.RU

§ 5. Умозаключения из сложных суждений - Логика популярное пособие с задачами и упражнениями Для менеджеров, экономистов,...


§ 5. Умозаключения из сложных суждений

До сих пор мы рассматривали простые суждения, сос­тавными частями которых выступают субъект и предикат, выступающие в качестве основных смысловых единиц умо­заключений. Теперь нам предстоит подвергнуть анализу сложные умозаключения, составными частями которых будут простые суждения, выступающие в качестве элемен­тарных смысловых единиц. Внугренняя структура послед­них при этом во внимание не берется. Существуют разные виды умозаключений, образуемых на основе разных видов сложных суждений.

К числу условных умозаключений относятся такие опосредованные умозаключения, в которых обе посылки и заключение являются условными суждениями. Формула чисто условного умозаключения:

/А -> В/ /. /В -• С/

А -ч- С

Приведем пример:

Если цены на сырье поднимутся /А/, стоимость про­дукции возрастет /В/.

Если стоимость продукции возрастет /В/, цены на това-
ры придется поднять /С/.

Если цены на сырье поднимутся /А/, то цены на товары

придется поднять /С/.

Принцип чисто условного умозаключения: следствие следствия есть следствие основания. Он позволяет соеди­нять в сложные цени множество условных суждений. По формуле:

/а->в/ ув-.- с/ .ус >р/... /q > dj

А — D1

Условно-категорическим умозаключением называется такое дедуктивное умозаключение, в котором одна из посы­лок является условным суждением, а другая — простым ка­тегорическим суждением. Оно существует в двух вариантах — модусах. В утверждающемся модусе категорическая по­сылка утверждает истинность основания, заключение ут­верждает истинность следствия. Его формула:

60

A ~VB,A В

Приведем пример:

Если увеличить расходы на рекламу /А/, спрос на про­дукцию возрастет /В/. ^ Расходы на рекламу увеличены /А/ Спрос на продукцию возрос /В/

В отрицающем модусе категорическое суждение отрица­ет истинность следствия, заключение отрицает истинность основания. Его формула:

А -» В. В

А , где значок «—» над сим­волом означает его отрицание. Приведем пример:

Если в квартиру залезут грабители /А/, она будет опус­тошена /В/.

^ Квартира не опустошена /В/ Грабители не влазили в квартиру /А/ Существуют еще два модуса условно-категорических умозаключений, однако они дают не истинное, а вероятное знание. Например, умозаключение от утверждения истин­ности следствия к утверждению истинности основания:

А - *• В. В

А

Если X. совершил преступление /А/, то он был на месте преступления /В/. X. был на месте преступления /В/. Не исключено /вероятно/, что X. совершил преступление /А/.

Разделительно-категорическое умозаключение — есть вывод, в. котором одна из посылок — разделительное, а дру­гая посылка и заключение — категорические суждения. Простые суждения, из которых состоит разделительное / дизъюнктивное/, называются альтернативами. Имеются два модуса разделительно-категорических умозаключений. Первый — утверждающе-отрицающий модус: меньшая по­сылка /категорическое суждение/ утверждает одну из аль­тернатив, заключение отрицает другую альтернативу. Его формула:

AwB.A

В

Приведем пример:

Стиль руководства может быть либо автократическим /

А/, либо попустительским /В/. Стиль руководства — ав-

61

тократический /А/.

нансовое состояние /В/.


Стиль руководства негюпустительский /В/.

Второй модус отрицающего — утверждающий: мень­шая посылка отрицает одну из альтернатив, заключение ут­верждает другую альтернативу. Его_формула:

A v В. А В

Приведем пример:

Минеральные удобрения бывают или азотными, или

фосфорными, или калийными.

Данное минеральное удобрение не является ни азотным,

пи фосфорным.

Данное минеральное удобрение является калийным.

Заключение достоверно, если в большей посылке пере­числены все возможные альтернативы. В первом примере нами не назван демократический стиль руководства, что привело к упрощенным альтернативам и слишком очевид­ному выводу.

Условно-разделительным называется умозаключение, в котором одна посылка условная, а другая является раздели­тельным суждением. В зависимости от числа членов в раз­делительной посылке это умозаключение может быть дилеммой /два члена в разделительной посылке/, трилем-мой /три члена/ и полилеммой.

Рассмотрим дилемму. Она может быть конструктивной и деструктивной. Каждая форма в свою очередь делится на простую и сложную. Отсюда получается четыре варианта дилеммы.

Простая конструктивная дилемма состоит из двух по­сылок. Первая утверждает, что из двух различных основа­ний вытекает одно и то же следствие. Вторая /дизъюнктив­ное суждение/ утверждает, что одно или другое основание истинно. Заключение дает следствие. Формула: ^ /А "-С/УВ ->С/. А^В С

Приведем пример:

Если положение фирмы на рынке ухудшается /А/, надо

искать новые рынки сбыта /С/.

Если финансовое состояние фирмы ухудшается /В/,

надо искать новые рынки сбыта /С/.

Ухудшается и положение фирмы на рынке /А/, и ее фи-

62

Следует искать новые рынки сбыта /С/.
-J Сложная конструктивная дилемма также состоит из

f двух посылок. В первой — два основания, из которых выте-

't кают соответственно два следствия. Вторая посылка /дизъ-

юнктивное суждение/ утверждает истинность одного или другого основания. Заключение утверждает одно или другое следствие. Формула:

/А~*В/УС~-'Р/. AvC

BvD

Приведем пример:

Если цены либерализовать /А/, они могут возрасти /В/. Если с зарплаты снять ограничения /С/, она может уве­личиться /D/.

Для стабилизации экономики надо выбирать между ли­
берализацией цен /А/ и снятием ограничений с запла-
ты/С/.

В таком случае надо выбирать между возрастанием цен

/В/ и увеличением размера зарплаты /D/.

Ситуация, описываемая данным видом дилеммы, при­водит к необходимости из двух зол выбрать наименьшее, или, как говорили древние: «Посадить на рога дилеммы».

В простой деструктивной дилемме первая /условная/ посылка утверждает, что из одного и того же основания вы­текают два различных следствия. Вторая посылка — дизъ­юнкция отрицаний обоих этих следствий. Заключение от­рицает основание. Формула:

/А-»В/./А -CAB vС

А

Приведем пример:

Если предприятие идет к банкротству /А/, то происхо­
дит спад производства /В/ и ухудшается его финансовое
положение /С/. _

Однако мы не наблюдаем ни спада производства /В/, ни ухудшения финансового положения /С/.

Признаков банкротства у данного предприятия нет /А/.

Сложная деструктивная дилемма содержит одну посыл­ку, состоящую из двух условных суждений с разными осно­ваниями и разными следствиями. Вторая посылка — дизъ­юнкция отрицаний обоих следствий. Заключение проводит

63

AvC

надежный партнер /А/, то он


к дизъюнкции отрицаний обоих оснований. Формула: /А -В/ /С-РЛВуД

Приведем пример:
Если мой компаньон
меня не подведет /В/,
Если мой компаньон энергичный человек /С/, то мой
заказ выполнит в срок /D/. _

Однако оказалось, что_он меня и подвел /В/, и не вы­полнил заказа в срок /D/.

К сожалению, партнером компаньон оказался ненадеж­ным /А/ и неэнергичным /С/.

Трилсммы, подобно дилеммам, делятся на конструк­тивные и деструктивные, простые и сложные. Не вдаваясь в рассмотрение этого вопроса, приведем пример простой конструктивной трилеммы:

Если технологические показатели завода ухудшаются, надо проконсультироваться у специалистов-управленцев по данному вопросу; если производственная дисциплина на заводе ухудшается, следует спросить со специалистов-уп­равленцев; если социально-психологический климат не­нормален, ответ могут дать специалисты-управленцы.

На данном заводе или ухудшились технологические по­казатели, или «хромает» дисциплина, или ненормальный социально-психологический климат.

Положение дел на заводе должно стать предметом ана­лиза специалистов-управленцев.

^ УПРЛЖН НИИ Я:

№ 1. Даны чисти условные умозаключения. Найдите основание и следствие к условных посылках, сделайте вывод, приведите его формулу.

  1. Если конкурент является дельцом в худшем смысле этого слова, то
    он не заинтересован в соблюдении норм рыночных отношений. Если он
    не заинтересован в соблюдении норм, го наши отношения с ним трудно
    прогнозиронать.

  2. Если лобная кора головного мозга повреждена, то взаимодействие
    личности с внешней средой нарушается. В этом случае человек утрачива­
    ет реальное восприятие действительности, а значит, превращается в раба
    ситуации.

  3. Если средства производства находятся в руках отдельных лиц, то
    собственность приобретает частный характер. В этом случае подрывает­
    ся монополия государства на производство товаров и услуг. С подрывом
    монополии появляется частный интерес к развитию производства.

64


  1. Обмен жилыми помещениями может быть судом признан недейст­
    вительным, если он произведен с нарушением жилищного кодекса. В
    случае признания обмена недействительным, стороны подлежат пересе­
    лению в ранее занимаемые помещения.

  2. Брак расторгается, если судом будет установлено, что дальнейшая
    совместная жизнь супругов и сохранение семьи стали невозможными.
    Если брак расторгается, то суд выносит решение о расторжении брака.
    Если суд принял такое решение, то он принимает меры к защите интере­
    сов детей.

№ ^ 2. Дано условно-категорическое умозаключение. Найдите в нем посылки и заключение, определите модус, дайте формулу.

  1. Если концерн по производству продовольствия занимался выпус­
    ком недоброкачественной продукции, то он может быть ликвидирован.
    Концерн выпускал недоброкачественную продукцию. Следовательно, он
    может быть ликвидирован.

  2. Если туман не рассеется, вылет будет задержан. Вылет не задер­
    жан, значит, туман рассеялся.

  3. Если изменяются экономические отношения, изменяются предс­
    тавления людей о праве и морали. Экономические отношения измени­
    лись, следовательно, появились изменения во взглядах людей на право и
    мораль.

  4. Обмен жилого помещения не допускается, если он носит корыст­
    ный или фиктивный характер. Данный обмен носит фиктивный харак­
    тер. Значит, он не допускается.

  5. Судья не может участвовать в рассмотрении дела, если он является
    потерпевшим. Судья Леонидов является потерпевшим, поэтому он не
    может участвовать в рассмотрении данного дела.

№ 3. Дано разделительно-категорическое умозаключение. Сделайте вывод из посылки по одному из модусов. Дайте его формулу.

  1. Преступление обычно квалифицируется как умышленное или не­
    осторожное. Поев совершил умышленное преступление.

  2. Общая собственность может быть или с определением долей /до­
    левая собственность/, пли без определения долей (совместная собствен­
    ность). Имущество кооператива принадлежит его членам на правах сов­
    местной собственности.

  3. Покупатель, которому продана вещь плохого качества, вправе пот­
    ребовать либо замены вещи вещью надлежащего качества, либо умень­
    шения покупной цены, либо расторжения договора, либо безвозмездного
    устранения недостатков пещи продавцом. Покупатель не потребовал ни.
    замены вещи, ни уменьшения покупной цены, ни расторжения договора.

  4. Трудовые договоры заключаются: на неопределенный срок; па оп­
    ределенный срок не более трех лет; на время выполнения определенной
    работы. С Денисовым заключен договор на неопределенный срок.

  5. Проступки бывают гражданскими, административными и дисцип­
    линарными. Проступок, который совершил гражданин Михайлов, не яв­
    ляется ни гражданским, ни дисциплинарным.

№ 4. Дано условно-разделительное умозаключение в виде дилеммы. Определите вид дилеммы. Дайте его формулу. Сделайте вывод.

1. Если у больного болит зуб, то рекомендуется принять анальгин;

65

если болит голова, то также рекомендуется принять анальгин. В данном случае у больного болит зуб или голова.

  1. Если преступление совершено вследствие стечения тяжелых лич­
    ных или семейных обстоятельств, то эти обстоятельства признаются
    смягчающими ответственность виновною. Если преступление соверше­
    но под влиянием сильного душенного волнения, вызванного неправомер­
    ным действием потерпевшего, то это обстоятельство также признается
    смягчающим ответственность. Преступление совершено вследствие тя­
    желых личных или семейных обстоятельств или под влиянием сильного
    душевного волнения, вызванного неправомерными действиями потер­
    певшего.

  2. Если философ признает первичность материи и вторичность соз­
    нания, значит, его можно отнести к лагерю материалистов. Если же он
    считает первичным сознание, а материю — вторичным, то его обычно
    причисляют к идеалистам. Но философ может признавать первичным
    или материю, или сознание.

  3. Если расширить отдел рекламы нашей фирмы, придется прибег­
    нуть к займу. Если реконструировать отдел капитального строительства,
    без займа тоже не обойтись. Нам необходимо расширить отдел рекламы
    и реконструировать отдел капитального строительства.

  4. Если Носов совершил кражу личного имущества, то он наказыва­
    ется лишением свободы на срок до двух лет или исправительными рабо­
    тами на тот же срок. Однако Носов на основании материалов следствия
    не может быть наказан лишением свободы или исправительным» рабо­
    тами на указанный срок.

§ 6. Индуктивные умозаключения

Индукция, в широком смысле слова, есть метод мышле­ния, посредством которого мысль приходит к общему пра­вилу, которое присуще всем единичным предметам какого-либо класса. Если же ее рассматривать как логическую опе­рацию, противоположную дедукции, то суть индуктивного умозаключения состоит в том, что в его результате на осно­вании знания об отдельных предметах данного класса полу­чается общий вывод о всех предметах данного класса. В процессе индукции от знания меньшей степени общности приходим к новому знанию большей степени общности. В индукции, скажем еще проще, общее заключение выводит­ся из менее общих посылок. Например, исследуя инертные газы, мы отмечаем, что гелий, неон и аргон имеют валент­ность, равную нулю; это позволяет нам сделать вывод о том, все инертные газы, включая криптон и ксенон, имеют эту же валентность. Бросив взгляд на политическую карту Латинской Америки, констатируем, что Венесуэла является республикой, Эквадор — республикой, Бразилия — респуб­ликой, Аргентина — республикой и т. д.; и приходим к зак-

лючению: государства Латинской Америки являются рес­публиками. Подвергнув экономическому анализу положе­ние дел на предприятиях № 1, № 2, № 3 и т. п., можно сде­лать индуктивное умозаключение о том, что состояние эко­номики на большинстве /ряде/ предприятий определенной отрасли улучшается /ухудшается/.

Принято делить индукцию на полную и неполную. Полной индукцией называется вид, индуктивного умо­заключения, в процессе которого делается общий вывод о всем классе каких-либо предметов на основании знания о всех без исключения предметах этого класса. Здесь общий вывод получается из ряда суждений, сумма которых пол­ностью исчерпывает все случаи /варианты/ данного класса. В итоге то, что утверждается в каждом суждении о каждом отдельном предмете данного класса, в выводе относится ко всем предметам класса.

Приведем пример полной индукции: В понедельник на прошлой неделе спрос на акции наше­го предприятия был высокий

Во вторник тоже

В среду тоже

В четверг тоже

В пятницу тоже

В субботу тоже

В воскресенье тоже

В ы в о д: спрос на акции нашего предприятия на прош­
лой неделе был высокий, т. е. все дни недели спрою>иа
акции был высокий. >^

Формула полной индукции: >

51 есть Р >•

52 есть Р v

53 есть Р £
Но SJ( S2, S3 исчерпывают весь класс

Вывод: Все S есть Р.

Полную индукцию Аристотель назвал «силлогизмом по индукции». Основанием для вывода по полной индукции могут быть не только единичные, но и общие суждения. К этому же типу можно отнести доказательство по случаям, которые в юридической практике именуются прецендента-ми. Достоинство полной индукции в том, что она дает дос­товерное заключение. Это требует выполнения следующих условий. Необходимо, во-первых, точно знать число нред-


66

67

метов или явлений, которые мы исследуем. Во-вторых, сле­дует убедиться, что свойство принадлежит каждому пред­мету группы /класса/. Количество предметов изучаемой группы — третье условие — должно быть ограничено.

Недостаток полной индукции в том, что она не приме­нима в тех случаях, когда исследуем группы предметов или явлений, число элементов которых очень велико, и невоз­можно дать достоверного заключения о каждом элементе. Допустим, ваше предприятие получило несколько вагонов строительного леса или большую партию яблок, упакован­ных в ящики. Возможно ли и в первом, и во втором случаях методом полной индукции дать заключение о качестве бук­вально каждой доски и каждого яблока? Вероятно, нет. Поэ­тому для получения определенного вывода придется при­бегнуть к другому виду индукции — неполной.

Неполной индукцией называется вид индуктивного умозаключения, в процессе которого получается вывод о всем классе предметов на основании исследования лишь некоторых однородных предметов данного класса. Напри­мер, анализируя случаи дорожно-транспортных происшес­твий, работники ГАИ констатируют и в одном, и в другом, и в третьем случаях связь аварии с употреблением водите­лем спиртных напитков. Это дает им основание делать вы­вод о том, что употребление спиртных напитков в боль­шинстве случаев является причиной, порождающей проис­шествия на дорогах. Наблюдая, как под влиянием спроса колеблются цены на рынке, биржевик делает вывод о том, что цена производна от спроса.

Формула неполной индукции:

Sj есть Р

S2 есть Р

Sn есть Р

Но S,, S2,..., Sn принадлежит к классу

В ы в о д: по-видимому, каждый элемент /S/ класса есть

Р.

Неполную индукцию порой называют расширяющейся, т. к. она в заключении дает больше информации, чем та, ко­торую мы почерпнули из посылок. Ценность ее именно в том и заключается: от некоторого количества фактов мы приходим к выводу, который распространяется и на другие факты. Таким образом, нет необходимости осуществлять перебор всех предметов или явлений.

68

Неполная индукция делится на популярную и научную.

Популярная /энумеративная/ индукция основана на повторяемости одного и того же признака у ряда однород­ных предметов и отсутствии противоречащего случая, что дает основание сделать вывод: все предметы класса облада­ют определенным признаком. В логике этот вид индукции называется еще индукцией через простое перечисление. Торговому агенту, к примеру, который занимается закуп­кой сырья для фирмы, достаточно проверить качество сырья в первой, во второй и третьей партиях, чтобы заклю­чить: все сырье должного качества. Однако это не исключа­ет, что в пятой или седьмой партиях сырье может не соот­ветствовать стандартам. Популярная индукция лежит в ос­нове многочисленных примет, аккумулированных в народ­ном опыте. Пользуясь неполной популярной индукцией, следует помнить об ошибке «поспешного обобщения», ко­торая возникает тогда, когда в заключении не учитываются все варианты. Данный вид индукции всегда под угрозой, что может обнаружиться предмет, опровергающий общее заключение.

Научная /элиминативная/индукция основана на зна­нии необходимых признаков и причинных связей предме­тов и явлений. Исследования здесь ведутся планомерно, обращается внимание на глубинные факторы, порождаю­щие явления. Особые методики, разработанные учеными, позволяют сделать весьма достоверные выводы о качестве полезных ископаемых, урожайности сельскохозяйственных культур, пригодности продукции пищевой промышленнос­ти к употреблению и т. п. Научная индукция лежит в основе многочисленных законов природы и общества /Архимеда, Кеплера, Ньютона, закономерностей социальных отноше­ний, в том числе рыночной экономики/. Для того чтобы вывод но научной индукции был достоверным, надо соблю­дать ряд требований. Во-первых, количество исследуемых экземпляров группы /класса/ должно быть большим. Сле­дует, во-вторых, исследуемые элементы класса отбирать планомерно и достаточно разнообразно. Изучаемый приз­нак, в-третьих, должен быть достаточно типичным для всех элементов и существенным. Проверяя, например, качество товара, рекомендуется брать пробу из партий, поступивших в разное время или из разных мест; делая общий вывод о степени сохранности овощей на складах базы, брать пробу из разных складов, с разных полок и т. п. Можно для увели-

69

чения степени достоверности вывода пользоваться метода­ми математической статистики. Например, при проверке на сохранность крупной партии консервов и других видов штучных товаров.

УПРАЖНЕНИЯ:

№ ^ 1. Определите вид индуктивного умозаключения. Укажите посыл­ки и заключение. Установите состоятельность вывода.

  1. Свидетелями по делу Белкина являются граждане Максимов, Но­
    виков, Поляков, Лисин и Кириллов. Сперва следователь вызвал и допро­
    сил Полякова, Максимова и Лисина, а после обеда были допрошены ос­
    тальные свидетели. Следовательно, по делу Белкина допрошены все сви­
    детели.

  2. Для выступления в прениях записались: Алексеев, Борисов, Круг­
    лое, Морозов, Константинов и Новиков. Алексееву, Борисову и Новикову
    слово было предоставлено до перерыва, Морозову и Константинову — до
    прекращения прений. Таким образом, все записавшиеся выступили в

прениях.

  1. Известно, что рабочие 1, 5 и 8 бригады цеха сборки явились на ра­
    боту без опоздании. Значит, все рабочие цеха сборки не допустили опоз­
    даний.

  2. В 1581 г. Ермак начал освоение Сибири. В 1639 г. Москвитин дос­
    тиг Охотскою моря. В 1648 г. Семен Дежнев открыл пролив между Азией
    и Америкой. Все это говорит о том, что наши соотечественники еще в
    XVI—XV11 вв. осваивали далекие просторы России.

5. Установлено, что Соловьев не совершал преступления, предусмот­
ренного ст. 144 /кража личного имущества/. Он не.занимался ни грабе­
жом, ни мошенничеством, ни вымогательством. Ему не может быть
предъявлено обвинение по статьям 150 и 151. Приходится делать вывод,
что Соловьев не совершил преступления против личной собственности
граждан.

N° 2. Можно ли получить данные заключения с помощью полной

индукции?

  1. Всю неделю стояли морозы.

  2. Курс рубля во второй половине года продолжал падать.

  3. Все футболисты сборной России вышли на Олимпийские игры в

отличной форме.

  1. Все менеджеры нашего концерна обладают высокой квалифика­
    цией.

  2. Ни один рабочий нашего завода не является прогульщиком.

  3. На всякое тело, погруженное в жидкость, действует выталкиваю­
    щая сила, направленная вверх и равная весу вытесненной им жидкости.

  4. Все служащие нашего предприятия довольны администрацией.

8. Всякое механическое движение способно посредством трения

превращаться в теплоту.

9. Все граждане России имеют право на пособие по безработице,

10. Все планеты Солнечной системы вращаются вокруг Солнца.

70


  1. Все предприниматели во главу своих интересов ставят интересы
    дела.

  2. Всякое дело с концом хорошо /пословица/.

§ 7. Индуктивные методы исследования причинных связей

Все виды индукции, давая определенные сведения о свя­зях между заключением и фактами, так или иначе подводят нас к размышлениям о причинах появления каких-либо фактов, о методах поиска этих причин. Достоинство науч­ной индукции мы видели, между прочим, и в том, что она базируется на допущении, что между предметами и их свойствами существует .устойчивая, повторяющаяся; — причинная связь. Методы исследования причинных связей были разработаны английскими мыслителями Ф. Бэконом и Дж. Ст. Миллем.

Метод сходств. Если два или более случаев исследуемого явления имеют общим только одно обстоятельство, то это обстоятельство и есть причина данного явления. Другие об­стоятельства при этом, разумеется, различны. Формула ме­тода сходства:

1/ ABC вызывает £*С_

2/MFB вызывает^-

3/ М В С вызывает ^tf

По-видимому, В является причинойс/v

Допустим, мы размышляем о причине коммерческого успеха трех конкурирующих с нами компаний. Первая до­бивается своего успеха дешевизной товаров /А/, увеличе­нием финансирования рекламы /В/ и снижением управ­ленческих расходов /С/. Вторая — применением новейших технологий /М/, затратами на упаковку /F/ и увеличением финансирования рекламы /В/. Третья — применением но­вейших технологий /М/, увеличением финансирования рекламы /В/ и снижением управленческих расходов /С/. Общим, повторяющимся фактором оказалось увеличение финансирования рекламы /В/, что позволяет нам предпо­ложить, что В и есть причина коммерческого успеха всех компаний-конкурентов.

Метод сходства связан с наблюдением, и в этом его ог­раниченность: он не предполагает экспериментального вмешательства в исследуемые явления. Кроме того, следует помнить, что степень достоверности вывода по данному

71

методу зависит от числа рассмотренных случаев /очевидно, их должно быть достаточно много/ и от точности учета всех предшествующих обстоятельств. Быть может, помимо уви­денных нами обстоятельств, есть скрытое, но достаточно сильное, чтобы именно ему и быть причиной. Например, фирмы, о которых шла речь выше, закупили за рубежом импортное оборудование, которое позволило им резко уве­личить производительность труда.

Метод различия. Если случаи, при которых исследуемое явление возникает, различаются только в одном предшест­вующем обстоятельстве, а все прочие обстоятельства тож­дественны, то это обстоятельство и есть причина. Формула метода различия:

1/ABCDEM вызывает ^~-

2/ А В С D Е не вызываете^

По-видимому, М является причиной Если, например, с уходом я отпуск руководителя отдела техники безопасности возрастает число несчастных случаев на производстве, а с его возвращением положение опять нормализуется, достаточно достоверным будет предполо­жение о том, что именно в этом руководителе причина оп­тимальной деятельности службы техники безопасности. Другой пример. Люди, страдающие аллергическими забо­леваниями, замечают, что их обострение связано с появле­нием определенных факторов, а исчезновение последних приводит к улучшению состояния или к полному выздо­ровлению.

Метод различия может дать достаточно достоверное знание, так как появляется возможность экспериментально вводить /или устранять/ фактор, предполагаемый в качест­ве причины. Трудность в применении метода связана со сложностью искомой причины и с точностью описания различия в двух ситуациях.

Синтез /объединение/ первых двух методов дает нам третий — соединенный метод сходства и различия. Если два случая, в которых явление наступает, имеют общим только одно обстоятельство, тогда как два случая, в которых то же явление не наступает, не имеют между собой ничего общего, кроме отсутствия этого обстоятельства,— тогда то обстоятельство, в котором только и различаются два слу­чая, составляет причину. Формула соединенного метода сходства и различия:

72

1/А В С вызывает *6

2/ М Г В вызывает ;г„ —. с

3/ М В С вызывает , х'

4/ А С не вызывает ^-xl

5/ М Г не вызывает <94

6/М С не вызывает ,'7

По-видимому, В является причиной .

Например, если бы при' анализе успехов упомянутых выше трех фирм-конкурентов нам удалось установить, что снижение расходов на рекламу во всех трех случаях приво­дило к ухудшению показателей, степень достоверности на­шего вывода о влиянии фактора В существенно возрасла бы.

Метод сопутствующих изменений. Если изменение од­ного определенного обстоятельства всегда приводит к изме­нению другого, то первое обстоятельство может быть назва­но причиной второго. Его формула:

1/ А В С1 вызывает /

2/ А В С2 вызывает iVA

3/ А В С" вызывает ^у"

По-видимому, С является причиной v

Например, если снизить энергетические затраты на единицу продукции вдвое, стоимость единицы продукции, констатируем, снижается, а при увеличении энергетичес­ких затрат, напротив, увеличивается. Следовательно, изме­нение энергетических затрат одна из причин изменения стоимости продукции. Аналогично, если вдвое увеличиваем сопротивление и отмечаем, что сила тока уменьшается вдвое, а при уменьшении сопротивления — она возраста­ет,— причиной изменения силы тока стало сопротивление.

Метод остатков. Если причиной анализируемого явле­ния не являются другие, связанные с ним обстоятельства, кроме одного, то это одно обстоятельство может быть наз­вано причиной явления. Формула метода остатков:

1/ А В С вызывает х у z

2/ А вызывает х

3/ В вызывает у

По-видимому, С является причиной z.

Например, вы задумываетесь над причиной краха ваше­го предприятия. Появление конкурентов /А/ не привело к снижению цен на нашу продукцию /х/. Новейшее оборудо-

73

ванис /В/, на котором вы се производили, не снизило про­изводительности труда /у/. Значит, остается единственная причина /С/, обанкротившая вас. Ею оказалось резкое сни­жение покупательной способности'населения /С/, что при­вело к резкому спаду объема продаж //./.

Классический образец использования этого метода — открытие планеты Нептун, которое произошло в результате анализа причин отклонения планеты Уран от расчетной ор­биты. Последовательно вычитая силы тяготения известных уже планет, влияющих на поведение Урана на орбите, уче­ные обнаружили еще одну силу, за которой, предположили они, «скрывается» неизвестная им планета. Состоялось отк­рытие Нептуна!

УПРАЖНЕНИЯ:

^ Определите, какой метол исследования причинных c»u:iei'i применя­ется it следующих рассуждениях. Запишите их в киде формул.

1. Ограблена база. Часть похищенного имущества обнаружена у
граждан Решетником, Носова и Жирикова. Виновность пссх троих в ходе
следствии доказана. Однако в помещение базы преступники могли про­
никнуть только через узкий проем между решеткой и стенкой. Между тем
ни первый, ни второй, ни третий не могли по своему росту и размерам
тела проникнуть в базу. Следователю пришлось допустить, что в ограбле­
нии принимаю участие еще одно лицо. Им оказался Крюков.

  1. Чем больше воздуха попадает в горн, тем жарче в нем разгорается
    огонь. Если же доступ воздуха в гори совсем прекратить, то огонь погас­
    нет. Значит воздух является необходимым условием горения.

  2. Всякий раз, когда затылочные доли полушарий головного мозга
    животного удалялись, животные теряли зрительный рефлекс. Можно ут­
    верждать, что затылочные доли полушарий головного мозга являются
    необходимым условием зрительного рефлекса.

  3. Исследуя происхождение цветов радуги, Р. Нэком установил, что
    они появляются при пропускании света сквозь шестигранные кристаллы.
    То же явление, заметил Р. Бэкон, имеет место п при прохождении спета
    через другие прозрачные среды: в каплях росы, и ныли водопада, в брыз­
    гах от ударов веслами по воде. Причиной появления цветов радуги, зак­
    лючил мыслитель, является прохождение света через прозрачные среды
    сферической пли призматической формы.

  4. Всякий раз, когда больной принимал спиртное, у него начинаюсь
    обострение болезни; с отказом от аткоголя — болезненные симптомы
    пропадали.

§ 8. Умозаключение но аналогии

Термин «аналогия» /от греч.— соответствие, сходство, подобие/ означает определенное тождество различных предметов в каких-либо свойствах, признаках и отношени­ях. Покупая, к примеру, какую-либо вещь взамен вышед­шей из строя, мы допускаем, что новое изделие будет слу-

74

жить нам как старое, т. е. допускаем аналогию. Встретив на улице знакомого в траурной одежде, мы по известной ана­логии предполагаем, что он потерял близкого человека. Умозаключение но аналогии — это логическая операция, в процессе которой достигается знание о признаках одного предмета на основании того, что этот предмет имеет сход­ство с другими предметами.

Пользуясь умозаключением по аналогии, ученые и ис­следователи пришли к многочисленным открытиям. Н. Винер, основоположник кибернетики, по его собственным словам, был поражен сходством между принципами дейст­вия нервной системы и цифровых вычислительных ма­шин. Геологи, открывшие залежи алмазов в Якутии, исхо­дили из сходства в строении пластов горных пород на тер­ритории Якутии и Южной Африки, которая издавна слави­лась своими алмазными месторождениями. Изучая дейст­вие новых лекарств сперва па животных, а затем уже на че­ловеческом организме, фармакологи предполагают опреде­ленное подобие организмов человека и животного и т. п.

Аналогия — это перенос информации с одного предмета на другой, в основе которого лежит сходство в существен­ных признаках. Формула аналогии такова:

А имеет признаки а, Ь, с, х

^ Б имеет признаки а, Ь, с

Вероятно, Б имеет признак х.

По характеру информации, переносимой с предмета на предмет, различают два вида аналогии: аналогию свойств и аналогию отношений.

Аналогия свойств — это такой вид аналогии, при кото­ром переносимыми признаками являются свойства пред­метов. Например, по сходным признакам /симптомам/ протекания болезни у разных людей врачи заключают, что они страдают одним и тем же недугом. В случае их выздо­ровления симптомы возвращения к пациентам жизненных сил, надо полагать, тоже будут сходными. Заметив, что оп­ределенный товар с набором хороших потребительских свойств пользуется на рынке повышенным спросом, биз­несмен стремится организовать производство такого же рода товаров, с тем же образом потребительных свойств, рассуждая по аналогии, что и его изделие будет пользовать­ся спросом. Обнаружив, что преступления, совершенные в разных местах, носят одинаковый характер, «почерк», сле­дователь заключает по аналогии свойств, что их могло осу-

75

ществить одно и то же лицо.

Аналогия отношений — это такой вид аналогии, при ко­тором информация, переносимая с предмета на предмет характеризует не столько свойства предметов, сколько от­ношения между ними. Резерфорд, например, предположил по этой аналогии, что модель атома подобна модели сол­нечной системы. Кекуле в основу формулы бензола, точнее говоря, валентных связей в молекуле положил аналогию с обезьянами, которые, сцепившись хвостами и лапами, об­разовали в клетке зоопарка единую фигуру. Гутенберг при­шел к идее передвижного шрифта по аналогии с чеканкой монет. Создавая свое предприятие, любой деловой человек предполагает, что ему придется вступить в такие формы связей и отношений с властями, товаропроизводителями и покупателями, которые уже «опробованы» его предшествен­никами. Готовясь к очередному судебному процессу, проку­рор исходит из того, что отношение к нему подсудимых, адвоката и судьи будет приблизительно тем же, с каким он сталкивался на предыдущих процессах.

По степени достоверности знания, получаемого в ре­зультате аналогии, последнюю делят на три формы: 1/ строгая аналогия — дает весьма достоверные выводы; 2/ нестрогая аналогия — дает приблизительное, вероятное заключение; 3/ ложная аналогия — ее результатом является ложный вывод.

Строгая аналогия основана на знании того, что призна­ки предметов, которые мы сравниваем, находятся в строгой причинной зависимости. Ход умозаключения идет от сход­ства двух предметов в одном признаке к сходству их в дру­гом, который зависит от первого. Например, предпринима­тель А, обладая немалым исходным капиталом и будучи очень предприимчивым человеком, i чсуспел на торговом поприще. Связь между признаками /исходный капитал и предприимчивость/ настолько велика, что мы можем сме­ло утверждать, что предприниматель Б, обладая солидным исходным капиталом и стремлением к успеху, способен его добиться. Формула строгой аналогии:

А обладает признаками а, в, с, д, е

Б обладает признаками а, в, с, д

Из совокупности признаков а, в, с, д необходимо следу-

ет е.

Заключение. Предмет Б непременно обладает призна­ком е.

76

Нестрогая аналогия — вид аналогии, в результате кото­рой получается заключение от сходства двух предметов в известных признаках к сходству их в таком новом призна­ке, о котором неизвестно, находится ли он в зависимости от первых или нет. Эту зависимость можно подвергнуть сом­нению. Например, модельер рекламирует с помощью мане­кенщиц новые модные веяния в одежде, убеждая заказчи­ков в том, что предлагаемые им фасоны будут столь же кра­сивы и элегантны на потенциальных клиентах, как на фи­гурах манекенщиц. Его аналогия вряд ли может быть наз­вана строгой. Точно так же испытание модели корабля в бассейне не может дать достоверного заключения о том, что настоящий корабль будет обладать теми же свойствами. Степень вероятности заключений по нестрогой аналогии повышается, если, во-первых, число общих признаков воз­растает, во-вторых, признаки оказываются максимально существенными и, в-третьих, принимаются во внимание достаточно разнородные признаки.

Ложная аналогия основана на игнорировании правил, которые мы рассмотрели выше. Это умозаключения, упо­добляющие предметы по их внешним, несущественным признакам. Чаще всего к ним прибегают гадальщики, про­рицатели, составители гороскопов и так называемые специ­алисты в различных областях знания, не имеющие доста­точных данных для своих выводов: алхимики, астрологи, хироманты, парапсихологи и т. п. Вероятность заключения по ложной аналогии чаще всего равна нулю.

77

ГЛАВА IV. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ ЛОГИКИ § 1. Общая характеристика логических законов

Рассмотренные выше оснонные формы логического познании — понятия, суждения и умозаключения — явля­ются инструментами мышления. Они дадут нам необходи­мый результат, достоверное знание лишь в том случае, если мы будем пользоваться ими в строгом соответствии с неко­торыми исходными принципами, на которые опирается логическая наука. Уже анализ самих по себе понятий, суж­дений и умозаключений показал, сколь важно соблюдать при оперировании ими нормы и предписания — проще го­воря, правила, позволяющие получать не ложные, а истин­ные выводы. Тем самым мы познали некоторые законо­мерности, лежащие в основе образования понятий, сужде­ний и умозаключений. Однако, помимо этих частных пред­писаний, касающихся отдельных разделов логической нау­ки, существуют нормы, законы мышления, соблюдение ко­торых обязательно при оперировании любой формы мыш­ления.

Под законом вообще подразумевается существенная и устойчивая связь явлений, которая, повторяясь многократ­но, отражается в сознании людей в виде формулировок, описывающих многообразные грани реальности /законы физики, химии, астрономии, биологии, социологии, пси­хологии, искусствознания и т. и./. Законы мышления име­ют дело с интеллектуальными операциями, возникающи­ми в сознании многих людей. Содержание их мыслей, ес­тественно, различно. Однако форма, в которой люди отра­жают внешний мир и свое внутреннее самочувствие, одина­кова, тождественная даже у представителей удаленных друг от друга цивилизаций и исторических периодов. Именно эта общность, устойчивость, повторяемость сложившихся в процессе человеческой эволюции форм мышления и есть фундамент общих логических законов.

78

Законы логики есть общая схема, канва, своеобразный трафарет правильного мышления. Они составляют тот не­видимый, но принятый всеми нормальными людьми же­лезный каркас, на котором держится всякое истинное рас­суждение. Поэтому рассуждать логически — значит рассуж­дать в соответствии с законами логики. Важно при этом подчеркнуть общечеловеческий характер логических зако­нов. Они вольно или невольно принимаются как истинные представителями разных рас, наций, классов, сословий, поло-возрастных групп и т. п. По меньшей мере несерьез­ными можно назвать рассуждения о «расовой», «националь­ной», «классовой», «женской» и «детской» логике.

Правильность логических законов зависит в конечном итоге от соотношения наших знаний с объективным ми­ром, который отражается в наших знаниях. Практика явля­ется критерием истины, критерием верности законов. Она же, т. е. практическая деятельность людей, многократно повторяясь и многократно отражаясь в мышлении человека 1! виде логических фигур, и привела к появлению законов логики.

Однако нельзя утверждать, что законы логики являются законами объективного мира. Логические законы действу­ют в сфере мышления и вместе с ним вторичны, ироизвод-ны от природы, материи, бытия. Объективность их в том, что они независимы от воли людей, отменить их никто не вправе. Субъективность их в том, что они функционируют в сфере сознания и мышления и носят нормативный харак­тер, т. е. предписывают правильные алгоритмы мышления, отвергая заведомо ложные.

К основным законам логики обычно относят четыре за­кона: тождества, противоречия /некоторые авторы называ­ют его законом неиротиворечия/, исключенного третьего и достаточного основания. Формулировка первых трех зако­нов дана Аристотелем, автором четвертого является Лейб­ниц.

§ 2. Закон тождества

Данный закон может быть назван законом постоянства мысли. Смысл его в том, что каждая мысль, которой мы пользуемся в логических операциях, при повторении долж­на иметь одно и то же определенное, устойчивое содержа­ние. Если, к примеру, мы в качестве исходных понятий взя-

79

ли «рынок», «товар», «деньги», то в процессе последующих рассуждений нельзя подменять их совсем другими, пусть даже сходными но смыслу терминами: «базар», «изделие», «золото» и т. п. Формула закона тождества:

А есть А А = А

Казалось бы, это закон противоречит одному из важней­ших принципов диалектики — становления, изменения, развития всего сущего. Однако в любом развитии всегда имеются моменты стабильности, относительной устойчи­вости, когда предмет, несмотря на происходящие в нем процессы изменения, сохраняет свое «лицо», остается са­мим собой. Это состояние называется тождеством предмета или явления. Например, как бы ни менялся тот или иной человек на протяжении всей его жизни, мы отличаем его от других, благодаря тому, что любой из нас обладает уни­кальным набором признаков — своей индивидуальностью. В какие бы отношения между собой не вступали денежные единицы разных стран, доллар остается долларом, а марка — маркой. Закон тождества фиксирует эту относительную стабильность, неизменность вещей, отражая ее в стабиль­ных, сравнительно неизменных понятиях, суждениях и умозаключениях.

Соблюдение тождества понятий на протяжении всей ло­гической операции — непременное условие правильного хода рассуждений. Аристотель говорил, что невозможно ничего мыслить, «если не мыслишь (каждый раз) что-ни­будь одно...». В этом, собственно говоря, и состоит норма­тивность закона тождества, предостерегающего нас от раз­нообразного рода ошибок. Одна из них — двусмысленность, когда омонимы, т. е. слова одинаковые по звучанию, но раз­личные по смыслу, выдаются за тождественные понятия. Например: «Ноздрев был в некотором отношении истори­ческий человек. Ни на одном собрании, где он был, не обхо­дилось без истории», — пишет Н. В. Гоголь, и мы видим, что комический эффект достигается здесь за счет многоз­начного толкования слов «история», «исторический», пос­тавленных как бы ненароком рядом. Другой пример — хрестоматийный софизм:

2 и 3 есть четное и нечетное 2 и 3 есть пять

5 есть четное и нечетное.

80

Ошибка — в построении категорического силлогизма, с которой мы уже познакомились («учетверение терминов»), основывается на двояком употреблении знака «и»: В одном случае он употребляется как предикатная связка «есть», в другом как плюс, операция сложения. В умозаключении «Каждый металл является химическим элементом; латунь — металл: значит, латунь — химический элемент; латуни / сплаву/ ошибочно приписываются свойства элемента за счет двоякого смысла употребления понятия «металл».

Нарушение закона тождества происходит и тогда, когда, взявшись обосновывать или опровергать какой-либо тезис, докладчик или автор статьи незаметно подменяет его дру­гим тезисом. Недопустимо, когда в деловой беседе или по­лемическом споре оноиенту навязываются те мысли, кото­рых он не излагал. Здесь мы касаемся коммуникативного аспекта закона тождества, т. е. с применением его в челове­ческом общении. «Несомненно, что те, кто намерен участ­вовать друг с другом в разговоре, — замечал Аристотель, — должны сколько-нибудь понимать друг друга. Если этого не происходит, какое будет возможно у них друг с другом участие в разговоре? Поэтому каждое из имен должно быть понятно и говорить о чем-нибудь, при этом — не о несколь­ких вещах, но только об одной; если же у него несколько значений, то надо разъяснить, которое из них /в нашем случае/ имеется в виду».

Разумеется, этот закон не может наложить вето на раз­витие и изменение понятий. Они столь же непостоянны и преходящи, как объективный мир. Нарушение тождества предмета — его развитие — и переход в другое качество / капитал может превратиться в деньги, а последние вновь стать капиталом и т. п./ непременно должно сопровождать­ся изменением понятий, в которые мы будем вкладывать новое содержание и по-новому толковать его объем. Однако с позиций закона тождества мы всякий раз должны мыс­лить определенно, и новому предмету или явлению должно соответствовать столь же строго очерченное понятие, как и старому. Закон тождества запрещает лишь одно: произ­вольно менять содержание и объем понятия.

Сферы применения этого закона весьма разнообразны. В юридической практике приходится опознавать предметы, людей, заниматься сличением почерков, документов, под­писей, отпечатков пальцев — всякий раз надо прибегать к операции отождествления, идентификации. Предпринима-

81

тель и товаропроизводитель, создавая новый вид товара, определяя его свойства в инструкциях и паспортах, рекла­мируя по радио и телевидению, должны очень точно и дос­таточно строго пользоваться терминами во имя того, чтобы товар был замечен покупателем. При ведении какого-либо форума председательствующий должен следить затем, что­бы докладчики и просто ораторы не сбивались с повестки дня на второстепенные вопросы и т. п.

УПРАЖНЕНИЯ:

№ ^ 1. Какие понятия выражены данными словами?

1) процесс; 2) определение; 3) мир; 4) следствие; 5) нота; 6) ссылка: 7) среда; 8) аудитория; 9) дисциплина; 10) развод; 11) блок; 12) дача; 13) аппарат; 14) курс; 15) платформа; 16) изолятор; 17) брак: 18) защитник; 19) роман; 20) пол.

№ 2. Объясните, почему данные суждения являются неопределен­ными?

  1. После генеральной репетиции пьеса пошла во многих театрах.

  2. При съемке нужна большая выдержка.

  3. Магазин оказался пустым.

  4. Попов очень гордился этой операцией.

  5. На другой день все получили новые наряды.

  6. Ямщик погнал лошадей под гору в карьер.

  7. Иван Иванович не обратил внимания па изменение обстановки.

  8. Милиционер своим корпусом преградил дорогу преступникам.

  9. Над колоннами развевались разноцветные флаги.




  1. Ученики прослушали разъяснения учителя.

  2. Из-за рассеянности шахматист не раз на турнире терял очки.

№ 3. Сохранят ли тождество суждения, если выделенное в данном суждении понятие заменить понятием, заключенным в скобках?

  1. Литва стала независимым /самостоятельным, суверенным/ госу­
    дарством.

  2. В своей речи на суде защитник привел убедительные аргументы /
    основания, доводы/.

  3. Виновность иодсуднмо! о установлена содержащимися в деле дока­
    зательствами /основаниями, доводами, аргументами/.

  4. Наше государство /страна, держава/ проводит миролюбивую по­
    литику в отношениях с другими государствами /странами, державами/.

  5. Государство /страна, держава/ возникло в результате раскола об­
    щества на классы.

  6. Лица, совершившие преступление /правонарушение, проступок/,
    подлежат уголовной ответе [Ценности.

  7. Оратор /ритор, трибун/ произнес пламенную речь.

82

§ 3. Закон противоречия

У "го формулировка впервые дана Аристотелем: «...Невоз-но, чтобы противоречащие утверждения были вместе истинными...»?' Разумеется, противоречащими он считал утверждения об одном и том же явлении, высказанные в одно и то же время и в одном и том же отношении. «Невоз­можно, — писал он, — чтобы одно и то же вместе было и не было присуще одному и тому же и в одном и том же смыс-

JIC*J|

В современной интерпретации закон противоречия фор­мулируется следующим образом: не могут быть одновре­менно истинными две противоположные мысли об одном и том же предмете, взятом в одно и то же время и в одном и том же отношении. Еще проще: два противоположных суж­дения не могут быть истинными в одно и то же время и в одном и том же отношении. Одна их самых лаконичных трактовок данного закона гласит: неправда, что вместе ис­тинны некоторое суждение и его отрицание. В символичес­кой форме закон записывается так:

неверно, что А и не — А.

Смысл формулы в том, что мысль, употребленная в рас­суждении /А/, в процессе логических построений не долж­на превращаться в свою противоположность /не — А/.

Не могут быть одновременно истинными, например, следующие нары мыслей: «Этот товар дорогой» и «Этот то-нар дешевый»; «Менеджер Степанов хорошо знает свое дело» и «Менеджер Степанов плохо знает свое дело»; «Под­судимый Демин совершил преступление» и «Подсудимый Демин не совершал преступления».

Нормативный характер этого закона в том, что он фик­сирует одну из важнейших особенностей нормального мышления — его непротиворечивость. Он запрещает мыс­лить противоречиво, полагая, что противоречие несовмес­тимо с логичным мышлением. Может быть, именно поэто­му ряд авторов называет его законом нспротиворечия или исключенного противоречия.

Получив выше некоторое представление о суждениях, можем сказать, что не могут быть вместе истинными два суждения, имеющие субъект и предикат, если:

1/ одно из них общеутвердительное, а второе частноот-рицателыюс; «Все S есть Р» и «Некоторые S не есть Р» /Все товары возросли в цене» и «Некоторые товары не подорожа­ли»/;

83

2/ одно их них общеутвердительное, а второе частноот-рицательное; «Все S есть Р» и «Ни одно S не есть Р» /Все ма­газины приватизируются» и «Ни один магазин не привати­зируется»;

3/ одно из них частноутвердителыюе, а второе общеот-рицателыюе; «Некоторые S есть Р» и «Ни одно S не есть Р» / «Некоторые биржи обладают средствами компьютерной связи» и «Ни одна биржа не оснащена средствами компь­ютерной связи»;

4/ одно из них единичное утвердительное, а второе еди­ничное отрицательное; «Данное S есть Р»и «Данное S не есть Р» /«Этот товар дорогой» и «Этот товар дешевый» и другие приведенные выше примеры/.

Противоречивость высказываний может быть результа­том недомыслия, незнания логики, слабых познаний в том или ином вопросе. К этому могут быть присовокуплены социальный и психологические факторы. Достаточно вспомнить многочисленные споры и противоречивые суж­дения но таким понятиям, как «бог», «свобода», «рынок», «социализм», «демократия», «капитализм», «собственность» и т. и.

Вместе с тем данный закон вовсе не отрицает диалекти­ческих противоречий, вытекающих из того обстоятельства, что развитие предметов и явлений приводит к появлению новых состояний и свойств у прежних предметов. И тогда то, что казалось несовместимым с исходным высказывани­ем, становится истинным, а прежнее высказывание — лож­ным. Таким образом, диалектика требует не отрицания противоречий, а их признания в единстве и борьбе одной противоположности с другой, тем более, когда речь идет о предметах и явлениях, которые могут браться в иных обс­тоятельствах, под иной точкой зрения, чем прежде. И тогда товар, который мы считали дорогим, в другом месте, в иное время, при иных обстоятельствах может считаться деше­вым, а руководитель, хорошо знающий свое дело, может оказаться плохим организатором производства в новых, изменившихся условиях или в сравнении с другими, более талантливыми знатоками своего дела.

Формальная логика не может исключить многочислен­ных парадоксов, которые по сути дела являются совмеще­нием несовместимого, т. е. объединением в одной формуле противоположных высказываний. К парадоксам прибегают ученые и писатели, представители средств массовой ин-

84

формации и специалисты по рекламе: «В детстве у меня не было детства» /А. П. Чехов/; «Древняя новизна»; «Необхо­димая случайность», и т. п. Логика запрещает не всякие во­обще противоположные угверждения, а только взаимоиск­лючающие мысли об одном и том же предмете, сформули­рованные одновременно и в одном и том же смысле.

УПРАЖНЕНИЯ:

^ Исходя из закона противоречия, определите: могут ли быть одновре­менно испитыми обе пары суждений?

  1. Вес предприятия нашего города готовятся к работе в условиях ры­
    ночной jKoi'oMiiKii. — Ни одно из предприятий нашего города не гото­
    вится к р.и'ютс и условиях рыночной экономики.

  2. Ike студенты 10-й группы подготовились к экзамену по логике.
    Некоторые студенты 10-й группы к экзамену по логике не подготови­
    лись.

  3. Все государства бывшего Союза ССР приняли президентскую фор­
    му правления. — Некоторые из государств бывшего СССР не приняли
    президентской формы правления.

  4. Некоторые органы государственной власти имеют право издавать
    законы. — Некоторые органы государственной власти имеют право изда­
    вать приказы и инструкции.

  5. Организатором ограбления кассы был Семей Никифоров. — Орга­
    низатором ограбления кассы был Ахмед Султанов.

  6. Не каждый орган государства имеет полномочия на издание нор­
    мативных актов. Все органы государства имеют полномочия на издание
    нормативных актов.

  7. Для некоторых стран Европы характерны переходные формы
    производственных отношений. — Для всех стран Европы характерны
    переходные формы производственных отношений.

  8. Преступники не могли проникнуть в магазин через дымовую трубу.
    — Преступники проникли в магазин через дымовую трубу.

  9. Большая часть машин вышла на линию. — На линию не вышла ни
    одна машина.




  1. Вечером 15 января Романов находился дома, на месте происшес­
    твия. Вечером 15 января Романов находился у друга, в пяти километрах
    от своего дома.

  2. Положение дел во всех фермерских хозяйствах края оставляет
    желать лучшего. — Положение дел во многих фермерских хозяйствах
    края оставляет желать лучшего.

  3. Не всякие данные могут быть судебными доказательствами. —
    Некоторые данные могут быть судебными доказательствами.

  4. Климова похитила средства малого предприятия. — Климова не
    похищала средств малого предприятия.

  5. Все пайщики нашего акционерного общества имеют право на
    прибыль. Некоторые пайщики нашего акционерного общества не имеют
    права на получение прибыли.

85

§ 4. Закон исключенного третьего

\В_своей «Метафизике» Аристотель изложил содержание этого закона следующим образом: «...Не может быть ничего посредине между двумя противоречащими /друг другу/ суждениями, но об одном /субъекте/ всякий отдельный предикат необходимо либо утверждать, либо отрицать». Современные авторы дают такие определения закона иск­лючительного третьего: из двух противоречащих высказы­ваний в одно и то же время и в одном и том же отношении одно непременно истинно; из двух противоречащих сужде­ний одно истинно, другое ложно, а третьего не дано; если два суждения построены так, что одно из них является ло­гическим отрицанием второго, то одно из них выражает ис­тину. В виде формулы закон можно изобразить так: Л есть либо В, либо не В. t\f

Основа -зтого закона «объективном мире: предмет либо существует, либи нет; у предмета есть какое-то свойство либо его нет. Ну а наши мысли, отражая реальность, естест­венно, должны фиксировать либо наличие явления, либо его отсутствие; или принадлежность свойства предмету, или непринадлежность. Нормативность закона исключен­ного третьего в том, что всякий раз, когда между утвержде­нием и отрицанием того или иного понятия нет промежу­точного, среднего, надо ликвидировать неопределенность и выявить, какое из суждений есть истина, а какое — ложь.

Такие суждения, построенные по типу альтернативной конструкции /«либо-либо»/, .называются отрицающими друг друга. К ним относятся следующие пары суждений:

1. Единичные суждения: утвердительные и отрицатель­
ные. «Это S есть Р» и «Это не есть Р». Пример: «Волга впадает
в Каспийское море» и «Волга не впадает в Каспийское
море»; «Ельцин — первый президент России» и «Ельцин не
является первым президентом России», «Мы вступаем с
вами в сделку» и «Мы не вступаем с вами в сделку».

2. Общеутвердительные /А/ и частноотрицател'ьные
/О/. «Все S есть Р» и «Некоторые S не есть Р». Пример: «Все
менеджеры согласно определению, руководят людьми и
организуют конкретную работу» и «Некоторые менеджеры
не руководят людьми и не организуют конкретную работу»;
«Все осужденные но приговору суда — виновны» и «Некото­
рые осужденные по приговору суда — невиновны».

3. Общеотрицательные /Е/ и частноутвердительные /1/.

86

«Ни одно S ни есть Р» и «Некоторые S есть Р». Пример: «Ни один колхоз не является биржей» и «Некоторые колхозы являются биржами»; «Ни один подсудимый не содержится под стражей без предъявленных ему обвинений» и «Некото­рые подсудимые содержатся под стражей без предъявлен­ных им обвинений».

Руководствуясь законом исключенного третьего, мы из ложности одного из высказываний заключаем об истин­ности противоречащего высказывания, и, наоборот, из ис­тинности данного высказывания делаем вывод о том, что противоречащее ему высказывание ложно, и третьего в этом случае нет.

Но если есть третье, т. е. между двумя известными нам положениями поставить промежуточное, неопределенное, подрывающее смысл двух альтернатив, то, конечно, приме­нять данный закон нельзя. Это случается, когда познавае­мый объект настолько сложное природное или социальное образование, что сделать вывод о нем по принципу «да» или «нет» /бинарной логики/ нет никакой возможности. Нап­ример, суждения о прошлом, таком далеком, что проверить истинность суждений практически невозможно: «Посланцы иных цивилизаций посещали нашу планету» и «Посланцы иных цивилизаций не посещали нашу планету». Ясно, что ни первое, ни второе суждение не могут быть названы ни истинными, ни ложными. Точно так же суждения о предпо­лагаемом будущем^Щпде Аристотель отмечал, что высказы­вания «завтра необходимо будет морское сражение» и «завт­ра необходимо не будет морского сражения» сегодня не ис­тинны и не ложны, но оба неопределенны. Поэтому предс­казания погоды, стихийных бедствий, несчастных случаев, колебаний курса ценных бумаг на биржах и т. п. лежат за пределами закона исключенного третьего. В силу сложнос­ти социально-психологических факторов при составлении ответов на анкеты принимаются во внимание и неопреде­ленные суждения: «не знаю», «затрудняюсь ответить», и др. В процессе голосования, кроме суждений «за» и «против», допускается неопределенность — «воздержался». Пока идет следствие, вряд ли будет уместным ставить вопрос о винов­ности или невиновности подозреваемого. В случае серьез­ного заболевания даже квалифицированный врач затруд­нится ответить: выживет ли пациент или скончается? В этих и многих других ситуациях классическая, формальная логика, основанная на двух значениях истинности, уступает

87

место трехзначной логике: истина, ложь и неопределен­ность.

Таким образом, закон исключенного третьего действует там, где познание располагает такой полнотой информа­ции, которая дает нам четкий выбор между истиной и ложью. О нем не может быть и речи, когда имеем дело с не­обычайно сложными, противоречивыми, переходного типа объектами и явлениями. Неполнота информации должна предостеречь нас от жестких альтернатив мышления, осно­ванного на законе исключенного третьего. Следовательно, вопрос о его применимости в каждом случае решается и предметно, и конкретно.

У П «Л Ж ПЕН И Я:

Исходя in закона исключенного третьего, определите, могут ли быть одновременно ложными оба суждения.

  1. Все правовые отношения связаны с вещами. — Не псе правовые
    отношения связаны с вещами.

  2. На бирже президент компании встретился с двумя брокерами. —
    На бирже президент компании ни с кем не встречался.

  3. У всякой науки есть свой предмет исследования. — Ни одна наука
    своего предмета исследования не имеет.

  4. Каждая торговая сделка имеет свои особенности. — Некоторые
    торговые сделки никаких особенностей не имеют.

  5. Некоторые предприниматели досрочно вернули кредиты в банки.

— Ни один предприниматель не вернул кредита в банк досрочно.

6. Каждое уголовное дело имеет свои особенности. — Некоторые уго­
ловные дела никаких особенностей не имеют.

  1. Всякое правонарушение является общественно опасным. — Ни
    одно правонарушение не является общественно опасным.

  2. Следствие по делу лиц, совершивших государственный переворот,
    закончено. — Следствие по делу лиц, совершивших государственный
    переворот, не закончено.

  3. Успехи нашего предприятия связаны с деятельностью директора

— Успехи нашего предприятия с деятельностью директора не связаны.

10. Обвиняемый вправе в любой момент производства по делу отка­
заться от защитника. — Некоторые обвиняемые не вправе отказаться от
защитника.

  1. Вчера вечером глава фирмы прибыл самолетом в Минеральные
    Воды... — Сообщение о том, что вчера вечером глава фирмы прибыл са­
    молетом в Минеральные Воды, не подтвердилось.

  2. Через полгода после либерализации цен начнется стабилизация
    экономики страны. — Через полгода после либерализации цен не начнет­
    ся стабилизация экономики страны.

  3. Каждая область общественных отношении регулируется законом.

— Некоторые области общественных отношений законом не регулиру­
ются.

88

§ 5. Закон достаточного основания

Его первую формулировку приписывают Лейбницу, ко­торый говорил:«...ни одно явление не может оказаться ис­тинным или действительным, ни одно утверждение спра­ведливым, — без достаточного основания, почему именно дело обстоит так, а не иначе». В современной интерпрета­ции: всякая истинная мысль должна быть обоснована дру­гими мыслями, истина которых доказана; всякая истинная мысль должна быть достаточно обоснованной; если какое-либо суждение определяем как истинное, ложное, вероят­ное, то такое определение должно быть достаточно обосно­ванным.

Символически этот закон выражается следующей фор­мулой:

Если есть В, то есть как его основание — А.

В законе достаточного основания отражается причинная связь, существующая между предметами и явлениями, о которой писали многие мыслители прошлого: «Ни одна вещь не возникает беспричинно, но все возникает на каком-нибудь основании и в силу необходимости» /Демокрит/; «Ничего не происходит без достаточного основания» /Ло­моносов/. Мышление наше, чтобы быть истинным, долж­но, разумеется, фиксировать связь между причиной и след­ствием, между каким-либо явлением и его основанием. Кроме того, закон достаточного основания требует, чтобы наши понятия, суждения и умозаключения были внутренне связаны друг с другом, выступали в ходе логических опера­ций как такие единицы мысли, которые имеют иод собой солидные доводы.

Все способы обоснования принято делить на эмпири­ческие и теоретические. Эмпирические основаны преиму­щественно на опыте, практике. Теоретические в качестве своих предпосылок берут рассуждения.

Среди эмпирических способов обоснования прежде все­го выделим прямое подтверждение, т. е. непосредственное наблюдение предметов и явлений, о которых говорится в суждениях. Если, к примеру, Леверье предсказал существо­вание Нептуна, то прямое подтверждение осуществил аст­роном Галле, обнаруживший ранее неизвестную планету с помощью телескопа. Сомнения в существовании планеты рассеялись... Если продавец навязывает вам явно бракован­ное изделие, то вы вряд ли станете прибегать к сложным

89








умопостроениям, чтобы изобличить его недобросовест­ность, — достаточно указать на недостатки изделия, чтобы они стали очевидны. Ссылка на факты — серьезное обосно­вание, однако следует помнить, что она уместна, когда речь идет о единичных предметах или когда факты рассматрива­ются в контексте с теоретическими положениями.

Неплохим способом обоснования является выведение из положения, которое выдвинуто, логических следствий и их последующая опытная проверка. Если, к примеру, кто-либо убеждает вас в том, что переход к новым формам орга­низации труда способен изменить отношение работников к труду и увеличить количество выпускаемых изделий, вы можете убедиться в правильности данного суждения, согла­сившись на изменения в организации труда, с анализом вытекающих из этого последствий.

Вместе в тем следует помнить о том, что многие общие и теоретические положения не могут быть сведены к непос­редственному опыту или дать сразу те практические следст­вия, которые могут подтвердить или опровергнуть что-либо. В этой области порой достаточно теоретических спо­собов обоснования, к которым относятся аксиомы, опреде­ления, удостоверенные суждения и выводные суждения, уже обоснованные с помощью доказательств. Например, если вы убеждаете кого-либо в том, что ему необходимо приватизировать свое предприятие, или в той или иной форме вступить на путь частного предпринимательства, в качестве аксиоматических положений должны выступать понятия «частная собственность», «личный интерес» и т. п. В достаточно подготовленной среде общеизвестные поло­жения могут не формулироваться явно. Следует помнить по этому поводу слова Аристотеля: «Это невежественность не знать для чего следует искать доказательства и для чего — не следует». Равным образом, ход рассуждений, ведущий от оснований к обоснованному суждению, может осуществ­ляться в сокращенном виде, т. с. с пропуском логических «ходов», которые при необходимости легко могут быть вос­становлены.

Обоснованные утверждения должны в определенной мере соответствовать уже имеющимся в данной области за­конам, принципам, теориям и даже жизненным установкам людей. Если, к примеру, поставщик предлагает предприни­мателю принципиально новый вид материалов или сырья, последнего, разумеется, будет интересовать, в какой мере

новые ресурсы оудут соответствовать сложившемуся техно­логическому циклу, в каком взаимодействии они будут на­ходиться с традиционными материалами и видами сырья. Рекомендуется, таким образом, помнить о совместимости новых обоснованных концепций со старыми. Особенно это касается таких щепетильных сфер человеческой деятель­ности, где затрагиваются их имущественные и социальные интересы.

Обоснование может быть дано путем объяснения каких-либо положений широкой аудитории, которая, может быть, только наслышана о какой-либо новации, но сути ее не по­нимает. Квалифицированное и популярное объяснение ста­новится обоснованным. В качестве последнего могут высту­пать предсказания и предвидения, нашедшие затем свое эмпирическое подтверждение.

К субъективным приемам обоснования, которые обра­щены больше не к мышлению, не к логике, а к внутреннему миру личности, относятся обращения к интуиции, вере, ав­торитету, традиции и т. п. Их называют нерациональными или недемонстративными способами доказательства. Мне­ние авторитетного человека, к примеру, избавляет нас от необходимости бесконечно умозаключать по какому-либо вопросу. Интуиция и вера способны сами, без подсказки разума, дать нам опору в практических делах. И, наконец, следует помнить о том, что закон достаточного основания вовсе не исключает того, что мир неисчерпаем в своих тай­нах и познание его бесконечно.

У П РАЖН ЕН И Я:

^ Укажите рассуждения, в которых нарушены требования чакона дос­таточного основания.

  1. Студенту Полянскому следует поставить зачет, так как он уезжает в
    командировку.

  2. Лосев изучает политологию, так как он студент, а все студенты изу­
    чают политологию.

  3. Перчатку потерять — к несчастью. Зеркало разбить — к худу.

  4. Денисенко не занимался спекуляцией, поэтому он не может быть
    привлечен к уголовной ответственности.

  5. Данное сложное суждение можно назвать разделительным, потому
    что к условным его отнести нельзя.

6. Если Ремешков занимался мошенничеством, то он должен быть
привлечен к уголовной ответственности. Установлено, что Ремешков
мошенничеством не занимался. Значит, к уголовной ответственности он
не привлекался.

7. Оттого телега запела, что давно дето не ела.


90

91

  1. Михайлов обязан явиться в суд и дать правдивые показания, так
    как он вызван в качестве свидетеля.

  2. Солнце встает, так и утро настает.




  1. «Перечисленных товарищей мы знаем очень плохо, так как они в
    нашем коллективе недавно. А поэтому я выражаю мнение, что их нужно
    судить по всей строгости закона» /из выступления на собрании/.

  2. Положение о том, что частная собственность сулит нашему наро­
    ду процветание, противоречит трудам классиков научного коммунизма —
    и потому не может быть признано истинным.

  3. Вина подсудимого вытекает хотя бы из того обстоятельства, что
    его родители были дважды судимы.


11-osnovnie-vigodi-v-rezultate-osushestvleniya-programmi-nacionalnaya-programma-po-ispolzovaniyu-vozobnovlyaemih.html
11-pervij-snop-anton-semenovich-makarenko.html
11-puteshestvie-s-partnerom-astralnij-plan-distancionnoe-videnie-zrenie-soznanie-spontannoe-astralnoe-puteshestvie.html
11-sposobi-perevoda-1-ponyatie-perevod.html
11-v-para-chmn-trojnichnij-nerv-sindromi-rasstrojstv-chuvstvitelnosti-perifericheskij-yadernij-stvolovoj-i-polusharnij-narusheniya-zhevaniya.html
110-organizaciya-sbora-vivoza-utilizacii-i-pererabotki-bitovih-i-promishlennih-othodov-blagoustrojstva-i-ozeleneniya-territorii-osvesheniya-ulic.html
  • turn.bystrickaya.ru/pamyat-svyatogo-svyashennomuchenika-karteriya-zhitiya-svyatih.html
  • occupation.bystrickaya.ru/mezhenko-av-pihalov-i-p-95-velikaya-obolgannaya-vojna.html
  • report.bystrickaya.ru/kniga-tvoj-luchshij-drug.html
  • textbook.bystrickaya.ru/institut-kaspijskogo-sotrudnichestva.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kvalifikacionnie-testi-po-psihoterapii-1-socialnaya-gigiena-i-organizaciya-zdravoohraneniya-stranica-6.html
  • literature.bystrickaya.ru/ekologicheskie-problemi-prepyatstviya-i-bareri-kotorie-sushestvuyut-v-strane-v-svyazi-s-degradaciej-zemel-i-opustinivaniem.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/diplomnaya-rabota-na-soiskanie-stepeni-bakalavra-bogosloviya-stranica-6.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/72-rezultati-deyatelnosti-uchetno-operacionnaya-i-analiticheskaya-rabota-v-banke.html
  • school.bystrickaya.ru/eksperimentalnoe-podtverzhdenie-dvojstvennosti-svojstv-magnitnogo-polya.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-sistemnoe-programmnoe-obespechenie-naimenovanie-disciplini-dlya-specialnostiej.html
  • abstract.bystrickaya.ru/4-konceptualnie-osnovi-radiacionnoj-bezopasnosti-rekomendacii-mezhdunarodnoj-komissii-po-radiologicheskoj-zashite.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/morfologicheskie-osobennosti-bzibskogo-dialekta-ocherki-po-abhazskoj-dialektologii.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/annotaciya-k-rabochej-programme-disciplini-apparatnie-sredstva-sistem-upravleniya.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/rozroblennya-planu-produktivnost-prac.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sootnoshenie-dlini-zdanij-i-ih-kolichestva-v-gorode-tema-tipologiya-landshaftov-zhilih-rajonov.html
  • shkola.bystrickaya.ru/tamozhennoe-delo-v-rossii.html
  • klass.bystrickaya.ru/73-vivodi-elektronnoe-uchebno-metodicheskoe-posobie-19-opisanie-osnovnih-funkcij-yazika-html-19-vibor-instrumentariya.html
  • report.bystrickaya.ru/i-cel-proverki.html
  • institut.bystrickaya.ru/tretego-rima-istoriya-est-politika-obrashennaya-v-proshloe.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/podsekciya-anglijskogo-yazika-i-programma-64-j-studencheskoj-nauchnoj-konferenciposvyashennoj-80-letiyu-bryanskogo-gosudarstvennogo.html
  • letter.bystrickaya.ru/oboronnij-potencial-dalnego-vostoka-sssr-v-godi-velikoj-otechestvennoj-vojni-1941-1945-stranica-2.html
  • universitet.bystrickaya.ru/svedeniya-po-nalichiyu-i-sostoyaniyu-materialnoj-i-uchebnoj-bazi-o-merah-po-uluchsheniyu-organizatorskoj-raboti-komandirov.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vcp-212-okazanie-gosudarstvennih-uslug-v-chasti-predostavleniya-vozmozhnosti-osushestvleniya-inostrannimi-grazhdanami-trudovoj-deyatelnosti-na-territorii-rossijskoj-federacii.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/zhidkost-v-uskorenno-dvizhushemsya-sosude-kinematika-peremeshenie-put-ravnomernoe-dvizhenie.html
  • shkola.bystrickaya.ru/opisanie-programmi-obrabotki-belkovih-frakcij-sivorotki-krovi-8-opisanie-programmi-obrabotki-dannih-elektroforeza-lipoproteidov-16-opisanie-programmi-obrabotki-dannih-elektroforeza-frakcij-ldg.html
  • institut.bystrickaya.ru/strugackij-dyavol-sredi-lyudej-stranica-6.html
  • report.bystrickaya.ru/issledovanie-tendencij-razvitiya-polnoprivodnih-avtomobilej-klassa-ural.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rech-i-mishlenie-psihofizicheskaya-problema-10.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-10-zhuchkov-a-g-prikosnovenie-k-tajne-ili-ob-osnovah-filosofii-edinstva.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/yuridicheskij-fakt-i-pravootnosheniya.html
  • crib.bystrickaya.ru/iv-konferenciya-razvitie-rinka-strahovih-posrednikov.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tematicheskoe-planirovanie-i-soderzhanie-kursa-matematiki-1-klassa-mi-moro-i-dr.html
  • writing.bystrickaya.ru/48-mesto-dlya-bolshih-naborov-vzaimosvyazannih-dannih-v-rsubd-40-ustanovi-menya.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-disciplin-tehnika-i-tehnologiya-pechatnih-izdanij-radioveshanie-i-televideniya-dlya-napravleniya-030600-62-zhurnalistika-podgotovki-bakalavra.html
  • assessments.bystrickaya.ru/erih-mariya-remark-tri-tovarisha-stranica-71.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.