.RU

§ 2. Понятие системы специализированных договоров в сельском хозяйстве - Из фондов российской государственной библиотеки


§ 2. Понятие системы специализированных договоров в сельском хозяйстве.

Исследованию договоров, специально предназначенных для регулирования отношений в сельском хозяйстве, было посвящено немало работ90. Постепенно ученые перешли к изучению не отдельных

Венедиктов А. В. О системе Гражданского кодекса СССР // Советское государство и право. 1954. № 2. С. 35.

90 См.: Устюжанинов Г. МТС и колхозы (К вопросу о договорных взаимоотношениях) // Советское государство и право 1932. № 7-8. С. 105-131; Лисковец Б. А. Правовое регулирование колхозной торговли // Советское государство и право. 1956. № 2. С. 78-88; Новицкий И. Б., Граве К. А., Лисковец Б. А. Правовое регулирование товарооборота между городом и деревней. М., 1956. - 272 с; Седунов К. М. Гражданско-правовые формы колхозной электрификации // Советское государство и право. 1957. № 2. С. 46-55; Вовк Ю.А. Договорные отношения колхозов с организациями и предприятиями. М., 1962. - 60 с; Гомельский А. Ю. Договорные связи по транзитным поставкам сельскому хозяйству техники

58

видов договоров, а к анализу всей системы договорных обязательств сельскохозяйственных коммерческих организаций и фермеров: 1) общегражданских: купли-продажи, поставки, подряда и др.; 2) специфических именно для сельскохозяйственного сектора экономики: аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения, в сфере производственно-технического обслуживания сельскохозяйственных коммерческих организаций, эксплуатации водохозяйственных, гидротехнических и мелиоративных систем, агрохимического обслуживания и т.д.; 3) внутрихозяйственных91.

В научных работах характеризуются особенности «...правовых актов, регулирующих договорные отношения сельскохозяйственных предприятий»92, обосновывается идея «...о существовании особой категории хозяйственных договоров, специально сконструированных для обслуживания сельскохозяйственных предприятий...» .

и материалов // Советское государство и право. 1964. № 10. С. 73-80; Безрук В. Д. Хозяйственные договоры на производство специализированных работ в сельском хозяйстве. Фрунзе, 1971.- 62 с; Лурье С. М. Правовое регулирование контрактации в СССР. Кишинев, 1972. - 160 с; Лурье С. М. , Козырь М. И. Договорные отношения сельскохозяйственных предприятий в СССР. М., 1974. - 312 с; Первушин А.Г. Хозяйственный договор в деятельности предприятий сельского хозяйства. М., 1976. - 224 с; Бычкова Ц. В. Договор в производственно-экономических связях между сельским хозяйством и промышленностью. Киев, 1980.-228 с. и др.

1 См.: Аграрное право. Учебник для вузов / Под ред. проф. Г. Е. Быстрова и проф. М. И. Козыря. 2-е изд. испр. и доп. М., 2000. С. 362.

См., например: Лурье С. М. , Козырь М. И. Договорные отношения сельскохозяйственных предприятий в СССР. М., 1974. С. 82.

Первушин А. Г. Общие проблемы хозяйственного договора предприятий сельского хозяйства. Автореф. ...дис. докт. юрид. наук. М., 1977. С. 3.

59

Обоснование аграрных договоров как самостоятельной группы договоров в современной юридической литературе предприняты, пожалуй, только А. Н. Стативкой .

Как уже отмечалось выше, одна из последних кандидатских диссертаций защищена Е. С. Вяткиной. Изучение автореферата свидетельствует, что в диссертационной работе высказаны весьма спорные утверждения. Непоследователен вывод автора в части того, что в АПК можно отграничить две основные группы взаимоотношений. Автор фактически выделяет три группы договоров в сферах: материально-технического снабжения, производственно- технического обслуживания; реализации сельскохозяйственной продукции95. Е. С. Вяткиной не исследовались договоры в сферах земельных отношений (купли-продажи, аренды земель сельскохозяйственного назначения) и финансирования сельскохозяйственного производства (бюджетной ссуды, бюджетного кредита и др.). Между тем без заключения таких договоров сельскохозяйственными товаропроизводителями, как правило, невозможно само производство сельскохозяйственной продукции.

Поэтому представляется необходимым выявить наиболее важные признаки договоров, которые в настоящее время заключает большинство сельскохозяйственных коммерческих организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств (типичных специализированных договоров).

В процессе исследования полагаем необходимым обратить внимание на следующие обстоятельства.

Стативка А.Н. Договоры в агропромышленном комплексе Украины в условиях рынка. Киев, 1998. С. 40-41.

95 Вяткина Е. С. Договорные отношения предпринимательских организаций в сфере сельскохозяйственного производства Автореф. ... дис. канд. юрид наук. Казань, 2002. С. 7.

60

1. Проведенный анализ практики заключения договоров в сельском хозяйстве показывает, что многие сельскохозяйственные коммерческие организации и фермерские хозяйства (в дальнейшем, как правило, сельскохозяйственные товаропроизводители) заключают договоры: закупки продукции для государственных нужд, аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения, договоры на обслуживание тракторов, комбайнов и других сельскохозяйственных машин и орудий. Традиционно названные договоры относят к числу сельскохозяйственных. Иногда в литературе вместо термина сельскохозяйственные договоры применятся термин аграрные договоры. Однако каких либо критериев разграничения между ними в науке не предлагается. Так, как пишет М. И. Козырь, к «...внешним аграрным договорным правоотношениям относятся лишь те сельскохозяйственные договоры, которые обусловлены спецификой сельского хозяйства и юридически закрепляют ее. Это - договоры аренды земли, государственной закупки и поставки сельскохозяйственной продукции, на агрохимическое обслуживание и др.»96. В указанной работе М. И. Козырь не раскрывает соотношение аграрных договорных правоотношений и сельскохозяйственных договоров. Думается, понятие «аграрные договоры» шире понятия «сельскохозяйственные договоры». В группу сельскохозяйственных договоров следует включать только договоры между сельскохозяйственными товаропроизводителями и их контрагентами, которые способствуют производству и сбыту сельскохозяйственной продукции. К группе аграрных договоров, помимо сельскохозяйственных, полагаем возможным относить договоры на переработку готовой сельскохозяйственной продукции, заключаемые между сельскохозяйственными товаропроизводителям и перерабатывающими предприятиями, например, договоры на

' Козырь М. И. Аграрное право России: проблемы становления и развития М: Право и государство, 2003. С. 93-94.

61 переработку зерна в муку. Все аграрные договорные обязательственные правоотношения могут быть по своей юридической природе гражданско-правовыми однородными, а также комплексными, содержание прав и обязанностей субъектов которых сформировано под воздействием норм разных отраслей права: гражданского, бюджетного, административного, аграрного и др.

В литературе по гражданскому праву выделяют так называемые
«организационные» или «генеральные» договоры, например, договоры
участников межбанковских отношений по организации их взаимных
расчетов, на основании которых стороны заключают целый ряд
конкретных «локальных» (оперативных) договоров . В сельском
хозяйстве также заключаются «организационные» или «генеральные»
договоры: между Минсельхозом РФ и банками - агентами; между
Минсельхозом РФ и ОАО «Росагролизинг». Указанные договоры
являются юридическими предпосылками (фактами), предшествующими
заключению «оперативных» договоров, в частности: кредитных - между
банками и сельскохозяйственными товаропроизводителями;
субагролизинга - между региональными лизинговыми компаниями и
сельскохозяйственными товаропроизводителями

лизингополучателями.

Подобные «генеральные» договоры заключаются и во Франции. В соответствии с Законом Франции от 9 июля 1999 года «Об ориентации сельского хозяйства» № 99 - 574 могут заключаться следующие договоры: 1) целевые и управленческие конвенции, которые подписываются Президентом Центрального административного совета с Директором центральной кассы социальной взаимопомощи в сельском хозяйстве; 2) специальные, межпрофессиональные контракты, которые бывают трех основных видов: а) между двумя и более объединениями

Q*7

Гражданское право: В 2 т. Том 2. Полутом 1. Учебник. / Отв. Ред. Е. А. Суханов. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1999. С. 158-160.

62

наиболее представительных в сельскохозяйственном производстве профессиональных организаций или их профсоюзными органами; б) между профессиональными организациями, занимающимися выпуском определенного вида продукции; в) между профессиональными организациями по переработке, закупке или распространению сельскохозяйственных продуктов. Министр сельского хозяйства, Министр экономики и Государственный Совет по конкуренции Франции должны быть официально извещены о заключении таких контрактов, со дня их подписания. Сообщения о заключении контрактов публикуются в официальном бюллетене (ст. 49).

Для обозначения «генеральных» и традиционных

«сельскохозяйственных» договоров диссертантом введен термин — специализированные договоры в сельском хозяйстве . Термин специализированные договоры в сельском хозяйстве шире традиционного понятия сельскохозяйственные договоры, одной из сторон которых, как известно, является сельскохозяйственный товаропроизводитель (сельскохозяйственная коммерческая организация, крестьянское (фермерское) хозяйство).

В науке уже давно обращалось внимание на так называемые административные, хозяйственные, комплексные, смешанные, «нетипичные» и т. п. договоры . В современной литературе А. В. Демин, анализируя содержание ст. 124 ГК РФ, совершенно правильно указывает, что «...в договорных отношениях, в которых проявляются характерные признаки государственных органов как государственно-властных субъектов, наделенных соответствующими полномочиями

См.: Лукьяненко В. Е. Договоры в сфере предпринимательской деятельности. Теория и практика (на примере сельского хозяйства). Ульяновск, Изд-во: Ул. ГПУ им. И. Н. Ульянова, 2003. С. 53, 150-151.

См., например: Ямпольская Ц. А. О теории административного договора //Советское государство и право. 1966. № 10. С. 132-135.

63

прерогативного характера, применяются нормы иных отраслей, а именно международного, конституционного, административного, финансового, природоресурсного права. Но возникающие при этом правоотношения уже не являются гражданско-правовыми»100. На основе анализа теоретической литературы автор дает следующее определение административного договора. «Административный договор - это управленческое соглашение не менее двух субъектов административного права, заключенное на основе норм административного права в публичных целях, опосредствующее горизонтальные (координационные) управленческие отношения, правовой режим которого содержит административно-правовые элементы, выходящие за рамки частного права»101. Итак, во-первых, обеими сторонами административного договора являются только субъекты административного права, во-вторых, договоры заключаются на основе норм административного права.

А. В. Демин правильно отмечает, что при обозначении административных договоров нет «...единства в терминологии. Наряду с термином «административный договор» используются и другие, а именно: административный контракт, административно-правовое соглашение, публично-правовая сделка, координационное соглашение, ведомственное соглашение, управленческий договор, государственный контракт (договор), а также просто контракт, договор, соглашение, договоренность. Отдельные авторы используют такие термины, как координационно-управленческий договор (В. Д. Рудашевский), организационно-административные соглашения (Б.Б. Хангельдыев), публично-правовой договор (М. Якуба) и другие .

100 Демин А. В. Общие вопросы теории административного договора.
Красноярск, 1998. С. 28.

101 Демин А. В. Там же. С. 29.

102 См.: Демин А. В. Указ. Соч. С. 28-30.

64

Больше всего элементов, отвечающих признакам административного договора, имеют договоры, утвержденные Минфином России.

Во исполнение постановления Правительства РФ от 30 марта 2001 г. № 255 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2001 год" Министерство финансов России утвердило типовое соглашение о передаче с 1 января 2001 года в собственность субъектов федерации специальных средств федерального бюджета (в дальнейшем их можно условно называть средства «спецфонда»). Начало образованию этого спецфонда положили федеральные средства, направленные в 1994 году для создания регионального продовольственного фонда, а также средства, начисленные в 1994-1998 годах в виде платы за пользование ими, и средства, начисленные в 1999-2000 годах в виде платы за пользование переданными во владение, пользование и распоряжение бюджетными средствами на формирование регионального продовольственного фонда. В соответствии с названным типовым соглашением распоряжение средствами фонда осуществляется администрацией субъекта федерации (п. 1. 3); средства спецфонда отражаются администрацией субъекта федерации отдельной статьей в законе о бюджете соответствующего субъекта Российской Федерации и учитываются в бухгалтерском учете по исполнению бюджета; администрациям рекомендовано предоставлять средства федерального бюджета предприятиям, органам муниципальных образований на условиях: возвратности и платности, с взиманием платы за пользование этими средствами в размере одной третьей учетной ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Минфин РФ осуществляет контроль за целевым использованием средств федерального бюджета, переданных из указанного специального фонда в собственность субъектов федерации. Юридическая природа права собственности на средства спецфонда неясна, как и неясна природа

65

рассмотренного типового соглашения103. Полагаем, что при определении
формы или вида права собственности на средства спецфонда следует
исходить из того, что средства спецфонда были переданы Минфином
России в порядке исполнения закона о федеральном бюджете. Средства
спецфонда находятся в собственности субъекта федерации. Целевое их
использование контролируется Минфином России. Поэтому думается,
что в случае нецелевого использования «доверенные в собственность»
субъекта федерации средства «спецфонда» по представлению Минфина
России могут быть в судебном порядке или по специальному решению
Госдумы России изъяты у субъекта федерации. С учетом отмеченных
соображений полагаем, что рассмотренное типовое соглашение является
комплексным договором, содержащим элементы административного и
бюджетного законодательства (административно-бюджетным).

Думается, что в сферах финансирования отраслей экономики вряд ли возможно найти абсолютно «однородные» административные соглашения или «однородные» бюджетно-правовые соглашения.

2. В нормативных актах и литературе для обозначения всех
субъектов, производящих и реализующих сельхозпродукцию все шире
применяется термин «сельскохозяйственный товаропроизводитель». В
ст. 1 Закона от 8 декабря 1995 г. "О сельскохозяйственной кооперации"
(в редакции от 7 марта 1997 г.)104 предусмотрено, что
сельскохозяйственный товаропроизводитель - это физическое или
юридическое лицо, осуществляющее производство

сельскохозяйственной продукции, которая составляет в стоимостном
■ф выражении более 50 % общего объема производимой продукции, в том

В ГК РФ закреплен договор доверительного управления имуществом (ст. ст. 1012-1026). Однако передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности на него к доверительному управляющему (ч. 2 п. 1. ст. 1012 ГК РФ). 104 СЗ РФ. 1995. № 50. Ст. 4870.

66
числе рыболовецкая артель (колхоз), производство

сельскохозяйственной (рыбной) продукции и объем вылова водных биоресурсов в которых составляет в стоимостном выражении более 70 % общего объема производимой продукции. Конечно, все сельскохозяйственные товаропроизводители имеют определенную организационно-правовую форму: сельскохозяйственной коммерческой организации (ООО, АОЗТ, кооператива и др.), крестьянского (фермерского) хозяйства, индивидуального предпринимателя, владельца личного подсобного хозяйства (продающего часть произведенной в ЛПХ продукции на рынке). Хотя профессор З.С. Беляева полагает, что «...сельскохозяйственным товаропроизводителем следует считать физическое и юридическое лицо, производящее сельскохозяйственную продукцию для продажи, вне зависимости от объемов этого производства»105. Что касается сельскохозяйственных коммерческих организаций, то к таковым можно относить только такие, выручка которых от реализации сельскохозяйственной продукции составляет более 50 % от общей суммы реализации106. Названные цифры, судя по выводу, необходимы для предоставления налоговых и других льгот .

По нашему мнению, один экономический критерий не может быть
положен в основу экономико-юридического понятия

сельскохозяйственного товаропроизводителя. В соответствии с
действующим законодательством сельскохозяйственный

товаропроизводитель может в течение определенного времени вообще не производить ничего, так как занимается освоением земельного

Беляева З.С. Правовой статус сельскохозяйственных коммерческих организаций как субъектов предпринимательской деятельности // Предпринимательская деятельность в сельском хозяйстве России. Правовые вопросы. М., 1998. С.9. } См.: Беляева 3. С. Там же. )7 См.: Беляева 3. С. Указ. Соч. С. 10.

67

участка. Однако после регистрации в качестве соответствующей коммерческой организации или крестьянского (фермерского) хозяйства к нему будут предъявляться требования как к субъекту права . В данной связи нельзя не отметить, что согласно Аграрному кодексу Франции любое физическое или юридическое лицо, занимающееся сельскохозяйственной деятельностью (ст. L311 - 1), за исключением деятельности, связанной с добычей морепродуктов и использованием лесных ресурсов, регистрируется в сельскохозяйственном регистре посредством подачи декларации, которая является общественно доступной и хранится в сельскохозяйственном ведомстве департамента, в котором землепользователь имеет депутатское место. В декларации землепользователя должны быть указаны юридическая форма его предприятия и состояние земель на используемом участке или участках (Ст. 311 -2)109.

В этом же русле находится вывод и М. И. Палладиной, которая пишет, что «...правомерно и справедливо характеризовать ту или иную сельскохозяйственную организацию по результатам ее деятельности за длительный период (по крайней мере, не менее 5 лет) с выявлением определенных тенденций дальнейшего развития по пути расширенного или простого воспроизводства»110.

Контрагентами сельскохозяйственных товаропроизводителей могут быть все лица, получающие от них сельскохозяйственную продукцию для продажи потребителям или ее переработки, а также

по

См.: Лукьяненко В. Е. Проблемы договоров в сельском хозяйстве России. Ульяновск, 2000. С. 47-48.

Данная статья внесена в Аграрный кодекс Франции специальным законом: ст. 9 Loi п. 99-574 du Juillet 1999 d' orientation agricole (1) // Journal Officiel de la Republique Francaise. 10 Juillet 1999. -p. 10231-10269.

Палладина М. И. О юридических категориях и терминах в аграрном праве // Государство и право. 2000. № 7. С. 43.

68

организации, осуществляющие производственно-техническое

обслуживание, и материально-техническое обеспечение

сельскохозяйственных товаропроизводителей. Так, в соответствии с Федеральным законом от 2 декабря 1994 г. № 53 ФЗ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд»111 Правительство России и органы исполнительной власти субъектов федерации определяют государственных заказчиков для формирования федерального и региональных фондов продукции. Госзаказчиками могут быть органы исполнительной власти, коммерческие и некоммерческие организации (потребительские кооперативы), а также продовольственные корпорации, создаваемые на основе взаимных соглашений между субъектами Российской Федерации (п. 1 ст. 4).

Сельскохозяйственные товаропроизводители заключают с районными и областными (краевыми, республиканскими) АОЗТ

Vv «Агроснаб» договоры лизинга, договоры на организацию их

материально-технического обеспечения, а также традиционные «однородные» гражданско-правовые договоры купли-продажи, поставки, мены («бартера»), на основе которых они приобретают материальные ресурсы, используемые в процессе производства сельскохозяйственной продукции. С основными заготовителями товаропроизводители (перечень, обычно, утверждается региональными законодательными собраниями или городскими думами) заключают договоры на закупку сельхозпродукции для региональных и

{ф федеральных государственных нужд, а следовательно, и договоры

товарного кредита, поскольку эти два вида договоров взаимосвязаны или же условие о товарном кредите является одним из пунктов договоров на закупку. Сельскохозяйственные товаропроизводители

111 СЗ РФ. 1994. № 52. Ст. 3302.

69

заключают с различными обслуживающими организациями договоры, включающие, как правило, элементы договоров подряда, услуг и совместной деятельности, т. е. смешанные.

3. Надлежащее исполнение некоторых специализированных
договоров нередко напрямую зависит от надлежащего исполнения
других специализированных договоров. Например, договоры о
предоставлении товарного кредита сельскохозяйственному

товаропроизводителю заключаются, как правило, одновременно с договорами на закупку сельскохозяйственной продукции для государственных нужд или условие о предоставлении товарного кредита является составной частью условий договоров на закупку.

Так, Областное государственное унитарное предприятие «Ульяновскагропромпродукт»-кредитор согласно договору ТК - 260 / 04 от 5. 04. 2004 г. предоставило товарный кредит (ГСМ) Сельскохозяйственному производственному кооперативу (СПК)-заемщику «Шиловский» Сенгилеевского района Ульяновской области на сумму 240 тыс. руб. По условиям договора заемщик принял на себя обязательство погашать предоставленный товарный кредит зерном (п.1.1.), посредством отгрузки его на Цильнинский элеватор (п. 2.1.). Поскольку ОГУП выполняло функции государственного заказчика по закупкам сельскохозяйственной продукции для областных и федеральных государственных нужд, то приемка зерна согласно договору осуществлялась кредитором по устанавливаемым Администрацией Ульяновской области закупочным ценам на зерно, исходя из среднерыночного уровня цен на зерно, сложившихся на региональном рынке на момент поставки заемщиком сельскохозяйственной продукции в счет расчетов по договору (п. 2.2)112.

Изучение Правил осуществления государственных закупочных и товарных интервенций для регулирования рынка сельскохозяйственной

112 Из архива СПК «Шиловский» за 2004 г.

70

продукции, сырья и продовольствия, утвержденных постановлением Правительства РФ от 3 августа 2001 г. №580п , показывает, что отношения в сфере закупочных и товарных интервенций регулируются несколькими взаимосвязанными договорами: 1) закупки продукции государственными агентами; 2) хранения запасов сельхозпродукции интервенционного фонда; 3) договорами, вытекающими из биржевых сделок по продаже запасов сельхозпродукции интервенционного фонда (п.п. 5, 8, 10).

Обязательственные правоотношения по предоставлению сельскохозяйственным товаропроизводителям денежных бюджетных кредитов за счет специальных фондов в 1997-1999 годах также возникали на основе нескольких взаимосвязанных договоров: 1) соглашений между Министерством финансов РФ и Минсельхозпродом РФ, определяющих порядок кредитования сельскохозяйственных организаций за счет специального льготного фонда кредитования; 2) соглашений между Минсельхозпродом РФ и банком-агентом, получившим право проводить операции со средствами спецфонда по результатам публичного конкурса; 3) конкретного кредитного договора между банком-агентом и заемщиком- сельскохозяйственным товаропроизводителем или другой уполномоченной организацией АПК.

Указанная взаимосвязь, взаимозависимость надлежащего исполнения отдельных перечисленных специализированных договоров от надлежащего исполнения других специализированных договоров в сельском хозяйстве, прежде всего, обусловлены самим характером аграрных отношений. Предметом аграрного права, как отмечает Г.Е. Быстрое, является органический комплекс "...взаимосвязанных земельных, имущественных, трудовых, управленческих отношений, возникающих в связи с осуществлением сельскохозяйственной производственной и связанной с ней деятельностью колхозов, совхозов,

Российская газета от 4 сентября 2001 г.

71

сельскохозяйственных кооперативов, арендаторов, крестьянских хозяйств, личных подсобных хозяйств граждан» (выделено - В. Л.).114 Такую взаимосвязь договоров в сельском хозяйстве можно проследить в договорном праве некоторых зарубежных стран.

Во Франции в соответствии с Законом об ориентации сельского
хозяйства № 99 - 574 от 9 июля 1999 года любое физическое или
юридическое лицо, занимающееся сельскохозяйственной

деятельностью, может заключить с административными органами власти «территориальный контракт об использовании земли в социальных целях», который предусматривает ряд добровольных взаимных обязательств департамента и землепользователей, ориентированных на улучшение использования земель, обеспечение занятости сельского населения, особенно молодежи, а также определяет состав налогов за пользование землей (налог на площадь земельного участка, экологический налог, налог на прибыль)115. Анализ научных положений о территориальных контрактах дает основание сделать вывод, что они содержат публично-правовые, земельно-правовые, эколого-правовые и частно-правовые нормативные предписания. Территориальные контракты могут заключаться землепользователями одновременно с долгосрочными договорами об эксплуатации сельскохозяйственных земельных участков (la convention pluriannuelle de paturage) и контрактами об эксплуатации пастбищ (le contrat d'exploitation pastorale)116, которые, по мнению диссертанта, однотипны договору аренды недвижимости, хотя конкретные договоры также были адаптированы к условиям сельскохозяйственного производства.

114 См.: Аграрное право. Учебник / Под ред. Г. Е Быстрова, М. И. Козыря.
М.: Юрид. лит, 1996. С.5-14.

115 См., например: Manteau Lionel. Les contrats en agriculture. Analyser,
rediger, pratiquer. Paris, Editions: "Franse Agricole», 2002. C. 269-273.

116 См.: Manteau Lionel. Указ. Соч. С. 285-300.

72

Поэтому аграрное право и комплексный правовой институт сельскохозяйственных специализированных договоров (выполняющий функцию содействия производству сельскохозяйственной продукции) регулируют взаимосвязанные и взаимообусловленные аграрные отношения: 1) в сфере управления сельскохозяйственным производством; 2) в процессе непосредственной обработки земли, производства продукции растениеводства и животноводства; 3) в результате переработки сельхозпродукции на подсобных производствах сельскохозяйственных товаропроизводителей; 4) в сфере реализации продукции.

B.C. Шишкина писала, что система договорных связей в сельском
хозяйстве "может быть представлена как единство трех групп
договоров. Это общегражданские договоры, которые широко
используются во всех отраслях хозяйства (купля-продажа, поставка,
аренда имущества, подряд на капитальное строительство и т.п.);
договоры, специфические для сельскохозяйственного сектора
экономики (производственно-техническое обслуживание

сельскохозяйственных предприятий, аренда сельскохозяйственных земель, договоры на использование мелиоративных земель и т.д.); договоры, опосредствующие внутрихозяйственные и трудовые отношения в сельскохозяйственных коммерческих организациях (предприятиях)" . Однако В. С. Шишкина, к сожалению, не заметила объективную взаимосвязь и обусловленность «специфических для сельскохозяйственного сектора экономики договоров» от системы аграрных отношений.

4. Особенности выращивания сельскохозяйственной продукции с использованием земли и других природных объектов и

Шишкина B.C. Договорные отношения сельскохозяйственных коммерческих организаций (предприятий) // Аграрное право. Учебник Под ред. Г.Е. Быстрова, М. И. Козыря. М.: Юрид. лит.,1996. С.439.

73

производственно-технического обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей учитываются в специальных нормативно-правовых актах. Как правильно указывают С. М. Лурье и М. И. Козырь, анализ «...правовых актов, регулирующих договорные отношения сельскохозяйственных предприятий, показывает, что они отличаются от всех других актов, в частности, следующими особенностями: а) они исходят из специфики сельскохозяйственного производства, где основным средством производства является земля; б) учитывают особый способ создания (путем выращивания) таких материальных ценностей, как сельскохозяйственная продукция; в) отражают особенности

по

предмета обязательства" . Нормы соответствующих актов, отражающие указанные авторами особенности, влияют на определение юридического содержания специализированных договорных обязательств в сельском хозяйстве.

5. Обычно в аграрно-правовой науке подчеркивалась роль того
или иного договора в содействии производству сельскохозяйственной
продукции119. В настоящее время стало меньше норм в гражданском
законодательстве, способствующих «производственному

сотрудничеству» контрагентов, например, о договоре контрактации, по
сравнению с ранее действовавшим законодательством. Не остается
неизменным количество таких норм и в специальных аграрно-правовых
актах, влияющих на формирование содержания договоров в сфере
финансирования и материально-технического обеспечения

сельскохозяйственных товаропроизводителей. Поэтому функция «производственного сотрудничества» или содействия производству

1 я

Лурье СМ., Козырь М.И. Договорные отношения сельскохозяйственных предприятий в СССР (теория и практика). М., 1974.С. 82. 19 См., например: Бычкова Ц. В. Проблемы использования договора в агропромышленном комплексе. Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. Харьков, 1981. С. 4-5.

74

сельскохозяйственной продукции «обнаруживается» не столько в нормативной основе отдельного специализированного договора, например, контрактации или агролизинга (хотя и это важно), сколько в совокупности системы нормативных актов о специализированных договорах и самих договорах, как нормативно-индивидуальных регуляторах аграрных отношений.

Думается, что основные функции аграрного права, а,
следовательно, и специализированных договоров, предопределяется
основными целями развития сельского хозяйства России. Эти цели,
очевидно, должны быть отражены в базовых нормативных правовых
актах, определяющих политику государства и его органов в сельском
хозяйстве. Одним из таких актов, как известно, является Федеральный
закон от 14 июля 1997 г. № 100 - ФЗ «О государственном
регулировании агропромышленного производства»120. В ст. 1 Закона
предусмотрено, что задачей государственного регулирования
агропромышленного производства является стабилизация и развитие
этого производства. Неясно, однако, в каких результатах «стабилизация
и развитие» должны выражаться, какие ориентиры поставлены
государством перед его органами: в частности, увеличение валовых
объемов производства сельскохозяйственной продукции или
производство такого количества продукции, которое необходимо ее
потребителям. Непонятно также, какие экономические,

организационные и правовые «достижения» в сельском хозяйстве России могут быть стабилизированы: неравенство сельского хозяйства и промышленности: монопольное положение изготовителей материально-технических средств, постоянно повышающих цены на них; «верховенство» интересов изготовителей над сельскохозяйственными потребителями указанных ресурсов; чрезмерная «засоренность»

' СЗ РФ. 1997. № 29. Ст. 3501.

75

договорно-хозяйственных связей между сельскохозяйственными
товаропроизводителями и потребителями их продукции

всевозможными посредниками: организаторами конкурсов, дилерами, банками-агентами, «финансовыми операторами» и т.п. структурами.

Следует отметить в данной связи, что в развитых западных странах до начала 30-х годов прошлого столетия предприниматели исходили из верховенства производства, т. е. сначала изготавливали товар, а затем прилагали всевозможные усилия, чтобы его продать. С 50-х годов главной стала концепция маркетинга, которая требует первоначального определения запросов потребителей в товаре и выявления их круга, и лишь затем изготовления необходимых для потребителей товаров. В настоящее время затраты на маркетинг по данным, например, американской статистики составляют до 50 % конечной стоимости многих видов товаров (затраченной на их производство и доведение до конкретных потребителей)121.

В России, очевидно, достаточно длительное время одной из задач сельского хозяйства будет оставаться задача увеличения валовых объемов производства высококачественной, экологически чистой сельскохозяйственной продукции. В смысле постановки задач перед сельским хозяйством и в целом, перед агропромышленным комплексом, нельзя признать, что Закон «О государственном регулировании агропромышленного производства» удовлетворительным образом определяет направления и ориентиры государственного регулирования агропромышленного производства. Например, в ст. 2 Закона говорится о том, что одним из направлений государственного регулирования агропромышленного производства является задача формирования рынка сельскохозяйственной продукции. Однако не ясно, каким этот рынок

1 "У 1

См., например: Пугинский Б. И. Коммерческое право России. М.: Юрайт, 2000. С. 221.

76

должен быть в сельском хозяйстве, каковые его особенности и критерии по сравнению с рынком промышленной продукции.

6. Сельское хозяйство в СССР, а затем в постсоветский период всегда опиралось на финансовую поддержку со стороны государства. При этом очевидно, что выделяемые государством денежные средства должны расходоваться эффективно. За их эффективное расходование должен в полном объеме отвечать определенный государственный орган, проводящий генеральную политику государства в сельском хозяйстве. Согласно действующего законодательства таковым является Министерство сельского хозяйства России. Так, в п. 1 Положения о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденном постановлением Правительства России от 29 ноября 2000 г. N 901, предусмотрено, что оно является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере агропромышленного комплекса и продовольственного обеспечения страны. Однако из Положения неясно, в чем эта политика заключается, каковы главные цели политики государства в сфере агропромышленного комплекса, не определены меры юридической ответственности Минсельхоза России за эффективность или, напротив, неэффективность результатов его деятельности по достижению целей политики государства в агропромышленном комплексе. Ввиду отсутствия целей и ориентиров политики государства в сфере агропромышленного комплекса неясны и цели тех или иных правовых инструментов достижения этой политики, в том числе таких правовых инструментов, каковыми являются договоры в сельском хозяйстве. В Положении имеется раздел о задачах (п. 7) и правах (п.8) Министерства, но нет раздела об ответственности Министерства за результаты его деятельности по реализации политики государства в сельском хозяйстве.

77

В п. 10 указаны функции, права и обязанности Министра сельского хозяйства, но раздел о его ответственности за результаты деятельности Министерства также отсутствует. Так, согласно Положению Министр сельского хозяйства Российской Федерации: 1) осуществляет руководство деятельностью Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство задач и функций, распределяет обязанности между заместителями Министра и руководителями структурных подразделений центрального аппарата Министерства; 2) утверждает структуру и штатное расписание центрального аппарата Министерства, численность и фонд оплаты труда работников его территориальных органов в пределах установленных Правительством Российской Федерации предельной численности и фонда оплаты труда, а также смету расходов на их содержание в пределах предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год ассигнований на государственное управление; 3) утверждает положения о структурных подразделениях центрального аппарата Министерства и его территориальных органах; 4) назначает на должность и освобождает от должности работников центрального аппарата Министерства и его территориальных органов; 5) представляет в установленном порядке особо отличившихся работников агропромышленного комплекса к присвоению почетных званий и награждению государственными наградами Российской Федерации и применяет меры материального и морального поощрения; 6) решает в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в Министерстве; 7) издает приказы и распоряжения и обеспечивает контроль за их исполнением. Думается, что при определении ориентиров развития сельского хозяйства в специальных актах аграрного законодательства России необходимо учесть законодательный опыт определения основных целей, которые поставлены

78

перед сельским хозяйством других стран. С учетом сравнительного изучения функций, направлений и целей развития сельского хозяйства в других странах можно выбрать такие ориентиры развития сельского хозяйства, которые в наибольшей степени подходят для России. В этом аспекте, например, Аграрный кодекс Франции и специальные сельскохозяйственные законы устанавливают вполне понятные и конкретные цели развития сельского хозяйства. Так, ст. 820 (L. 820) устанавливает главную задачу Кодекса: способствовать постоянной адаптации сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности к научной, технологической, экономической и общественной эволюции в рамках длительного развития страны, повышению качества сельскохозяйственных товаров, защите окружающей природной среды, технического обустройства сельскохозяйственной территории и созданию рабочих мест в сельских районах. Закон об ориентации сельского хозяйства № 99 - 574 от 9 июля 1999 года Франции насчитывает примерно 15 целей. В ст. 1 Закона предусмотрено, что при проведении сельскохозяйственной политики должны быть приняты в расчет экономические, экологические и социальные функции сельского хозяйства, возрастающее участие представителей сельского хозяйства в размещении производительных сил в стране, освоении и благоустройстве территории, основываясь на долгосрочном развитие сельского хозяйства, в том числе: увеличение числа рабочих мест с целью привлечения молодежи в сельское хозяйство, увеличение числа сельскохозяйственных предприятий и развитие занятости в сфере сельского хозяйства при сохранении семейно-фермерских хозяйств в ряде регионов страны, в соответствии со спецификой конкретной территории; улучшение условий производства, увеличение доходов и повышение уровня жизни сельскохозяйственных рабочих, равно как и усиление социальной защиты сельскохозяйственных рабочих; повышение ставок заработной платы

79

и гарантий выплат минимальной пенсии сельскохозяйственным
рабочим, в зависимости от трудового стажа; производство
сельскохозяйственным продукции высокого качества и разнообразной
по виду, отвечающей спросу на внутреннем рынке, европейском и
мировом рынках, соответствующей нормам санитарной безопасности
и требованиям потребителей, равно как и мировым нормам
экологической чистоты; улучшение экономической ситуации на
рынках, и установление каналов поставки сельскохозяйственной
продукции, направленных на искусственное повышение стоимости товара
и установление конкуренции между сельскохозяйственными

работниками, сельскохозяйственными и перерабатывающими

предприятиями, а также и торговыми структурами; увеличение объемов
производимой сельскохозяйственной продукции с целью развития
рынков сбыта; сохранение природных ресурсов, биологического
разнообразия и естественных ландшафтов страны (однако

землепользователи должны помнить о обязательствах, вытекающих из этого положения; в частности: обязанность сохранить дикий фон природы с целью не привлечения государства к дополнительным расходам на экологию); усиление сельскохозяйственной политики, направленной на поддержание соответствующего качества сельскохозяйственных товаров и на идентификацию сельскохозяйственной продукции; усиление роли агрономических и ветеринарных исследований; организация разнообразия отраслей сельского хозяйства в целях создания здоровой конкуренции между различными секторами экономики одного аграрного района и др.

^ Думается, что для нашего сельского хозяйства в наибольшей степени подходят первые четыре функции. При разработке российского Закона о развитии сельского хозяйства на первое место можно поставить функцию производства сельскохозяйственной продукции высокого качества и разнообразной по виду, отвечающей спросу на

80

внутреннем рынке, европейском и мировом рынках,

соответствующей нормам санитарной безопасности и требованиям
потребителей, равно как и мировым нормам экологической чистоты.
Заслуживают внимательного анализа для выбора «законодательных» целей
развития сельского хозяйства некоторые цели и формы регулирования
отношений в сельском хозяйстве России, предложенные Б. А. Ворониным,
в частности: закупки и поставки сельскохозяйственной продукции для
государственных нужд, в том числе и товарозакупочные интервенции
производить по договору контрактации (ст. 535 Гражданского кодекса РФ);
установить, что в

стоимости продукции из сельскохозяйственного сырья доля
непосредственных товаропроизводителей должна быть не менее 50-60%, а
доля перерабатывающих структур 25-30%; продолжить введение квот на

импорт мяса, молочных

продуктов и других видов продовольствия, снизив в итоге объем импорта
продовольственных товаров до 10-15%, что соответствует мировому
уровню продовольственной безопасности страны; установить
конкретный объем ежегодных запасов

сельскохозяйственной продукции; восстановить семенной, страховой, фонды; предусмотреть систему экономического стимулирования производства экологически чистого сельскохозяйственного сырья и продовольствия122. Согласно ч. 2 ст. 820 (L. 820) Аграрного кодекса Франции политика сельскохозяйственного развития определяется и осуществляется после согласования между государством и сельскохозяйственными профессиональными организациями. В современной России, в отличие от Франции, государство никогда не согласовывало свою политику в сельском хозяйстве с

122 См.: Воронин Б. А. Аграрное право как отрасль права, отрасль науЗки, отрасль законодательства и учебная дисциплина // Актуальные проблемы аграрного права России: теория и практика. Сборник научных статей. М.:

81

сельскохозяйственными товаропроизводителями и их общественными организациями, что необходимо исключить при разработке проекта Закона о развитии сельского хозяйства или Аграрного кодекса России.

«Сконцентрировав» в своем содержании соответсвующие нормативные предписания, отражающие научно обоснованную и продуманную политику государства по поддержке сельского хозяйства, специализированные договоры, как юридические факты и договорные обязательства в совокупности, во взаимосвязи и взаимодействии должны выполнять функции, закрепленные в Законе о развитии сельского хозяйства или в Аграрном кодексе России, который, думается, рано или поздно все-таки будет принят. С учетом изложенных аргументов полагаем возможным дать следующее определение системы специализированных договоров в сельском хозяйстве.

Система специализированных договоров в сельском хозяйстве -
это совокупность объективно взаимосвязанных соглашений
сельскохозяйственных товаропроизводителей и их контрагентов
(выбранных ими самостоятельно, уполномоченных государством или
определенных в результате конкурса) во всех сферах
сельскохозяйственного производственного процесса (производства
сельскохозяйственной продукции, ее переработки, реализации, а также
финансирования, кредитования, материально-технического снабжения и
производственного обслуживания товаропроизводителей),

объединенных единой функцией - содействия производству высококачественной сельскохозяйственной продукции.

Право и государство, 2004. с. 14-15.

82


0643-ekonomicheskaya-istoriya-gosudarstvennij-rubrikator-nauchno-tehnicheskoj-informacii-grnti.html
07062011g-vspiski-programmi-po-remontu-kvartir-uchastnikov-vov-na-2011-god-korolev-b-d-ne-vklyuchen-01-06-11g.html
0720-hirosima-na-sleduyushij-den-angela-yakovleva-tel-44-20-7471-7672.html
080504-gosudarstvennoe-i-municipalnoe-upravlenie-prikaz-05-08-2010-g-90-od-na-osnovanii-resheniya-priemnoj.html
08092009-g-s-5-tema-stroitelstvo-stroitelen-kontrol.html
09-fevralya-2007-g-80-ob-utverzhdenii-klinicheskih-protokolov-lecheniya-bolnih-s-onkologicheskimi-zabolevaniyami-stranica-16.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sovet-deputatov-municipalnogo-obrazovaniya-orenburgskij-rajon-vtoroj-soziv-resheni-e.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-i-odin-ti-pomnish-kak-vse-nachinalos.html
  • nauka.bystrickaya.ru/urok-2-epoha-bronzi-uchebnoe-posobie-dlya-uchashihsya-5-klassa.html
  • abstract.bystrickaya.ru/1-znaniya-i-umeniya-formiruemie-v-rezultate-osvoeniya.html
  • bystrickaya.ru/zashita-ot-umnogo-ili-umnaya-zashita-stranica-6.html
  • notebook.bystrickaya.ru/informacionnie-potoki-dlya-kosmicheskoj-pedagogiki.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-kursa-dlya-specialnosti-032600-uchitel-istorii.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zasedanie-sekcii-a-telekommunikacionnie-obrazovatelnie-tehnologii.html
  • books.bystrickaya.ru/byulleten-novih-postuplenij-literaturi-v-nauchnuyu-biblioteku-kubgu-iz-oksfordskogo-rossijskogo-fonda-noyabr-dekabr-2011-g.html
  • znanie.bystrickaya.ru/aleksandr-batievich-i-drugie-bushkov-aleksandr-rossiya-kotoroj-ne-bilo-tom-3.html
  • thescience.bystrickaya.ru/issledovanie-nesostoyatelnosti-bankrotstva-predpriyatiya-s-primeneniem-statisticheskih-i-matematicheskih-metodov-analiza.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tipologiya-frazeologizmov-v-rasskazah-a-p-chehova.html
  • textbook.bystrickaya.ru/grazhdanskaya-oborona-plan-uchebnogo-processa-v-institute-povisheniya-kvalifikacii-i-perepodgotovki-pgups-na-2012-god.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/primernie-temi-seminarskih-zanyatij-kurs-lekcij-rekomendovano-ministerstvom-obshego-i-professionalnogo-obrazovaniya.html
  • crib.bystrickaya.ru/itogi-konkursa-volshebnij-klubochek-10-gruppa-zajka-belenkij-strahov-aleksej-mama-tatyana-valentinovna-diplom-vesennij-buket-timoshenko-vlad-mama-viktoriya-olegovna-diplom.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/o-delovom-sotrudnichestve-po-finansirovaniyu.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vid-uchebnik-uch-posobie-zadachnik-monografii-nauchn-stati-broshyuri-stranica-8.html
  • klass.bystrickaya.ru/6-razrabotan-bazovij-metod-regionalnogo-upravleniya-neodnorodnimi-obektami-ekonomiki-regiona-na-osnove-administrirovaniya-setevim-vzaimodejstviem.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/administrativnoe-stroenie-subektov-rossijskoj-federacii-chast-4.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/rossijskoe-akcionernoe-obshestvo-energetiki-i-elektrifikacii-ees-rossii-stranica-2.html
  • institute.bystrickaya.ru/forma-3-r-srednee-polnoe-obshee-obrazovanie-nachalnoe-obshee-obrazovanie.html
  • writing.bystrickaya.ru/ekonomika-es-problemi-unifikacii-prostranstva.html
  • lesson.bystrickaya.ru/obespechenie-pozharnoj-bezopasnosti-proizvodstvennih-obektov.html
  • holiday.bystrickaya.ru/n-m-zolotuhina-knyaz-andrej-mihajlovich-kurbskij-i-ego-istoriya-o-velikom-knyaze-moskovskom-stranica-11.html
  • crib.bystrickaya.ru/investirovanie-energosberezheniya-kurs-lekcij-4-e-izdanie-stereotipnoe-minsk-2006-udk-620-9076-6.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/leksicheskaya-sinonimiya-v-anglijskom-yazike.html
  • universitet.bystrickaya.ru/uchebnij-plan-speckursa-na-sleduyushej-stranice-uchebnij-plan-pervogo-speckursa.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/mars-chast-7.html
  • spur.bystrickaya.ru/memorandum-generalnogo-direktora.html
  • turn.bystrickaya.ru/osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-sostavlena-na-baze-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo-standarta-po-napravleniyu-540600-pedagogika.html
  • report.bystrickaya.ru/kniga-dlya-roditelej-stranica-5.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/osmotr-mesta-proisshestviya-s-ispolzovaniem-ognestrelnogo-oruzhiya-chast-5.html
  • turn.bystrickaya.ru/osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshego-obrazovaniya-na-2011-2012-uch-god.html
  • tasks.bystrickaya.ru/-v-gorode-nachnetsya-restavraciya-pamyatnikov-informacionnij-byulleten-mestnogo-samoupravleniya-izdaetsya-asdg-po.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/ostrij-poslerodovoj-endometrit-u-korov.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.