.RU

- То есть, ты - как Медведь? - Предисловие



- То есть, ты - как Медведь?

(Шаман поморщился и не стал отвечать.)

09.11

Собираюсь в город. Нужно сделать крюк от землянки Шамана к моему домику, забрать паспорт и в нем деньги на дорогу. Из леса иногда выходишь в таком виде, что могут и спросить документы. Шофера на этом участке трассы рассказывают друг другу обо мне мифы типа “А вдоль дороги....”: “На тысячу километров ни одного поселка, и мужик пеший на дороге голосует”. И выдумки всякие. Это неплохо. Предупреждены, не боятся, подсаживают. Со своей стороны, стараюсь поддерживать хорошие отношения: когда проставлюсь, когда с мелким ремонтом договорюсь и заплачу... . В таких отношениях важны не деньги, важно, что человек стремится быть благодарным.

Все же досадую немного, что не взял паспорт, когда пошел к Шаману. О паспорте на побережье не думаешь, как о вещи из другой жизни. Вспомнил вчерашний разговор с Шаманом.

- Ты захоронил труп, у которого взял паспорт?

- С понятием. И крест поставил. Хотя не вижу в этом смысла.

- Зачем тогда?

- На нем крестик. Возможно, верующий.

- Не понимаю. Ему уже было все равно, для тебя бессмысленно. Зачем?

- Ему - не все равно. Для него есть смысл.

- Но он же был мертв, когда ты его нашел.

- Тело мертво, но при чем здесь смысл?

Несколько секунд мы молча смотрели друг другу в глаза, и я решил сменить тему.

- Зачем тебе его смысл? Ты поступил социально?

- Нет. Просто выполнил договор.

- Какой еще договор?

- Я взял у него паспорт и похоронил его так, как ему бы хотелось.

- Я что - то не понял в сути договора?

- Другими словами: отдал несколько своих действий его смыслу. В благодарность за паспорт. Это просто кратковременное сотрудничество.

- Может быть, нужно было сообщить родне.

- Кто я такой, чтобы отнимать у людей надежду.

29.12

Кожа на руках, ногах и лице покраснела и стала шелушиться. Попросил Шамана сделать какую-нибудь мазь, но он показал ряд статических и динамических упражнений. Упражнение “Ворон” - прыгать двумя ногами по глубокому снегу и махать руками - показалось мне особенно дурацким, а, увидев, что Шаман хохочет над моими прыжками, я потребовал разъяснений.

1997

Эвелны

16.07

В первое время привычка Шамана часами молчать после моих вопросов раздражала. Я даже не всегда был уверен, что он услышал и понял вопрос. Иногда мне это казалось невежливым с его стороны, иногда - что он просто пренебрегает общением.

- Почему ты молчишь после моих вопросов?

- (Пауза, минут пять - шесть). Нужно подумать, перед ответом.

- Отшельничество не сделало тебя тугодумом?

- (Неожиданно, Шаман ответил сразу и в нарочито быстром темпе, немного комкая и сливая слова). Конечно, я-мог-бы-сразу “залепить” любые-слова, болтающиеся-на-языке, чтобы-потом-думать: “Что-это-я-сказал?”. Или, наоборот: “О-как-здорово-я-сказанул”. Но (Шаман заговорил в нормальном темпе), тогда бы я не говорил, а выдавал вербальный понос (смеется).

- Как ты решаешь, когда отвечать?

- Не решаю. Вопрос должен “перевариться”. А ответ должен “придти”. Бывает, что я даже на некоторое время забываю о вопросе. Простой вопрос требует нескольких минут, а принятие решения требует очевидных знаков.

- Какие знаки?

- Эвелны, например, часто видят варианты решения во сне. Многие жители Магадана “читают” совпадения, хотя не отдают себе отчет в этом.

- Как увидеть знаки?

- Сначала тебе нужно научиться смотреть?

- Как ты научился?

- Очень много лет мне не нужно и не перед кем выделываться. Вербальные объяснения отпали сами собой.

- Но я - преподаватель.

- Тебе очень трудно. Работа приучила все объяснять. Теперь ты чаще видишь не реальность, а свои объяснения.

- Что мне делать?

- Поучись у эвелнов. Посмотри, как они начинают действовать. Их мир не так благоустроен, приходится больше действовать. Для этого нужны не объяснения, а реальность.

17. 07

После обеда пришли два молодых эвелна. Они пришли к Шаману и с утра уже побывали у его землянки. Поздоровавшись с нами прикосновением ладоней, они неторопливо побеседовали с Шаманом на смеси русского и эвелнского языков. Я понимаю эвелнский, но мне трудно говорить, из - за того, что в их языке один наш звук может звучать по - разному12. Внимание привлекли очень добротно сделанные ножны и чехлы для карабинов. Штучная работа. Наверняка, на рукоятках и прикладах вырезаны интереснейшие сюжеты.

Эвелны очень вежливы. Отказавшись от приглашения зайти в домик, они традиционно спросили меня, где можно развести костер. Пока один из них занимался сбором дров13, второй предложил поменять мои запасы чая на очень ровный большой кристалл александрита. У меня оставалось лишь три пачки, две подарил им. Пришлось попросить Шамана специально поговорить с эвелнами, чтобы не отдаривались.

У эвелнов есть предпринимательская жилка - хотели договориться со мной о доставке чая и других легких, по их мнению, предметов. Совершенно естественно они приняли и мои объяснения об особом образе жизни и нежелании брать на себя обязательства. В городе такое редко кому объяснишь. Когда и второй эвелн ушел за дровами, я стал расспрашивать Шамана о них.

- Кто - то заболел?

- Нет, пришли поговорить со мной.

- Надолго?

- Утром уйдут. Разговор ночью.

- Могу я спросить, если не секрет?

- Исчезла одна звезда, наверное, шестой величины.

- Где исчезла?

- В небе. Сегодня первая половина ночи будет ясной.

- Это - катастрофа?

- Наверное. Много тысяч лет назад.

- Я видел эту звезду?

- Это - вряд ли. У тебя не такое зрение, как у местных.

- Они что, постоянно считают звезды?

- Они не умеют считать.

- ???

- Мы с тобой умеем считать, поэтому мы ничего бы не заметили. А они видят небо как картину, целиком, и заметили, что картина изменилась.

- Почему они пришли к тебе?

- Они хотят знать, что это за знак?

- А это знак?

- Конечно.

- Я могу узнать?

- Мне нужно дождаться ночи и самому увидеть эту часть неба.

- Часть неба имеет значение?

- В каждой части живут свои духи.

- В школе учил астрономию?

- Не только в школе. Астрономия не помогает, например, узнать погоду по небу, а знание о духах помогает.

- А сам ты не заметил изменений?

- Я смотрю в небо чаще тебя, но не так часто, как местные.

- Они сами пришли, или их послали?

- Сами, двое.

18.07

Поговорив о звездах, мы долго сидели у костра эвелнов. На побережье звезды намного ярче, чем в городе, так как в небе нет отсветов электричества. Просто пелена звездная. Эвелны иногда напевали неторопливую протяжную песню, мотив которой удивительно гармонировал с картиной звездного неба, потрескиванием дров в костре и далеким шумом волн. Я записал перевод песни. Перевод принципиально не может быть дословным, так как в эвелнском языке многие слова образуются в ситуации впервые и единственный раз по определенным правилам. И эта песня у другого костра повторится чуть - чуть в другом варианте.

^ Песня о жизни

Когда я молод был,

Каждый день открывался в новом мире

И, засыпая, я хотел скорее проснуться.

А сейчас я просыпаюсь в том же мире,

И мне жаль звезд, которые гаснут утром.

Хотя их у меня еще будет много,

Но их уже мало.

18.07

Оказывается, эвелны пришли на байдаре. Мы пошли проводить. Байдара была загружена китовыми позвонками и ребрами. Эвелны оставили нам два позвонка для сидений. Один из них надел дождевик из кишок моржа. За такой дождевик любой музей, наверное, не пожалел бы денег. Шаман стоял на берегу и смотрел, пока байдара не скрылась в линии слияния серого моря и серых туч.

- Зачем им столько кости?

- Они режут из кости кое - что для хозяйства и поделки для обмена.

- Я думал, режут из бивня мамонта или моржа.

- Мамонт или морж ценятся больше, у них тоньше фактура. А ребро кита пористее. Но фигуры без мелких деталей неплохо получаются.

- Ты резал?

- Практиковал года три, когда жил в Уэлене.

- Какой все же смысл резать из материала с худшей фактурой?

- У них нет в изобилии моржа или мамонта.

- И они отработают полную байдару?

- Это вряд ли.

- А зачем везут?

- Чтобы было.

- Древние эвелны так не делали.

- Почему ты решил?

- Я читал, что они были стихийно экологичны. Например, охотник не убивал вторую нерпу, даже если мог.

- Бредни кабинетных ученых.

- Ты думаешь, что убивал?

- Не убивал, но не из - за экологичности.

- А почему?

- Убив нерпу, охотник должен много километров волочь ее сам домой. А нерпы бывают до четырехсот килограмм. Ты бы тоже не брался за вторую.

- Они не боятся потерять берег из вида?

- Они пошли напрямик, по ветру и не увидят берега до вечера.

- У них есть компас?

- Нет.

- Как же они ориентируются.

- Они просто помнят направление.

- Но солнца же не видно.

- Косатка - из их тотема. Они сами помнят.

Словно в подтверждение слов Шамана огромный, сравнимый с парусом черный плавник Косатки медленно торжественно и хищно прорезал поверхность моря между нами и скрывшейся байдарой.

18.07

Мысли об эвелнах и неуместная тревога по поводу их плавания не оставляли меня. Рационально я убеждал себя, что для наших гостей такое плавание - совсем обыденное дело, но видел я это впервые, и выглядело все очень ненадежно. Решив пару часов проводить Шамана, я не смог удержаться от вопросов о гостях.

- Им привычно вдвоем управляться с такой большой груженой байдарой? И руль, и парус.

- Они могут ею управлять, даже загарпунив кита.

- Они ходили в школу?

- Нет.

- А как же районо?

- Власти, наверное, знают о них, но никто не занимался. А может, судя по твоим рассказам о ситуации, сейчас власти о них не знают. Тем более что они не живут много лет на одном месте.

- Но это явно не замкнутая группа. Эти двое помощнее меня.

- Конечно, не замкнутая. Там есть и русские, и якуты, и эвенки. Парни ходят в поселки и, наверное, в Магадан. Просто они считают свой образ жизни более настоящим.

- Так они не чистокровные эвелны?

- Они - настоящие эвелны по образу жизни.

- Чем они живут?

- Эти - универсалы. У них есть олени, есть морской промысел и есть бартер на пушнину.

- Как они установили отношения с тобой?

- Я сам начал устанавливать отношения.

- Почему?

- Они - местные. Общение с ними дает ключ ко многим местным практикам.

- Мне показалось, что они учатся у тебя.

- Они могут осуществлять коллективные практики. А у меня они учатся многому тому, что сначала я понимаю с их помощью.

18.07

Уже много раз после встреч с эвелнами задумывался о них. Удивлял резкий контраст между их поведением в городе и на побережье. Уехавшие эвелны производили впечатление сильных, уверенных в себе, даже излишне уверенных, спокойных молодых мужчин. Так оно и есть.

Из школьного курса “Истории Магаданской области” знаю, что они никогда не платили дань царю и почти триста лет воевали костяными луками и каменными копьями с казаками - землепроходцами. Одновременно - столетия воевали с гораздо более многочисленными якутами на Западе, эскимосами и индейцами на Востоке. Именно в войне они изобрели кольчуги из костных пластин и тяжелые луки из китового уса. Из - за этих кольчуг (пули не брали) казаки потом сто лет считали эффективным только рукопашный бой. До сих пор можно встретить остатки казачьих острогов, которые укреплены куда массивнее, чем форты американских солдат, воевавших с индейцами. Это - не Кавказ. Местных никто никогда не покорял. Лишь после того, как умный царь повелел прекратить войны и организовывать ярмарки, казаки смогли беспрепятственно выходить на северное побережье Тихого океана.

Эти эвелны - прямые потомки тех, и вряд ли кому улыбнется воевать с ними здесь. В то же время в городе они выглядят неуверенно, почти любой жулик или хулиган видят в них жертву. Они стараются ни с кем не связываться, слишком многое, на мой взгляд, могут стерпеть. Если же будет перейдена черта и их терпения, то реакция будет отсроченной и неадекватной. Например, стрельба или поножовщина в ответ на слова или удар рукой, нанесенный восемь дней назад. После этого дорога в город заказана.

Шаман похож и на эвелна, и на современного городского мужчину. Лицо его морщинисто и обветрено, темно - коричневое от жесткого местного ультрафиолета и ветров. Или от рождения. Он уже в том возрасте, когда черты лица “закрывают” национальные признаки. При первой встрече я бы дал ему от сорока до шестидесяти.

- Ты кто по национальности?

- Никто, и звать меня никак; так, одинокий странник14. (Смеется).

- Ну а все же?

- Метрик не было, спросить поздно.

- Местные думают, что ты эвелн?

-^ Хоть горшком назови.

- Почему они так теряются в городе?

- Не теряются, не успевают.

- Как это?

- В привычной ситуации они действуют на основе понимания так, как им кажется правильно. В городе не чувствуют, что правильно. Соответственно, не могут вовремя принять решения о действии.

- Часто кажется, что они боятся.

- И такое, наверное, бывает. Хотя реже, чем у городских.

- Но они часто уступают в ситуациях, подчиняются.

- Для них ситуация еще долго не кончается. Счастье городских, что размышляя, они гораздо чаще обвиняют себя в некомпетентности, чем их в грубости.

- Если все же они обвинят городских?

- Очень редко.

- Ну, все же.

- Тогда они охотятся прямо в городе. Могут улыбаться при встречах. Но ты уже - дичь.

- Жуть.

- Не тревожься, ты не агрессивен. Тебе не грозит.

18.07

Байдара сложно построена. Наверное, очень дорогая. Она мне напомнила вскрытый корпус самолета. Сложный остов из деревянных ребер, обтянутый моржовыми шкурами. Длиной метров десять. Ажурные крепежи для паруса и весел, какие - то конструкции, похожие на часть велосипедного колеса. Даже костяной наконечник гарпуна состоит из нескольких частей: последняя подобна прикрепленному бумерангу, складывается или крутится. Шаман ходил вокруг байдары и что - то обсуждал с эвелнами, однако ТТХ15, так похоже их обсуждение на армейскую картинку.

- Как они передают опыт?

- В смысле?

- Ну, они не умеют считать, нет чертежей. Как строят такие байдары?

- Решают построить и строят, глядя на другие байдары.

- То есть даже мастеров специальных нет?

- ^ Главное - не умение, а целеполагание.

- Это, наверное, специфика их культуры?

- Любой культуры.

- Ну, у нас судна не построишь на одном намерении.

- Кто Кузьма16 по образованию?

- По - моему, бывший артиллерист.

- А Вовчик?17

- Радиоинженер.

- А Генка?

- Понял. Среди них нет ни одного судостроителя.

- А как они построили свое судно?

- Сам видел. Резали заброшенный флот и варили свое прямо на песке.

- Хорошее?

- Сносное, наверное, хорошее.

- Не лукавь. Судно отличное. Лучше заводских. ^ Раньше их называли беспроектными, а сейчас рыбнадзор и погранцы называют беспредельными из - за ходовых и штормовых качеств. Ну и как они его сделали?

- Действительно. Не задумывался.

- Говорю тебе: у них была цель, и они начали действовать. Остальное - приложилось.

- Эвелны в городе слабы, потому что не имеют цели?

- Да. Пока меняют - покупают, хорошо держатся. А потом начинают болтаться без цели... .

1977 - 1978

Армия. Проблема Волка

В армию попал, когда выгнали с третьего курса физического факультета МГУ. Призывался из Раменского военкомата Москвы и в часть приехал с московской командой. С нами прибыла команда из Челябинской области. Рота (сто двадцать человек) жила в одном помещении без перегородок: ряды двухъярусных коек, тумбочки (одна на двоих), помеченные табуретки, плакаты, таблицы и расписания на стенах. В одном из углов стоял черно - белый телевизор. Передачи мало кто смотрел, мест не хватало только тогда, когда показывали первые в те времена женские группы аэробики.

В казарме невозможно скрыть что - либо. Вместе ели, спали, мылись, работали... . Уже через пару недель абсолютно ясно, какой ты есть. За эти две недели ко мне и прилепилась на весь первый год кличка Волк (магаданский).

Ничем не выделялся в рядовых ситуациях, но в конфликтных, как оказалось, вел себя необычно. “Проверки” и “притирки” начались с первого же дня. Все молоды, здоровы, считают себя крутыми и жаждут это продемонстрировать. Кроме прямых “наездов”, когда ты мобилизуешься, существуют тысячи мелочей, к которым никто не может быть готов заранее: подмена ремня, пилотки, сапог на худшие, конкуренция за лучшие койки и места, нарушения очереди в умывальник или за утюгом - можно долго перечислять. В этих ситуациях или агрессивно требуешь свое, или молча уступаешь. Уступать часто нельзя - это снижает статус, но и долго агрессивно - эмоционально с матюгами переругиваться (мы называли это - “лаяться”) я тоже не хотел и не умел.

Негромкие требования и молчание в ответ на ругань многие вначале принимали за трусость и наглели. Не отвечать на оскорбления тем более нельзя. Я слушал ругань, которая “не заводила”, и наблюдал за окружающими. Когда по реакциям окружающих понимал, что дальше терпеть не принято, молча бил в лицо. Такое поведение удивляло и даже возмущало. Следует сказать, что я быстро понял необходимость научится ругаться, но в те годы не сумел, не хватило волевых качеств. Если бы мог, драк было бы гораздо меньше.

Кличка напомнила о благодарности Волка, и в других конфликтных ситуациях в казарме я стал использовать “настроение Волка на охоте”: старался выбрать лидера и, глядя ему в глаза, медленно подходил ближе. Если он отводил глаза, ситуация решалась в мою пользу, если нет.... . В половине случаев противники, наоборот, приходили в большую ярость. Так было в конфликте с группой старослужащих, памятный знак которого - кривовато сросшийся нос - остался до сих пор. Но, пока был в сознании, не боялся, действовал расчетливо и, по рассказам друзей, эффективно.

Нежелание реагировать на вербальную агрессию затрудняет жизнь и сегодня. Годы давно не те, чтобы драться, и не принято в университете. Бывает, что слышу претензии или обвинения, кажущиеся настолько нелепыми, что не считаю нужным отвечать. Изредка, каждый раз с удивлением, слышу потом от присутствующих: “Ты не оправдывался и сам не обвинил в ответ. Значит виноват или испугался”. Сразу вспоминается казарма и наглеющие из - за молчания сослуживцы. Сейчас, конечно, могу отвечать и вербально, но делаю это редко. Как трудный, нудный, но необходимый ритуал.

Волк не считает лай нападением. Для него это просто странные звуки, которые мешают самим же собакам жить содержательно - охотиться. Нормальный Волк, услышав лай, молча уходит на свою содержательную территорию. Но иногда собаки слишком раздражают. Тогда Волк молча возвращается через несколько суток. Собаки удивляются - за что? Со своим лаем они это никак не связывают.

1998, 1999, 2002

Лечение

29.01.1998

Возможно, что моих записей хватило бы на издание книги вроде “Рецепты от Шамана”, но сам я не пользовался этими рецептами. В эту публикацию практические советы без изменений включены лишь, если они попали в один день с важным диалогом.

- Как ты готовишь этот папоротник18?

- Солил.

- Как?

- Слой папоротника, слой соли, сверху пресс, чтобы он дал сок. Через неделю сок сливаешь, ворошишь папоротник и заливаешь рассолом.

- Сколько соли?

- Пока не перестанет растворяться.

29.01.1998

С годами выяснилось, что круг общения Шамана неожиданно широк. Сегодня я бы даже сказал, что, живя на берегу, Шаман общается со всеми окружающими его людьми. Некоторые виделись с Шаманом лишь раз как больные или ухаживающие за больными, другие общаются редко, но регулярно. Ни эти люди, ни Шаман не находят в таком общении ничего удивительного.

- Где ты вообще берешь соль, крупу?

- Кузьма привозит.

- Почему он это делает?

- Почему ты приносишь мне вещи?

- Они не нужны нам в городе.

- Но ты долго несешь их на себе. А патроны, горелка?

- Это подарки.

- Почему ты это делаешь?

- Я хорошо к тебе отношусь.

- И они хорошо относятся. Я лечу их и подсказываю, где, сколько можно взять. Это - не плата, а отношения. Еще Кузьма считает меня колдуном.

- Тебе нравится, что тебя называют Шаманом?

- ^ Хоть горшком назови...

09.03.1998

В чем никак нельзя заподозрить Шамана, так в сентиментальности. Он запросто мог поговорить с куропаткой и, окончив разговор, пообедать ею же. Раз я сказал ему, что предпочитаю охоту без общения, но Шаман лишь пожал плечами и напомнил о разведении кур и коров. И вдруг на окошке его хижины я увидел веточки в банке.

- В первый раз вижу среди тайги веточки на окне. Зачем?

- Зимы еще много. Часто нужны активные вещества

- Как ты их добываешь из веточек?

- Это - ольха. Суточного урожая пыльцы с семи сережек хватает на лекарство взрослому.

- Ты ешь эту пыльцу?

- Эта - горькая. И слишком сильна. Лес и так полон лекарств и витаминов. Зимой можно жевать стланик, почки березы, ольхи или шишечки. Пыльца - для мазей и смесей при лечении.

- Ты прочел это в книгах?

- ^ Ни в одной книге не сказано о круглогодичном сотрудничестве с растениями. Для этого нужно долго прожить с ними.

09.03. 1998

Наверное, Шаман - единственный “лечащий врач” на сотни километров. Он не может ни с кем консультироваться, у него нет медицинских книг и стандартных лекарств. Но он всегда действует так, будто точно знает, что делать.



12.12. 2002

Странные для Колымы осень и зима. Стабильно стоит уже больше месяца 25 - 30 градусов мороза, но снега нет. Выпадал немножко в начале октября, почти весь раздуло. Холодно, пыль. Явные климатические аномалии. Травы и ягоды хрустят под ногами как стеклянные. На редких снежных застругах переплетение медвежьих, волчьих, лисьих, заячьих, мышиных и птичьих следов. В декабре на Колыме звери не спят и не сидят в норах! Как бы не померзли без снега. Тревожно.

Недалеко от прежней землянки Шамана поселился один из браконьеров. Бригада помогла ему сделать землянку. Оставили рыбу, крупу, соль, три ящика свечей и бочку солярки. Он ухитрился сжечь все за месяц. Свечами воздух в землянке нагревал, чтобы за дровами не ходить. Навещаю третий раз. Медитировать он не умеет и учиться не хочет - другое воспитание. В результате говорит сам с собой и мне неимоверно “приседает на уши”. В городе казался крутым. Не свихнулся бы.

Наверное, у него не хватает жиров в пище. В одном месте кожа на лице треснула, проступили фрагменты мимических мышц, как в анатомическом атласе. Храбрится, не хочет со мной идти в город. Принес ему сала, жирной колбасы, майонеза и растительного масла. Знаю, что все съест быстро, вместо того, чтобы растянуть на зиму. Перезимует с моей помощью до прихода бригады и больше не захочет так жить.

Шаман бы не стал помогать. Во сне общался с ним19.

- Почему не помочь?

- У него низкий уровень культуры. Быстро превратится в иждивенца.

- Но он живет трудно. Набрал кубометр мидий и стог морской капусты на зиму. Жиров нет.

- Нужно, чтобы он не ждал твоей помощи, а боролся.

- Если я принесу ему мешок мороженных кур, он бороться не будет?

- Скорее всего, тогда замерзнет.

- Почему?

- Или он будет бороться за жизнь каждый день, или не сможет.

- “Куры” помешают бороться?

- Должна быть стабильность борьбы. “Куры” позволят временно не бороться, как свечи и солярка. Из за них он чуть не замерз, так как сразу не приобрел привычку запасать дрова. Вспомни судьбу ушедших коренных народов: они прекрасно жили до того, как к ним пришла “помощь” западной цивилизации.

- Но он сам из западной цивилизации.

- Это - Колыма. Он мог бы частично выживать где - нибудь в обильной сибирской тайге или в тамбовском остаточном лесу. Здесь частично не получится. Или он полностью задействует все свои ресурсы в борьбе за жизнь, или сдохнет.

- Ох и суров ты. Вообще не нужно помогать?

- Наоборот: хочу, чтобы он имел шанс. Можешь давать гостинцы. Но немного и несистематично. Чтобы он на них не рассчитывал. Пусть рассчитывает только на себя.

09.03.1999

Шаман не стремится ничего скрывать, но говорит со мной медленно подбирая слова. Это напоминает мне мои объяснения сложных концепций студентам, не владеющим терминологией. Я прекрасно знаю, что ограничения опыта не дают объяснить многое, даже при владении языком. Как объяснить семилетнему про любовь, например? Просто говоришь знакомые для него слова, которые так и остаются словами.

- Почему ты не пьешь чай?



10.03

Присматриваясь к лечебным процедурам, я следил и за состоянием Шамана, предполагая, что он как - то влияет на больных. Ничего необычного в его внешности не было, но после лечения он, примерно в четверти случаев, был сосредоточен и даже грустен.

- Что заботит тебя после процедур?

- Не заботит, напоминает.

- Что?

- О том, как начал лечить.

- Можешь рассказать?

- Встретил однажды в городе знакомую по юности. Когда - то она была слишком красива, я а слишком застенчив. И не подходил к ней. При встрече ей было сорок, она выглядела плохо и была тяжело больна. Ночью проснулся, вспомнил про нее и вдруг понял, как полечить на расстоянии.

- Вылечил?

- Облегчил.

- Ты знал, где она находилась в тот момент?

- Не имеет значения.

- Зачем тогда больных привозят к тебе?

- Можно и без этого. Кто - то может рассказать, что - то показать. Но гораздо увереннее и лучше, когда вижу.

- Почему ты вдруг понял, как ее лечить?

- Очень сердечно пообщались. Воспоминание было тоже очень “сердечным”, и очень хотел помочь.

10.03

Предполагая, что описания Шамана помогут понять его “методики” лечения, я иногда расспрашивал его о больных.

- Из города кто - нибудь приходил лечиться?

- Мало. Когда совсем прижмет.

- Расскажи что - нибудь.

- Был мужик. У него не стоял.

- Таких полно в городах. Они же не дойдут сюда.

- Его жизнь стала невозможной.

- Странно. Живут же люди.

- Естественно, что у него не было ни жены, ни детей.

- Тоже у многих.

- Он бодрился и показывал окружающим, что у него все хорошо. Умно, к месту рассказывал кое - что о своих сексуальных отношениях, которых на самом деле не было.

- И это многие могут.

- К сорока он убедил окружающих, что у него все в порядке. Тогда они решили, что он страшный эгоист и умышленно живет только для себя. Постепенно все значимые для него люди дистанцировались.

- Да, довыделывался.

- Он узнал про меня от браконьеров и приперся посреди зимы, не зная дороги.

- Ты лечил его?

- Старательнее обычного.

- Почему?

- Когда - то я сам ушел в горы Восточно - Сибирского плоскогорья в демисезонном пальто и в городских туфельках.

- У тебя же были дети.

- Для них и ушел.

- Наслышан про такое. Удалось вылечить мужика?

- Он сам. ^ Ему уже был конец, когда он приполз. Все его болезни и паразиты уже отчаялись и бросили его к тому моменту. Практически, вместе с излечением обморожений он начинал абсолютно новую жизнь.

- А потенция?

- Весной это был другой человек с другими возможностями. Потенция высокая.

- Женился, дети, друзья?

- К старым друзьям он не вернулся. Дети, наверное. Дети растят нас и заставляют решать жизненные проблемы. Ты еще услышишь о нем. Это - неординарный человек, предназначенный.

- Я узнаю в нем твоего больного?

- Это вряд ли.

09.05

Шаман предложил мне забрать несколько килограммов красной икры для родственников. Раньше он не говорил о хозяйстве, но я предполагал, что, живя в столь суровых местах, Шаман ведет жестокую борьбу за существование. Это предположение заставляло меня захватывать лишние продукты и не налегать на угощения Шамана. Сегодня выяснилось, что мои предположения неверны. Наоборот, Шаман, думает, что он живет в хороших условиях, а я в городе тяну с большим напряжением.

- В городе прожить легче. Оставь икру себе.

- Скоро будет новая. Хорошо бы, вы съели эту до июля. В городе потруднее прожить.

- У тебя так много икры?

- Солю одну бочку в путину20. Если разделить на все дни года - около ста пятидесяти грамм на день. Ни один человек столько не съест.

- Что ты еще заготавливаешь на зиму?

- Бочку грибов, пару бочек лосося, бочку разнорыбицы, пару - тройку банок краба, бочонок брусники морожу, по банке рябины, голубики, потом папоротник, морская капуста, шишка, шикша, красный корень, черемша, дикий лук.... Глянь в леднике.

- Теперь понял, почему ты не взял витамины. А тогда подумал, что из - за щепетильности насчет химии.

- С витаминами здесь получше.

- Килограммы ценнейших продуктов на день! Зачем Кузьма тебе привозит крупу, картошку? Зачем мы охотились?

- Крупы, картошка, хлеб - углеводы. Охотимся редко, это - практика.

- Значит тебе не нужны продукты, которые я приношу?

- Разнообразие радует. Апельсин, лимон, томаты, киви эти интересны. А консервы или концентраты... .

- И сколько времени у тебя уходит, чтобы кормиться год?

- Если считать рабочий день по пятнадцать часов, то дней десять - двенадцать.

- Десять дней кормят год?

- Говорю же, в городе жить потруднее. Зря ты пренебрегаешь добычей.

- Теперь призадумаюсь. Почему так?

- В городе ты должен покупать родне и себе то, что не нужно для жизни: модные вещи, технику, мебель, напитки, подарки... . Всего не перечесть. Здесь ты свободен от этого.

- Но это нужные вещи. Отношения, уровень, престиж, наконец.

- Тебе пока лучше жить и практиковать в городе.

09.05

Солнечные склоны в крутых распадках уже хорошо прогреваются днем. Появились проталины. На них сухо, так как вода моментально стекает с крутого склона. Высокая, желтая с осени трава и множество кустиков с прошлогодней брусникой. Я так увлекся брусникой, что подскочил на месте, когда молчавший неподвижный Шаман вдруг спросил:

- Что ты говорил о “жестокой борьбе за существование”?

- Ну, в столь суровых условиях нужно бороться за выживание.

- Имей в виду: как только начнешь бороться - это первый шаг к смерти.

- А не бороться, так сразу замерзать?

- Не бороться и не замерзать. Просто действовать в гармонии с окружающим миром.

- Как?

- Не противопоставлять себя Природе, даже не думать об этом. Природа всегда тебя победит.

- Но без напряжения сил не обойтись.

- Обойтись. Старайся делать то, что нужно, “по течению” дня, часа, мига.

- Но как?

- Начни, старайся чувствовать и поймешь.

16.06.1998

Наблюдая за общением Шамана с больными, я обратил внимание на “привязку” его действий к приливам и отливам, фазам Луны или Солнца, ветрам, камням, растениям, животным и рыбам. Предполагая, что Шаман использует какие - то местные потоки энергии и существ, я решил, что умения Шамана должны быть не универсальными, а “местными”.

- Ты мог бы лечить, например, жителя Украины?

- Не сразу. Надо пожить там, почувствовать воздух, воду, ритмы.

- Но врач лечит в любом месте.

- Я учился в Хабаровске и работал участковым. Медицина в кризисе.

- Что ты имеешь в виду?

- Сегодня врач - не целитель.

- А ты - целитель?

- Я не вмешиваюсь, если меня не просят. И я лечу не болезнь, а человека с его миром.

- Любой может лечить, если научится?

- Нет. Больной должен верить целителю.

- Что-нибудь, кроме сложившейся репутации, влияет на доверие больного.

- Репутация мало что значит. Главное - сила действий.

2-2-laboratorno-prakticheskie-zanyatiya-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-osnovi-optiki-oo-obrazovatelnoj.html
2-adres-elektronnoj-ploshadki-v-seti-internet.html
2-bezekvivalentnaya-leksika-1-ponyatie-perevod.html
2-cel-povishenie-effektivnosti-funkcionirovaniya-sistemi-zdravoohraneniya-v-gorode-tinde-i-tindinskom-rajone.html
2-chechenskaya-respublika-v-ekonomike-rossii-strategiya-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-chechenskoj-respubliki-do.html
2-debitorskaya-i-kreditorskaya-zadolzhennost-a-dannie-ob-emitente.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-koncepciyam-sovremennogo-estestvoznaniya-discipline-dlya-specialnosti.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/holistichnost-teorii-interpretacii-ddevidsona.html
  • notebook.bystrickaya.ru/ii-folklornaya-mifologema-kak-vedushij-princip-syuzhetno-kompozicionnoj-i-zhanrovoj-organizacii-poemi-chernij-chelovek-stranica-2.html
  • writing.bystrickaya.ru/kratkij-ocherk-ekonomicheskogo-i-politicheskogo-razvitiya-sssr-1917-1971-g-voenno-politicheskaya-ocenka-otnoshenij-sssr-zapad-chast-31.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/konkursnaya-rabota-moya-professiya-zheleznaya-doroga-na-temu.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tretya-kniga-stranica-17.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razvitie-voobrazheniya-u-starshih-doshkolnikov-s-obshim-nedorazvitiem-rechi-v-processe-raboti-so-skazkoj-19-00-10-korrekcionnaya-psihologiya.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kalendarno-tematicheskoe-planirovanie-naimenovanie-razdelov-i-tem-kolichestvo-chasov.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sistemnij-vizov-slose-metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-kursovih-rabot-po-discipline-sistemnoe-programmnoe.html
  • letter.bystrickaya.ru/ocenka-rekreacionnih-resursov-vladimirskoj-oblasti-chast-2.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-gse-f-01-inostrannij-yazik-nemeckij-kod-i-nazvanie-disciplini-po-uchebnomu-planu-specialnosti-stranica-5.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/zadachi-uroka-konspekti-urokov.html
  • gramota.bystrickaya.ru/vzaimodejstvie-gosdumi-s-federalnimi-organami-press-sluzhba-frakcii-edinaya-rossiya-gosduma-rf.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/posobie-po-organizacii-i-roli-sistem-torgovo-promishlennih-palat-stranica-4.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/povest-vremennih-let-sostav-i-problema-genezisa-gipotezi-shahmotova-lihacheva-ribakova.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/pravila-vvodyatsya-v-dejstvie-s-1-fevralya-2000-g-udk-658-286-331-45.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebnik-razrabotan-v-sootvetstvii-s-programmoj-podgotovki-studentov-visshih-uchebnih-zavedenij-po-grazhdanskoj-oborone-stranica-6.html
  • knigi.bystrickaya.ru/referat-po-psihologii-semi-na-temu-rol-roditelej-v-razvitii-rebenka-i-oshibki-semejnogo-vospitaniya.html
  • textbook.bystrickaya.ru/karl-marks-iskusstvo-i-obshestvennij-ideal-stranica-11.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/metodi-otbora-kandidatov-metodicheskoe-posobie-po-podgotovke-k-itogovomu-gosudarstvennomu-mezhdisciplinarnomu-ekzamenu.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zadacha-sdelat-obrazovanie-centralnim-zvenom-novoj-modeli-ekonomicheskogo-rosta.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-1-sakuala-prosvetleniya-kniga-roza-mira-i-ee-mesto-v-istorii-glava-roza-mira-i-ee-blizhajshie-zadachi.html
  • letter.bystrickaya.ru/obektnoorientirovannoe-programmirovanie2-kurs-3sem-72ch-difzachyot.html
  • education.bystrickaya.ru/-v-kraevom-centre-startoval-gorodskoj-kraevedcheskij-forum-shkolnikov-habarovsk-otechestva-bereg-rodnoj-posvyashennij-65-letiyu-pobedi.html
  • studies.bystrickaya.ru/itogi-viborov-449-deputatov-gosdumi-i-odin-kandidat-na-raspute-grizlov-b-v-monitoring-smi-15-17.html
  • occupation.bystrickaya.ru/nebolshaya-lekciya-dlya-pervokursnikov-stranica-9.html
  • books.bystrickaya.ru/bibliografiya-viktor-papanek.html
  • notebook.bystrickaya.ru/issledovatelskaya-rabota-tema-vrednie-privichki-sovremennogo-shkolnika-i-ih-vliyanie-na-organizm.html
  • lecture.bystrickaya.ru/a-s-pushkin-karamzin-nikolaj-mihajlovich-1766-1826-pisatel-istorik.html
  • books.bystrickaya.ru/biznes-plan-kommercheskogo-banka-leks-bank-otkritoe-akcionernoe-obshestvo-stranica-8.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/samvel-karahanyan-prezident-kollegii-advokatov-moskvi-barshevskij-i-partneri-visokij-uroven-piratstva-obuslovlen-otsutstviem-uvazheniya-k-intellektualnomu-trudu-v-celom.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-1-chast-prednaznacheno-dlya-bakalavriata-po-specialnosti-08-00-05-menedzhment-krasnoyarsk-2008.html
  • urok.bystrickaya.ru/prajs-list-vstupaet-v-silu-s-1-maya-2008-goda.html
  • institute.bystrickaya.ru/giddens-e-ustroenie-obshestva-ocherk-istorii-strukturacii-m-2005-528-s.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prilozheniya-e-a-vlasova-professionalnoe-samorazvitie.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.