.RU

§ 10. Перевод Библии на русский язык и митрополит Филарет - Учебное пособие для 4 класса семинарии Сергиев Посад


^ § 10. Перевод Библии на русский язык и митрополит Филарет
Мысль о переводе Библии на живой русский язык высказывалась уже в XVIII веке святителем Тихоном Задонским. Он сам переводил псалмы и отрывки из Нового Завета. Архиепископ Московский Амвросий (Зертис-Каменский) перевёл на русский язык Псалтирь, но перевод этот был опубликован только в конце XIX столетия. В 1794 году вышел русский перевод «Послания к Римлянам», выполненный архиепископом Мефодием (Смирновым).

В 1815 году Александр I выразил желание, чтобы «и россиянам был доставлен способ читать слово Божие на природном своём российском языке». Синод поручил Комиссии Духовных училищ подобрать способных переводчиков, а печатание перевода взяло на себя Библейское общество. Русская Библия предназначалась для домашнего чтения, а не для храма. Руководство трудами по переводу возложили на ректора Петербургской Академии архимандрита Филарета (Дроздова), который переводил Евангелие от Иоанна. Другие Новозаветные Книги переводили преподаватели Академии архимандрит Моисей (Антипов-Гайтанников), архимандрит Поликарп (Гайтанников), священник Герасим Павский. Перевод всего Нового Завета был закончен в 1820 году и через два года напечатан.

В том же 1822 году вышел перевод Псалтири, выполненный главным образом самим Филаретом. К переводу Ветхого Завета привлекли также преподавателей Московской и Киевской Академий, и к концу 1825 году вышел первый том русской Библии, включавшей Пятикнижие, Книгу Иисуса Навина, Судей и Руфь. Перевод выполнялся с еврейского Масоретского текста, а для объяснения расхождений со славянской Библией архиепископ Филарет составил особое предисловие.

Враждебная Церкви деятельность заправил Библейского общества в глазах чрезмерно подозрительных ревнителей Православия бросала тень и на само дело перевода Священного Писания на русский язык. И когда после падения «сугубого министерства» Библейское общество было закрыто, прекратились и труды по переводу Библии. Новый министр просвещения адмирал Шишков при поддержке митрополита Петербургского Серафима добился сожжения русского текста Пятикнижия на кирпичном заводе Александро-Невской Лавры. Новый Завет на русском языке с этих пор дозволялось распространять только в тюрьмах.

Но мысль о возобновлении перевода не покидала митрополита Филарета. Его убеждение в том, что перевод нужен для утоления «глада слышания слова Божия», разделял преосвященный Григорий (Постников), занимавший в последние годы жизни Петербургскую кафедру.

В Петербургской Академии особенно прочно держалась мысль о пользе, прежде всего перевода на русский язык Священного Писания. Профессор протоиерей Герасим (Павский) для классных занятий еврейским языком перевел Учительные и Пророческие книги. Студенты литографировали этот перевод. Его распространение встревожило не только принципиальных противников перевода Библии. Иеромонах Агафангел (Соловьев), инспектор Московской Академии, впоследствии архиепископ Волынский, в 1841 году направил трем митрополитам письмо, в котором выразил беспокойство в связи с языковыми и богословскими неточностями перевода Г. Павского, едва ли не намеренными. Эти неточности в передаче мессианских мест граничили с прямым кощунством, и иеромонах Агафангел дал самую резкую характеристику опыту Павского: «Произведение сего нового Маркиона… не глаголы Бога живого и истинного, но злоречие древнего змия». Критик, однако, считал, что лучшим средством против распространения негодных опытов будет полноценной перевод текста Библии. Такой была точка зрения и митрополита Филарета.

Но в Синоде решили иначе: не только изъяты и уничтожены были литографированные и рукописные тексты перевода Павского, но и сама мысль о русском переводе Библии была осуждена и отвергнута. Епитимией наказали за опыт перевода Священных книг (пророков Иова и Исаии) алтайского миссионера архимандрита Макария (Глухарева). Епитимию ему назначали при Тобольском архиерейском доме, и заключалась она в ежедневном служении Литургии в течение шести недель, что сам наказанный принял за проявление к нему особой милости Божией.

После смерти императора Николая I в результате настойчивых ходатайств митрополита Филарета святейший Синод в 1857 году принял окончательное решение о переводе Библии. Этот труд был поручен четырем Академиям под общей редакцией профессора греческого языка Петербургской Академии Е.И. Ловягина. Рассмотрение текстов производили митрополит Филарет и Святейший Синод. Новый Завет вышел в 1863 году. С 1860 году в церковной печати начали помещать частные опыты перевода Ветхозаветных книг. Эти переводы принадлежали архимандриту Макарию (Глухареву), М. Никольскому, профессорам Киевской Академии Максимовичу и М. Гуляеву. В «Христианском чтении» в 1861-1871 годах были напечатаны переводы петербургских профессоров М. Голубеева и Д.Хвольсова, при участии П. Савваитова и Е. Ловягина.

Святейший Синод поручил Духовным Академиям пересмотреть изданные «Христианским чтением» переводы. После этого редактированные тексты просматривались самим Синодом. Особенно много потрудились над редакцией перевода члены Синода — митрополит Петербургский Исидор и протопресвитер В.Б. Баженов. С 1868 года началось печатание Ветхого Завета отдельными частями. Четвертая и последняя его часть вышла в 1875 году, а в 1877 году русская Библия была напечатана в полном составе. Митрополит Филарет не дожил до этого события.

Святитель Филарет (в миру Василий Дроздов) родился в 1782 году в подмосковной Коломне в семье диакона, впоследствии протоиерея. Он учился в Коломенской и Троицкой Семинарии, где его оставили преподавателем. В Троицкой Семинарии близость святыни смягчала атмосферу школьной схоластики. И все же к старой дореформенной школе святитель Филарет относился критически. «Что там завидного?» ― говорил он. Но из Семинарии он вынес блестящее знание древних языков, а свою обширную богословскую и философскую эрудицию приобрел самостоятельным трудом. Митрополит Платон, заметив его исключительные способности и редкий проповеднический дар, назначил его Лаврским проповедником и убедил принять постриг. Через год после пострига, в 1809 году, когда началось преобразование Духовных школ, иеромонаха Филарета вызвали в Училищный комитет для усмотрения. Его сильный и ясный ум, замечательная эрудиция обратили на себя внимание митрополита Амвросия и Голицина. Они стали его покровителями. Молодого иеромонаха назначили инспектором Петербургской Академии, и уже в 1812 году он стал ректором Петербургской Академии и архимандритом Новгородского Юрьева монастыря. В 1814 году ему, первому в России, была присвоена степень доктора богословия. В эти годы учено-педагогическая деятельность святителя Филарета была до крайности напряженной, превышала обыкновенные человеческие силы. С 1810 по 1817 годы Он разработал почти полный курс богословских и церковно-исторических наук, читавшихся в Академии. Он вспоминал впоследствии: «Мне должно было преподавать, что не было мне преподано». В связи с академическими лекциями архимандрит Филарет написал свои первые книги. Начертание церковно-библейской истории и «Записки на книгу Бытия».

В Петербурге он произвел сильное впечатление глубокомыслием и красноречием своих проповедей. В его проповедях чувствовалось сильное влияние святых отцов, особенно святителя Григория Богослова. Темы для проповедей он выбирал современные, волновавшие людей в эпоху мистических увлечений ― о дарах и явлениях Святого Духа, о тайне Креста, о «гласе вопиющего в пустыне».

Архимандрит Филарет знал увлечения и заблуждения современников. Как и все образованное общество, он много читал тогда «мистических» писателей: Юнга Штиллинга, Эккартсгаузена, Фенелона. Его интересовали все явления духовной жизни, но при этом он оставался церковным мыслителем, чуждым мистического возбуждения.

В 1817 году архимандрит Филарет был хиротонисан в викарного епископа Ревельского, через два года получил самостоятельную Тверскую кафедру, в 1820 году переведен в Ярославль, через год ― в Москву, в 1826 году возведен в сан митрополита.

Митрополит Филарет стал любимым иерархом москвичей, в нем они видели самую главную знаменитость столицы. В 1842 г. после резкой размолвки с обер-прокурором Протасовым, митрополит Филарет перестал выезжать в Петербург на заседание Синода, но и оставаясь безвыездно в Москве, он выковал свой исключительный, небывалый авторитет. За наставлениями к нему приезжали архиереи со всей России. К его мудрости обращалось и светское правительство, ища совета не только в церковных, но и в государственных делах. Уже в 20-е годы император Александр I настолько доверял ему, что сделал его вместе с Голициным и Аракчеевым хранителем государственной тайны об отречении от престолонаследия Константина и поручил ему составить об этом манифест, который до кончины Александра I хранился в Московском Успенском соборе. К его мнениям прислушивалось правительство при проведении реформ 60-х годов. Имя митрополита Филарета было хорошо известно и чтимо на Православном Востоке. Восточные Патриархи со вниманием знакомились с его суждениями.

Крайняя занятость церковно-административными трудами оставляла ему мало времени для богословских занятий. Много писал он только в ранние годы. Тогда появилась его статья «Разговор уверенного с испытующим» и первую редакция «Катехизиса». В свои поздние годы митрополит богословствовал только с церковного амвона. Его проповеди содержат в себе целостную богословскую систему. В них он, прежде всего, выступает как толкователь Священного Писания. Писание он называл «единым и достаточным источником учения веры», но Священное Писание митрополит Филарет никогда не рассматривал отвлеченно и обособлено от Церкви. Священное Писание ― это запись Предания. С особым вниманием святитель останавливал в своих проповедях внимание на размышление о Кресте. В Евангелии главное для него ― это Крест. «Судьба мира висит на Кресте Его, жизнь мира лежит во гробе Его. Сей Крест озаряет светом плачевную страну жизни, из гроба Его взыдет солнце блаженного бессмертия». В проповеди на Великую пятницу он говорил о тайне Креста как о таинстве Божественной любви: «Что там!.. Ничего, кроме святой и блаженной любви Отца и Сына и Святого Духа к грешному и окаянному роду человеческому. Любовь Отца ― распинающая, любовь Сына ― распинаемая, любовь Духа ― торжествующая силою крестною». «Смерть Иисуса есть средоточие сотворенного бытия», ― говорил он. «Богословие рассуждает», ― любил повторять митрополит Филарет. В его богословском рассуждении, всегда взвешенном и отточенном, целомудренно строгом, чувствуется трепет верующего сердца.

В 1867 году состоялось празднование 50-летнего юбилея архиерейского служения святителя. Торжественные литургии совершались во всех храмах Вселенской Православной Церкви. После празднества митрополит отъехал в Троице-Сергиеву Лавру. 17 сентября он увидел во сне отца, который сказал ему: «Береги 19 число». Святитель приобщался Святых Христовых Таин 19 сентября и 19 октября. После литургии 19 ноября в Троицком подворье в Москве митрополит Филарет не вышел к обеду. Так последовала блаженная кончина Московского архипастыря. Великого иерарха погребли в Свято-Духовном храме Троице-Сергиевой Лавры.

Россия и Православная Церковь после его кончины почувствовала невосполнимую утрату.



-3-voenno-politicheskie-soyuzi-i-mezhdunarodnie-konflikti-19001914-gg.html
-36-atribucii-v-razlichnih-oblastyah-chelovecheskoj-deyatelnosti-uchebnoe-posobie-dlya-vuzov-erevan-izd-vo-ogeban-2000-408-str.html
-4-osuzhdenie-rabotnika-k-nakazaniyu-prekrashenie-trudovogo-dogovora-kommentarij-k-glave-13-trudovogo-kodeksa-rf.html
-4-russkaya-pravoslavnaya-cerkov-v-18811894-godi-uchebnoe-posobie-dlya-4-klassa-seminarii-sergiev-posad.html
-421-problemi-formirovaniya-motivacii-razrabotka-sistemi-ucheta-monitoringa-soblyudeniya-prava-na-obrazovanie.html
-46-prichastnij-oborot-tematicheskoe-planirovanie-urokov-russkogo-yazika-v-6-klasse.html
  • essay.bystrickaya.ru/doklad-mbdou-63-katyusha.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programma-razvitiya-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detej-rodnik.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/glava-chetvertaya-pravdivaya-istoriya-pro-lyubov.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/metodi-ocenki-biznesa-v-usloviyah-sliyaniya-i-poglosheniya.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vidi-i-rol-emocij-v-zhizni-cheloveka.html
  • reading.bystrickaya.ru/mayak-novosti-14122005-garin-petr-1200-pervij-kanal-novosti-14-12-2005-kriskevich-vyacheslav-15-00-14.html
  • report.bystrickaya.ru/kniga-rasschitana-na-shirokie-krugi-chitatelej-v-tom-chisle-ne-imeyushih-specialnih-znanij-po-politicheskoj-ekonomii-ksozhaleniyu-po-vine-avtorov-inih-uchebnikov-i-knig-vstrechaetsya-u-nas-stranica-17.html
  • letter.bystrickaya.ru/nauchnaya-rabota-v-moskve-predstavlyaetsya-mne-zasluzhivayushej-togo-chtobi-stranica-10.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vopros-2-rol-federalnogo-byudzheta-v-reshenii-socialnih-problem-obshestva.html
  • student.bystrickaya.ru/3-zakonodatelnie-osnovi-i-subekti-osushestvleniya-postprivatizacionnogo-nadzora-v-rossii.html
  • uchit.bystrickaya.ru/stanovlenie-i-razvitie-gosudarstvennosti-drevnih-tyurkov-vi-viii-vv-07-00-02-otechestvennaya-istoriya-istoriya-respubliki-kazahstan-stranica-3.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-dlya-obucheniya-pedagogicheskogo-i-obsluzhivayushego-sostava-kolledzha-razrabotchik.html
  • assessments.bystrickaya.ru/doklad-podgotovlen-v-sootvetstvii-so-strukturoj-i-perechnem-voprosov-predlozhennih-v-rekomendaciyah-evropejskogo-fonda-obrazovaniya-dlya-gosudarstv-uchastvuyushih-v-turinskom-processe-stranica-4.html
  • textbook.bystrickaya.ru/knigi-misli-i-serdce-stranica-14.html
  • holiday.bystrickaya.ru/monitoring-smi-rf-po-pensionnoj-tematike-14-dekabrya-2011-goda.html
  • assessments.bystrickaya.ru/doklad-mariya-ivanovna-dolina.html
  • tests.bystrickaya.ru/kosmicheskoe-ponyatie-materi-mira-stradaniya-zvuchit-vo-mnogih-religiyah-mira-predstavlenie-o-tom-chto-chelovek-prishyol.html
  • control.bystrickaya.ru/chast-ii-razvitie-sistemi-podderzhki-talantlivih-detej-o-rezultatah-realizacii-nacionalnoj-obrazovatelnoj.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/m-p-novikov-stranica-12.html
  • report.bystrickaya.ru/harakteristika-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-programma-informatizacii-shkoli-na-2006-2009-gg-adres-shkoli.html
  • lesson.bystrickaya.ru/ob-itogah-primeneniya-v-deyatelnosti-centra-vseh-dostupnih-sposobov-informirovaniya-konsultirovaniya-prosvesheniya-grazhdan-po-voprosam-otnosyashimsya-k-kompetencii.html
  • school.bystrickaya.ru/arenda-chast-3.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/psevdomorfnie-polevie-tranzistori-s-visokoj-podvizhnostyu-2-d-elektronov-v-kanale-phemt-rabota.html
  • grade.bystrickaya.ru/obsherossijskie-novosti-v-oblasti-razvitiya-malogo-predprinimatelstva-za-period-s-28-11-2011-po-02-12-2011.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zotov-a-f-sovremennaya-zapadnaya-filosofiya-uchebn-stranica-25.html
  • bukva.bystrickaya.ru/ukranska-lteraturna-mova-ochima-pantelejmona-kulsha.html
  • znanie.bystrickaya.ru/57-biologicheskie-nauki-chvash-knizhnaya-respublikin-5-2011-letopis.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-adresovano-studentam-fakultetov-i-otdelenij-po-podgotovke-i-perepodgotovke-specialistov-po-socialnoj-reabilitacii-detej-s-ogranichennimi-vozmozhnostyami-stranica-7.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/vyacheslav-mesheryakov-trening-mozga-dejstvennij-metod-transformacii-soznaniya-izdatelstvo-dilya-m-spb-2005.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/effektivnost-kursovoj-i-profilakticheskoj-terapii-pozdnih-depressij.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programma-zdorove-na-2008-11g-g-prinyata-na-pedagogicheskom-sovete.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/obrazovatelnoe-uchrezhdenie-detskij-sad-delfin-rasporyazhenie-ot-24-02-2015-04.html
  • university.bystrickaya.ru/ffavoritizm-s-yu-golovin-slovar-prakticheskogo-psihologa.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-valeevoj-eleni-nikolaevni-uchitelya-himii-ikvalifikacionnoj-kategorii-po-himii-v-8-klassah-rassmotreno-na-zasedanii-stranica-2.html
  • desk.bystrickaya.ru/ortopedicheskaya-nevrologiya.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.