§ 10. Перевод Библии на русский язык и митрополит Филарет - Учебное пособие для 4 класса семинарии Сергиев Посад
.RU

§ 10. Перевод Библии на русский язык и митрополит Филарет - Учебное пособие для 4 класса семинарии Сергиев Посад


^ § 10. Перевод Библии на русский язык и митрополит Филарет
Мысль о переводе Библии на живой русский язык высказывалась уже в XVIII веке святителем Тихоном Задонским. Он сам переводил псалмы и отрывки из Нового Завета. Архиепископ Московский Амвросий (Зертис-Каменский) перевёл на русский язык Псалтирь, но перевод этот был опубликован только в конце XIX столетия. В 1794 году вышел русский перевод «Послания к Римлянам», выполненный архиепископом Мефодием (Смирновым).

В 1815 году Александр I выразил желание, чтобы «и россиянам был доставлен способ читать слово Божие на природном своём российском языке». Синод поручил Комиссии Духовных училищ подобрать способных переводчиков, а печатание перевода взяло на себя Библейское общество. Русская Библия предназначалась для домашнего чтения, а не для храма. Руководство трудами по переводу возложили на ректора Петербургской Академии архимандрита Филарета (Дроздова), который переводил Евангелие от Иоанна. Другие Новозаветные Книги переводили преподаватели Академии архимандрит Моисей (Антипов-Гайтанников), архимандрит Поликарп (Гайтанников), священник Герасим Павский. Перевод всего Нового Завета был закончен в 1820 году и через два года напечатан.

В том же 1822 году вышел перевод Псалтири, выполненный главным образом самим Филаретом. К переводу Ветхого Завета привлекли также преподавателей Московской и Киевской Академий, и к концу 1825 году вышел первый том русской Библии, включавшей Пятикнижие, Книгу Иисуса Навина, Судей и Руфь. Перевод выполнялся с еврейского Масоретского текста, а для объяснения расхождений со славянской Библией архиепископ Филарет составил особое предисловие.

Враждебная Церкви деятельность заправил Библейского общества в глазах чрезмерно подозрительных ревнителей Православия бросала тень и на само дело перевода Священного Писания на русский язык. И когда после падения «сугубого министерства» Библейское общество было закрыто, прекратились и труды по переводу Библии. Новый министр просвещения адмирал Шишков при поддержке митрополита Петербургского Серафима добился сожжения русского текста Пятикнижия на кирпичном заводе Александро-Невской Лавры. Новый Завет на русском языке с этих пор дозволялось распространять только в тюрьмах.

Но мысль о возобновлении перевода не покидала митрополита Филарета. Его убеждение в том, что перевод нужен для утоления «глада слышания слова Божия», разделял преосвященный Григорий (Постников), занимавший в последние годы жизни Петербургскую кафедру.

В Петербургской Академии особенно прочно держалась мысль о пользе, прежде всего перевода на русский язык Священного Писания. Профессор протоиерей Герасим (Павский) для классных занятий еврейским языком перевел Учительные и Пророческие книги. Студенты литографировали этот перевод. Его распространение встревожило не только принципиальных противников перевода Библии. Иеромонах Агафангел (Соловьев), инспектор Московской Академии, впоследствии архиепископ Волынский, в 1841 году направил трем митрополитам письмо, в котором выразил беспокойство в связи с языковыми и богословскими неточностями перевода Г. Павского, едва ли не намеренными. Эти неточности в передаче мессианских мест граничили с прямым кощунством, и иеромонах Агафангел дал самую резкую характеристику опыту Павского: «Произведение сего нового Маркиона… не глаголы Бога живого и истинного, но злоречие древнего змия». Критик, однако, считал, что лучшим средством против распространения негодных опытов будет полноценной перевод текста Библии. Такой была точка зрения и митрополита Филарета.

Но в Синоде решили иначе: не только изъяты и уничтожены были литографированные и рукописные тексты перевода Павского, но и сама мысль о русском переводе Библии была осуждена и отвергнута. Епитимией наказали за опыт перевода Священных книг (пророков Иова и Исаии) алтайского миссионера архимандрита Макария (Глухарева). Епитимию ему назначали при Тобольском архиерейском доме, и заключалась она в ежедневном служении Литургии в течение шести недель, что сам наказанный принял за проявление к нему особой милости Божией.

После смерти императора Николая I в результате настойчивых ходатайств митрополита Филарета святейший Синод в 1857 году принял окончательное решение о переводе Библии. Этот труд был поручен четырем Академиям под общей редакцией профессора греческого языка Петербургской Академии Е.И. Ловягина. Рассмотрение текстов производили митрополит Филарет и Святейший Синод. Новый Завет вышел в 1863 году. С 1860 году в церковной печати начали помещать частные опыты перевода Ветхозаветных книг. Эти переводы принадлежали архимандриту Макарию (Глухареву), М. Никольскому, профессорам Киевской Академии Максимовичу и М. Гуляеву. В «Христианском чтении» в 1861-1871 годах были напечатаны переводы петербургских профессоров М. Голубеева и Д.Хвольсова, при участии П. Савваитова и Е. Ловягина.

Святейший Синод поручил Духовным Академиям пересмотреть изданные «Христианским чтением» переводы. После этого редактированные тексты просматривались самим Синодом. Особенно много потрудились над редакцией перевода члены Синода — митрополит Петербургский Исидор и протопресвитер В.Б. Баженов. С 1868 года началось печатание Ветхого Завета отдельными частями. Четвертая и последняя его часть вышла в 1875 году, а в 1877 году русская Библия была напечатана в полном составе. Митрополит Филарет не дожил до этого события.

Святитель Филарет (в миру Василий Дроздов) родился в 1782 году в подмосковной Коломне в семье диакона, впоследствии протоиерея. Он учился в Коломенской и Троицкой Семинарии, где его оставили преподавателем. В Троицкой Семинарии близость святыни смягчала атмосферу школьной схоластики. И все же к старой дореформенной школе святитель Филарет относился критически. «Что там завидного?» ― говорил он. Но из Семинарии он вынес блестящее знание древних языков, а свою обширную богословскую и философскую эрудицию приобрел самостоятельным трудом. Митрополит Платон, заметив его исключительные способности и редкий проповеднический дар, назначил его Лаврским проповедником и убедил принять постриг. Через год после пострига, в 1809 году, когда началось преобразование Духовных школ, иеромонаха Филарета вызвали в Училищный комитет для усмотрения. Его сильный и ясный ум, замечательная эрудиция обратили на себя внимание митрополита Амвросия и Голицина. Они стали его покровителями. Молодого иеромонаха назначили инспектором Петербургской Академии, и уже в 1812 году он стал ректором Петербургской Академии и архимандритом Новгородского Юрьева монастыря. В 1814 году ему, первому в России, была присвоена степень доктора богословия. В эти годы учено-педагогическая деятельность святителя Филарета была до крайности напряженной, превышала обыкновенные человеческие силы. С 1810 по 1817 годы Он разработал почти полный курс богословских и церковно-исторических наук, читавшихся в Академии. Он вспоминал впоследствии: «Мне должно было преподавать, что не было мне преподано». В связи с академическими лекциями архимандрит Филарет написал свои первые книги. Начертание церковно-библейской истории и «Записки на книгу Бытия».

В Петербурге он произвел сильное впечатление глубокомыслием и красноречием своих проповедей. В его проповедях чувствовалось сильное влияние святых отцов, особенно святителя Григория Богослова. Темы для проповедей он выбирал современные, волновавшие людей в эпоху мистических увлечений ― о дарах и явлениях Святого Духа, о тайне Креста, о «гласе вопиющего в пустыне».

Архимандрит Филарет знал увлечения и заблуждения современников. Как и все образованное общество, он много читал тогда «мистических» писателей: Юнга Штиллинга, Эккартсгаузена, Фенелона. Его интересовали все явления духовной жизни, но при этом он оставался церковным мыслителем, чуждым мистического возбуждения.

В 1817 году архимандрит Филарет был хиротонисан в викарного епископа Ревельского, через два года получил самостоятельную Тверскую кафедру, в 1820 году переведен в Ярославль, через год ― в Москву, в 1826 году возведен в сан митрополита.

Митрополит Филарет стал любимым иерархом москвичей, в нем они видели самую главную знаменитость столицы. В 1842 г. после резкой размолвки с обер-прокурором Протасовым, митрополит Филарет перестал выезжать в Петербург на заседание Синода, но и оставаясь безвыездно в Москве, он выковал свой исключительный, небывалый авторитет. За наставлениями к нему приезжали архиереи со всей России. К его мудрости обращалось и светское правительство, ища совета не только в церковных, но и в государственных делах. Уже в 20-е годы император Александр I настолько доверял ему, что сделал его вместе с Голициным и Аракчеевым хранителем государственной тайны об отречении от престолонаследия Константина и поручил ему составить об этом манифест, который до кончины Александра I хранился в Московском Успенском соборе. К его мнениям прислушивалось правительство при проведении реформ 60-х годов. Имя митрополита Филарета было хорошо известно и чтимо на Православном Востоке. Восточные Патриархи со вниманием знакомились с его суждениями.

Крайняя занятость церковно-административными трудами оставляла ему мало времени для богословских занятий. Много писал он только в ранние годы. Тогда появилась его статья «Разговор уверенного с испытующим» и первую редакция «Катехизиса». В свои поздние годы митрополит богословствовал только с церковного амвона. Его проповеди содержат в себе целостную богословскую систему. В них он, прежде всего, выступает как толкователь Священного Писания. Писание он называл «единым и достаточным источником учения веры», но Священное Писание митрополит Филарет никогда не рассматривал отвлеченно и обособлено от Церкви. Священное Писание ― это запись Предания. С особым вниманием святитель останавливал в своих проповедях внимание на размышление о Кресте. В Евангелии главное для него ― это Крест. «Судьба мира висит на Кресте Его, жизнь мира лежит во гробе Его. Сей Крест озаряет светом плачевную страну жизни, из гроба Его взыдет солнце блаженного бессмертия». В проповеди на Великую пятницу он говорил о тайне Креста как о таинстве Божественной любви: «Что там!.. Ничего, кроме святой и блаженной любви Отца и Сына и Святого Духа к грешному и окаянному роду человеческому. Любовь Отца ― распинающая, любовь Сына ― распинаемая, любовь Духа ― торжествующая силою крестною». «Смерть Иисуса есть средоточие сотворенного бытия», ― говорил он. «Богословие рассуждает», ― любил повторять митрополит Филарет. В его богословском рассуждении, всегда взвешенном и отточенном, целомудренно строгом, чувствуется трепет верующего сердца.

В 1867 году состоялось празднование 50-летнего юбилея архиерейского служения святителя. Торжественные литургии совершались во всех храмах Вселенской Православной Церкви. После празднества митрополит отъехал в Троице-Сергиеву Лавру. 17 сентября он увидел во сне отца, который сказал ему: «Береги 19 число». Святитель приобщался Святых Христовых Таин 19 сентября и 19 октября. После литургии 19 ноября в Троицком подворье в Москве митрополит Филарет не вышел к обеду. Так последовала блаженная кончина Московского архипастыря. Великого иерарха погребли в Свято-Духовном храме Троице-Сергиевой Лавры.

Россия и Православная Церковь после его кончины почувствовала невосполнимую утрату.



-3-voenno-politicheskie-soyuzi-i-mezhdunarodnie-konflikti-19001914-gg.html
-36-atribucii-v-razlichnih-oblastyah-chelovecheskoj-deyatelnosti-uchebnoe-posobie-dlya-vuzov-erevan-izd-vo-ogeban-2000-408-str.html
-4-osuzhdenie-rabotnika-k-nakazaniyu-prekrashenie-trudovogo-dogovora-kommentarij-k-glave-13-trudovogo-kodeksa-rf.html
-4-russkaya-pravoslavnaya-cerkov-v-18811894-godi-uchebnoe-posobie-dlya-4-klassa-seminarii-sergiev-posad.html
-421-problemi-formirovaniya-motivacii-razrabotka-sistemi-ucheta-monitoringa-soblyudeniya-prava-na-obrazovanie.html
-46-prichastnij-oborot-tematicheskoe-planirovanie-urokov-russkogo-yazika-v-6-klasse.html
  • knigi.bystrickaya.ru/shpargalka-po-pravu-evrosoyuza-chast-4.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/morrell-liga-noch-i-tuman.html
  • control.bystrickaya.ru/doklad-soderzhit-informaciyu-po-osnovnim-napravleniyam-raboti-uchrezhdeniya-v-2009-2010-uchebnom-godu.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/prokurorskij-nadzor-za-soblyudeniem-prav-obvinyaemogo-na-zashitu-v-sude.html
  • essay.bystrickaya.ru/c-copyright-vadim-chernobrov-razresheno-tolko-razmeshenie-v-elektronnih-setyah-bez-prava-izvlecheniya-kommercheskoj-vigodi-publikaciya-dannoj-knigi-celikom-ili-po.html
  • composition.bystrickaya.ru/osobennosti-regionalnogo-turizma-kak-obekta-upravleniya.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vciom-obshestvenno-politicheskie-smi-analiz-upominaemosti-v-smi-romir-i-konkurentov-obzor-smi-za-11-fevralya-2010-god.html
  • literatura.bystrickaya.ru/soprovozhdenie-i-razvitie-uzlov-ip-seti-v-territorialnih-organah-i-podvedomstvennih-organizaciyah-rosreestra-po-20-regionam-stranica-5.html
  • assessments.bystrickaya.ru/dvigatelnij-rezhim-uchashihsya-2-4-klassa-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshego-obrazovaniya-municipalnogo.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zhizn-na-skoruyu-ruku-chto-takoe-nasha-rabota-eto-zakonnij-povod-kazhdij-den-ujti-iz-doma-chtobi-otdohnut-ot-semi.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prezident-uzbekistana-vstretilsya-s-ministrom-inostrannih-del-rossii.html
  • klass.bystrickaya.ru/a-v-martinov-filosofiya-zhizni.html
  • crib.bystrickaya.ru/issledovanie-gendernih-razlichij-v-proyavlenii-agressivnosti-u-podrostkov.html
  • shkola.bystrickaya.ru/ribnie-resursi-ih-ispolzovanie-i-ohrana-chast-5.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/formirovanie-samokontrolya-u-mladshih-shkolnikov-v-processe-obucheniya.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/andrej-bogatirev-hrestomatiya-po-programmirovaniyu-na-si-v-unix-copyright-andrej-bogatirev-1992-95-stranica-11.html
  • doklad.bystrickaya.ru/ukazi-prezidenta-rf-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-administrativnoe-pravo-dlya-studentov-2-i-3-kursa.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-rabochaya-programma-dlya-studentov-specialnosti-036401-65-tamozhennoe-delo.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-v-missis-miller-i-mister-najtingejl-naveshayut-dzhonsa-v-tyurme-kniga-bila-najdena-v-arhivah-otkritogo-dostupa.html
  • school.bystrickaya.ru/kriminalisticheskaya-harakteristika-i-pervonachalnij-etap-rassledovaniya-grabezhej-i-razbojnih-napadenij-chast-13.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/proekt-golovkina-nikiti-nechaevoj-anastasii-uchashihsya-11-klassa-po-teme-vojna-i-mir-v-romane-l-n-tolstogo-vojna-i-mir.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/metodika-provedeniya-korrekcionno-razvivayushih-zanyatij-razvitie-psihomotoriki-i-sensornih-processov-vo-2-klasse-specialnogo-korrekcionnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-viii-vida-metodicheskaya-razrabotka.html
  • writing.bystrickaya.ru/geohimicheskie-osobennosti-ceolitsoderzhashih-porod-kajnozojskih-vulkanicheskih-kompleksov-primorya.html
  • institut.bystrickaya.ru/sushnost-i-specifika-rinka-strahovih-uslug-rekomendacii-po-razrabotke-konkurentnoj-politiki-38-2-raschet-ekonomicheskoj.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-35-mezhdunarodnoe-dvizhenie-kapitala-uchebnik-pod-redakciej-doktora.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/metod-elektronejrostimulyacii-medicini.html
  • spur.bystrickaya.ru/konsolidiran-otchet-za-finansovoto-sstoyanie-1-stranica-3.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tematicheskogo-media-plana-analiticheskij-doklad.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tehnika-igrovogo-dejstviya-plan-masterstvo-uchitelya-kak-professionalnoe-upravlenie-ped-deyatelnostyu-specifika-ped-deyatelnosti.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/visokomolekulyarnie-soedineniya.html
  • books.bystrickaya.ru/buddizm-stranica-3.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/v-f-blohin-vestnik-chelyabinskogo-gosudarstvennogo-universiteta-2009.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/konspekt-uroka-po-anglijskomu-yaziku-vo-2-klasse-tema-uroka-proshanie-s-igrushkami.html
  • literature.bystrickaya.ru/doklad-zamestitelya-nachalnika-upravleniya-fskn-rossii-po-rostovskoj-oblasti-mihejkina-n-d.html
  • control.bystrickaya.ru/ekonomiko-statitsticheskij-analiz-chislennosti-i-sostava-naseleniya-rossii.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.