§ 46. Причастный оборот - Тематическое планирование уроков русского языка в 6 классе
.RU

§ 46. Причастный оборот - Тематическое планирование уроков русского языка в 6 классе


§ 46. Причастный оборот.


^ Урок 102. Понятие о причастном обороте. Знаки препинания в предложениях с причастными оборотами.


Цели урока: 1) дать понятие о причастном обороте: структуре, роли в предложении, пунктуационном оформлении; 2) формировать навык различения причастных оборотов и словосочетаний, в которых причастие выступает в роли зависимого слова.

^ I. Причастный оборот (задание на с. 65, упр. 627 -- 629).

Предложим учащимся, которые сумеют привести при выполнении первого задания на с. 65 наиболее интересные примеры, продиктовать их одноклассникам, сопровождая соответствующим комментарием: ребята называют сказуемое предложения, ставят от него соответствующий вопрос к деепричастному обороту, указывают его роль в предложении и объясняют пунктуацию.


В сильном классе попросим учащихся после выполнения задания упражнения 627 составить и записать соответствующие примеры.


Рекомендуем учащимся использовать при комментариях словосочетаний, приведённых в упражнении 628, примерно следующий образец устного ответа: «Сосредоточенный на деле; сосредоточенный (на чём?) на деле – это словосочетание является причастным оборотом, так как причастие выступает в роли главного слова. Молотый кофе; кофе (какой?) молотый – причастие выступает в роли зависимого слова, поэтому данное словосочетание причастным оборотом не является».

По своему усмотрению учитель, после того как учащимся слабого класса будет предоставлена возможность составить словосочетания в соответствии с заданием упражнения 629, может предложить ребятам записать под диктовку по образцу, данному в упражнении, готовые словосочетания, например: рас-краш-ива-ю-щий (чем?) кисточкой; пиш-ущ-ий (чем?) фломастером; за-ним-а-ющ-ий-ся (чем?) рисованием; у-влеч-ённ-ый (чем?) творчеством; о-хвач-енн-ый (чем?) вдохновением; след-ящ-ий (за чем?) за движением кисточки.


^ II. Пунктуация в предложениях с причастными оборотами (текст на с. 66 -- 67, задания после текста; упр. 630).


Перед тем как ребята приступят к выполнению второго задания после текста, предложим им образец устного ответа, который нужно использовать, проводя пунктуационный анализ конструкций с причастными оборотами на данном этапе их изучения: «Юный лес, в зелёный дым одетый, тёплых гроз нетерпеливо ждёт. В этом предложении использован причастный оборот: лес (какой?), в зелёный дым одетый. Причастный оборот в зелёный дым одетый выделяем запятыми с обеих сторон, так как он стоит после определяемого слова и после этого оборота предложение продолжается».

Выполняя третье задание после текста, шестиклассники сделают вывод о том, что обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами, выделяются запятыми вне зависимости от их позиции по отношению к определяемому слову, тогда как пунктуационное оформление предложений с причастными оборотами зависит от положения причастного оборота по отношению к определяемому слову. Обратим внимание учащихся на то, что, несмотря на способность деепричастных оборотов всегда выполнять роль обособленных обстоятельств, пунктуационный анализ предложений с деепричастными оборотами начинаем с определения главного по отношению к обособленному обстоятельству слова и постановки соответствующего вопроса.

По своему усмотрению учитель может продемонстрировать учащимся слабого класса выразительное чтение художественного текста, приведённого в упражнении 630, а затем предложить отдельным ученикам прочитать его по очереди по фрагментам.


Поможем ребятам в случае необходимости полно отразить в заголовке тему текста, например, «Молчание звёздной ночи».

В процессе анализа использованных средств художественной выразительности учащиеся отметили эпитеты (например, бархатный (треугольник неба), ледяной (луч прожектора), громадная (тишина), бездонного (неба)); сравнение (например, маленькими, как спички); олицетворение (например, в первом предложении текста); яркую глагольную лексику (сверкали (звёзды), дрожало и переливалось (несколько созвездий) и т. д.). Важно, чтобы в ходе наблюдения ребята обратили внимание на изобразительно-выразительную роль причастных оборотов в создании художественного описания.


^ Д. з.: упр. 632.


Урок 103. Знаки препинания в предложениях с причастными оборотами (продолжение).


Цели урока: 1) тренировать учащихся в конструировании предложений с причастными оборотами; 2) формировать умение проводить пунктуационный анализ предложений с причастными оборотами: правильно определять границы причастного оборота и его позицию по отношению к определяемому слову.


^ I. Причастный оборот (повторение – проверка домашнего задания, упр. 610).




В сильном классе организуем взаимоопрос по теме «Причастный оборот»: предложим учащимся разных вариантов подготовить и задать друг другу вопросы по теме.

В слабом классе проведём фронтальный опрос.

• Что называется причастным оборотом? Приведите примеры.

• Слова каких частей речи чаще всего выступают в роли зависимых в причастном обороте?

• Какую роль выполняет причастный оборот в предложении?

• Какие члены предложения чаще всего распространяют определения, выраженные причастными оборотами?

• При каких условиях причастный оборот выделяется на письме запятыми?

• Когда причастный оборот запятыми не выделяется?


После этого проверим, как ученики справились с выполнением письменного домашнего задания, обратив их внимание на необходимость владеть умением правильно определять границы причастных оборотов.

С учётом изученного усложним для шестиклассников задание упражнения 610: предложим ребятам выписать сначала причастия, включая их в состав причастных оборотов, затем – деепричастия в составе деепричастных оборотов и, наконец, прилагательные в составе словосочетаний сущ. (главное слово) + прилагательное.


В слабом классе по усмотрению учителя можно предложить для выполнения упражнения 610 слова для справок, например: обед, блюдо, вкус, крышка, бульон, гордость, кастрюля, запах, дно, суп, что-то.


^ II. Пунктуационное оформление предложений с причастными оборотами (упр. 631, 634).


Распределим задание 1 упражнения 631 между представителями трёх рядов: учащиеся каждого ряда работают с двумя предложениями. По истечении отведённого на работу время ребята читают свои примеры, а авторы самых интересных примеров диктуют предложения одноклассникам, объясняя постановку знаков препинания.

Предложим учащимся сначала записать приведённые в упражнении 634 причастные обороты, объясняя выбор гласных на месте пропусков, а затем составить предложения с двумя из этих оборотов (по выбору учащихся). В ходе проверки ребята записывают наиболее интересные в художественном отношении предложения, составленные одноклассниками.


^ Д. з.: упр. 626 с дополнительным заданием: записать поморфемно глагольные формы.


Урок 104. Понятие об обособлении.


Цели урока: 1) дать понятие об обособлении как смысловом, интонационном, пунктуационном выделении причастных оборотов в постпозиции по отношению к определяемому слову; 2) учить проводить устный и письменный пунктуационный анализ предложений, осложнённых обособленным определением, выраженным причастным оборотом.


^ I. Обособление определений, выраженных причастными оборотами (текст на с. 69 -- 70, упр. 635, 633).


В процессе анализа приведённого в тексте на с. 69 -- 70 примера обратим внимание учащихся на то, что обособленные члены предложения содержат некоторый элемент добавочного сообщения и могут быть заменены придаточным предложением. Отметим, что смысловое выделение обособленных членов в устной речи происходит с помощью их интонационного выделения: такие члены предложения логически подчёркиваются и, таким образом, приобретают особую смысловую нагрузку, а также стилистическую выразительность.


В слабом классе учитель предлагает шестиклассникам послушать выразительное чтение приведённого в упражнении 635 текста и проследить за интонацией, сопровождающей обособленные члены предложения, а затем организует хоровое чтение или предоставляет возможность прочитать текст выразительно отдельным ученикам.


Проводя частичный стилистический анализ текста упражнения 635, учащиеся отметят его принадлежность к научно-популярному стилю: в доступной для читателя форме автор сообщает важные сведения о причинах возникновения особых качеств морской воды. В ходе обсуждения стилевой принадлежности текста ещё раз обратим внимание учеников на книжный характер предложений с причастными оборотами.




В сильном классе проведём лингвистический эксперимент: предложим учащимся прочитать текст, исключив обособленные определения, выраженные причастными оборотами. Подведём ребят к выводу о том, что обособленные члены предложения содержат элемент добавочного утверждения.


Рекомендуем шестиклассникам в ходе проведения пунктуационного анализа составленных в соответствии с заданием упражнения 633 предложений строить устный ответ по следующему образцу: «Через заросший густой травой широкий двор пролегает тропинка, протоптанная пешеходами. Это простое предложение, осложнённое обособленным определением, выраженным причастным оборотом. Тропинка (какая?) протоптанная пешеходами. Причастный оборот протоптанная пешеходами обособляется, так как стоит после определяемого слова тропинка».

После того как учащиеся составят предложения в соответствии со второй схемой, приведённой в упражнении 633, попросим их переконструировать эти предложения, заменяя необособленные определения, выраженные причастными оборотами, обособленными.


^ II. Тренировка орфографических умений (упр. 638 с дополнительным заданием, проверка домашнего задания).


Один из вариантов работы с орфографическим минимумом – поморфемная запись причастий и деепричастий, в процессе которой учащиеся объясняют написание согласных и безударных гласных в морфемах. Записи в тетрадях будут выглядеть следующим образом.


Рас-стил-а-я-сь, блажен-ств-у-я, разъ-ех-а-вши-сь, у-станавл-ива-я, воз-вращ-а-я-сь, при-кры-ва-я, наде-я-сь, из-ви-ва-я-сь, кос-ну-вши-сь, при-слон-и-вши-сь, защищ-а-ющ-ий-ся, рас-стил-а-вш-ий-ся, пред-лаг-а-ющ-ий, пред-лож-енн-ый, рас-по-лож-енн-ый, наказ-а-нн-ый, недо-ум-ева-ющ-ий (недоум-ева-ющ-ий), раздраж-а-ющ-ий-ся, подчин-ённ-ый, съ-ёж-и-вш-ий-ся, про-раст-а-ющ-ий, воспал-ённ-ый, образова-нн-ый.

В качестве дополнительного можно предложить следующее задание.


Задание. Выберите из ряда записанных слов три причастия и запишите их в составе причастных оборотов. Составьте с образованными причастными оборотами простые предложения, осложнённые обособленными определениями.

После этого предложим ребятам записать под диктовку несколько слов и словосочетаний из упражнения 626, например: кругосветное путешествие, провозгласить независимость, озеленение территории, загрязнение атмосферы, искусственные насаждения, встречать ликованием, заасфальтировать шоссе – и проведём само- или взаимопроверку.


^ Д. з.: 1) упр. 636; 2) индив. зад. – упр. 637 (см. примечание).

Примечание. Предложим учащимся, получившим в качестве индивидуального домашнего задания упражнение 637, выписать из художественных произведений три-пять примеров предложений с причастными оборотами.


§ 47. Действительные и страдательные причастия.


Урок 105. Деление причастий на группы.


^ Цели урока: 1) формировать представление о залоговых формах причастия, о семантических различиях действительных и страдательных причастий; 2) формировать умение различать залоговые формы причастий с опорой на их семантику.


^ I. Пунктуационное оформление предложений с причастными оборотами (повторение – проверка индивидуального домашнего задания).


Учащиеся, работавшие дома с индивидуальным заданием (упражнение 637), читают инструкцию о том, как правильно расставить знаки препинания в предложениях с причастным оборотом, а затем диктуют три-пять примеров предложений с причастными оборотами одноклассникам, которые используют прослушанную инструкцию при анализе этих примеров.

^ II. Понятие о действительных и страдательных причастиях (текст на с. 71, упр. 639, 640, 643).




Чтобы помочь учащимся слабого класса справиться с вопросами и заданиями перед текстом на с. 71, предложим им рассмотреть предварительно составленную на доске схему, заполнить имеющиеся в ней пропуски и построить ответы, пользуясь этой опорной записью. Схема может быть следующей:


Деепричастия








^ Сидят → сидя; лежим → лёжа.

Подумать → подумав, подумавши;

увлечься → увлёкшись.


Чтобы помочь шестиклассникам осмыслить семантические различия действительных и страдательных причастий, предложим им после внимательного чтения текста на с. 71 составить вопросы по его содержанию и задать их одноклассникам или проведём беседу по следующим вопросам:

• Что обозначает причастие как особая форма глагола?

• В чём заключается различие общего грамматического значения имени прилагательного и общего грамматического значения причастия?

• Как нужно понимать высказывание «Причастие обозначает признак предмета по действию»?

• На какие две большие группы делятся причастия?

• Какие смысловые различия существуют между действительными и страдательными причастиями?

• Какие формы имеют как действительные, так и страдательные причастия?

• Приведите примеры действительных причастий настоящего и прошедшего времени и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени.


После этого организуем рассмотрение схемы на с. 72 и предложим одному из учеников составить по ней устное высказывание (задание упражнения 639), а остальных ребят – внести в его ответ необходимые поправки и дополнения. По своему усмотрению после обсуждения содержания высказывания учитель может попросить желающих составить ответ с учётом внесённых поправок.




Вынесем для учащихся слабого класса примеры из задания 1 упражнения 640 на доску с соответствующим дополнением: Шестиклассник пишет сочинение. Шестиклассник, пишущий сочинение – сочинение, написанное шестиклассником. Ещё раз подробно объясним различия в значении подлежащего и дополнения, а затем – различия в значении действительных и страдательных причастий.


Прежде чем шестиклассники приступят к выполнению упражнения 643, разъясним им, что необходимо выписать сочетания существительных только с теми причастиями, которые являются в предложении необособленными определениями. После выполнения этого задания предложим ребятам выписать ещё две группы словосочетаний: 1) действ. прич. (главное слово) + существительное; 2) страд. прич. (главное слово) + существительное.


III. Использование в речи глаголов-синонимов (упр. 642).




Поможем ученикам слабого класса подобрать глаголы-синонимы в соответствии с заданием упражнения 642: платить, оплачивать, расплачиваться; оплатить, заплатить, уплатить, расплатиться.


Сообщим шестиклассникам, что причастия настоящего времени образуются только от глаголов несовершенного вида. Обратим внимание ребят, что от глаголов II спряжения действительные причастия настоящего времени образуются с помощью суффикса -ащ- (-ящ-), а от глаголов I спряжения – с помощью суффикса -ущ- (-ющ-).


^ Д. з.: 1) упр. 639 повторить; 2) упр. 641.


Урок 106. Образование действительных и страдательных причастий.


Цели урока: 1) формировать представление о механизме образования действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени; 2) учить образовывать соответствующие причастия от глаголов от переходных и непереходных глаголов совершенного и несовершенного вида.


^ I. Действительные и страдательные причастия (повторение – проверка домашнего задания, задание учителя, упр. 644).


После того как один из учеников расскажет о залоговых формах причастий, предложим ребятам задать ему дополнительные вопросы по теме, а затем проведём проверку выполнения упражнения 641.


С целью тренировки учащихся в различении действительных и страдательных причастий можем предложить следующее задание.


Задание. Используя лексический материал данных высказываний, составьте причастные обороты с действительными и страдательными причастиями и запишите их с определяемыми словами.

Образец. ^ Пилот управляет самолётом. Пилот, управляющий самолётом – самолёт, управляемый пилотом.


1) Девочка раскрашивает матрёшку. 2) Удачливый рыболов поймал большую щуку. 3) Ученик успешно завершил работу. 4) Архитектор создаёт проект нового здания. 5) Учёный разрабатывает свою гипотезу.


В слабом классе организуем совместную работу с упражнением 644. Список составленных словосочетаний может быть примерно следующим: играющая девочка, играющая в доктора, лечащая куклу, лежащая кукла, положившая на стол, надевшая халат; увлечённый художник, увлечённый работой, стоящий мольберт, расположившийся за мольбертом, пишущий картину; строгающий мальчик, строгающий рубанком, увлёкшийся делом, продолжающий работу, сжимающая рука, держащий инструмент; работающий маляр, надевший каску, прислонивший лестницу, наносящий мазки, красящий карниз и т. п.


^ II. Образование причастий настоящего и прошедшего времени (текст на с. 74 -- 75, упр. 645, 646).


Прежде чем учащиеся приступят к изучению нового материала, попросим их открыть с. 36 учебника и попытаться предположить, почему суффиксы причастий, которые они заучивали наизусть, распределены в четыре группы. Сообщим шестиклассникам, что свои предположения они могут проверить, изучив текст на с. 74 -- 75. После внимательного чтения текста вновь открыть с. 36 и рассказать, какая грамматическая информация выражена с помощью суффиксов каждой группы, а затем привести и записать соответствующие примеры причастий.


После этого полезно будет предложить следующее задание.

Задание. Укажите вид и переходность глаголов видеть, шагать, шагнуть. Образуйте от этих глаголов все возможные формы причастий.


Подводя итоги совместной работы с этим заданием, обратим внимание шестиклассников на то, что страдательные причастия образуются только от переходных глаголов, что причастия настоящего времени образуются только от глаголов несовершенного вида.


В процессе анализа образца записи, приведённого в упражнении 645, ещё раз обратим внимание учеников на то, что причастия настоящего времени образуются от основы настоящего времени глагола: борются – борющийся. Также акцентируем внимание ребят на том, что при образовании действительных причастий прошедшего времени, а также при образовании страдательных причастий с помощью суффикса -нн- перед грамматическим суффиксом пишется та гласная, которая стояла в основе инфинитива перед окончанием -ть (-ти): зависеть – зависевший, разыграть – разыгранный.


Организуем совместную работу с упражнением 646, тренируя ребят в использовании в устных ответах терминов, характеризующих формы причастий.


Д. з.: 1) задания на с. 75; 2) упр. 648.


Урок 107. Образование действительных и страдательных причастий (продолжение).


^ I. Образование причастий настоящего и прошедшего времени (продолжение – проверка домашнего задания, упр. 649 -- 651).


Попросим отдельных учащихся перечислить группы суффиксов и объяснить, какая грамматическая информация с помощью этих суффиксов выражается, а затем потренируем ребят в умении опознавать и различать действительные и страдательные причастия настоящего и прошедшего времени.


Упражнение. 1. Выпишите из упражнения 638 причастия и дайте им характеристику. Пользуйтесь образцом записи, предложенным в упражнении 646. 2. Каких форм причастия не оказалось в упражнении 638? Приведите три примера этих форм причастия.

Проверив правильность выполнения упражнения 648, попросим учащихся попытаться сделать вывод о зависимости количества возможных форм причастия, которые можно образовать от глагола, от вида и переходности этого глагола (см. этап II урока 106).


Комментируя задание упражнения 649, ещё раз обратим внимание учащихся, что причастия настоящего времени образуются от основы настоящего времени глагола (режут – режущий), а также поясним, что страдательные причастия прошедшего времени с помощью суффикса -енн-образуются от усечённой основы переходных глаголов совершенного вида, которые оканчиваются на -ить (скосить – скошенный).

Работу с упражнением 649 проведём в форме объяснительного самодиктанта, в ходе которого порекомендуем учащимся указывать спряжение глаголов, от которых образованы причастия настоящего времени, а также подчёркивать гласные перед суффиксами -нн- и -вш- причастий прошедшего времени и перед окончанием -ть глагола, формами которого эти причастия являются.

Попросим учащихся подумать, какой постоянный морфологический признак объединяет глаголы, от которых предложено образовать страдательные причастия в задании упражнения 650; какой признак объединяет глаголы в первой группе; какой признак объединяет глаголы во второй группе. Предложим ребятам сопровождать записи, составляемые в процессе работы с этим упражнением, подробными устными объяснениями.


^ II. Сочинение-миниатюра (упр. 647 (1, 2)).


Готовя учеников к написанию сочинения-миниатюры, организуем рассмотрение репродукции картины В. Д. Поленова «Заросший пруд» в процессе беседы по примерно следующим вопросам и заданиям.


• Какое время суток изображено на картине? (На картине изображён летний полдень. Яркое солнце заливает деревянный мостик и песчаную дорожку, уводящую в лесные заросли.)

• Опишите изображённый на картине пруд. (Неподвижная блестящая гладь пруда отражает тёмные силуэты деревьев. Зеркальная поверхность воды застыла, словно в сонном оцепенении. На тёмной поверхности пруда зеленеют листья кувшинок.)

• Опишите берег пруда на переднем плане. (Берег пруда на первом плане картины покрыт пропитанной солнцем сочной зеленой травой, в которой белеют головки лесных цветов.)

• Что изображено на заднем плане картины? (На заднем плане картины изображены густые заросли деревьев с пышными кронами, под сенью которых на скамье сидит женщина в белом платье. Она кажется поглощённой созерцанием красоты природы.)

• Какое настроение передаёт изображённый В. Д. Поленовым пейзаж? (В природе разлито настроение полной умиротворённости и покоя. Весь пейзаж словно напоён тишиной и безмятежностью, которой дышит природа в этот тихий полуденный час. Художнику удалось передать прозрачность воздуха в этот ясный летний день, тепло солнечных лучей, свежесть зелени.)


Д. з.: 1) упр. 647 (3); 2) для учеников, успевающих на «4» и «5», -- упр. 652.


^ Урок 108. Правописание суффиксов причастий.


Цели урока: 1) формировать умение использовать правильный способ действия при выборе написания суффиксов причастий; 2) углубить представление об образовании залоговых форм причастий и тренировать учащихся в образовании этих форм.


^ I. Орфограммы в суффиксах причастий (проверка домашнего задания, текст на с. 78 -- 79, упр. 653).


Попросим сильных учеников, работавших дома с упражнением 652, продиктовать одноклассникам страдательные причастия прошедшего времени, образованные от глаголов-антонимов глагола найти (потерянный, утерянный, затерянный, утраченный), и объяснить написание суффиксов, а затем привести и записать примеры в соответствии с заданием перед текстом на с. 78.

После внимательного чтения текста на с. 78 -- 79 попросим учащихся ответить на первый вопрос после текста, а затем подготовить пересказ одной из частей текста (той части, номер которой соответствует номеру ряда, который занимают ученики) и анализ соответствующих примеров.

По истечении времени, отведённого учителем на подготовку пересказа, ребята делают сообщения и диктуют одноклассникам примеры, сопровождая их подробными объяснениями.

Проведём совместную работу с упражнением 653, рекомендуя ученикам подробно комментировать написание причастий.


^ II. Образование причастий настоящего и прошедшего времени (текст на с. 79, {ф}работа с таблицей, упр. 654).


Чтобы помочь учащимся усвоить теоретический материал, который содержит текст на с. 79, можно организовать предварительную совместную работу с таблицей, приведённой в упражнении 654. Вынесем эту таблицу на доску, дополнив ещё одним столбцом, и попросим ребят внести в остальные столбцы информацию из текста, поставив знак «+», если от глагола с указанными морфологическими признаками образуются соответствующие причастия, и знак «--», если соответствующие формы причастий не образуются.


Глаголы Причастия

Морфологические признаки

Настоящего времени

Прошедшего времени




действительные

страдательные

действительные

Страдательные

Сов. вида, переходные

--

--

+

+

Сов. вида, непереходные

--

--

+

--

Несов. вида, переходные

+

+

+

-- +

Несов. вида, непереходные

+

--

+

-- +


Предложим ученикам указывать вид и переходность глаголов, данных в упражнении 654, прежде чем образовывать от них формы причастий.


^ III. Различение причастий и слов других частей речи (упр. 655 (1, 2), 656).


Организуя работу с упражнением 655, учитель по своему усмотрению может заменить задание провести устный морфологический разбор глаголов и использованных в тексте его особых форм заданием провести письменный морфологический разбор слов косил, скрываясь, пронизанная.




Учебная игра. Аукцион. Проведём работу с упражнением 656 в форме игры «Аукцион»: предложим учащимся по очереди называть глаголы, причастия, деепричастия, прилагательные с каждым из данных корней. Каждый ученик, который последним называет определённое условиями задания слово, признаётся победителем, и ребята записывают приведённый им пример в тетради.


^ Д. з.: 1) пересказ текстов на с. 78 -- 79; 2) упр. 655 (3).


Урок 109. Использование глагола и его особых форм в художественных текстах.


Цели урока: 1) потренировать учащихся в проведении орфографического анализа причастий; 2) организовать наблюдение за использованием глаголов и его особых форм в художественном описании.


^ I. Образование причастий настоящего и прошедшего времени. Орфограммы причастий (повторение – проверка домашнего задания, предупредительный диктант, {ф} задание учителя).


Выслушаем сообщения отдельных учащихся о правописании суффиксов причастий и проведём предупредительный диктант.


^ Предупредительный диктант. Послушайте словосочетания. Объясните написание суффиксов использованных в них причастий и запишите эти словосочетания в тетрадь, предварительно указав глаголы, от которых образованы причастия, и производящие основы.


Образец. Замаячить – замаячивший впереди; маячат (II спр.) – маячащие огоньки.


Построенное здание, расстроившаяся женщина, лающий пёс, залаявший щенок, вылеченный пациент, лечащий врач, клеящий обои, расклеенные плакаты, видимый невооружённым глазом, внимательно слушавший, услышанный по радио.


После того как шестиклассники расскажут о зависимости количества залоговых форм причастий от вида и переходности глаголов, особыми формами которых эти причастия являются (текст на с. 79), учитель по своему усмотрению может предложить следующее задание.


Задание. Образуйте от данных глаголов все возможные формы причастий. Объясните, почему не от каждого глагола можно образовать все четыре формы причастия.


Распределять, распределить, заскочить, заскакивать.

^ II. Орфографический и пунктуационный анализ текста (упр. 657).


Работу с упражнением 657 можно провести в форме комментированного письма. После этого учащиеся озаглавят текст («На реке», «Вечер на реке» и т. п.) и определят, что этот текст является художественным описанием.

По своему усмотрению учитель может предложить дополнительное задание (в том случае, если аналогичное задание не предлагалось на первом этапе урока): образовать от использованных в этом художественном описании глаголов все возможные формы причастий.

^ III. Различение глагола и его особых форм (упр. 658).


Поможем учащимся сделать вывод о роли глаголов и глагольных форм в приведённом в упражнении 658 фрагменте текста: они помогают описать жизненные обстоятельства, в которых оказался персонаж рассказа А. П. Чехова (отданный (в ученье)), его приготовления к значимому для него событию – написанию письма о горьких обидах, которые ему приходится выносить вдалеке от дома (дождавшись, достал; разложив, стал писать), помогают читателю понять внутреннее состояние мальчика (оглянулся, покосился, вздохнул).


^ IV. Описание внешности (упр. 659 (устно)).


Организуем рассмотрение репродукции картины Н. П. Чехова «Крестьянский мальчик (Ванька Жуков)»: проведём беседу по примерно следующим вопросам и заданиям.

• По каким приметам мы можем понять, что на портрете изображён крестьянский мальчик? (У мальчика загорелое лицо с загрубевшей от солнца и ветра кожей, выгоревшие на солнце жёсткие взъерошенные волосы. Он одет в тёмный пиджак из грубого сукна, из-под которого видна простая ситцевая пёстрая рубаха, на лоб мальчика надвинут чёрный картуз.)

• Опишите черты лица персонажа картины. (Крестьянский мальчик изображён в профиль. У него широкий покатый лоб, широкие светлые брови, большие глаза, курносый нос, крепкий подбородок. Крупные уши мальчика сверху чуть прикрыты выбивающимися из-под картуза непослушными волосами соломенного цвета.)

• Каково выражение лица Ваньки Жукова? (Крестьянский мальчик о чём-то глубоко задумался. Его большие глаза полны сосредоточенной печали, грустный взгляд напоминает взгляд углублённого в свои мысли взрослого человека, которому уже многое пришлось испытать. Брови мальчика приподняты, губы плотно сжаты.)


Д. з.:1) упр.660 с дополнительным заданием: образовать от глаголов возможные формы причастий; 2) по желанию – упр. 659.



100-velikih-gorodov-miramoskva-veche2007-477s100-velikih-stranica-16.html
1000vozvrashenie-nosorogov-margarita-sanz-tel-44-20-7751-7690.html
101-svodka-prestuplenij-za-pervie-sem-mesyacev-1994-goda-pravozashitnij-centr-memorial-moskva-1994.html
102-organizaciya-vospitatelnoj-raboti-s-obuchayushimsya-i-formirovanie-stimulov-razvitiya-lichnosti.html
1021-osnovnie-meropriyatiya-po-koordinacii-raboti-gosudarstvennih-press-sluzhb.html
1037-zoni-ogranichenij-ot-vozmozhnih-chrezvichajnih-situacij-prirodnogo-haraktera.html
  • thesis.bystrickaya.ru/privetstvie-rebenku-celitelnie-sili-vnutri-nas-luiza-hej-perevod-s-anglijskogo-n-litvinovoj-anons.html
  • reading.bystrickaya.ru/kompleks-metodicheskih-materialov-osnovnoj-obrazovatelnoj-programmi-podgotovki-magistrov-po-napravleniyu-020700-geologiya-stranica-3.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/metodika-gidrokinematicheskogo-rascheta-dempfiruyushih-kolpakov-reguliruemih-porshnevih-nasosov-pechatnij.html
  • lecture.bystrickaya.ru/51-kurs-na-mayak-pod-nauchnoj-redakciej.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-18-ie-duhovno-istoricheskie-chteniya-pamyati-svyatih-ravnoapostolnih.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/treta-lekciya-chetvrta-lekciya.html
  • desk.bystrickaya.ru/ogon-v-torfyanikah-bez-trubi-nikuda-vestiru-22082010-rossijskie-smi-o-mchs-monitoring-za-20-22.html
  • control.bystrickaya.ru/epigeneticheskij-landshaft.html
  • knigi.bystrickaya.ru/saba-tairibi-esenberlinn-kshpendler.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/issledovanie-genezisa-proishozhdeniya-veshestv.html
  • lesson.bystrickaya.ru/osnovnie-opredeleniya-kursa-raspoznavanie-obrazov.html
  • essay.bystrickaya.ru/blasov-m-araandi-armtu.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/v-v-zelenskij-ot-redaktora-russkogo-izdaniya-1929-g-stranica-4.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-i-uchebno-tematicheskij-plan-podgotovki-upravlencheskih-kadrov.html
  • student.bystrickaya.ru/16-kogda-dayut-imya-pravdivie-knigi.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vipolnili-ucheniki-10-a-klassa-mou-sosh-2.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/lekciya-11-lekciya-1.html
  • notebook.bystrickaya.ru/informacionnij-byulleten-26-aprelya-20.html
  • literature.bystrickaya.ru/education.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vladimir-lorchenkov-poslednij-roman-poslednij-roman-stranica-19.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-3-filosofiya-religii-uchebnik-podgotovlen-kollektivom-izvestnih-rossijskih-uchenih-prepodavatelej-rossijskogo.html
  • essay.bystrickaya.ru/bolonskij-process-poisk-obshnosti-evropejskih-sistem-visshego-obrazovaniya-proekt-tuning.html
  • znanie.bystrickaya.ru/55-programma-zdorove-programma-razvitiya-mou-licej-pri-tpu-na-2006-2010-g-g.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/yakuti-i-kirgizi-etnokulturnie-paralleli-i-osobennosti.html
  • student.bystrickaya.ru/-211-puti-i-sposobi-podderzhaniya-psihologicheskoj-ustojchivosti-i-boevoj-aktivnosti-lichnogo-sostava-v-hode-boevih-dejstvij.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-2-susan-carroll-the-huntress-2007.html
  • bukva.bystrickaya.ru/smert-artura-le-morte-darthure.html
  • composition.bystrickaya.ru/pervogo-voprosa-metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-kontrolnoj-raboti-dlya-samostoyatelnoj-raboti-studentov-ii.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/komanda-pravitelstvo-gajdara-prinyalo-stranu-v-nerabochem-sostoyanii-vekonomike-ostanavlivalis-materialno-veshestvennie.html
  • essay.bystrickaya.ru/chast-sistemi-no-on-ne-nuzhno-zhalet-ih-zhalost-rasslablyaet-nuzhno-biblioteka-priklyuchenij-i-nauchnoj-fantastiki.html
  • tasks.bystrickaya.ru/2-cerkovnoslavyanskij-yazik-na-rusi-a-obrusenie-tekstov-drevnej-bolgarii-b-znachenie-osobennostej-mestnih-govorov-v-vozniknovenie-uchilish-g-osobennosti-izlozheniya-tekstov-3.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/7-pravonarusheniya-andrej-vladimirovich-klimenko-veronika-viktorovna-ruminina.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/volejbolisti-iz-belogo-yara-poluchat-sovremennij-sportivnij-kompleks-sportkompleks-v-krasnovisherske-otkroetsya-v.html
  • bukva.bystrickaya.ru/razrabotka-sistemnogo-programmnogo-obespecheniya.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/kitap-elyazmasi-knizhnaya-letopis-m-r-biktimirov-i-dr-kazan-kgu-2008-168-s-tabl-20-sm-500-ekz.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.