.RU

§ 12. Рассуждение как тип речи - Перед теоретическими сведениями и после них даются вопросы, которые нацеливают...


§ 12. Рассуждение как тип речи

^ Урок 59. Общее содержание, композиционные особенности и основные средства оформления текстов-рассуждений

Цели урока: 1) повторить и расширить сведения учащихся о рассуждении как типе речи; 2) развивать умение проводить типологический анализ текста-рассуждения; 3) тренировать в создании устных и письменных высказываний, соответствующих типу речи рассуждение.

^ I. Рассуждение как тип речи (вопросы и задания на с. 176 – 177, упр. 450, 451)

В сильном классе предоставим учащимся возможность в течение 5 – 7 минут самостоятельно составить план текста на с. 176 – 177 (последнее задание перед текстом). В слабом классе организуем совместную работу: ученики прочитывают каждую из основных частей и предлагают для обсуждения свои обозначения пунктов плана. По своему усмотрению учитель может потренировать учащихся в составлении сложного плана, который в итоге может быть примерно таким:

I. Рассуждение как тип речи.

1. Содержание рассуждения.

2. Вопрос к тексту-рассуждению.

3. Разновидности рассуждения. Особенности композиции.

II. Композиция рассуждения.

1. Тезис:

а) содержание тезиса;

б) средства связи тезиса с доказательством.

2. Доказательство:

а) средства связи аргументов;

б) использование примеров.

3. Вывод:

а) содержание вывода;

б) средства связи вывода с доказательством.

III. Стиль рассуждения.

Порекомендуем учащимся использовать составленный план при выполнении задания после текста (домашняя работа).


Важно, чтобы в процессе типологического анализа текста упражнения 450 семиклассники осмыслили, что главная мысль текста – «Существование на земле вулканов обеспечивает людям возможность получать представление о том, что происходит в глубоких слоях земной коры» – и является тезисом, выраженном во втором предложении.

На материале упражнения 450 ученики могут выполнить следующие задания (два-три по выбору учителя).

1. Проведите орфоэпический разбор слова сейчас.

2. Выпишите из текста причастия, укажите их морфемный состав и постоянные морфологические признаки.

3. Выпишите из третьего предложения текста местоимение и проведите его морфологический разбор.

*4. Запишите последнее предложение текста и укажите части речи, которые выполняют роль его членов.

5. Из первого предложения текста выпишите словосочетания и назовите использованный в них способ подчинительной связи.

6. Запишите предпоследнее предложение текста и проведите его синтаксический разбор.

7. Выпишите из текста предложения с обособленным определением, выраженным причастным оборотом, составьте его схему.


В слабом классе для доказательства того, что текст упражнения 451 является рассуждение, предложим воспользоваться основой, например: «Этот текст – рассуждение, так как автор стремится доказать мысль о том, что ... . Эта мысль выражена в ... предложении текста, который является тезисом и составляет ... часть текста.

Вторая часть текста – это ... . Для доказательства тезиса автор использует следующие аргументы: ... . При переходе к доказательству использовано выражение ... .

Вывод содержится в ... части текста и связан с доказательством посредством слов ...».

^ II. Свободный диктант с творческим заданием (сочинение-миниатюра) (упр. 452)

Проследим, чтобы в процессе анализа содержания и композиции текста К. Паустовского учащиеся отметили, что главная мысль, выраженная в первом предложении, является тезисом рассуждения. По своему усмотрению учитель может указать, что в подтексте заложена следующая мысль: часто людям мешает воплотить в жизнь задуманное именно отсутствие уверенности в своих силах.

Важно, чтобы ученики поняли, что параллельная связь предложений в данном тексте способствует усилению тезиса: каждый последующий аргумент, подтверждающий тезис, воспринимается читателем как всё более весомое доказательство главной мысли. Обратим особое внимание ребят на важную роль приёма анафоры – единоначатия: каждое предложение, содержащее тезис, начинается с сочетания «он может», этот многократный повтор усиливает представление о богатстве возможностей, которые дарит людям уверенность в собственных силах.

После проведённого совместно анализа текста учитель по своему усмотрению может провести на материале упражнения свободный диктант: учитель диктует текст по абзацам (каждый абзац – один раз), а семиклассники при записи текста имеют возможность заменить отдельные слова и сочетания слов близкими по значению, стремясь передать основное содержание каждого абзаца.

По своему усмотрению по окончании этой части работы учитель может предоставить ученикам возможность самостоятельно проверить запись по учебнику, исправить ошибки, внести необходимые дополнения и оценить свою работу.

Затем учащиеся дополняют записанный текст двумя-тремя предложениями в соответствии с заданием 2 упражнения.

^ Д. з.: 1) задание на с. 177; 2) упр. 454.


Урок 60. Изложение-миниатюра

Цели урока: 1) тренировать учащихся в построении рассуждения; 2) развивать умение письменно излагать содержание текста с использованием заданных конструкций.

^ I. Рассуждение как тип речи (продолжение – проверка домашнего задания, упр. 455, 457)

В слабом классе предоставим возможность учащимся в течение 2-3 минут повторить содержание текста на с. 176 – 177, затем распределим задание между четырьмя учениками и предложим в процессе пересказа воспользоваться составленным на предыдущем уроке планом.


Задание упражнения 455 распределим по группам (рядам): каждая группа (ряд) в течение двух-трёх минут готовит ответ по одной из пар паронимов (по указанию учителя), используя с этой целью толковый словарик, а затем представители групп высказываются и диктуют одноклассникам составленные с паронимами словосочетания, например столярный клей – столярские инструменты.

После совместной работы с упражнением 456 выслушаем ответы учащихся по заданию упражнения 457.

^ II. Изложение-миниатюра (упр. 459)

Попросим учащихся внимательно прочитать текст упражнения 459 про себя, а затем выразительно – вслух.

В процессе обсуждения задания 1 подведём семиклассников к выводу, что стиль текста можно определить как художественно-публицистический, реализующий две цели: проинформировать читателя о достоинствах сибирского кедра и воздействовать на него, вызвав восхищение могучей красотой и полезными свойствами этого дерева. Попросим семиклассников назвать использованные автором изобразительно-выразительные языковые средства, характерные для художественного и публицистического стилей: фразеологизм (не оторвать глаз), эпитеты (могучих деревьев, драгоценный соболь, благородный олень, могучая крона), метафоры (пышный убор, дорогие зелёные бархатные шубы, густой хвойный полог), сравнение (точно бояре). Обратим внимание учащихся на стремление автора привлечь внимание читателя и с помощью вопросительного предложения, содержащего вопрос, непосредственно читателю адресованный.

Подведём ребят к пониманию, что автор использует такую разновидность рассуждения, как объяснение, и привлекает при этом описание.


Поможем ученикам слабого класса сформулировать тезис текста, который они будут записывать, излагая содержание текста В. Чивилихина, и составить устное высказывание в соответствии с заданием.


Предоставим учащимся возможность ещё раз внимательно перечитать текст, а затем попросим закрыть учебники и написать изложение (задание 2 упражнения 459).

Д. з.: 1) на выбор – упр. 453, или 458, или 463, или 465, или 467 (письменно), или 468; 2) индивидуальное задание – упр. 464; 3) по желанию – упр. 466.

Резерв – упр. 462.


§ 13. Сочетание разных типов речи в тексте

Урок 61. Типы речи и их сочетание в тексте

Цели урока: 1) повторить сведения об особенностях разных типов речи и возможности их сочетания в рамках одного текста; 2) тренировать учащихся в типологическом анализе текста.

^ I. Рассуждение как тип речи (повторение – проверка домашнего задания, упр. 460, 461)

Предложим отдельным ученикам прочитать свои домашние сочинения-миниатюры, организовав работу так, чтобы прозвучали тексты, созданные по разным темам, и попросим остальных семиклассников оценить работы по следующему примерному краткому плану (план предварительно выносится на доску).

Примерный план оценивания текста-рассуждения

1. Раскрыта тема? Нет отступлений от темы?

2. Соответствует текст заданному типу речи?

3. Достаточно аргументов? Убедительны аргументы?

4. Продумана композиция? Не нарушена последовательность?

5. Нет речевых и грамматических ошибок?


Обратим внимание учеников, что при оценивании ответов можно делать дополнительные замечания и желательно отметить достоинства работы (интересное содержание, необычную композицию, использование ярких языковых средств и т. п.).

После этого делает сообщение ученик, подготовивший в качестве индивидуального задания упражнение 464.

Предоставим возможность учащимся выбрать один из тезисов, приведённых в упражнении 460 (в сильном классе) и в упражнении 461 (в слабом классе), записать в тетрадь этот тезис и два убедительных аргумента, подтверждающих его справедливость, а затем прочитать их вслух и сравнить их по содержанию и форме изложения с аргументами, приведёнными одноклассниками. Исходя из этого, ученики самостоятельно вносят в свои записи коррективы и дополнения.


^ II. Сочетание разных типов речи в тексте (упр. 469, 470 (1, 2), упр. 472)

Проследим, чтобы в ответах семиклассников с опорой на приведённые в упражнении 469 схемы прозвучала следующая мысль: в описании перечисляются одновременные признаки предмета или говорится о существовании различных предметов в одно и то же время, в повествовании излагаются события в их последовательности, а в рассуждении приводятся тезисы и их доказательства.

С учётом этого комментария учащиеся после внимательного прочтения текста упражнения 470 соотносят абзацы с указанными на полях названиями типов речи и проводят типологический анализ каждого из текстовых фрагментов.

После обоснования отнесённости приведённого в упражнении 472 текста к определённому типу речи и составления описания в качестве первой части рассказа по усмотрению учителя можно провести диктант «Проверяю себя»: учащиеся закрывают книги и записывают текст под диктовку учителя, задавая в процессе записи вопросы о написании отдельных слов и расстановке знаков препинания.


Д. з.: 1) упр. 470 (3) – подготовиться к изложению с творческим заданием (дополнить излагаемый текст описанием); 2) [ф] индивидуальное задание – упр. 471 (см. примечание).

Примечание. Распределим задание упражнения 471 между тремя учениками.


^ Урок 62. Типы речи и их сочетание в тексте (продолжение)

Цели урока: 1) совершенствовать умение составлять устные и письменные описания и рассуждения; 2) отрабатывать умение учащихся сохранять языковые особенности и типологическую структуру текста с сочетанием разных типов речи при его письменном изложении.

^ I. Сочетание типов речи в тексте (продолжение – проверка домашнего задания, упр. 477)

В том случае, если отдельным ученикам предлагалось в качестве индивидуального задания упражнение 471, попросим их высказаться по теме упражнения, раскрывая содержание указанных учителем на предыдущем уроке пунктов. Предложим учащимся, работающим на местах, оценить ответы одноклассников с точки зрения соответствия содержания фрагментов текста заданному типу речи, а также требованиям ясности и точности изложения. Попросим ребят подумать, можно ли считать прозвучавшие от лица разных учеников фрагменты частями одного текста, и обосновать свою точку зрения.

Предоставим семиклассникам возможность высказаться по теме задания 1 упражнения 477, а затем попросим выразительно прочитать и озаглавить приведённый в этом упражнении текст.

Распределим задание по вариантам: I вариант готовит устное высказывание по первому плакату, II вариант – по второму. Прежде чем учащиеся приступят к подготовке высказывания, попросим их сформулировать проблему, о которой они будут размышлять во второй части устного текста (проблема людей, оставшихся без крова; проблема бережного отношения к живой природе).

^ II. Письменного изложение текста с творческим заданием (упр. 470).

Предоставим учащимся возможность в течение двух-трёх минут повторить содержание текста Н. Носова, обращая внимание на использованные автором языковые средства создания функционально-смысловых типов речи. После этого попросим ребят закрыть книги и подробно изложить текст, сохранив его языковые особенности и типологическую структуру и развернув описание путём включения в него более подробного описания снегиря (-ей).


В сильном классе учитель по своему усмотрению может предложить дополнительные задания.

Задание 1. Письменно докажите, что первая часть предложенного для письменного изложения текста является описанием (I вариант), а вторая – повествованием (II вариант).

Задание 2. Напишите, какой тип речи вы использовали, отвечая на вопрос задания 1, и почему.

Д. з.: 1) на выбор – упр. 473, или 474 (письменно), или 475, или 478; 2) в сильном классе – упр. 476, в слабом классе индивидуальное задание – упр. 476; 3) задание перед текстом на с. 3 части 2 учебника.


§ 14. Общее значение наречий и их употребление в речи

Урок 63. Наречие как часть речи

^ Цель урока: 1) дать понятие о происхождении термина наречие; 2) повторить, расширить и обобщить сведения о наречии как части речи.

I. Типы речи (повторение – проверка домашнего задания)

Предоставим возможность желающим прочитать написанное дома по выбранной теме сочинение-миниатюру и кратко охарактеризовать типологические особенности своего текста. Затем предложим одному из учащихся сильного класса или ученику, подготовившему индивидуальное задание (в слабом классе), подробно пересказать текст о жизни и деятельности М.В. Ломоносова, о его вкладе в отечественную лингвистику и взглядах на грамматику и её роль в познании родного языка и других наук.

Чтобы проверить, как усвоена информация воспринятого на слух текста, предложим учащимся, работавшим на местах, ответить на следующие вопросы:

-- Каков вклад М.В. Ломоносова в становление русской лингвистики?

-- Какова, по оценке М.В. Ломоносова, роль грамматики в усвоении знаний?

-- Какое определение дал грамматике основоположник русской лингвистики?

После этого ученики выполняют задание 2 упражнения 476, опираясь на письменный текст.

^ II. Общее значение и грамматические признаки наречий (эпиграф на с. 3, упр. 480 (частично), проверка устной части домашнего задания; текст на с. 3 – 4, упр. 481, 482).

Попросим семиклассников прочитать эпиграф к теме «Наречие» и высказать предположение, почему его автором была использована метафора «обломки далёкого прошлого». После этого учащиеся внимательно читают текст, приведённый в упражнении 480, и продолжают рассуждать на заданную эпиграфом тему. По своему усмотрению учитель может прочитать объяснение Льва Успенского, приведённое им в главе «Слова-ископаемые» книги «Слово о словах»:

«Наши наречия вообще являются любопытнейшим разрядом слов; их по праву можно назвать "живыми ископаемыми". Список русских наречий полон обломков далекого прошлого. Он напоминает, пожалуй, те каменные породы, в которых то целиком, то в виде кусков сохранились от давних эпох окаменелые останки древних животных и растений.

Вот несколько примеров этого любопытного явления.

Вы понимаете, как построено наречие "посредине"? Это сочетание предлога "по" с дательным падежом слова "середина" ("средина").

Так же образовались слова "поверху", "понизу".

Но скажите, от какого существительного образован дательный падеж в наречии "понаслышке"?

Никакого слова "наслышка" в нынешнем общерусском языке мы не знаем. Однако одно из двух: либо его кто-то придумал нарочно для того, чтобы, произведя от него дательный падеж, образовать нужное наречие, а само существительное выбросить вон (что, конечно, невозможно!), либо же такое слово -- "наслышка" существовало когда-то и лишь позднее было забыто, потеряно нашим языком.

Наткнувшись на такой след древнего слова, языковед постарается отыскать и само слово где-нибудь в пыльных хартиях прошлого, в старинных рукописях и книгах.

Легко понять состав таких слов, как: на смех, назло, наудачу, потому что нам известны слова: смех, зло, удача.

Трудно разобрать состав таких слов, как: наспех, набекрень, наискосок.

Где вы найдете слова: спех, бекрень, искосок?

Не лишена интереса задача докопаться до происхождения этих пережитков прошлых эпох в жизни языка (не говоря уже о том, что такая работа весьма полезна)!

Любопытны и слова вроде: босиком, нагишом, кувырком, ничком.

Мы привыкли видеть в них неизменные и неизменяемые части речи, наречия, и только. Но попробуйте поставить рядом друг с другом такие близкие друг другу слова, как кувырком и кубарем, нагишом и голышом, как сразу же возникает подозрение: да не прячутся ли за этим "неизменяемым" внешним обликом самые обыкновенные творительные падежи каких-то ныне уже позабытых, но существовавших когда-то существительных?»


Предложим учащимся определить вид рассуждения, представленного в тексте упражнения 480, и подведём их к мысли, что автор объяснял происхождение слова «наречие», используя в качестве аргументов к тезису о существовании этого слова в древнерусском языке сведения об одном из значений его этимологического корня и о происхождении названия слов этой части речи у древних римлян. На основании этих аргументов автор делает вывод о связи наречия с глаголом, которая была отмечена ещё учёными древности.




Задание письменно изложить текст (после повторного чтения) предложим в сильном классе. В слабом классе в зависимости от уровня подготовки попросим ребят составить по содержанию текста вопросы и задать их одноклассникам или ответить на вопросы учителя, например:

-- Как долго существует слово наречие?

-- Какой в этом слове этимологический корень?

-- Какие значения имело слово речь в древнерусском языке?

-- Какое слово в древнерусском языке имело значение «речь»?

-- Как называли наречие древние римляне?

-- Какой вывод позволяет сделать этимологический анализ слова наречие? (В чём древние учёные видели главное назначение глагола?)


По своему усмотрению учитель может помочь учащимся слабого класса сделать сообщение по теме задания на с. 3 (домашнее задание), предоставив им возможность использовать при ответе опорную запись, предварительно сделанную на доске, например:


^ Способы образования наречий


1. Дважды свистнуть, где-то научиться, сурово нахмуриться, искренне сопереживать, заговорщически подмигивать.

2. Подтянуть слева, поступить не по-товарищески, играть вчетвером, вывернуть наизнанку.

3. Никогда не унывайте, невесело усмехнуться, встретимся послезавтра.

4. Еле-еле дотянулся; разговаривал полушутя; мало-помалу привыкли, мимоходом заметил.


После этого можем потренировать зрительную память, а также орфографические умения учащихся. С этой целью проведём взаимодиктант: закроем запись на доске и попросим ребят по очереди вспомнить, назвать и записать те словосочетания, которые были записаны (словосочетания называются разными учениками по одному в произвольном порядке). Дополнительное задание: в процессе записи учащиеся ещё раз называют способ словообразования наречий. По окончании диктанта откроем запись на доске и предложим семиклассникам проверить свою работу.


Внимательно прочитав текст на с. 3 – 4, учащиеся отмечают сведения, которые не прозвучали в устных ответах и в течение минуты повторяют про себя вопросы наречия, после чего произносят их вслух, работая в парах.


Предоставим возможность ученикам прочитать текст упражнения 481 сначала про себя, определить чувства и ощущения, которые испытывает персонаж (наслаждение красотой природы, ощущение гармонии существования, приятная задумчивость, погружённость в светлый мир воспоминаний, мечтаний), а затем продемонстрировать выразительное чтение приведённого фрагмента.

Проведём совместную работу со второй частью задания 1 и ещё раз обратим внимание учащихся на то, что связь примыкание обеспечивается смысловым вопросом и такими грамматическими средствами, как интонация и порядок слов.

В процессе работы с упражнением 482 предложим семиклассникам вспомнить и перечислить разряды местоимений и привести примеры использования вопросительно-относительных местоимений и вопросительных наречий в роли союзных слов сложноподчинённых предложений.


Д. з.: 1) задания после текста на с. 4; 2) упр. 479.

Резерв – упр. 485.


Урок 64. Наречие как часть речи (продолжение)

Цель урока: 1) закреплять сведения о наречии как части речи; 2) тренировать учащихся в определении грамматических признаков наречий.

^ I. Общее значение и грамматические признаки наречий (повторение – проверка домашнего задания, упр. 483 (1))

Семиклассники делают сообщение по приведённому после текста на с. 3 – 4 плану (первое задание) и проводят устный анализ выписанных из текста наречий в соответствии со вторым заданием.

Выполнив задание 1 упражнения 483, учащиеся ещё раз отметят, что краткие прилагательные связаны предикативными отношениями с существительными или местоимениями, выполняющими в предложении роль подлежащего, и являются сказуемыми, тогда как наречия зависят от глагола-сказуемого или от прилагательного, существительного, другого наречия, выполняющих в предложении роль второстепенных членов, и являются обстоятельством. Важно, чтобы ученики указали также на то, что краткие прилагательные изменяются по числам, а в единственном числе – по родам (лицо непроницаемо, взгляд непроницаем, глаза непроницаемы), а наречие неизменяемо (приторно, печально пахло).

Предоставим ученикам возможность в течение одной-двух минут перечитать слова, словосочетания и предикативные основы, приведённые в орфографическом минимуме, а затем попросим их записать 12 – 15 словосочетаний (предикативных основ) под диктовку (по выбору учителя), например: по намеченному маршруту, лицо взволнованно, молодёжь эрудированна, интеллигентный труженик, христианская религия, усовершенствованный каталог, от перестроившегося подразделения, весёлая масленица, сосредоточенно разглядывал, с царствующей династией, доброжелательно беседующие, девушка талантлива и воспитанна, строящий дом, расстилающийся кругом, подразумеваемый контраст.

В качестве дополнительных предложим следующие задания.

Задание 1. Выпишите словосочетания, в состав которых входит наречие, и проведите их синтаксический разбор: укажите главное и зависимое слово, поставьте вопрос, составьте схему словосочетания. Назовите использованный в этих словосочетаниях способ подчинительной связи.

Задание 2. Запишите использованные в словосочетаниях наречия в составе словообразовательных пар, укажите способ и средства их образования.

Задание 3. Найдите в составе записанных словосочетаний прилагательные в краткой форме и выделите в них окончания.

Задание 4. Укажите морфемный состав использованных в составе словосочетаний причастий.

^ II. Морфологический разбор наречий (упр. 484 (устно), 486

Учащиеся выполняют первую часть задания 1 упражнения 484, демонстрируют выразительное чтение стихотворных строк и ещё раз делают вывод о том, что наречия называют обстоятельства (время, место, причину, цель), в которых происходит действие, указывают способ его совершения, меру и степень, в которой оно проявляется. Ограничим вторую часть задания 1: предложим учащимся доказать, что наречиями являются слова потом (отрывок 2) и подчас (отрывок 4).

Предложим семиклассникам назвать пять использованных в поэтических строках А. Пушкина наречий (упражнение 486) и провести морфологический разбор наречия направо.



В процессе рассмотрения словообразовательного гнезда существительного дом обратим внимание учащихся слабого класса, что это гнездо включает наречие домой, образованное от существительного дом суффиксальным способом с помощью суффикса -ой, наречие дома, образованное суффиксальным способом с помощью суффикса -а, наречие по-домашнему, образованное от прилагательного домашний приставочно-суффиксальным способом с помощью приставки по- и суффикса -ему, и наречие домовито, образованное от основы прилагательного домовитый суффиксальным способом с помощью суффикса -о.

Результатом работы с заданиями упражнения будет следующая запись.

1) Дом → домашний → по-домашнему.

Дом → домовитый → домовито.

2) Дом → домой.

Дом → дома.

3) Дом → домашний → одомашнить → одомашнивать → одомашнивание.


Учебная игра. Кто больше? Отведём учащимся время (три-пять минут) на составление словосочетаний по фотоколлажу в упражнении 488, а затем проведём игру «Кто больше?»: представители разных команд (рядов) по очереди называют словосочетания, соответствующие приведённой схеме. Побеждает команда, назвавшая большее количество словосочетаний.


Д. з.: 1) упр. 483 (2); 2) упр. 484 (письменно с дополнительным заданием: провести морфологический разбор двух наречий); 3) упр. 492; 4) индивидуальное задание – упражнение 489 (см. примечание).

Примечание. Предложим двум ученикам подобрать стихотворную строку, в которой использовано наречие, записать её и на этом материале составить соответствующее доказательство.

Резерв – упр. 490.


§ 15. Разряды наречий по значению

Урок 65. Разряды наречий. Сжатое изложение

Цели урока: 1) формировать представление о разрядах наречий по значению и тренировать в опознавании наречий разных разрядов; 2) тренировать умение учащихся сжато излагать содержание текста.

^ I. Морфологический разбор наречий (повторение – проверка домашнего задания, упр. 489, 491)

Ученики устно проводят синтаксический разбор указанного в задании упражнения 483 предложения и морфологический разбор наречий (по выбору) из упражнения 484 (дополнительное задание).

Потренируем память и орфографическую зоркость учащихся, предложив им следующее задание.

Задание. 1. Выучите наизусть четверостишие Ярослава Смелякова (упражнение 484). 2. Перечитайте это четверостишие, обращая внимание на написание слов. 3. Запишите стихотворный отрывок по памяти. 4. Проверьте свою запись по учебнику, проведите работу над ошибками.


В слабом классе организуем многократное (громко, с обыкновенной интенсивностью, тихо, шёпотом, про себя) хоровое орфографическое проговаривание слов исчезали, мгновенно, наверняка, невзначай, посягали и всего четверостишия. По своему усмотрению после этой части работы учитель может продиктовать ребятам эти строки.


После этого делают сообщение ученики, подготовившие индивидуальное задание (упражнение 489). Важно, чтобы эти ученики назвали в качестве неизменяемых слов (вторая часть задания) деепричастие как особую форму глагола, инфинитив; несклоняемые имена существительные; простую форму сравнительной степени прилагательного; местоимения некто, нечто; слова категории состояния; служебные части речи. Попросим отвечающих продиктовать одноклассникам примеры неизменяемых слов, а учащихся, работающих на местах, -- назвать и записать свои примеры таких слов.

В завершение этого этапа урока предложим одному-двум ученикам рассказать о наречии как части речи и основных способах образования наречий (домашнее задание – упр. 492).

^ II. Разряды наречий по значению (вопрос на с. 8, задание на с. 9)

После того как семиклассники отметят особенность подачи информации (она предъявлена не в форме традиционного текста, а в форме таблицы), попросим их подумать, с какой целью использована эта форма, и подведём их к следующей мысли: таблица позволяет обобщить и систематизировать объёмный теоретический материал и таким образом облегчить его восприятие и запоминание.



Попросим ребят описать содержание таблицы и поможем ученикам слабого класса в этой работе. Обратим их внимание на то, что понятие о содержании таблицы даёт заголовок – «Разряды наречий по значению», что первая колонка показывает количество разрядов, вторая – их названия, третья – вопросы, по которым распознаются наречия разных разрядов, четвёртая включает примеры наречий каждого разряда.


Затем учащиеся выполняют задание на с. 9. Предоставим им минуту для запоминания названий разрядов (обратим внимание ребят на то, что эти названия совпадают с названиями видов обстоятельств, роль которых они выполняют), а затем записать их по памяти в тетрадь и проверить свою запись. После этого усложним задание: попросим за одну-две минуты запомнить вопросы к наречиям каждого разряда и проведём взаимопроверку в парах.

^ Учебная игра. Тренировку в приведении примеров можем провести в форме игры «Аукцион» (в результате будет названо шесть победителей – учеников или команд).


^ III. Сжатое изложение (упражнение 493)

Попросим учащихся отразить в заголовке текста главную мысль текста, например: «Разборчивый бурундук», «Привередливый труженик».

Выписав словосочетания с наречиями, учащиеся сделают вывод, что наречия примыкают к глаголам и его особым формам – деепричастию и причастию, а также к прилагательным. Попросим ребят назвать часть речи, которая также может быть в словосочетании главным словом по отношению к наречию, и привести соответствующие примеры.

Предложим определить главную мысль текста («Бурундук трудолюбив, запаслив и разборчив в пище»), а затем выполнить задание 2 упражнения – постараться так изложить краткое содержание текста, чтобы была выражена эта мысль. Поможем семиклассникам в этой работе, проведя беседу следующего содержания.

-- В чём проявляется трудолюбие бурундука, что об этом сказано в тексте? (Трудолюбие этого зверька проявляется в том, что он постоянно занят – добывает себе пищу.)

-- Что даёт нам представление о его запасливости? (Бурундук не съедает ягоды и орехи сразу, а переносит их за щеками в норку.)

-- В каких предложениях или словосочетаниях автор выражает мысль о том, что бурундук разборчив в пище? («Но он очень привередлив, необыкновенно разборчив... в отношении своего стола», «бережно поддерживая каждую передними лапами», «Все они были крупные, отборные, с аккуратно срезанной кожицей».)

-- Как кратко выразить мысль о привередливости бурундука? (Бурундук всегда отбирает лучшие ягоды и орехи.)

-- Теперь перечислим ещё раз всё то, что нужно отметить при изложении краткого содержания текста. (См. выше.)


После проведённой беседы предоставим основному составу учащихся возможность самостоятельно поработать 7 – 10 минут, письменно излагая это содержание, а двум-трём сильным ученикам – выполнить это задание у доски. По окончании работы проанализируем сжатые изложения тех учеников, которые работали у доски, и предложим остальным внести коррективы в свои записи.

Сжатое изложение содержания текста Г. Колесникова может быть примерно следующим.

Бурундук постоянно занят добыванием пищи и всегда отбирает лучшие ягоды и орехи, чтобы унести их в нору и там съесть или отложить в кладовую. Ягоды и орехи он переносит за щеками, но в минуты опасности выплёвывает запасы пищи и убегает.



После этой части работы ученики составляют устное описание бурундука по фотографии. В слабом классе по своему усмотрении учитель может провести предварительную совместную работу по подбору опорных слов (словосочетаний), например: маленький ловкий зверёк, серая шёрстка с тёмными полосками, цепкие лапки с острыми коготками, остренькая симпатичная мордочка, чёрные глазки-бусинки, маленькие чуткие ушки, полосатая спинка, длинный пушистый хвост и т. д.


Д. з.: 1) задание на с. 9 повторить; 2) упр. 494; 3) в слабом классе – упр. 495, в сильном классе – упр. 496.


Урок 66. Местоименные наречия

Цель урока: формировать представление о местоименных наречиях.

^ I. Разряды наречий по значению (повторение – проверка домашнего задания, упр. 498 (устно))

Предоставим учащимся возможность в течение одной-двух минут повторить содержание таблицы на с. 8, а затем по памяти записать названия разрядов наречий и вопросы к наречиям каждого разряда, оставляя место (две-три строки) для записи примеров. После этого предложим семиклассникам проверить свои записи по учебнику и проведём распределительный диктант: продиктуем примеры из таблицы в произвольном порядке. По итогам работы проводится самопроверка – ребята определяют, удалось ли им правильно воспроизвести орфографический облик наречий и определить их принадлежность к определённому разряду, и анализируют ошибки.



Предложим желающим прочитать составленные (в слабом классе) или выписанные из произведений художественной литературы (в сильном классе) предложения, выделим из них наиболее интересные по содержанию (использованной грамматической конструкции, пунктуационному оформлению) и попросим продиктовать их одноклассникам.


По своему усмотрению учитель может предложить семиклассникам выполнить задание упражнения 498 устно.

^ II. Местоименные наречия (текст на с. 11, упр. 499, 500, 502)

После того как учащиеся внимательно прочитают текст на с. 11, предложим им составить по его содержанию вопросы, задать их одноклассникам и в случае необходимости внести коррективы в их ответы.



В слабом классе учитель по своему усмотрению может предложить ребятам готовые вопросы, например: Какова особенность общего грамматического значения местоименных наречий? (На каком основании выделяется группа местоименных наречий? Почему местоименные наречия так называются?) Почему местоименные наречия, которые указывают на признак действия, нельзя считать местоимениями? На какие группы делятся местоименные наречия? В какой роли могут быть использованы вопросительно-относительные местоименные наречия?


^ Учебная игра. Работу с упражнением 499 можно провести в форме игры «Кто больше?»: за отведённое время (десять минут) учащиеся записывают наречия в соответствии с заданием, а затем выявляются победители (шесть и более), которые помогают одноклассникам дополнить записи (до трёх – пяти) по каждому вопросу.


Определим, кому из учащихся удалось наиболее выразительно прочитать приведённые в упражнении 500 строки А.С. Пушкина (задание 1), а затем проведём совместную работу с заданием 2.


Начнём работу с упражнением 502 с выразительного чтения текста М.М. Пришвина, после чего попросим ребят перечитать текст про себя, подсчитывая количество наречий, и сверить с числом, названным учителем (семь). В качестве дополнительной части задания 1 предложим учащимся указать морфемный состав наречий.

После беседы по вопросам задания 2 предоставим учащимся возможность самостоятельно поработать с третьим заданием и затем желающим – прочитать свои сочинения-миниатюры.

^ Д. з.: 1) подробный пересказ текста на с 11; 2) упр. 503, 506 (см. примечание).

Примечание. Определим количество предложений, которые необходимо составить в соответствии с заданием упражнения 506 – 3 – 5 (на усмотрение ученика).

^ Резерв – упр. 497.


Урок 67. Различение грамматических омонимов. Выразительные возможности наречий

Цели урока: 1) тренировать учащихся в распознавании наречий, имеющих грамматические омонимы; 2) формировать представление о выразительных возможностях наречий.

^ I. Местоименные наречия (повторение – проверка домашнего задания, упр. 501)

После того как один из учеников расскажет о местоименных наречиях и ответит на дополнительные вопросы одноклассников по содержанию текста на с. 11, проведём творческий взаимодиктант. Ученики называют по памяти примеры местоименных наречий (по группам) и записывают их в составе словосочетаний наречие + глагол (причастие, деепричастие), объясняя выбор написания отрицательных и неопределённых наречий.

Выслушаем высказывания желающих по теме задания 2 упражнения 503, а затем попросим отдельных учеников прочитать составленные на основе фотоколлажа предложения (упражнение 506).

По своему усмотрению учитель может предложить семиклассникам выполнить задание упражнения 501 письменно.

^ II. Грамматические омонимы (текст на с. 15, упр. 507)

Чтобы проверить, как усвоено содержание текста на с. 15, попросим учащихся ответить на следующие вопросы, приводя соответствующие примеры.

-- Какие слова называются грамматическими омонимами? (Слова разных частей речи, совпадающие в звучании и написании в определённой форме: весной (наречие) – весной (существительное в тв. п. ед. ч.) или совпадающие в звучании и написании разные формы одного слова: журавлей (вин. п. мн. ч) – журавлей (род. п. мн. ч.)).

-- Как различить грамматические омонимы – наречие и существительное? (Нужно попытаться поставить смысловой и падежный вопросы, определить морфемный состав этих слов.)

Постараемся, чтобы семиклассники осмыслили грамматические различия приведённых в образце к упражнению 507 примеров и организуем совместный анализ использованных в предложениях этого упражнения грамматических омонимов.

^ III. Роль наречий в художественном описании (упр. 508 (1))

Предложим учащиеся прочитать текст, приведённый в упражнении 508, сначала про себя, чтобы определить общее настроение, которым проникнуто его содержание (настроение радостного оживления, восторженного любования внезапно нарушившей зимнее оцепенение весной), и затем выразительно – вслух.

После того как учащиеся назовут использованные автором тропы, обратим их особое внимание на выразительную роль наречий образа и способа действия: хлопотливо (шнырял), властно (залила), плотно (охватила), победно (шумела), лениво, довольно (отдыхала), влажно (вглядываясь), горячо, сине, ярко (распласталось), целиком (падало).


В слабом классе проведём совместную работу с первой частью задания 2 упражнения, а в сильном учитель по своему усмотрению может предоставить учащимся возможность поработать самостоятельно, а затем проверить правильность разбора по составу по сделанной отдельными учениками записи на доске (здесь показано только деление на морфемы): ран-о, хлопот-лив-о, в-верх-у, еле, когда, дн-ём, дал-ек-о, выс-ок-о, власт-н-о, плотн-о, с-низ-у, ещё, побед-н-о, лен-ив-о, довольн-о, там, влаж-н-о, горяч-о, син-е, ярк-о, цел-ик-ом, в-глубь.

Поможем семиклассникам проанализировать наречия, имеющие омофоны (наречия вверху, днём, снизу, вглубь) и обратим внимание ребят на то, что для различения наречий и совпадающих с ними по звучанию существительных (существительных с предлогами) нужно обращать внимание на наличие зависимых слов – существительных и прилагательных: в глубь (чего?) веков – заглянуть вглубь; встретились днём – вчерашним днём.

Проследим, чтобы в процессе синтаксического разбора первого предложения последнего абзаца текста учащиеся давали развёрнутые устные комментарии, правильно используя термины, например: «Предложение осложнено однородными простыми глагольными сказуемыми, связанными одиночным сочинительным соединительным союзом и: небо (что сделало?) распласталось и падало; связанными только интонацией однородными обстоятельствами образа действия, распространяющими сказуемое распласталось: распласталось (как?) горячо, сине, ярко; обособленным обстоятельством образа действия, выраженным деепричастным оборотом: падало (как?), сходясь в узкие воронки; обособленным согласованным распространённым определением, выраженным причастным оборотом: поляны (какие?) ставшие озёрами».

^ Д. з.: 1) внимательно перечитать текст на с. 15; 2) упр. 509.

Урок 68. Слова категории состояния

Цели урока: 1) формировать представление о значении и грамматических особенностях слов категории состояния; 2) формировать умение отличать слова категории состояния (предикативные наречия, безлично-предикативные слова) от грамматических омонимов: наречий, кратких прилагательных, существительных.

^ I. Слова категории состояния (текст на с. 17, задания после текста, упр. 510 -- 512)

После внимательного чтения текста на с. 17 семиклассники под руководством учителя составляют его план (первое задание на с. 17), который может быть следующим.

1. Термины для обозначения слов категории состояния.

2. Общее значение и грамматические особенности слов категории состояния.

3. Состав слов категории состояния.

4. Вопрос о словах категории состояния в современной лингвистике.

5. Отличия слов категории состояния от наречий.


В слабом классе заменим задание пересказать текст заданием составить вопросы, соответствующие каждому пункту плана, и предложить их одноклассникам (работа проводится последовательно: сначала с первым вопросом, затем со вторым и т. д.). Поможем ребятам справиться с этой работой, попутно внося дополнительные пояснения.


После выполнения заданий на с. 17 организуем работу с упражнением 510. Сначала выслушаем высказывание учащихся о слове тепло и предложим им подумать, какими ещё частями речи, кроме наречия и слова категории состояния, может являться слово (словоформа), которое пишется и произносится именно так. Свои предположения ученики проверяют по словарику омонимов (раздел «Грамматические омонимы»).

Попросим семиклассникам выписать из словарных статей грамматических омонимов, приведённых в упражнении 510, примеры их использования и подчеркнуть эти слова как член предложения. Поможем ребятам осмыслить их грамматические различия.



По своему усмотрению учитель может предложить ученикам сильного класса самостоятельно выполнить задание упражнения 511 и проверить свою запись по вынесенному на доску отдельными учениками или учителем ответу (I столбик – 2, 3, 6, 9; II столбик – 1, 4, 5, 7, 8, 10). Затем подробно анализируются безличные предложения с главным членом, выраженным словом категории состояния, например: «На душе светло. Слово светло обозначает состояние человека, оно не изменяется – это слово категории состояния, которое является сказуемым односоставного безличного предложения».

Проведём совместную работу с упражнением 512, предложив ученикам слабого класса образец ответа, например: «Чу, за белой, дымной тучей глухо прокатился гром. (Ф. Тютчев) В это предложении слово глухо – это наречие, так как оно обозначает признак действия: прокатился (как?) глухо, не изменяется и в предложении выполняет роль обстоятельства образа действия».

^ II. Разряды наречий (повторение – упр. 505, 504)

Чтобы ещё раз акцентировать внимание семиклассников на стилистических возможностях наречий, проведём лингвистический эксперимент: после того как прозвучит выразительное чтение поэтических отрывков, приведённых в упражнении 505, предложим ребятам прочитать стихотворные строки, опуская наречия, и после этого сделать вывод об их изобразительной роли в художественной речи наречий образа и способа действия.

Предложим учащимся выполнить упражнение 504 сначала устно, а затем письменно в соответствии с образцом, и поможем им в этой работе: еже-дн-евн-о, добр-о-воль-н-о, до-сроч-н-о, на-пере-бой, не-хот-я, на-веч-н-о, бес-по-щад-н-о, бес-след-н-о, бес-церемон-н-о, мгновен-н-о, мимо-ход-ом, на-вы-тяж-к-у, на-от-машь, не-по-движ-н-о.

Д. з.: подготовиться к самостоятельной работе по теме «Разряды наречий по значению -- 1) выполнить упр. 514; 2) подготовиться к диктанту по тексту в упр. 508; 3) провести морфологический разбор наречия и слова категории состояния из предложения Алексею стало смешно, и он тихонько прыснул в кулак.


Урок 69. Разученный диктант с языковым заданием

^ Цели урока: 1) проверить умения учащихся по теме «Разряды наречий по значению» для их дальнейшей отработки в ходе изучения темы «Наречие»; 2) проверить орфографические умения учащихся.

^ I. Разряды наречий по значению (проверка домашнего задания)

Попросим учащихся перечислить разряды наречий по значению, назвать вопросы к каждому из них и назвать соответствующие примеры, а затем рассказать о словах категории состояния. В ходе совместной проверки проведённого дома морфологического разбора наречия и слова категории состояния ученики при необходимости вносят коррективы в свои записи.

После этого предоставим ребят возможность в течение двух-трёх минут перечитать текст из упражнения 508 и попросим их убрать книги.

^ II. Разученный диктант с языковым заданием (упр. 508)

Задание 1. Запишите текст упражнения 508 под диктовку.

Задание 2. Укажите разряды наречий, использованных в первом абзаце текста.

Задание 3. Укажите морфемный состав наречий, использованных в третьем абзаце текста.

Задание 4. В последнем абзаце текста подчеркните наречия как член предложения.

Задание 5. Проведите орфоэпический разбор наречия ещё.

*Задание 6. Выпишите из третьего абзаца наречие влажно. Составьте и запишите предложения с его грамматическими омонимами, укажите, какими частями речи они являются, подчеркните их как член предложения.

Д. з.: упр. 515.



-74-predpriyatiya-plan-raboti-vvedenie-glava-izuchenie-instituta-nasledovaniya-osnovnie-teoreticheskie-polozheniya.html
-8-diskvalifikaciya-ili-inoe-administrativnoe-nakazanie-prekrashenie-trudovogo-dogovora-kommentarij-k-glave-13.html
-9-figuri-rechiellipsis-11-nejtraln-glasn-bezud-glasn.html
-arhiepiskop-mihail-mudyugin-pravoslavnoe-pochitanie-ikon.html
-copyright-vasilij-vasilevich-ershov-2007.html
-den-otkritih-dverej--publichnij-doklad-i-shkolnaya-konferenciya--publichnij-doklad-kak-realnij-upravlencheskij.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/otchet-o-rabote-guk-kemerovskaya-oblastnaya-detskaya-biblioteka-im-a-p-gajdara.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/nato-burden-sharing-essay-research-paper-nato.html
  • predmet.bystrickaya.ru/rol-ekologicheskogo-vospitaniya-v-nachalnoj-shkole.html
  • pisat.bystrickaya.ru/stabilizacionnaya-programma-na-2010-g-09-30.html
  • turn.bystrickaya.ru/oficialnaya-ceremoniya-otkritiya-xvii-rossijskogo-nacionalnogo-kongressa-chelovek-i-lekarstvo-stranica-17.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/pravila-zemlepolzovaniya-i-zastrojki-v-velikom-novgorode-velikij-novgorod-stranica-3.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/bala-mrnde-ojinni-maizi-zor-eresek-adam-shn-ebekt-zhmisti-izmett-andaj-maizi-bar-bolsa-bala-shn-ojinni-maizi-da-sondaj-bala-ojinda-andaj-bolsa-sken-so-zhmista-da-kp-zhainan-sondaj-boladi.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-16-ipoznaete-istinu-i-istina-sdelaet-vas-svobodnimi-ioan-8-32-dzhon-barret-vedushij-programmi-novosti.html
  • composition.bystrickaya.ru/polozhenie-o-rajonnom-konkurse-rabotodatelej-nadezhnij-partner-na-rinke-truda.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/avtor-lekcij-v-elektronnom-vide-1.html
  • tasks.bystrickaya.ru/11-eeiih-i-raiizgi-ieliks-r-paturi-stranica-14.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zayavki-na-uchastie-v-aukcione-podannie-s-opozdaniem-dokumentaciya-ob-aukcione-po-provedeniyu-otkritogo-aukciona.html
  • letter.bystrickaya.ru/n-v-tretyakova-fgaou-vpo-rossijskij-gosudarstvennij-professionalno-pedagogicheskij-universitet-2010-stranica-7.html
  • report.bystrickaya.ru/klassifikaciya-stran-mira-po-indeksu-razvitiya-chelovecheskogo-potenci.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-13-strazh-poryadka-kniga-adresovana-shirokomu-krugu-chitatelej.html
  • credit.bystrickaya.ru/organizaciya-raboti-prokuraturi-po-nadzoru-pri-ispolnenii-nakazanij-i-mer-prinuditelnogo-haraktera.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/6-vzaimodejstvie-firm-proizvoditelej-1-struktura-servisnogo-predpriyatiya-razvitie-rinka-remontov-i-obsluzhivaniya.html
  • essay.bystrickaya.ru/crui-sostoyalsya-forum-rektorov-vedushih-rossijskih-i-italyanskih-vuzov.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/10-kontrolno-schetnaya-palata-kurganskoj-oblastnoj-dumi-informacionnogo-byulletenya-kurganskoj-oblastnoj-dumi.html
  • turn.bystrickaya.ru/polozhenie-respubliki-kalmikiya-v-yufo-11-prirodno-resursnij-potencial-respubliki-kalmikiya-17.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tematika-referatov-po-kursu-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-regionalnaya-ekonomika-specialnost.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-18-beremennost-i-rozhdenie-rebenka-projdite-test-glava-vi-v-transe-kak-eto-pochuvstvovat-vliyanie-gipnoza.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-osnovi-so-dlya-studentov-obuchayushihsya-po-napravleniyu-svyazi-s-obshestvennostyu.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/oblastnoj-plan-meropriyatij-sostavlennij-na-osnovanii-obshenacionalnogo-plana-prazdnovaniya-20-letiya-nezavisimosti-respubliki-kazahstan-.html
  • assessments.bystrickaya.ru/chast-1-analiz-sushestvuyushih-koncepcij-i-osnovnih-sistem-o-nauchno-issledovatelskoj-rabote.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-16-hozhdenie-v-svete-dzhon-f-makartur.html
  • abstract.bystrickaya.ru/11j-mezhdunarodnij-seminar-yarmarka-rossijskie-tehnologii-dlya-industrii.html
  • klass.bystrickaya.ru/711-sozdanie-bazi-dannih-uchebnoe-posobie-tomsk-2006-perechen-ispolzuemih-sokrashenij.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/v-vlasov.html
  • report.bystrickaya.ru/kniga-adresovana-shirokomu-krugu-chitatelej-interesuyushihsya-problemami-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-rossii-vsem-komu-nebezrazlichna-sudba-russkogo-naroda-i-gosudarstva-rossijskogo.html
  • crib.bystrickaya.ru/inostrannij-yazik-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-po-napravleniyu-ekonomika-profil-regionalnaya-ekonomika.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sistema-osvti-antichnogo-svtu.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/regionalnaya-politika.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sintaksicheskaya-sinonimichnost-chast-5.html
  • college.bystrickaya.ru/254-pravovie-riski-ezhekvartalnij-otchet-otkritoe-akcionernoe-obshestvo-arhangelskij-likero-vodochnij-zavod.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.