.RU

§ 8. Дисквалификация или иное административное наказание - Прекращение трудового договора: комментарий к главе 13...




§ 8. Дисквалификация или иное административное наказание,

исключающее возможность исполнения работником обязанностей

по трудовому договору

(пункт 8 части первой статьи 83 ТК РФ)


В октябре 2006 года часть первая статьи 83 Трудового кодекса в соответствии с Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ была дополнена новыми основаниями прекращения трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон. В их числе - основание, предусмотренное пунктом 8: дисквалификация или иное административное наказание, исключающее возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору.

Перечень видов административных наказаний, которые могут быть применены к гражданам, определен в статье 3.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях. В их числе следующие:

1) предупреждение;

2) административный штраф;

3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;

4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

6) административный арест;

7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

8) дисквалификация;

9) административное приостановление деятельности.

Содержание каждого вида административного наказания определено непосредственно в Кодексе РФ об административных правонарушениях. Основываясь на нормах соответствующих статей Кодекса, можно сделать вывод о том, что непреодолимые препятствия для выполнения работником обязанностей, предусмотренных заключенным с ним трудовым договором, создают три из перечисленных вида наказания:

а) лишение гражданина специального права;

б) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

в) дисквалификация.

В основном именно эти виды административных взысканий рассматриваются в комментариях к пункту 8 части первой статьи 83 Трудового кодекса РФ. Вместе с тем применение и других видов наказаний с учетом обстоятельств дела и содержания трудового договора также может создать препятствия для исполнения гражданином обязанностей, предусмотренных трудовым договором. Неопределенность использованных в пункте 8 части первой статьи 83 Трудового кодекса РФ формулировок и отсутствие должной регламентации порядка прекращения трудовых отношений по данному основанию непосредственно в данном Кодексе позволяют сделать допущение о том, что и административный арест может сделать невозможным исполнение работником своих обязанностей по трудовому договору, если тот заключен на короткий срок, поглощаемый сроком административного ареста.

В связи с тем что формулировка пункта 8 части первой статьи 83 Трудового кодекса РФ не определяет субъекта, в отношении которого вынесено соответствующее административное наказание - работника или работодателя, то приведенный перечень можно было дополнить таким обстоятельством, как административное приостановление деятельности работодателя (индивидуального предпринимателя или организации), поскольку оно делает невозможным исполнение работником обязанностей по срочному трудовому договору, заключенному на короткий срок.

Лишение специального права. В соответствии со статьей 3.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях лишение физического лица, совершившего административное правонарушение, предоставленного ему специального права заключается в запрете лицу пользоваться ранее предоставленным ему правом.

Применение данного наказания следует за грубое или систематическое нарушение установленного законом порядка пользования предоставленным гражданину специальным правом в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Лишение специального права назначается судьей.

В том случае, если трудовая функция работника непосредственно связана с наличием специального права (например, права на управление транспортным средством для работников, осуществляющих управление транспортными средствами; права на ношение оружия для работников, функции которых связаны с выполнением функций по обеспечению безопасности), лишение специального права делает невозможным исполнение трудовых обязанностей, определенных трудовым договором. Вместе с тем данное административное наказание не является основанием для прекращения трудового договора по пункту 8 части первой статьи 83 Трудового кодекса РФ, поскольку закреплено в той же статье Трудового кодекса РФ в качестве самостоятельного основания прекращения трудового договора - в пункте 9 части первой.

Административный арест. Согласно части 1 статьи 3.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до 15 суток. Административный арест до 30 суток назначается за особые административные нарушения - нарушение требований режима чрезвычайного положения или правового режима контртеррористической операции.

Как и лишение специального права, административный арест назначается исключительно судьей.

Как определено в части 2 статьи 3.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, административный арест устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений и не может применяться к:

- беременным женщинам;

- женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет;

- лицам, не достигшим возраста 18 лет;

- инвалидам I и II групп;

- военнослужащим;

- гражданам, призванным на военные сборы;

- имеющим специальные звания сотрудникам органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов.

На первый взгляд применение к работнику такого административного наказания, как административный арест, не исключает возможности исполнения работником обязанностей по трудовому договору - по окончании его достаточно кратковременной изоляции (до 15 суток) он может продолжить выполнение своей трудовой функции. Вместе с тем оценка "кратковременная" применима только к трудовым отношениям, которые установлены на более длительный, чем установленный Кодексом РФ об административных правонарушениях, срок административного ареста. В случае же, если трудовой договор был заключен на короткий срок, например на 15 календарных дней (обратим внимание, что минимальный срок, на который может быть заключен трудовой договор, Трудовым кодексом РФ не установлен), административный арест сроком на 10 суток может поглотить оставшийся срок трудового договора работника, проработавшего в организации 6 дней.

В том случае, если работник, с которым заключен срочный трудовой договор на 15 календарных дней, был подвергнут административному задержанию и последующему административному аресту (согласно части 3 статьи 3.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях срок административного задержания включается в срок административного ареста) в день вступления трудового договора в силу, то есть работник так и не приступил к исполнению своих трудовых обязанностей, то работодатель может аннулировать трудовой договор, руководствуясь частью четвертой статьи 61 Трудового кодекса РФ. Поступить таким образом работодатель может и тогда, когда срок административного ареста не поглощает весь срок трудового договора - согласно части четвертой статьи 61 Трудового кодекса РФ решение об аннулировании трудового договора работодатель может принять в том случае, если работник не приступил к работе в день начала работы (не дожидаясь истечения недели с момента, определенного в качестве даты начала работы и не исследуя причины такого отсутствия, как этого требовала действовавшая до октября 2006 г. названная норма).

По-иному может разрешаться ситуация, в которой работник, с которым трудовой договор был заключен на короткий срок (от 15 календарных дней), приступил к исполнению трудовых обязанностей (следовательно, трудовой договор с ним не может быть аннулирован), но на оставшийся срок трудового договора он был подвергнут административному аресту. Если заключение срочного трудового договора обусловлено причиной, связанной с периодом, когда должна быть выполнена работа (например, необходимость проведения срочных ремонтных и восстановительных работ), и продление срочного трудового договора на срок отсутствия работника нецелесообразно ввиду прекращения необходимости выполнения работы, у работодателя есть два выхода:

1) на время отсутствия подвергнутого административному аресту работника принять по срочному трудовому договору другого работника и расторгнуть трудовые договоры с ними обоими по истечении определенного в них срока по пункту 2 части первой статьи 77 Трудового кодекса РФ (в связи с истечением срока действия трудового договора);

2) прекратить трудовой договор с работником, подвергнутым административному аресту до окончания срока действия трудового договора, по пункту 8 части первой статьи 83 Трудового кодекса РФ, поскольку применение к работнику такого наказания, как административный арест, сделало невозможным исполнение работником обязанностей по трудовому договору до окончания срока его действия.

Следует отметить, что применение обоих способов прекращения трудовых отношений сопряжено с определенными сложностями.

Так, если работодатель ожидает истечения срока трудового договора, заключенного с подвергнутым административному аресту работником, для прекращения трудовых отношений с ним по пункту 2 части первой статьи 77 Трудового кодекса РФ, он, для того чтобы срочный трудовой договор не трансформировался в трудовой договор, заключенный на неопределенный срок, должен выполнить требования части первой статьи 79 Трудового кодекса РФ: предупредить работника в письменной форме не менее чем за 3 календарных дня до увольнения о прекращении трудового договора в связи с истечением срока его действия (за исключением случаев, когда истекает срок действия срочного трудового договора, заключенного на время исполнения обязанностей отсутствующего работника). Выполнить данную обязанность в отношении арестованного затруднительно, поскольку ни Положение о порядке отбывания административного ареста, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 02.10.2002 N 726, ни Правила внутреннего распорядка специальных приемников для содержания лиц, арестованных в административном порядке, утвержденные Приказом МВД России от 06.06.2000 N 605дсп, не предусматривают возможности непосредственного контакта с арестованным кого-либо кроме установленных лиц и передачи ему соответствующей корреспонденции. По этой причине кадровые службы учитывают время отсутствия работника, подвергнутого административному аресту, как прогул по невыясненным причинам и не менее чем за 3 календарных дня до истечения срока трудового договора составляют акт о невозможности предупреждения работника о прекращении трудового договора с ним в связи с истечением срока договора по причине нахождения работника под административным арестом.

По окончании административного ареста и выходе работника на работу на основании представленной справки, выданной специальным приемником по отбытии срока ареста с указанием срока нахождения под арестом и основания освобождения (такая справка выдается в соответствии с пунктом 15 Положения о порядке отбывания административного ареста), производится оформление прекращения трудового договора в связи с истечением срока его действия.

Что касается возможности применения в описанном случае пункта 8 части первой статьи 83 Трудового кодекса РФ, то здесь необходимо отметить следующее. До того времени, пока Пленум Верховного Суда РФ или непосредственно законодатель не разъяснит, является ли административный арест работника, с которым заключен срочный трудовой договор, основанием для прекращения трудовых отношений по пункту 8 части первой статьи 83 Трудового кодекса РФ до истечения срока трудового договора, возможность и правомерность применения данной нормы будут вызывать вопросы.

Прежде всего, необходимо отметить, что постановление судьи об административном аресте может быть пересмотрено по соответствующей жалобе, вплоть до его отмены. В этом случае работник, с которым трудовой договор был расторгнут по пункту 8 части первой статьи 83 Трудового кодекса РФ, может потребовать от работодателя восстановления на работе, поскольку примененное к нему административное взыскание не исключило возможности исполнения им своих обязанностей по трудовому договору, а лишь сделало невозможным их исполнение в короткий период. Как представляется, именно понятие "исключение возможности исполнения работником обязанностей по трудовому договору" может вызывать споры, поскольку Трудовой кодекс РФ не раскрывает его смысл и правоприменитель может определять его по-разному. Административный арест, приходящийся на окончание срока трудового договора, делает невозможным выполнение работником порученной ему в соответствии с трудовым договором работы в течение последних дней срока договора; если же работник подвергся административному аресту в середине действия срока трудового договора или же его трудовой договор не ограничен сроком (заключен на неопределенный срок), то административный арест препятствует исполнению трудовых обязанностей на некоторый срок, но не исключает возможности их исполнения.

Несмотря на то что при определенных условиях административный арест может рассматриваться в качестве основания прекращения трудовых отношений, применение его практически невозможно, поскольку законодатель в части второй статьи 83 Трудового кодекса РФ установил, что прекращение трудового договора по основанию, предусмотренному пунктом 8 части первой данной статьи, допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. В случае со срочным трудовым договором работодателю проще следовать вышеизложенной схеме прекращения трудовых отношений по пункту 2 части первой статьи 77 Трудового кодекса РФ, чем применить пункт 8 части первой статьи 83 Кодекса, поскольку в случае неисполнения обязанности по предложению имеющейся работы или ненадлежащего оформления факта отсутствия таковой действия работодателя, скорее всего, будут признаны не соответствующими закону.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации. Под административным выдворением за пределы Российской Федерации в соответствии со статьей 3.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях понимается принудительное и контролируемое перемещение граждан через Государственную границу РФ за пределы Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - контролируемый самостоятельный выезд граждан из Российской Федерации. Указанное административное наказание может быть применено исключительно к иностранным гражданам и лицам без гражданства и назначено судьей, а в случае совершения иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения при въезде в Российскую Федерацию - соответствующими должностными лицами.

Административное выдворение следует отличать от депортации, под которой понимается принудительная высылка иностранного гражданина из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации. Если административное выдворение - это вид наказания, то депортация представляет собой следствие истечения срока действия разрешительных документов. Административное выдворение применяется как мера административного наказания в случаях совершения административных правонарушений, указанных в таблице 11.


Таблица 11


N
п/п

Нарушение

Норма Кодекса РФ об
административных
правонарушениях

1

Нарушение режима Государственной границы РФ

Часть 2 статьи 18.1

2

Нарушение режима в пунктах пропуска через
Государственную границу РФ

Часть 2 статьи 18.4

3

Нарушение иностранным гражданином или лицом
без гражданства правил въезда в Российскую
Федерацию либо режима пребывания
(проживания) в Российской Федерации

Части 1 и 2 статьи 18.8

4

Незаконное осуществление иностранным
гражданином или лицом без гражданства
трудовой деятельности в Российской Федерации

Статья 18.10

5

Нарушение иммиграционных правил

Часть 1 статьи 18.11

6

Несоблюдение установленных в соответствии с
федеральным законом в отношении иностранных
граждан, лиц без гражданства и иностранных
организаций ограничений на осуществление
отдельных видов деятельности

Часть 2 статьи 18.17


Административное выдворение иностранного гражданина за пределы Российской Федерации исключает возможность исполнения им своих трудовых обязанностей на территории Российской Федерации, и работодатель, которому стало известно о принятии в отношении иностранного работника постановления об административном взыскании, производит увольнение по пункту 8 части первой статьи 83 Трудового кодекса РФ.

Дисквалификация. Согласно статье 3.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях дисквалификация заключается в лишении физического лица права:

а) занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица;

б) входить в совет директоров (наблюдательный совет) юридического лица;

в) осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом;

г) осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Правовыми последствиями применения данного вида административного наказания являются ограничение права гражданина на труд (часть третья статьи 37 Конституции РФ) или ограничение права на осуществление предпринимательской деятельности (часть 1 статьи 34 Конституции РФ) за совершение ряда административных правонарушений, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях (таблица 12).


Таблица 12


N
п/п

Нарушение

Норма Кодекса РФ об
административных
правонарушениях

1

Нарушение законодательства о труде и об
охране труда

Часть 2 статьи 5.27

2

Незаконные действия по получению и (или)
распространению информации, составляющей
кредитную историю

Статья 5.53

3

Фиктивное или преднамеренное банкротство

Части 1 - 2 статьи 14.12

4

Неправомерные действия при банкротстве

Части 1 - 5 статьи 14.13

5

Нарушение законодательства о
государственной регистрации юридических лиц
и индивидуальных предпринимателей

Часть 4 статьи 14.25

6

Незаконное получение или предоставление
кредитного отчета

Статья 14.29

7

Невыполнение в срок законного предписания
(постановления, представления, решения)
органа (должностного лица), осуществляющего
государственный надзор (контроль)

Части 1 - 3 статьи 19.5


Дисквалификация назначается исключительно судьей и излагается в его постановлении.

Особенности исполнения постановления о дисквалификации. Отсутствие в Кодексе РФ об административных правонарушениях и Трудовом кодексе РФ надлежащей регламентации порядка принятия решения о дисквалификации и его исполнения служит сдерживающим фактором для судей при рассмотрении дел об административных правонарушениях, указанных в таблице 12.

Так, Кодекс РФ об административных правонарушениях достаточно общо определяет перечень субъектов административных правонарушений, к которым может быть применено такое административное наказание, как дисквалификация. Согласно части 3 статьи 3.11 названного Кодекса это:

1) лица, осуществляющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица;

2) члены совета директоров;

3) лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе арбитражные управляющие.

Содержание выполняемых работником функций правоприменитель может установить на основании трудового договора и должностной инструкции (при ее наличии). А вот определить их тип - организационно-распорядительные и (или) административно-хозяйственные - затруднительно, поскольку правовые источники, в которых указывались бы критерии приведенной классификации функций, отсутствуют. Основы классификации основных трудовых функций сформулированы в науке - экономике труда (подразделе "Организация труда") и нормативного закрепления в законодательных актах не имеют.

Суды при решении вопроса о возможности применения в отношении субъекта административного правонарушения такого вида наказания, как дисквалификация, руководствуются разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ, данными по применению отдельных норм Уголовного кодекса РФ (Постановление Пленума от 10.02.2000 N 6 "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе" (с изм. на 06.02.2007)). Однако даже в этом акте приводятся не определения понятий "организационно-распорядительные" и "административно-хозяйственные", а примеры функций, которые могут быть охвачены этими понятиями. Так, в пункте 3 названного Постановления приведены следующие примеры организационно-распорядительных функций:

- руководство коллективом;

- расстановка и подбор кадров;

- организация труда или службы подчиненных;

- поддержание дисциплины;

- применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий.

Административно-хозяйственные функции определены в названном Постановлении через следующие примеры:

- полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций и учреждений, воинских частей и подразделений;

- совершение иных действий - принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения и т.п.

Эти разъяснения дают судьям, судам и сотрудникам соответствующих органов основания полагать, что дисквалификация как мера наказания может быть применена не только к руководителям организаций, но и к главным бухгалтерам, руководителям кадровых служб и других подразделений, поскольку все они в том или ином объеме выполняют вышеперечисленные функции. Вместе с тем в части 3 статьи 3.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции указаны не сами по себе, а в связи с исполнением их в органе юридического лица. Органы юридического лица - это создаваемые юридическим лицом образования, через которые оно приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности. В соответствии с пунктом 1 статьи 53 Гражданского кодекса РФ порядок назначения или избрания органов юридического лица определяется законом и учредительными документами. Юридическое лицо может иметь один орган (например, директор, правление, ревизионная комиссия, др.) или несколько одновременно (директор и дирекция, председатель и правление). Они могут быть единоличными (например, директор, президент, генеральный директор, председатель, пр.) и коллегиальными (например, дирекция, президиум, правление, пр.).

Состав органов юридического лица и соответствующие отдельным его задачам должности определяются в учредительных документах юридического лица. Структурные подразделения юридического лица не являются его органами, и, соответственно, рассматривать заместителя руководителя организации, курирующего соответствующее направление, главного бухгалтера (другого главного специалиста) или руководителя кадровой службы (другого структурного подразделения) в качестве лица, выполняющего названные в части 3 статьи 3.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях функции в органе юридического лица, по нашему мнению, необоснованно. Исключение могут составлять только те случаи, когда непосредственно в учредительных документах закреплено вхождение названных должностей (их образование) в состав органов управления юридическим лицом (например, должности главного бухгалтера в составе правления производственного кооператива).

В большинстве случаев кадровые службы осведомлены о факте возбуждения в отношении работника организации производства об административном правонарушении, за которое может быть назначена дисквалификация, и о том, что органом, передавшим материалы в суд (судье), выдвинуто предложение о применении данного вида наказания (подавляющая часть решений о дисквалификации принимается за нарушение законодательства о труде и об охране труда (часть 2 статьи 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях)).

Вместе с тем возможны ситуации, когда работник, работающий по совместительству, дисквалифицирован в связи с совершением административного правонарушения на основной работе или на работе по совместительству. Нормы Трудового кодекса РФ сформулированы так, что работодатель по основному месту работы может не узнать о работе по совместительству (согласно части пятой статьи 66 Кодекса сведения о работе по совместительству вносятся в трудовую книжку по месту основной работы по желанию работника). Исключение составляют случаи, когда работник принимается на работу по совместительству на работу с вредными и (или) опасными условиями труда (в этом случае работодатель на работе по совместительству, руководствуясь частью четвертой статьи 282 Трудового кодекса РФ, истребует от работника справку с основного места работы; в результате оба работодателя становятся осведомленными о работе работника по совместительству), а также когда на работу по совместительству устраивается руководитель организации (согласно части первой статьи 276 Трудового кодекса РФ руководитель организации может работать по совместительству у другого работодателя только с разрешения уполномоченного органа юридического лица, либо собственника имущества организации, либо уполномоченного собственником лица (органа)).

Таким образом, работодатель по совместительству может не узнать о принятом в отношении его работника решении о дисквалификации в связи с нарушениями по основной работе, а работодатель по основной работе - о принятом в отношении его работника решении о дисквалификации за административное правонарушение, совершенное на работе по совместительству. В свою очередь, оба работодателя могут не узнать о применении к их работнику административного наказания в виде дисквалификации за административное правонарушение, совершенное по предыдущему месту работы (следует отметить, что в соответствии с частью 3 статьи 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях за административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее 1 года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении - 1 года со дня его обнаружения).

То, что работодателю может не стать известной информация о принятии в отношении его работника решения о дисквалификации, объясняется не вполне четкой регламентацией механизма исполнения постановления о дисквалификации.

Согласно части 1 статьи 32.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях постановление о дисквалификации должно быть немедленно после вступления постановления в законную силу исполнено лицом, привлеченным к административной ответственности, путем прекращения управления юридическим лицом.

Обращение постановления о дисквалификации к исполнению в силу части 1 статьи 31.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях осуществляется судьей, вынесшим данное постановление. Обращение постановления о дисквалификации к исполнению осуществляется путем направления (передачи) копии постановления судьей (через персонал суда или вспомогательный персонал) к лицам, уполномоченным приводить его в исполнение. В части 2 статьи 32.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях определено, что исполнение данного постановления производится путем прекращения договора (контракта) с дисквалифицированным лицом на осуществление им деятельности по управлению юридическим лицом. Таким образом, уполномоченными исполнять постановление о дисквалификации являются непосредственно сам дисквалифицированный и юридическое лицо, с которым дисквалифицированным заключен соответствующий договор.

Поскольку ни Кодекс РФ об административных правонарушениях, ни Федеральный закон "Об исполнительном производстве" не предусматривают передачу постановления об административном наказании в виде дисквалификации судебному приставу-исполнителю для обеспечения исполнения наказания, законодатель предусмотрел гарантии обеспечения исполнения непосредственно в Кодексе РФ об административных правонарушениях. Так, дисквалифицированный гражданин в случае осуществления им деятельности по управлению юридическим лицом в течение срока дисквалификации будет привлечен к ответственности по части 1 статьи 14.23 Кодекса РФ об административных правонарушениях, предусматривающей наложение административного штрафа в размере 5 тысяч рублей. При этом под осуществлением деятельности по управлению юридическим лицом будет пониматься как продолжение текущей деятельности, так и ее начало в другой организации.

Для работодателя же, который получил копию постановления о дисквалификации своего работника, его неисполнение чревато применением административного наказания за административное правонарушение, предусмотренного частью 2 статьи 14.23 Кодекса РФ об административных правонарушениях, согласно которой заключение с дисквалифицированным лицом договора (контракта) на управление юридическим лицом, а равно неприменение последствий прекращения его действия влечет наложение административного штрафа на юридическое лицо в размере до 100 тысяч рублей. Хотя норма сформулирована не вполне корректно, она позволяет привлечь работодателя к ответственности за неувольнение дисквалифицированного работника - именно как неприменение последствий прекращения договора (контракта) на управление юридическим лицом будет квалифицировано продолжение деятельности по управлению юридическим лицом.

Неисполнение постановления суда также чревато возбуждением в отношении лица, которое должно исполнить решение суда, уголовного дела о преступлении, предусмотренном статьей 315 Уголовного кодекса РФ. Согласно названной статье злостное неисполнение служащим коммерческой или иной организации вступивших в законную силу приговора суда, решения суда или иного судебного акта, а равно воспрепятствование их исполнению наказываются штрафом в размере до 200 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо арестом на срок от 3 до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 2 лет. Необходимо отметить, что юридически значимым условием для привлечения к уголовной ответственности за указанное преступление является злостность неисполнения решения суда; следовательно, основания для уголовного преследования появляются у суда только в том случае, если со стороны суда поступило предупреждение о недопустимости неисполнения его решения, однако лицо, которое должно было совершить активные действия (в данном случае - прекратить трудовой договор), не совершило их. Кроме того, для уголовного преследования за неисполнение решения суда необходимо, чтобы уполномоченное на исполнение данного решения лицо получило его.

Как уже было сказано, если на момент принятия решения о дисквалификации гражданина суд владеет информацией о его работодателе, то копия постановления направляется ему для приведения в исполнение. Если же к моменту вынесения постановления о дисквалификации гражданин уволился из организации, в которой (или в связи с работой в которой) было совершено административное правонарушение, повлекшее применение дисквалификации, и не сообщил суду о своем новом трудоустройстве или о работе по совместительству, то работодатель может и не узнать о принятом в отношении его работника решении о дисквалификации. В таких ситуациях привлечь работодателя к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 14.23 Кодекса РФ об административных правонарушениях, или к уголовной ответственности за преступление, предусмотренное статьей 315 Уголовного кодекса РФ, затруднительно.

Прежде всего, в бездействии работодателя, выразившемся в неувольнении работника, должна быть вина. Согласно статье 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном Кодексом РФ об административных правонарушениях, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность; неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица. Аналогично презумпция невиновности определена и в Уголовно-процессуальном кодексе РФ.

Если работодателю неизвестно о принятом в отношении работника решении о дисквалификации, то он не может быть привлечен к ответственности. Неполучение им копии постановления о дисквалификации может явиться следствием непринятия судом мер по обращению постановления к исполнению как по организационным причинам, так и в связи с неизвестностью суду факта о работе работника по совместительству или о последующем после увольнения с предыдущего места трудоустройстве.

Необходимо отметить, что практика исполнения постановлений о дисквалификации развивается по особым правилам. Обычно органы, которые передали дело об административном правонарушении, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях предусматривается такое административное наказание, как дисквалификация, на рассмотрение суду, отслеживают ход этого дела. Даже если административный орган, составивший протокол об административном правонарушении, предусматривающем наказание в виде дисквалификации, не принимал активного участия в рассмотрении дела, о результате рассмотрения ему должно стать известно из Министерства внутренних дел РФ или министерства внутренних дел (управления, главного управления внутренних дел) субъекта Российской Федерации. Для гарантии исполнения постановления о дисквалификации указанные административные органы направляют соответствующие информационные письма работодателям, о которых им известно. Несмотря на то что работодатель получил информацию о принятии в отношении его работника постановления о дисквалификации не из надлежащего источника, суды при разрешении вопроса о привлечении работодателя к административной ответственности в соответствии с частью 2 статьи 14.23 Кодекса РФ об административных правонарушениях основываются на том, что с момента получения соответствующего информационного письма работодатель считается проинформированным о вынесенном в отношении его работника постановлении и, следовательно, что он мог предпринять действия по проверке достоверности информации путем направления запроса в орган, ведущий реестр дисквалифицированных лиц, или непосредственно в суд. Исход таких дел, как правило, зависит от опыта адвоката (представителя) работодателя.

Напомним, что информация обо всех принятых судами решениях о дисквалификации систематизируется в реестре дисквалифицированных лиц, который формируется и ведется Министерством внутренних дел РФ и министерствами внутренних дел, управлениями (главными управлениями) внутренних дел субъектов Российской Федерации. Согласно Положению о формировании и ведении реестра дисквалифицированных лиц, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 11.11.2002 N 805 (с изм. на 02.08.2005), указанный реестр формируется и ведется в целях обеспечения учета лиц, дисквалифицированных на основании вступивших в силу постановлений судов о дисквалификации, а также для обеспечения заинтересованных лиц информацией о дисквалифицированных лицах. Для ведения указанного реестра суды, вынесшие постановления о дисквалификации, направляют копии указанных постановлений.

В пункте 5 названного Положения повторена норма абзаца второго части 3 статьи 32.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях об открытости информации, содержащейся в реестре. Однако открытость является относительной, поскольку информация предоставляется за плату. В соответствии с Инструкцией о порядке предоставления информации о дисквалифицированных лицах, утвержденной Приказом МВД России от 22.11.2006 N 957, информация из реестра предоставляется бесплатно только органам государственной власти, органам местного самоуправления, а также гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства в отношении себя; по запросам иных заинтересованных лиц (в том числе работодателей или потенциальных работодателей) сведения из реестра предоставляются за плату в установленном Правительством РФ размере 1 минимального размера оплаты труда .

--------------------------------

Согласно статье 5 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" (с изм. на 20.04.2007) размер указанного платежа составляет 100 рублей.


В случае возбуждения уголовного дела по статье 315 Уголовного кодекса РФ юрисдикционным органам нужно будет доказать не только вину конкретного лица в неисполнении постановления суда о дисквалификации, но и злостность деяния, то есть тот факт, что бездействие работодателя продолжалось после предупреждения со стороны суда о недопустимости неисполнения своего решения.

Принятие решения об увольнении в связи с дисквалификацией. Несмотря на то что суды и соответствующие контрольно-надзорные органы исходят из того, что работодатель должен предпринять действия по направлению запроса в отношении своего работника при поступлении соответствующего сообщения из административного органа, в действительности закон предусматривает обязанность работодателя запрашивать в органе, ведущем реестр дисквалифицированных лиц, информацию о наличии дисквалификации физического лица только в случае, определенном в абзаце втором части 2 статьи 32.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, - при заключении договора (контракта) на осуществление деятельности по управлению юридическим лицом; в других случаях он может обратиться с соответствующим запросом.

Трудности с применением последствий дисквалификации работника связаны не столько с оформлением увольнения, сколько с выполнением обязанности, предусмотренной частью второй статьи 83 Трудового кодекса РФ. В ней законодатель установил, что прекращение трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части первой статьи 83 Кодекса, допускается, если невозможно перевести работника с его согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья; при этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности; предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашением, трудовым договором.

Таким образом, имеется некоторая несогласованность между нормами статьи 32.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях и нормами статьи 83 Трудового кодекса РФ: первые предписывают работнику и работодателю прекратить договор под угрозой применения административного наказания (по статье 14.23 Кодекса РФ об административных правонарушениях), вторые говорят о недопустимости прекращения трудового договора при наличии возможности изменения его основного условия - трудовой функции. При рассмотрении трудового спора, возникшего в связи с увольнением по пункту 8 части первой статьи 83 Трудового кодекса РФ, суд будет исследовать выполнение работодателем статьи 83 Трудового кодекса РФ, основываясь на том, что именно она регламентирует порядок исполнения требования законодателя, закрепленного в статье 32.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в сфере трудовых отношений.

Если работник дисквалифицирован в связи с совершением административного правонарушения на данной работе в занимаемой должности, то очевидно, что продолжение замещения им этой должности недопустимо и он должен быть переведен с его согласия на другую должность (работу); при отказе от предложенной должности (работы) или при отсутствии должности (работы), которая может быть предложена работнику, он подлежит увольнению. Значительно сложнее определиться со схемой действий, когда работодателю становится известно о дисквалификации его работника в связи с совершением административного правонарушения при исполнении обязанностей по другому месту работы (например, у предшествующего работодателя либо, если работник - совместитель, у работодателя по основному месту работы (для работодателя по совместительству)), или, наоборот, у работодателя по совместительству (для работодателя по основному месту работы), или же вообще в другой области деятельности (например, в предпринимательской). В такой ситуации работодателю в лице кадровой службы (при ее наличии) необходимо установить, входит ли занимаемая работником должность в этой организации в сферу деятельности, ограничиваемую дисквалификацией. Аналогичную задачу придется решать и при определении должностей, которые могут быть предложены дисквалифицированному работнику для перевода в соответствии с частью второй статьи 83 Трудового кодекса РФ с учетом сужения в результате дисквалификации возможных сфер реализации им своего права на труд.

Определение сферы, в которой дисквалифицированный работник больше не может осуществлять деятельность, является одним из сложнейших вопросов, который предстоит решить работодателю. Сложность заключается в том, что нормы части 1 статьи 3.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях сформулированы достаточно общо и не позволяют сформулировать исчерпывающий перечень должностей и видов деятельности, которые работник не может осуществлять в связи с дисквалификацией.

Напомним, что из части 1 названной статьи следует, что дисквалификация заключается в лишении физического лица права:

а) занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица;

б) входить в совет директоров (наблюдательный совет) юридического лица;

в) осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом;

г) осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Поскольку к сфере трудовых отношений относятся виды деятельности, указанные в пунктах "а" и "г" (в некоторой степени), сосредоточим внимание именно на их содержании.

Сначала рассмотрим запрет "занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица". В гражданском законодательстве под исполнительным органом управления юридическим лицом понимается единоличный или коллегиальный орган, создаваемый учредителями (участниками) или собственниками имущества юридического лица для осуществления текущего руководства деятельностью юридического лица. Вид (название) указанного органа и его состав должны определяться в учредительных документах. Таким образом, установить, относится ли должность, занимаемая дисквалифицированным работником, или должность, которая могла бы быть предложена ему для перевода (в соответствии с частью второй статьи 83 Трудового кодекса РФ), к должностям в исполнительном органе управления юридическим лицом, можно путем изучения учредительных документов. С учетом этого можно сделать вывод о том, что дисквалификация в основном распространяется на высшие должности - генерального директора, директора, президента, председателя и др.

Что касается должностей заместителей руководителей, главных специалистов, руководителей соответствующих направлений деятельности, подразделений, то они по общему правилу не включаются в состав исполнительных органов, а относятся к аппарату, обеспечивающему функционирование указанных органов, и, следовательно, их замещение не ограничивается в результате дисквалификации. С учетом сказанного, по нашему мнению, указанные должности могут замещаться дисквалифицированными работниками, если работники были дисквалифицированы по другому месту работы или в связи с другим видом деятельности; они также могут быть предложены для перевода работнику, занимающему руководящую должность в исполнительном органе в данном юридическом лице и дисквалифицированному в связи с исполнением обязанностей по этой руководящей должности.

Но на практике все чаще предпринимаются попытки привлечь дисквалифицированных работников, которые осуществляют деятельность в должности заместителя руководителя организации (не включенной в состав исполнительного органа управления юридического лица), в должностях главного специалиста, руководителя структурного подразделения или иного линейного менеджера (продолжают выполнять свои трудовые обязанности или переведены на них). В случае неувольнения дисквалифицированных работников с указанных должностей или перевода их на эти должности органы, по инициативе которых было возбуждено дело об административном правонарушении и в качестве административного наказания применена дисквалификация, пытаются воздействовать и на работодателей. В основе таких действий лежит аргументация о том, что дисквалификация также предполагает лишение права "осуществлять управление юридическим лицом" (часть 1 статьи 3.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях), а главные специалисты и руководящие работники все в той или иной степени и объеме осуществляют "управление юридическим лицом". И, хотя акты о привлечении работодателей к ответственности за "несмещение" дисквалифицированных работников с указанных должностей обжалуются и отменяются, нужно сказать, что предпосылки для их принятия есть - слишком широким является понятие "управление юридическим лицом". Ключом защиты позиции работодателя, который не сместил дисквалифицированного работника с должности главного специалиста или линейного менеджера, является то, что лишение права управления юридическим лицом увязано в части 1 статьи 3.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях с "иными случаями, предусмотренными законодательством Российской Федерации". Отсылка к иным случаям, предусмотренным законодательством, позволяет требовать от инициаторов привлечения работодателя к ответственности доказывания, что определенным конкретным нормативным правовым актом предусмотрена невозможность выполнения функций по управлению юридическим лицом дисквалифицированным гражданином.

Согласно части 2 статьи 3.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях дисквалификация устанавливается на срок от 6 месяцев до 3 лет. Конкретный срок дисквалификации определяется судом и указывается в постановлении.

Поскольку дисквалификация ограничена определенным сроком, то обоснованно поставить вопрос о том, неизбежно ли прекращение трудовых отношений при ее применении? В сущности, срочный характер данного административного наказания не исключает возможности исполнения работником обязанностей по трудовому договору в соответствующей должности, а лишь временно препятствует их исполнению (особенно если трудовой договор с работником заключен на неопределенный срок либо дисквалификация приходится на середину трудового договора, заключенного на определенный срок, и не поглощает его). Однако в отличие от административного ареста, последствия которого для трудовых отношений четко не определены, последствия принятия постановления о дисквалификации описаны в соответствующих статьях обоих Кодексов - Кодекса РФ об административных правонарушениях (статьи 3.11 и 32.11) и Трудового кодекса РФ (статья 83).

Применительно к сроку дисквалификации необходимо отметить, что согласно частям 1 и 2 статьи 31.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях постановление о назначении административного наказания не подлежит исполнению, если это постановление не было приведено в исполнение в течение года со дня его вступления в законную силу. Однако течение указанного срока давности прерывается в случае, если лицо, привлеченное к административной ответственности, уклоняется от исполнения постановления о назначении административного наказания; исчисление срока давности в этом случае возобновляется со дня обнаружения указанного лица. Поскольку исполнителями постановления о дисквалификации являются сам дисквалифицированный работник и его работодатель, то их уклонение от исполнения постановления повлечет прерывание срока дисквалификации до полного исполнения.

Прекращение трудового договора в случае административного выдворения. Поскольку часть вторая статьи 83 Трудового кодекса РФ, предусматривающая, что прекращение трудового договора по пункту 8 части первой данной статьи допускается, только если работника невозможно с его согласия перевести на другую должность, не вполне применима к административному выдворению (выезд иностранного гражданина за пределы Российской Федерации исключает возможность продолжения им работы по трудовому договору), то работодатель, получивший копию постановления суда об административном выдворении иностранного работника, может сразу приступить к оформлению увольнения.

Основанием для подготовки приказа о прекращении трудового договора с иностранным работником по пункту 8 части первой статьи 83 Трудового кодекса РФ будет являться вступившее в законную силу постановление суда об административном выдворении. Копию постановления об административном выдворении иностранного гражданина работодатель получит от суда только в том случае, если данное административное наказание было применено к иностранному работнику в период работы у данного работодателя и совершения в связи с ней административного правонарушения, предусмотренного статьей 18.10 и частью 2 статьи 18.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Если данный вид административного наказания был применен за другие административные правонарушения (например, предусмотренные частями 1 и 2 статьи 18.8 (нарушение правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации) или частью 1 статьи 18.11 (нарушение иммиграционных правил)), работодатель должен получить информацию о принятом в отношении его иностранного работника решении из органов миграционной службы (пункт 32 Наставления по организации деятельности органов внутренних дел Российской Федерации и Федеральной миграционной службы по депортации либо административному выдворению за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, утвержденного Приказом МВД России от 26.08.2004 N 533). На основании сообщения из указанного органа работодателю следует обратиться с соответствующим запросом в суд, вынесший постановление об административном выдворении иностранного гражданина.

Поводом для обращения работодателя с соответствующим запросом в суд или орган миграционной службы может стать появление соответствующих отметок в документах иностранного гражданина: в документе, удостоверяющем личность, и миграционной карте иностранного работника, прибывшего в Российскую Федерацию в визовом порядке; в миграционной карте (в выездной части) иностранного работника, прибывшего в Российскую Федерацию в безвизовом порядке.

В том случае, если иностранный гражданин был задержан вне рабочего места и работодатель в силу различных обстоятельств не был извещен о возбуждении в отношении работающего у него иностранного гражданина дела об административном правонарушении, он должен предпринять действия по установлению причин отсутствия своего работника. В частности, в силу подпункта 8 пункта 8 статьи 18 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (с изм. на 06.05.2008) работодатель обязан направлять в территориальный орган миграционной службы и в орган безопасности информацию о самовольном оставлении иностранным работником места работы или места пребывания. Если иностранный работник был подвергнут административному задержанию и в его отношении было принято решение об административном выдворении, работодателю должна быть предоставлена соответствующая информация (она формируется на основании данных государственной информационной системы миграционного учета, ведущейся в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (с изм. на 01.12.2007)).

Для прекращения трудового договора с иностранным гражданином, в отношении которого вынесено постановление об административном выдворении, необходимо, чтобы указанное постановление вступило в законную силу.

Согласно статье 31.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу:

1) после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано (в силу части 1 статьи 30.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях жалоба или протест на постановление могут быть поданы в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления);

2) после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если указанное решение не было обжаловано или опротестовано, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление;

3) немедленно после вынесения не подлежащего обжалованию решения по жалобе, протесту, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление.

Поскольку административное выдворение не отнесено к административным наказаниям, которые не подлежат обжалованию, постановление о его назначении вступает в силу в указанном в пунктах 1 и 2 порядке.

Если работодатель осведомлен, что в отношении иностранного работника возбуждено дело об административном правонарушении, то он, как правило, может произвести увольнение работника в день вступления в силу постановления суда. Поскольку работодатель не обязан дожидаться исполнения постановления об административном взыскании соответствующими органами исполнительной власти, он определяет дату увольнения, основываясь на дате принятия постановления об административном выдворении и вышеизложенных правилах.

Если иностранный гражданин был подвергнут административному задержанию и помещен в специальное учреждение (помещение), то дни его отсутствия на работе вплоть до вступления в силу постановления об административном выдворении учитываются как отсутствие по уважительным причинам.

Если в отношении иностранного гражданина не принималось решение об административном задержании, то орган миграционной службы или иной федеральный орган исполнительной власти должен решить вопрос о возможности продолжения иностранным гражданином работы до принятия решения по делу о совершенном им административном правонарушении. В случае, когда работодателю было предъявлено требование об отстранении иностранного работника от работы, время с момента последнего дня работы до момента вступления в силу постановления суда учитывается как время отстранения в соответствии с частью первой статьи 76 Трудового кодекса РФ; если же работодатель не получил соответствующего требования и продолжение трудовой деятельности иностранным работником не является административным правонарушением, влекущим ответственность, время работы иностранного работника до вступления в силу принятого в его отношении постановления об административном правонарушении учитывается как рабочее.

Приказ о прекращении трудового договора по пункту 8 части первой статьи 83 Трудового кодекса РФ составляется по форме N Т-8. На его основании в трудовую книжку иностранного работника, которая должна быть заведена в силу пункта 3 Правил ведения трудовых книжек, вносится запись по следующему образцу:


N
за-
пи-
си

Дата

Сведения о приеме на
работу, переводе
на другую постоянную
работу, квалификации,
увольнении (с указанием
причин и ссылкой
на статью, пункт закона)

Наименование,
дата и номер
документа,
на основании
которого
внесена
запись

число

месяц

год

1

2

3

4

8

22

11

2008

Уволен в связи с

Приказ













административным

от 22.11.2008













выдворением за пределы

N 229-к













Российской Федерации,
















пункт 8 части первой
















статьи 83 Трудового кодекса
















Российской Федерации





Поскольку ни названные Правила, ни Инструкция по заполнению трудовых книжек не содержат специальных правил конструирования записи об увольнении по пункту 8 части первой статьи 83 Трудового кодекса РФ, основание увольнения также может быть описано следующим образом: "Уволен в связи с административным наказанием, исключающим возможность исполнения обязанностей по трудовому договору (административным выдворением за пределы Российской Федерации), пункт 8 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации".

Однако требованию части пятой статьи 84.1 Трудового кодекса РФ о точном соответствии записи об основании и о причине прекращения трудового договора формулировкам данного Кодекса максимально полно будет соответствовать запись следующего содержания: "Уволен в связи с административным наказанием, исключающим возможность исполнения обязанностей по трудовому договору, пункт 8 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации".

Характер трудовых отношений между работником и работодателем дает основания полагать, что в большинстве случаев иностранный работник будет заинтересован в информировании работодателя о принятом в его отношении решении для производства с ним соответствующих расчетов. В том случае, если иностранный работник, в отношении которого вынесено постановление об административном выдворении, подаст заявление об увольнении по пункту 3 части первой статьи 77 Трудового кодекса РФ (по собственному желанию) или изъявит желание прекратить трудовой договор по пункту 1 части первой статьи 77 Трудового кодекса РФ (по соглашению сторон), его просьба может быть удовлетворена или предложение принято, если постановление об административном выдворении не вступило в силу и работодатель не возражает против увольнения в сокращенные сроки. Если же указанное заявление было подано работником после вступления постановления об административном выдворении в силу, то работодатель должен произвести увольнение по пункту 8 части первой статьи 83 Трудового кодекса РФ.

Что касается расчетов с иностранным работником, то они должны быть произведены работодателем в полном объеме вне зависимости от оснований увольнения.

Оформление увольнения в связи с дисквалификацией. Основанием для принятия работодателем решения о прекращении трудового договора с работником в связи с дисквалификацией является вступившее в силу постановление суда.

Даже если работодатель на основании полученной из органа, передавшего на рассмотрение в суд дело об административном правонарушении, информации о дисквалификации обратился с соответствующим запросом в орган внутренних дел и получил выписку из реестра дисквалифицированных лиц о дисквалификации своего работника, занимающего соответствующую управленческую должность, он не может начать процедуру увольнения, пока не получит копию постановления суда, поскольку реестр выполняет исключительно учетные и информационные функции и выписки из него должны расцениваться исключительно как справочные документы. Для ограничения трудовых прав работника у работодателя должен быть на руках юридический акт, которым работник дисквалифицирован, а не информация о нем. Поэтому работодателю, получившему информацию о дисквалификации своего работника, необходимо обращаться с запросом не столько в орган внутренних дел, сколько в суд, название которого должно содержаться в информационном письме (сообщении) соответствующего органа (должностного лица).

Постановление о дисквалификации вступает в законную силу в общем порядке (статья 31.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях), то есть:

1) после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано (в силу части 1 статьи 30.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях жалоба или протест на постановление могут быть поданы в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления);

2) после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если указанное решение не было обжаловано или опротестовано, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление.

В данный промежуток времени работник, в отношении которого принято решение о дисквалификации, не лишен права расторгнуть трудовой договор по собственной инициативе (пункт 3 части первой статьи 77 ТК РФ) или по соглашению сторон (пункт 1 части первой статьи 77 ТК РФ), если у работодателя нет возражений на этот счет. Если постановление вступило в силу, то трудовой договор должен прекращаться по пункту 8 части первой статьи 83 Трудового кодекса РФ.

Трудности оформления увольнения по пункту 8 части первой статьи 83 Трудового кодекса РФ связаны с тем, что работник и работодатель в силу частей 1 и 2 статьи 32.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях должны действовать немедленно после вступления постановления в законную силу.

Таким образом, в один день (на следующий день после вступления постановления в силу) должны быть совершены следующие действия:

1) работодатель должен установить, имеется ли в организации должность (работа), которую может замещать (выполнять) работник с учетом его дисквалификации;

2) при наличии такой должности (работы) работодатель должен предложить ее работнику, а при отсутствии - информировать о невозможности его перевода на другую работу;

3) работник должен оценить предложенный ему перевод и:

- либо дать письменное согласие на изменение его трудовой функции и (или) места работы и других условий трудового договора;

- либо отказаться от такового;

4) в случае отказа работника от перевода или при отсутствии в организации работы, которая могла бы быть предложена работнику, работодатель принимает решение о прекращении трудового договора.

Поскольку, как уже отмечалось, в основном решения о дисквалификации принимаются в отношении работников, выполняющих функции единоличного исполнительного органа (директора, генерального директора, пр.) или занимающих руководящие должности в коллегиальных исполнительных органах юридических лиц, решение о прекращении трудовых отношений с ними должен принять соответствующий субъект. Указанное решение должно быть изложено в соответствующем акте (протоколе, постановлении, пр.). На его основании кадровая служба готовит приказ о прекращении трудового договора по форме N Т-8. В указанном приказе, на наш взгляд, должны быть указаны реквизиты не только постановления судьи о дисквалификации, но и акта высшего органа управления юридическим лицом, а также, если работнику предлагался перевод на другую должность (работу), однако работник отказался, то данные документа, в котором зафиксирован отказ.

На основании приказа о прекращении трудового договора в трудовую книжку вносится запись следующего содержания:


N
за-
пи-
си

Дата

Сведения о приеме на
работу, переводе
на другую постоянную
работу, квалификации,
увольнении (с указанием
причин и ссылкой
на статью, пункт закона)

Наименование,
дата и номер
документа,
на основании
которого
внесена
запись

число

месяц

год

1

2

3

4

14

22

12

2008

Уволен в связи с

Приказ













дисквалификацией,

от 22.12.2008













пункт 8 части первой

N 314-к













статьи 83 Трудового кодекса
















Российской Федерации





Решение задачи по увольнению с должности единоличного исполнительного органа усложняется при отсутствии в организации постоянно функционирующего коллегиального исполнительного органа или же при его наличии, однако при невозможности осуществления в чрезвычайных обстоятельствах функций единоличного органа, поскольку для созыва высших органов управления, которыми был избран или назначен руководящий работник, необходимо время. В ситуациях, когда решение соответствующего органа управления не может быть принято немедленно, дисквалифицированный руководитель организации во избежание привлечения к ответственности (себя и юридического лица) собственными приказами (распоряжениями) снимает с себя функции по управлению юридическим лицом и назначает на время до решения вопроса учредителями (собственниками) или уполномоченными ими органами временно исполняющих обязанности руководителя организации; решение о его увольнении или переводе принимается на организованном в связи с необходимостью исполнения постановления суда о дисквалификации руководящего работника собрании (заседании) высшего органа управления юридическим лицом.

Насколько суд будет удовлетворен описанным способом выполнения своего постановления, сказать сложно. Тем более что по общему правилу, изложенному в части 1 статьи 31.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, постановление о назначении административного наказания, по которому исполнение произведено полностью, с отметкой об исполненном административном наказании должно быть возвращено судье, вынесшему постановление.

В рассматриваемой ситуации, поскольку исполнителями являются непосредственно дисквалифицированное лицо и его работодатель, то, очевидно, они и должны направить в суд соответствующую информацию о факте исполнения постановления и о сроках его исполнения. Разрыв в сроках между вступлением постановления в силу и увольнением дисквалифицированного работника (или его переводом на другую должность) может послужить основой для вывода, что дисквалифицированный гражданин и работодатель несвоевременно исполнили постановление о дисквалификации.

В заключение необходимо сказать, что на практике работодатели и дисквалифицированные работники стараются не доводить ситуацию до оформления прекращения трудового договора по пункту 8 части первой статьи 83 Трудового кодекса РФ и принимают решение о переводе работников на другие должности и последующем их увольнении без какой-либо записи о дисквалификации в трудовой книжке. Значительная часть дисквалифицированных работников заблаговременно (до вступления в силу постановления о дисквалификации) подает заявления об увольнении по собственному желанию или по соглашению сторон, на основании которых в случае обжалования постановления о дисквалификации и оставления его без изменения задним числом оформляются решения о прекращении трудового договора по соответствующему основанию.

В тех исключительных случаях, когда имеет место увольнение по пункту 8 части первой статьи 83 Трудового кодекса РФ, оформленное по всем правилам (с внесением записи о прекращении трудового договора именно по данному основанию), прослеживается явное намерение работодателя наказать работника.

Есть еще один момент, на который хотелось бы обратить внимание. Конструкция пункта 8 части первой статьи 83 Трудового кодекса РФ позволяет сделать вывод, что под указанной в нем дисквалификацией понимается исключительно вид административного наказания, назначаемого в порядке, определенном Кодексом РФ об административных правонарушениях. Отсюда следует вывод, что предусмотренное названной нормой основание увольнения неприменимо к профессиональным спортсменам (тренерам), дисквалифицированным за нарушение правил, принятых в спорте.



12-obligacii-i-inie-cennie-bumagi-obshestva-reshenie-uchreditelya-o-sozdanii.html
12-obshie-voprosi-etiologii-i-patogeneza-1-fundamentalnie-issledovaniya-etiologii-i-patogeneza-ryada-rasprostranennih.html
12-osnovi-vvedeniya-nds-v-rossijskoj-federacii-nalog-na-dobavlennuyu-stoimost-odin-iz-klyuchevih-nalogov-v-sovremennoj.html
12-osobennosti-processa-centralizacii-v-russkih-knyazhestvah-1-predmet-istorii-otechestvennogo-gosudarstva-i-prava.html
12-ponyatie-i-priznaki-malogo-predprinimatelstva-1-pravovoe-obespechenie-deyatelnosti-subektov-malogo-predprinimatelstva-5.html
12-pravo-na-svobodu-ekonomicheskoj-deyatelnosti-doklad-upolnomochennogo-po-pravam-cheloveka-v-rossijskoj-federacii.html
  • spur.bystrickaya.ru/metodi-organizacionnoj-psihologii-uchebnoe-posobie-dlya-vuzov-izdanie-vtoroe-rekomendovano-redakcionno-izdatelskim-sovetom.html
  • znanie.bystrickaya.ru/40adresaciya-ustrojstv-pci-interfejsi-vichislitelnih-sistem-obshie-polozheniya-sposobi-podklyucheniya.html
  • klass.bystrickaya.ru/56mestorozhdeniya-surmyanih-rud-podgotovka-etogo-doklada-stala-vozmozhnoj-pri-podderzhke-pravitelstva-norvegii.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/razvitie-dihaniya-i-korrekciya-ego-narushenij-posobie-adresovano-uchitelyam-defektologam-logopedam-psihologam.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/psihologicheskoe-izuchenie-rebenka-i-individualnij-podhod-k-nemu-v-processe-vospitaniya.html
  • control.bystrickaya.ru/besshovnie-trubi-pravila-rasprostranyayutsya-na-a-parovie-kotli-v-tom-chisle-kotli-bojleri-a-takzhe-avtonomnie-paroperegrevateli.html
  • abstract.bystrickaya.ru/---federalnaya-celevaya-programma-razvitie-farmacevticheskoj-i-medicinskoj-promishlennosti-rossijskoj.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/komedii-aristofana-mesto-komedii-v-antichnom-obshestve.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tablica-25-broj-i-nedostig-na-mestata-za-parkirane-po-rajoni-obshinski-plan-za-razvitie-na-obshina-varn-a.html
  • shkola.bystrickaya.ru/normirovanie-truda.html
  • lesson.bystrickaya.ru/obshee-znachenie-immuniteta.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/my-week-day-1-bao-press.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/udk796325-3735016796325bbk-ch51569-ch42675-byulleten-novih-postuplenij-za-mart-2011g.html
  • desk.bystrickaya.ru/plan-uroka-a-chto-takoe-pochva-b-pochvoobrazuyushie-faktori.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/rol-advokata-zashitnika-v-ugolovno-processualnom-dokazivanii.html
  • tests.bystrickaya.ru/lekciya-5-tema-marketingovie-celi-strategii-i-taktiki-kompanij.html
  • bukva.bystrickaya.ru/netradicjn-bankvsk-operac-ta-poslugi.html
  • school.bystrickaya.ru/harakternie-priznaki-souchastiya-subektivnie.html
  • education.bystrickaya.ru/14-matematicheskeoe-kompyuternoe-monografiya-pod-red-a-n-loshilina-n-p-francuzovoj-m-rfo-2003.html
  • doklad.bystrickaya.ru/valerij-brumel-ivan-lapshin-ne-izmeni-sebe-stranica-2.html
  • shkola.bystrickaya.ru/prilozhenie-1-polozhenie-38-o-razrabotke-primenenii-i-monitoringe-primeneniya-perspektivnogo-finansovogo-plana-naimenovanie.html
  • grade.bystrickaya.ru/metodologicheskie-poyasneniya-transport.html
  • studies.bystrickaya.ru/evripid-480406-gg-do-n-e.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/vzaimootnosheniya-voennosluzhashih.html
  • occupation.bystrickaya.ru/obrazovatelnaya-programma-liceya-g-uvarovo.html
  • spur.bystrickaya.ru/memlekettk-audit-zhne-arzhili-bailau-turali.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/specialnosti-amurskij-politehnicheskij-tehnikum.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/konspekt-lekcij-po-kursu-tmm-avtor-tarabarin-v-b-12-1998-g-lekciya-21.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-metodicheskie-ukazaniya-tematika-voprosov-i-referatov-moskva-iim-2009-g-razrabotana-v-sootvetstvii-s-gosudarstvennimi-trebovaniyami-k-soderzhaniyu-i-urovnyu.html
  • thescience.bystrickaya.ru/ispolzovanie-informacionnih-tehnologij-pri-organizacii-zanyatij-po-fizike-v-uchrezhdeniyah-spo-napravlennih-na-formirovanie-komponentov-nauchnogo-poznaniya.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/postanovlenie-ot-26-dekabrya-1994-g-n-367-obsherossijskij-klassifikator-professij-rabochih-dolzhnostej-sluzhashih-i-tarifnih-razryadov-razrabotan-v-celyah-realizacii-stranica-6.html
  • textbook.bystrickaya.ru/halcbaur-u-x-17-event-menedzhment-u-halcbaur-e-jettinger-b-knause-r-mozer-m-celler-per-s-nem-t-fominoj-stranica-14.html
  • abstract.bystrickaya.ru/2-materiali-k-promezhutochnomu-i-itogovomu-kontrolyu-uchebno-metodicheskij-kompleks-territorialnaya-organizaciya-naseleniya.html
  • reading.bystrickaya.ru/kodeks-rossii-k-prinyatiyu-verhovnim-sovetom-rossijskoj-federacii-zakona-ob-ohrane-okruzhayushej-prirodnoj-sredi.html
  • desk.bystrickaya.ru/otchet-ob-ispolnenii-dolgosrochnoj-celevoj-programmi-profilaktiki-pravonarushenij-na-territorii-gorodskogo-okruga-tolyatti-na-2009-2012gg-za-2010-god.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.