении отклонений должны соответствовать величине и темпу отклонения силуэта самолета авиагоризонта.


§ 2. РАЗВОРОТЫ И СПИРАЛИ

1. Развороты и спирали выполняются с креном, не превышающим 30°. Величину крена определяют по авиагоризонту, угловую скорость — по отклонению стрелки указателя поворота, координацию движений рулями — по шарику указателя скольжения.

2. Перед вводом в разворот (спираль) вначале произвести отсчет по компасу, затем координированным движением ручки управления и падали установить силуэт самолета авиагоризонта по отношению к линии индекс-горизонта в соответствии с величиной заданного крена. По достижении заданного крена незначительным движением ручки управления против крена удержать планер от дальнейшего накренения.

3. При вводе в разворот (спираль) переключать внимание в следующем порядке:

авиагоризонт — вариометр — указатель поворота и скольжения,

авиагоризонт — вариометр — указатель скорости.

4. В процессе разворота (спирали) переключать внимание в такой последовательности:

авиагоризонт — вариометр — указатель поворота и скольжения;

авиагоризонт — вариометр — указатель скорости;

авиагоризонт — вариометр — высотомер;

авиагоризонт — вариометр — компас.

5. В установившейся спирали планерист должен, наблюдая за авиагоризонтом, сохранять главным образом постоянство крена по шкале кренов; то вариометру следить за постоянством скорости снижения, а по указателю поворота и скольжения — за сохранением координации.

Отклонения на спирали исправлять плавными координированными движениями ручки и педалей.

6. Для своевременного определения начала вывода планера из разворота (спирали) необходимо перед окончанием разворота чаще обращать внимание на показания компаса

Начало вывода планера из разворота (спирали) на заданный курс зависит от величины крена — чем больше крен, тем раньше начало вывода.

7. Вывод из разворота (спирали) выполняется координированными движениями ручки управления и педалями в сторону, обратную развороту, с таким расчетом, чтобы к моменту выхода планера из разворота на заданный курс силуэт самолета находился параллельно индекс-горизонту (без крена).

8. При выводе из разворота (опирали) переключать внимание на приборы в следующем порядке:

авиагоризонт — вариометр — указатель поворота и скольжения;

авиагоризонт — вариометр — указатель скорости;

авиагоризонт — вариометр — высотомер;

авиагоризонт — вариометр — компас.


§ 3. НАБОР ВЫСОТЫ

1. В начале обучения набор высоты следует отрабатывать без центрирования в потоке. Инструктор задает режим вертикальной и поступательной скорости, не указывая конкретной высоты; он же дает команду на прекращение набора. В последующих полетах инструктор задает обучаемому режим нахождения максимального восходящего потока, конечную высоту набора высоты и курс выхода.

2. При наборе высоты переключать внимание на приборы в следующем порядке:

авиагоризонт — вариометр;

авиагоризонт — указатель скорости;

авиагоризонт — вариометр — компас;

авиагоризонт — вариометр;

авиагоризонт — указатель поворота и скольжения — высотомер.

Основное внимание при наборе высоты уделять показаниям авиагоризонта, указателя скорости и вариометра

3. Исправлять отклонения в режиме набора высоты надо по показаниям авиагоризонта в порядке, указанном для режима прямолинейного планирующего полета. Особое внимание уделять сохранению скорости, не допуская потери ее менее эволютивной.

4. При подходе к заданной высоте чаще обращать внимание на высотомер. Для прекращения набора высоты плавными, короткими и двойными движениями ручки управления от себя остановить дальнейший подъем и перевести планер в прямолинейный планирующий полет.

При отработке прямолинейных режимов с выдерживанием заданного времени периодически переключать внимание на показания часов.


§ 4. ПОЛЕТ ПО ДУБЛИРУЮЩИМ ПРИБОРАМ

1. При неработающем (выключенном или заклеенном) авиагоризонте необходимо пользоваться указателем поворота и скольжения и вариометром в сочетании с указателем скорости и компасом.

Вследствие запаздывающих показаний указателя скорости, высотомера и вариометра движения рулями управления при пилотировании без авиагоризонта должны быть более короткими и двойными, а при значительных отклонениях от заданного режима полета его восстановление должно производиться постепенно, в два-три приема.

2. При пилотировании по указателю поворота и скольжения следует учитывать, что стрелка указателя «идет» за ручкой управления и соответствующей педалью ( при отклонении левой педали отклоняется влево); шарик «идет» за ручкой и «уходит» от педали (при отклонении левой педали «уходит» вправо).

3. Для выдерживания прямолинейного полета надо соответствующими отклонениями ручки управления и педалей удерживать стрелку и шарик указателя в нулевом положении (в центре).

4. При «уходе» шарика указателя поворота и скольжения вправо или влево в прямолинейном полете (стрелка указателя находится в центре) отклонением педали в сторону «ухода» шарика возвратить его в центр и одновременно ручкой управления поддерживать стрелку указателя в центре.

5. При выполнении разворотов (спиралей) крен 15—20° создавать плавно, ориентируясь по величине отклонения стрелки указателя поворота и скольжения.

6. Угол снижения (набора) выдерживать, ориентируясь по показанием вариометра и указателя скорости. При больших отклонениях стрелки вариометра возвращать ее в заданное положение двойным движением ручки управления в два-три приема.

7. Для сохранения режимов полета при неработающем авиагоризонте планерист должен переключать внимание в такой последовательности:

указатель поворота и скольжения — вариометр;

указатель поворота и скольжения — указатель скорости;

указатель поворота и скольжения — вариометр,

указатель поворота и скольжения — высотомер, указатель поворота и скольжения — вариометр —

компас.

8. При вводе и в процессе выполнения разворота

(спирали) переключать внимание в такой последовательности:

указатель поворота и скольжения — вариометр;

+

указатель поворота и скольжения — указатель скорости;

указатель поворота и скольжения — компас;

указатель поворота и скольжения — высотомер.

9. Переключение внимания при выводе из разворота (спирали) при неработающем авиагоризонте производить в следующем порядке:

указатель поворота и скольжения — указатель скорости;

указатель поворота и скольжения — вариометр,

указатель поворота и скольжения — высотомер — компас.

10. При отказе барометрических приборов (указателя скорости, высотомера, вариометра) пилотировать планер по показаниям авиагоризонта, указателя поворота и скольжения.


§ 5. ВЫВОД ИЗ СЛОЖНОГО ПОЛОЖЕНИЯ

1. При выполнении парящих полетов не исключена возможность попадания планера в такие условия, когда отсутствует видимость естественного горизонта, и планерист из-за несвоевременного перехода к пилотированию планера по приборам может допустить грубую ошибку, которая приводит к сложному положению или к потере представления о фактическом положении планера в пространстве. Поэтому в контрольных и вывозных полетах планерист под контролем инструктора отрабатывает навыки своевременных и правильных действий при выводе планера из сложного и непонятного положения.

2. Если планерист не знает, в .каком положении находится планер в пространстве (непонятное положение), то, чтобы действовать, он должен вначале по показаниям приборов (в основном с помощью авиагоризонта) определить положение планера в пространстве, после чего немедленно приступить к выводу его в планирующий полет.

3. Если планерист по показаниям приборов правильно определил положение планера в пространстве, он может сразу же начать вывод его в планирующий полет.

4. В учебных целях отрабатываются вывод планера из крутой или не координированной спирали, вывод из скольжения, действия при увеличении или уменьшении скорости полета.

5. На глубокой нисходящей спирали стрелка указателя поворота и скольжения отклонена в сторону спирали, шарик, если нет скольжения, находится в центре, при внутреннем скольжении он «уходит» в сторону опирали, при внешнем — в сторону, противоположную спирали; авиагоризонт показывает крен и снижение (силуэт самолета находится на коричневом фоне сферической шкалы и накренен в сторону спирали); вариометр показывает снижение, высотомер — потерю высоты, указатель скорости — увеличение скорости.

6. Для вывода планера из глубокой нисходящей спирали надо координированными движениями рулей вывести планер из крена и разворота, руководствуясь при этом показаниями авиагоризонта. После того как по авиагоризонту будет установлен нулевой крен, и центральная точка глобуса совместится с линией индекс-горизонта, проверить все параметры полета и установить нужный режим.

7. На глубокой восходящей спирали стрелка указателя поворота и скольжения отклонена в сторону спирали, шарик, если нет скольжения, находится в центре, при внутреннем или внешнем скольжении «уходит» соответственно в сторону опирали или в сторону, противоположную ей; авиагоризонт показывает крен и набор высоты (силуэт самолета находится на голубом фоне сферичеокой шкалы и накренен в сторону спирали; вариометр показывает подъем, выюотомер — набор высоты, указатель скорости— уменьшение скорости.

8. Для вывода планера из глубокой восходящей спирали надо координированными движениями рулей одновременно вывести его из крена и движение ручки управления от себя подвести силуэт в положение, соответствующее прямолинейному планированию.

9. При выводе планера из сложного положения основное внимание уделять показаниям авиагоризонта, контролируя эти показания по указателю поворота и скольжения, указателю скорости и высотомеру.


Раздел шестой


^ ДЕЙСТВИЯ ПЛАНЕРИСТА В ОСОБЫХ СЛУЧАЯХ В ПОЛЕТЕ

Общие положения

1. Каждый полет не исключает возможности возникновения непредвиденной ситуации, которая может потребовать от экипажа принятия быстрых и грамотных решений и действий по ее ликвидации.

2. Вероятность возникновения непредвиденных случаев как на земле, так и в воздухе возрастает, когда полет выполняется в составе планерного поезда, который, состоит из двух или более летательных аппаратов — самолета и планеров, соединенных между собой буксировочным фалом.

3. Весь летный состав, как самолета-буксировщика, так и планера обязан твердо знать порядок действий в каждом особом случае в полете и, систематически тренируясь на земле, постоянно поддерживать навыки в выполнении этих действий.

4. Эти требования в равной мере относятся и к руководителю полетов (РП), который, как и экипаж, всегда должен действовать инициативно, спокойно и решительно, заботясь в первую очередь о сохранении жизни экипажа.

5. При возникновении угрозы безопасности полета РП должен, пользуясь знанием авиационной техники и документов, регламентирующих летную работу, быстро уяснить обстановку в воздухе и на земле оценить степень опасности и в соответствии с этим принять решение и добиваться его выполнения.

6. Если создалась непосредственная угроза безопасности экипажа, РП должен без колебаний отдать приказание экипажу покинуть самолет (планер) и выслать к месту приземления поисково-спасательную команду (самолет).

7. К особым случаям в полете относятся:

попадание в опасные метеорологические условия;

отказ авиационной техники;

пожар на летательном аппарате;

потеря ориентировки;

попадание в метеорологические условия, к полетам в которых экипаж не подготовлен;

потеря пространственной ориентировки;

резкое ухудшение здоровья членов экипажа;

потеря радиосвязи;

отказ средств связи и РТО полетов.


§ 1. ПОПАДАНИЕ В ОПАСНЫЕ МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Если во время полета аэропоезд встретился с опасными метеорологическими явлениями, которые не позволяют выполнять задание, летчик буксировщик обязан:

прекратить выполнение задания;

доложить руководителю полетов о невозможности продолжать полет и в дальнейшем действовать по его указаниям;

если указания РП не получены, то, исходя из обстановки, принять решение о посадке на своем или другом аэродроме;

при невозможности посадки на своем или другом аэродроме летчик-буксировщик обязан вблизи населенного пункта подыскать площадку, пригодную для посадки самолета и планера, и на высоте 300 м над площадкой подать сигнал планеристу об отцепке. Летчик-буксировщик производит посадку после приземления планера;

после посадки летчик-буксировщик обязан по телефону или телеграфу сообщить в аэроклуб о месте своего приземления.


§ 2. ОТКАЗ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ

1. При отказе двигателя на разбеге (самолет и планер на земле) необходимо:

летчику-буксировщику:

отцепить буксировочный фал;

не пользуясь тормозами, отвернуть самолет вправо на 15—20°,

закрыть пожарный кран и выключить зажигание;

доложить руководителю полетов;

планеристу:

отцепить буксировочный фал;

выпустить полностью интерцепторы;

отвернуть планер влево на 15—20°;

затормозить колеюо;

если опасность столкновения не устранена, необходимо, не растормаживая колесо, опустить левую плоскость на землю.

^ 2 При отказе двигателя в процессе разбега (самолет на земле, планер в воздухе) необходимо:

летчику-буксировщику:

отцепить буксировочный фал;

не пользуясь тормозами, отвернуть самолет вправо на 15—20°;

закрыть пожарный кран и выключить зажигание;

доложить руководителю полетов;

планеристу:

отцепить буксировочный фал;

отвернуть планер влево на 15—20° с креном не более 5-7°;

выпустить интерцепторы;

произвести посадку прямо перед собой, избегая столкновения с препятствиями.

3. ^ При отказе двигателя в воздухе необходимо:

летчику-буксировщику:

а) при отказе двигателя до набора высоты 100 м:

отцепить буксировочный фал;

(перевести самолет на планирование;

закрыть пожарный кран и выключить зажигание;

доложить руководителю полетов;

посадку производить прямо перед собой, избегая лобового удара;

б) при отказе двигателя на высоте более 100 м:

отцепить буксировочный фал;

доложить руководителю полетов;

произвести вынужденную посадку согласно инструкции по производству полетов в районе аэродрома;

действовать при вынужденной посадке так же, как и при отказе двигателя до высоты 100 м;

планеристу:

отцепить буксировочный фал;

перевести планер на планирование;

доложить руководителю полетов;

в зависимости от высоты полета и места нахождения произвести посадку на аэродром или на площадку, подобранную с воздуха.

4. ^ При непроизвольной отцепке буксировочного фала от планера (самолета) необходимо:

летчику-буксировщику:

доложить руководителю полетов и дейсвовать по его указанию;

планеристу:

перевести планер на планирование;

при непроизвольной отцепке буксировочного фала от самолета-буксировщика (планеристу сбросить фал в мосте, где нет населенных пунктов;

доложить руководителю полета;

до высоты 50 м посадку произвести прямо перед собой, избегая лобового удара о препятствие;

с высоты более 50 м в зависимости от высоты и места нахождения произвести посадку на аэродром или на площадку, подобранную с воздуха.

^ 5. При пожаре на самолете-буксировщике

планеристу

надо действовать по сигналам с самолета. Нельзя принимать поспешных решений, так как не всегда можно достаточно точно определить, что происходит на самолете (часто при сгорании богатой смеси двигатель дает выхлопы черного дыма).

Если летчик-буксировщик убедился в том, что на самолете возник пожар, он должен немедленно дать команду на отцепку планера и, убедившись в его отцепке, принять меры к ликвидации пожара, действуя согласно инструкции экипажу самолета.

^ 6. В случаях разрушения материальной части в воздухе, пожара, отказа управления или других причин, исключающих возможность продолжения полета и производства немедленной посадки, экипаж обязан немедленно произвести отцепку и покинуть планер, воспользовавшись для спасения парашютом.

^ 7. Во всех случаях внезапного перехода самолета-буксировщика в пикирование (кабрирование), не обеспечивающее дальнейшую безопасность полета, или при потере самолета из поля зрения

планерист обязан:

немедленно отцепить буксировочный фал;

перевести планер на планирование;

доложить руководителю полетов;

в зависимости от высоты и места нахождения произвести посадку на аэродрам или на площадку, подобранную с воздуха.

^ 8 При отказе буксировочного замка на планера и невозможности произвести отцепку необходимо:

летчику-буксировщику:

получив доклад по радио от планериста об отказе замка, не снижаясь, прибуксировать планер на аэродром (зайти на второй круг);

доложить РП о случившемся;

с разрешения РП отцепить планер с фалом над стартовыми знаками,

планеристу:

доложить об отказе летчику-буксировщику и продублировать отказ замка эволюциями планера (многократное покачивание с крыла на крыло) и после отцепки фала самолетом

перевести планер в режим планирования;

выдерживать скорость на 10—15 км/ч больше заданной,

при построении маршрута для захода на посадку выбирать направление, исключающее возможность зацепления фала за препятствия;

над препятствиями пролетать на 100 м выше их;

до четвертого разворота держать замок в открытом положении,

посадку выполнять на повышенной скорости, так как фал с высоты 15—20 м будет создавать торможение и рывки.

^ 9. При отказе буксировочных замков у планера и самолета-буксировщика посадку планерного поезда производить без расцепки, при этом необходимо:

летчику-буксировщику:

доложить РП о случившемся;

по команде РП перевести аэропоезд на снижение с вертикальной скоростью не более 2 м/с и поступательной скоростью 110—115 им/ч;

крены на разворотах сохранять не более 15°;

войти в круг полетов и построить маршрут несколько больше обычного;

расчет произвести так, чтобы вывод из 4-го разворота был закончен на высоте 100 м;

до высоты выдерживания снижаться с неполностью задросселированным двигателем;

на выдерживании и до момента касания газ сбавлять плавно с тем, чтобы после приземления исключить догон самолета (с этой же целью, при необходимости, после приземления несколько увеличить обороты и пробег осуществлять с неполностью задросселированным двигателем);

планеристу:

в режиме снижения не допускать провиса фала, применяя для торможения интерцепторы; .

после 4-го разворота занять правый пеленг (на один размах);

посадку производить в правом пеленге;

применяя интерценторы, приземление планера произвести одновременно с самолетом;

после приземления, применяя интерцепторы и тормоз колеса, сохранять заданную дистанцию между самолетом и планером.

^ 10. Отказ системы ПВД.

Признаки: явное несоответствие показаний указателя скорости, высотомера и вариометра фактическому режиму полета;

отсутствие правильной реакции мембранно-анероидных приборов на изменение режима полета.

Одновременный отказ указателя скорости, вариометра и высотомера прежде всего обнаруживается по поведению вариометра, стрелка которого резко становится в нулевое положение или слабо реагарует на отклонение рулей, а также по высотомеру, показания которого при переходе в режим набора высоты или снижения не изменяются.

^ Действия планериста:

прекратить вышолнение задания;

перейти на пилотирование планера по естественному горизонту, обращая внимание на сохранение угла планирования,

доложить руководителю полетов и действовать по его указанию,

при полете по кругу высоту полета контролировать по другим планерам, находящимся на круге.

^ 11. Отказ кислородного оборудования. Если сегменты индикатора ИК-18 не реагируют на вдох и выдох при наличии давления кислорода в системе, планерист должен включить аварийную подачу кислорода (вентиль на редукторе КР-14А отвернуть влево),

Бели же сегменты индикатора ИК-18 не реагируют на вдох и выдох при отсутствии давления кислорода по манометру индикатора, планерист должен включить парашютный кислородный прибор КП-23, потянув за бортовою цепочку, и начать снижение на безопасную высоту (4000 м и ниже),

после выдергивания шпилек разъединителя убедиться, что короткий шланг парашютного кислородного прибора отсоединился от корпуса переключателя,

если шланг не отсоединился, потянуть его рукой и сдернуть с переключателя.


§ 3. ПОТЕРЯ ОРИЕНТИРОВКИ

1. Ориентировка считается потерянной, если экипаж не может установить свое местонахождение с точностью, необходимой для определения дальнейшего направления полета и выполнения полетного задания.

2. При потере ориентировки планерист обязан:

доложить руководителю полетов о потере ориентировки,

при потере ориентировки вблизи государственной границы взять курс на свою территорию;

если позволяют условия, набрать высоту, обеспечивающую лучший обзор местности, при наличии вблизи других планеров запросить у них местонахождение;

оценить обстановку и в зависимости от условий полета принять решение о порядке восстановления ориентировки в соответствии с инструкцией по производству полетов в районе аэродрома, приступить к восстановлению ориентировки с соблюдением безопасности полета, применяя способы, предусмотренные штурманским планом полета.

3. Восстановив ориентировку, планерист обязан доложить об этом руководителю полетов и действовать согласно его указаниям.

4. Если ориентировку восстановить не удалось, необходимо подобрать площадку и произвести посадку.

5. Уточнив место посадки, телеграммой иди по телефону сообщить в свой авиаспортклуб о своем местонахождении.


§ 4. ПОПАДАНИЕ В МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, К ПОЛЕТАМ В КОТОРЫХ ЭКИПАЖ НЕ ПОДГОТОВЛЕН

^ 1. При непроизвольном попадании аэропоезда в облака необходимо:

летчику-буксировщику:

отцепить буксировочный фал, предупредив об этом по радио планериста;

перейти к пилотированию самолета по приборам;

после получения от планериста доклада об отцепке установить скорость полета 130—140 км/ч;

отвернуть самолет вправо на 30°, с креном не более 15° и со снижением 2—3 м/с выйти из Облаков, не снижаясь ниже безопасной высоты полета;

доложить руководителю полетов и в дальнейшем действовать по его указаниям;

планеристу:

отцепить буксировочный фал и доложить об этом летчику-буксировщику;

убедившись в отцепке буксировочного фала, установить скорость полета 90—100 км/ч;

сохраняя заданную скорость и курс полета, выйти из облаков;

доложить руководителю полетов и летчику-буксировщику о принятом решении произвести посадку на аэродром или на площадку, подобранную с воздуха.

2. ^ При попадании планера в слой атмосферы с интенсивной турбулентностью

планеристу необходимо:

прекратить выполнение опирали;

выдерживать скорость не более 140 км/ч (из соображений прочности планера) и не менее 100 км/ч (для лучшей управляемости);

выйти из зоны сильной турбулентности путем применения скольжения от этой зоны и выпустить полностью интерцепторы.


§ 5. ПОТЕРЯ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКИ

1. Пространственная ориентировка считается потерянной, если планерист в результате отвлечения внимания от пилотирования или по другим причинам потерял представление о фактическом положении планера в пространстве.

2. ^ При потере пространственной ориентировки планерист обязан:

сохраняя самообладание, принять все меры для ее восстановления;

оценить положение планера в пространстве;

восстановив пространственную ориентировку, немедленно начать вывод планера в режим горизонтального полета (прямолинейного планирования);

в процессе вывода оценить режим полета и принять меры к предотвращению потери (превышения максимально допустимого значения) скорости и снижения на высоту менее безопасной;

после вывода планера в горизонтальный полет (прямолинейное планирование) прекратить выполнение задания, доложить руководителю полетов и следовать на аэродром.

  1. Если планеристу не удалюсь восстановить пространственную ориентировку до высоты 600 м, он должен покинуть планер, используя парашют.


§ 6. РЕЗКОЕ УХУДШЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ПЛАНЕРИСТА

В случае ухудшения здоровья планериста, исключающем возможность продолжения полета, следует:

в буксировочном полете сообщать по радио летчику-буксировщику, отцепиться и произвести посадку;

в свободном полете сообщить по радио руководителю полетов и произвести посадку;

в высотном полете действовать в последовательности, изложенной в пункте «Отказ кислородного оборудования».


§7 ПОТЕРЯ РАДИОСВЯЗИ

Во всех случаях внезапного прекращения радиосвязи необходимо:

проверить правильность установки необходимого канала связи;

проверить положение регулятора громкости (должен быть повернут на максимальную громкость);

выключить «Подавитель шумов»;

проверить, не выключился ли тумблер «Рация»;

если радиосвязь восстановить не удалось, прекратить выполнение задания, усилить наблюдение за воздушной обстановкой и идти на посадку, продолжая работу на передачу в местах, предусмотренных схемой полета;

если радиостанция работает только на прием, выполнять команды руководителя полета.


§ 8. ВЫНУЖДЕННАЯ ПОСАДКА ВНЕ АЭРОДРОМА

1. При вынужденной посадке вне аэродрома планерист должен быть уверен в ее благополучном исходе;

перед ее выполнением он обязан: доложить о случившемся руководителю полетов; определить (если возможно) направление и скорость ветра у земли (по дыму, пыли, волнам и др.), выбрать посадочную площадку и, если есть возможность, просмотреть ее.

2. При посадке на посевы и густой кустарник (молодые лесонасаждения) верхушки растительности принимать за поверхность земли (перед касанием верхушек растительности обязательно убрать интерцепторы на планерах где они открываются вниз).

3. При посадке на болото, лес или кустарник выбирать участок с наиболее густой растительностью. Посадку выполнять против ветра.

4. Посадку на барханы выполнять вдоль их гребня, независимо от направления ветра.

5. Для посадки на пересеченной местности или в горах выбирать более ровную, площадку (русло мелкой реки) и производить приземление в направлении подъема земной поверхности (на склон).

6. Перед посадкой подтянуть привязные ремни. Непосредственно перед приземлением убрать ноги с педалей и подтянуть их ближе к сиденью.

7. Посадку на воду производить как можно ближе к берегу (с учетом рельефа берега и дна), шасси и интерцепторы не выпускать (интересно как человек который это писал, представляет себе посадку без интерцепторов, особенно на спортивных планерах, например «Янтарь» разогнавшись без интерцепторов, пролетит на «экране» весьма солидное расстояние, скорее всего следует поступать как и при посадке на высокую растительность), закрылки должны быть в положении 0°, водобалласт слить. При спокойном состоянии водкой поверхности посадку производить строго против ветра на минимальной скорости. При накате (зыби) и любой ветровой волне посадку производить вдоль гребня наката или волны независимо от направления ветра. Перед посадкой, если позволяет время, расстегнуть привязные ремни, снять парашют, расстегнуть воротник и снять тяжелую обувь. После приводнения открыть (сбросить) фонарь и вылезти из кабины на верх фюзеляжа. При наличии спасательных средств, привести их в действие. Определить направление на берег и следовать к нему, выбирая для выхода на сушу пологие участки берега. Привести в готовность (а при необходимости и в действие) связные радиосредства и средства визуальной сигнализации. Если возможно, принять меры к доставке планера на берег.

(Подробно техника выполнения посадки в различных условиях изложена в § 2, п. 4 — «Посадка»


§ 9. ВЫНУЖДЕННОЕ ПОКИДАНИЕ ПЛАНЕРА

1. Экипаж должен знать благоприятные условия выужденного покидания планера данного типа различными способами, минимальную безопасную высоту покидания и последовательность действий при покидании.

2. ^ Вынужденное покидание планера с использованием парашюта производится в случаях:

отказа управления планера;

разрушения планера;

невыхода планера из штопора;

во всех случаях, когда посадка планера не гарантирует сохранение жизни экипажу.

3. Способ вынужденного покидания планера зависит от типа планера и сложившейся ситуации в полете. Основными способами покидания планера являются: прыжок через борт кабины планера; самовыбрасывание из кабины планера путем резкой отдачи ручки управления от себя;

раскрытие парашюта в открытой кабине (способ срыва);

выбрасывание из планера в перевернутом полете.

4. Для вынужденного покидания планера планерист обязан:

отстегнуть привязные ремни;

открыть фонарь;

занять исходное положение для прыжка (с учетом конструкции кабины);

покинуть планер, стараясь избежать удара головой о плоскость крыла. При вращении планера выбрасываться в сторону оси вращения;

выдернуть вытяжное кольцо.

5. При наличии достаточной высоты раскрытие парашюта после отделения от планера производить через 3—4 с.



Центральный Аэроклуб Республики Татарстан

-2-organizaciya-zaochnogo-obsluzhivaniya-utverzhden-i-vveden-v-dejstvie-reshenie.html
-2-ponyatie-sistemi-specializirovannih-dogovorov-v-selskom-hozyajstve-iz-fondov-rossijskoj-gosudarstvennoj-biblioteki.html
-2-roznichnaya-kuplya-prodazha-istochnik-is-paragraf-14-09-2010-15-03-16.html
-2-terrorizm-v-rossii-v-hih-hh-vekah-i-yu-sundiev-terroristicheskoe-vtorzhenie-kriminologicheskie-i-socialno-politicheskie.html
-2-vosstanavlivaya-leninskuyu-dialektiku-revolyucionnoj-misli-i-dejstviya-a-m-minasyan-rostov-na-donu.html
-2009-goda-programma-seminara-3-1-kuratorstvo-uchebno-vospitatelnaya-rabota-v-akademicheskih-gruppah-3.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zaklyuchenie-kompleksnaya-programma-razvitiya-universiteta-na-2011-god-po-realizacii-strategicheskih-zadach-opredelennih-v-poslanii.html
  • education.bystrickaya.ru/22-capitals-metodichn-rekomendac-z-pismovo-praktiki-punktuacya-ta-mehanka-metodicheskie-rekomendacii-po.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebno-tematicheskoe-planirovanie-po-izobrazitelnomu-iskusstvu-maslovoj-natali-alekseevni-na-2010-2011-uchebnij-god-z.html
  • essay.bystrickaya.ru/ekologiya-i-koncepciya-biosferi.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/formirovanie-socialno-psihologicheskogo-klimata-kak-tvorcheskoj-atmosferi-v-teatralnom-kollektive.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/glava-administracii-mr-spas-demenskij-rajon-zasedanie-konsultativnogo-soveta-orazvitii-narodnoj-tradicionnoj.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-24-zakonnost-i-ee-principi-a-b-lisyutkin-v-d-popkov-doktor-yuridicheskih-nauk-professor.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema-8-yuridicheskaya-otvetstvennost-za-ekologicheskie-pravonarusheniya-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-ciklu-disciplin.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-metodologiya-nauchnogo-tvorchestva-napravlenie-oop.html
  • letter.bystrickaya.ru/nado-zhe-vrode-kitaec-li-yaponec-odin-hren-rozha-kosoglazaya-a-tozhe-vot-razlichayut-mezhdu-soboj-obizhayutsya.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/ravnenie-na-evropu-novie-izvestiya-vazhdaeva-nina-09022006-22-str-6.html
  • urok.bystrickaya.ru/primernaya-programma-srednego-polnogo-obshego-obrazovaniya-po-russkomu-yaziku-profilnij-uroven-poyasnitelnaya-zapiska.html
  • write.bystrickaya.ru/genri-stivenson-v-carstve-tyulenej-skazka.html
  • lecture.bystrickaya.ru/arhiepiskopa-ternopolskogo-i-kremeneckogo-stranica-2.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-26-mezhdunarodnoe-ekonomicheskoe-pravo-uchebnik-dlya-vuzov.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/doping-stranica-2.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vladimirovna-kafedra-mikroekonomika.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-xiii-organizaciya-i-osushestvlenie-vnutrennego-kontrolya-v-negosudarstvennom-pensionnom-fonde.html
  • college.bystrickaya.ru/-v-2009-godu-ezhemesyachnaya-gorodskaya-renta-uvechilas-vtroe-informacionnij-byulleten-mestnogo-samoupravleniya.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/raschet-elektricheskoj-chasti-stancii-gres-1800-mvt.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-vseobshej-istorii-istoriya-drevnego-mira-5-klass-bazovij-uroven.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-dpp-v-02-teoriya-i-praktika-stiha-ud-04-13-010.html
  • institut.bystrickaya.ru/struktura-obem-i-oformlenie-raboti-ministerstvo-obrazovaniya-i-nauki-respubliki-kazahstan-pavlodarskij-gosudarstvennij.html
  • turn.bystrickaya.ru/orlov-g-cerkov-hristova-rasskazi-iz-istorii-hristianskoj-cerkvi-dopolnitelnaya-literatura-talberg-n-d-istoriya-hristianskoj-cerkvi.html
  • thesis.bystrickaya.ru/praktikum-dlya-kursovoj-raboti-po-discipline-metrologiya-standartizaciya-i-sertifikaciya.html
  • thescience.bystrickaya.ru/istoriya-rasprostraneniya-buddizma-v-rossii.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-s-e-markuckaya-e-a-kackova-m-izdatelstvo-ekzamen-2007-126-2-s-seriya-24-chasa-do-ekzamena.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/primechaniya-a-d-mihajlova-66-copyright-volfram-fon-eshenbah-stranica-14.html
  • student.bystrickaya.ru/1-vozniknovenie-pervogo-shematichnogo-abrisa-celnogo-detskogo-mirovozzreniya-uchebnik-m-rossijskoe-pedagogicheskoe-agentstvo-1996-374-s.html
  • abstract.bystrickaya.ru/24-bett-bet.html
  • esse.bystrickaya.ru/psihoterapii-per-s-angl-spb-izdatelskij-dom-yuventa-m-ksp-2000-512-s-isvn-5-87399-097-2.html
  • teacher.bystrickaya.ru/gennadij-kulik-obsuzhdeniya-problemi-peredachi-malogo-biznesa-vklyuchaya-nalogi-v-kompetenciyu-regionalnih-i-municipalnih.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/referat-tema-sovremennie-sistemi-upravleniya-bazami-dannih.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/referat-po-istorii-i-filosofii-nauki-matematicheskaya-teoriya-muziki.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tablica-6-monografiya-volgograd.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.