.RU

10.5. МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ - Программа "дети россии"



^ 10.5. МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

В РАБОТЕ СПЕЦИАЛИСТА

ПО СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В любом обществе действия и поступки людей должны отвечать требованиям соответствующих социальных законов. Функцию такого согласования выполняет мораль.

Мораль или нравственность (лат. mores — нравы) — форма общественного сознания, в которой отражаются и закрепляются этиче­ские качества социальной действительности (благо, добро, справедли­вость, зло и т. д.). Мораль представляет собой совокупность правил, норм общежития, поведения людей, определяющих их обязанности и отношения друг к другу и к обществу.

Мораль — объект изучения такой науки, как этика. Термин «этика» введен Аристотелем для обозначения учения о нравственности. В этике различают два рода проблем: собственно теоретические вопросы о про­исхождении сущности морали и вопросы о том, как должен поступать человек во взаимоотношениях с людьми, или «нормативная этика». В данном случае нас интересует нормативный аспект этики.

Нормативная этика рассматривает проблемы смысла жизни, сущ­ность добра и зла, содержание нравственного долга, обосновывает принципы и нормы морали. Она также является основой профессио­нальной позиции человека, его взаимоотношений с людьми, склады­вающихся в любой профессиональной деятельности.

Существует этика руководителя, врача, психолога, педагога и т.д. В связи с тем, что в жизнь входит социально-реабилитационная деятель­ность как самостоятельная практика, человеку, который ею занимается, должны быть также присущи свои морально-этические особенности.

Ожидания общества от деятельности специалиста по социальной реабилитации имеют двойственный характер. С одной стороны, к нему относятся предписания, касающиеся нравственных качеств учителя, так как его главной функцией является воспитание и коррекция развития личности ребенка или подростка. Данное положение вытекает из стрем­ления общества охранять физический и духовный мир детей, которые из-за отсутствия жизненного опыта и физических сил могут стать жертвой несправедливости взрослых.

С другой стороны, от результатов его работы ждут изменений в их физическом и психическом здоровье, так как он работает с детьми, имеющими ограниченные возможности жизнедеятельности. То есть люди хотят видеть в нем и качества, присущие врачу.

Кроме того, в представлении общества специалист по социальной реабилитации — уважаемый авторитетный человек, который в состоя­нии решать стоящие перед ним профессиональные задачи на высоком уровне.

Таким образом, к морально-этическим аспектам деятельности спе­циалиста по социальной реабилитации как профессионала относятся те нормы и правила его поведения, без которых не может эффективно протекать социально-реабилитационный процесс и взаимодействие с ребенком, имеющим ограниченные возможности жизнедеятельности.

Мораль представляет собой единство нравственного сознания, нрав­ственной деятельности и нравственных отношений с детьми и другими людьми в повседневной жизни и в сфере профессионального труда.

^ Нравственное сознание — это осознание людьми норм своего поведения, характера взаимоотношений в обществе, ценностей и ка­честв собственной личности. Оно закрепляется в соответствующих взглядах, идеях, представлениях, традициях, привычках и функциони­рует в единстве общественного и индивидуального сознания.

Если общественное сознание дает обобщенное представление о мо­рали как общественном явлении, то в индивидуально-нравствен ном сознании отражается социальная ситуация развития, в которой оказал­ся человек. Оно представляет собой систему взглядов личности о том, что такое добро и зло, в чем смысл и цель жизни, что такое счастье, справедливость, совесть, честь и достоинство, нравственный идеал, какие требования, нормы и правила поведения существуют в обществе, како­ва нравственная ценность тех или иных качеств личности и поступков.

Индивидуально-нравственное сознание специалиста по социальной реабилитации, исходя из специфики его труда, включает в себя весь спектр сформировавшихся у него нравственных взглядов, убеждений, чувств, отражающих нравственные отношения в сфере социально-реа­билитационной деятельности.

Существенное влияние на его индивидуально-нравственное созна­ние оказывает наличие тех или иных нравственных качеств: в положи­тельном плане — положительные качества, в отрицательном — нега­тивные. В числе положительных качеств большое значение имеют такие качества, как: добросовестное отношение к труду, самокритичность, доброта и справедливость, честность и принципиальность, скромность и любовь к детям, профессиональная гордость и др.

^ Нравственная деятельность специалиста по социальной реабили­тации представляет собой совокупность практических действий и по­ступков, направленных на повышение собственной профессиональной культуры, а также на реализацию установок, целей и задач формиро­вания полноценной личности ребенка с ограничениями жизнедеятель­ности, способной успешно адаптироваться в сложный мир социальных отношений. Достижение этой цели и определяет нравственную дея­тельность специалиста по социальной реабилитации.

Эффективность социально-реабилитационного процесса во многом зависит от того, как сложились нравственные отношения между спе­циалистом по социальной реабилитации и другими субъектами реаби­литационного процесса: ребенком, родителями ребенка, специалистами различных профилей.

^ Нравственные отношения — это реальные отношения между людьми, действующие на основе моральных норм. Нравственные отно­шения между специалистом по социальной реабилитации и ребенком выполняют несколько функций: во-первых, это метод воздействия на ребенка, во-вторых, условия для организации эффективного социально-реабилитационного процесса, в-третьих, они имеют социальную цен­ность. От уровня нравственных отношений между специалистом по социальной реабилитации и ребенком во многом зависит отношение ребенка к опыту старшего поколения, который предстает перед ним в его образе.

Взаимодействие специалиста по социальной реабилитации с ребенком происходит посредством общения в различных видах совместной дея­тельности н отношений. Чаще всего это происходит в процессе передачи знаний, опыта в ходе игровой деятельности, на коррекционных и разви­вающих занятиях. Его общение с ребенком в процессе всех форм взаимо­действия и отношений должно быть эмоционально комфортным и лично развивающим. Важно создать такую обстановку, когда ребенок естест­венно включается в различные отношения и создаются определенная теплота и доверительность. Выделяют следующие виды общения:

а) примитивный — другой человек оценивается как ненужный и мешающий. После получения от собеседника необходимой информа­ции интерес к нему теряется;

б) формально-ролевое общение — ориентация на социальную роль;

в) деловое общение — учитываются особенности личности, харак­тера, возраста, настроение собеседника, но интересы дела более значи­мы, чем другие факторы;

г) духовное, межличностное общение — это общение близких лю­дей, когда можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов. Такое общение возможно тогда, когда каждый участ­ник хорошо знает собеседника, может предвидеть его реакции, инте­ресы, отношения.

Духовное общение для процесса социальной реабилитации является наиболее приемлемым, так как в нем он выступает для ребенка носи­телем духовного начала.

Основным средством воздействия и обращения к ребенку является словесное воздействие. В психологии выделены следующие группы наиболее часто употребляемых словесных воздействий;

— организующее воздействие (инструктирование, распоряжение, наставление, побуждение и др.);

— оценивающие воздействие (с положительным знаком — похва­ла, с отрицательным знаком — критические замечания, оценки);

— дисциплинирующие воздействия (замечание-вопрос, замечание-утверждение, повышение голоса, и др.).

На результаты социальной реабилитации детей и комфортность их поведения существенное влияние оказывают особенности стилей взаи­модействия с ними. В числе основных стилей педагогического руковод­ства (по данным Е. Я. Захаровой) выделяют: демократический стиль, авторитарный, конформный и индифферентный стили.

Сопоставляя эффективность учебных занятий, проводимых педаго­гами с разными по стилю способами работы, Е. Я. Захарова обнару­жила значительное преимущество демократического стиля педагогиче­ской деятельности по сравнению с другими стилями руководства учебной работой. Однако результаты анализа данных исследования показали, что в реальном педагогическом процессе 60% преподавателей имеют явно выраженную авторитарную направленность.

Как показывают наблюдения и экспертная оценка лиц, работающих с детьми-инвалидами, наибольший психологический комфорт и боль­шая эффективность в работе с ними наблюдается при демократическом стиле взаимоотношений.

На установление нормальных взаимоотношений с ребенком, имею­щим ограниченные возможности, оказывает влияние не только стиль управления, но и социально-психологическая позиция специалиста по социальной реабилитации по отношению к ребенку.

В психологии общения выделяют две позиции: закрытую и от­крытую.

Для закрытой позиции характерны обезличивание, подчеркнуто объективная манера изложения, отсутствие собственных суждений, переживаний, озарений, отсутствие эмоционального отношения к тому, что говорится или выполняется.

В открытой позиции открывается свой личный опыт ребенку и со­поставляется свое переживание с его эмоциональным состоянием. Для данной позиции присуще уважительное отношение к тому, что делает ребенок и даже тогда, когда его действия ошибочны, критика исполь­зуется в форме самокритики, допускается право ребенка на ошибку, проявляются оптимизм и доверие.

Взрослый выступает по отношению к ребенку важнейшим фактором и условием его соматического (физического) и психического (душев­ного) здоровья. Объясняется это тем, что соматическое и психическое здоровье детерминировано образом жизни, преобладанием определен­ных жизненных норм в поведении ребенка, а образ жизни, как извест­но, особенно на ранних ступенях возрастного развития, полностью за­висит от взрослого.

К сожалению, в практике работы с детьми с ограничениями жизне­деятельности встречается немало случаев, когда они проникаются неприязнью к отдельным лицам, с которыми контактируют. Эта непри­язнь переносится и на деятельность, которой они занимаются. В ре­зультате профессиональные усилия таких специалистов не воспринима­ются детьми и оказываются неэффективными.

Мораль, принципами которой должен руководствоваться специа­лист по социальной реабилитации, диктует установления таких отноше­ний между ним и ребенком, которые бы способствовали развитию полноценной личности, обладающей чувством собственного достоинства.

Важнейшим условием положительного воздействия специалиста по социальной реабилитации на ребенка являются отношения, устанавли­вающиеся между ними на основе глубокого уважения и доверия.

Показателем его компетентности во взаимоотношении с ребенком является гуманистическая позиция, интерес к нему, к изучению самого себя, своих действий. Человек, занимающийся социальной реабилита­цией, должен быть по отношению к ребенку предупредительным, чут­ким, уважать его личность, быть требовательным, но справедливым. Отсюда недопустимы оскорбления, окрики, брань.

Следует помнить, что оптимальные взаимоотношения — это не умение держать дисциплину, а обмен с ребенком духовными ценностя­ми. Общий язык с детьми — это не язык команд и послушания, а язык доверия. У специалиста по социальной реабилитации должна прояв­ляться способность не только для того, чтобы понять, что происходит в душе ребенка, но и умение устанавливать контакт с ним, своевремен­но выбирать разумную меру воздействия.

Складывающиеся взаимоотношения специалиста по социальной реа­билитации и ребенка зависят также от того, насколько им учитываются возрастные особенности, например, такие, как у подростка — стремление к взрослости. Специалист по социальной реабилитации, допускаю­щий несправедливость, грубость в общении с детьми, бестактность, унижающие их достоинство, не может пользоваться уважением у детей и подростков.

Несправедливое отношение к ребенку со стороны взрослых может проявляться не только в откровенной неприязни, ненависти, но и в виде безразличного отношения. Понимая, что к нему окружающие относятся безразлично, ребенок, в силу своей неопытности, не может разобраться, что в окружающих людях доброе, а что злое. В резуль­тате он становится подозрительным, у него вырабатывается недоверие к людям, переходящее постепенно в озлобленность.

Очень важно, чтобы специалист по социальной реабилитации обла­дал педагогическим тактом.

^ Педагогический такт — это чувство разумной меры на основе соотнесения задач, условий и возможностей участников общения. Такт есть выбор к осуществлению такой меры воздействия, которая основа­на на отношении к личности ребенка как к главной ценности. В тесной связи с педагогическим тактом рассматривают педагогическую эмпа-тию. Эмпатия помогает специалисту по социальной реабилитации встать на точку зрения, положение и состояние ребенка и учитывать их во взаимодействии с ним.

Приемы и методы воздействия на детей и подростков могут быть разнообразными: вербальными и невербальными, прямыми или косвен­ными. Но в каждом конкретном случае требуется осмысление причин, породивших негативные последствия, знание особенностей личности, условии жизни, воспитания и развития, учета их специфики в данный момент. От специалиста по социальной реабилитации требуются нрав­ственная зрелость, гибкость, творческий подход к использованию тех или иных методических приемов и средств.

Очень точно по этому поводу высказал в качестве пожеланий учи­телям К. Д. Ушинский. Он писал: «Мы не говорим педагогам — по­ступайте так или иначе, но говорим им: изучайте законы тех психических явлений, которыми вы хотите управлять, и поступайте, соображаясь с этими законами и теми обстоятельствами, в которых вы хотите их применить. Не только обстоятельства эти бесконечно разнообразны, но сами натуры воспитанников не походят одна на другую».

Итак, взаимоотношения специалиста по социальной реабилитации с детьми, имеющими ограничения жизнедеятельности, должны основы­ваться на соблюдении определенных моральных норм. В числе таких норм можно назвать:

— не следует вспоминать о дефекте и произносить его в присут­ствии ребенка. При любых обстоятельствах нужно уважать чувство собственного достоинства каждого своего воспитанника и формировать это чувство;

— основным регулятором нравственных отношений является спра­ведливая оценка поступков и действий ребенка. Необходимо быть тре­бовательным по отношению к ребенку, но требовательность должна быть доброжелательной, сочетающейся с уважением личности ребенка;

— к ребенку следует предъявлять посильные требования и не до­пускать слепого подчинения этим требованиям, бороться против раб­ской покорности ребенка во взаимоотношениях с людьми;

— нравственные отношения не могут строиться на черствости и рав­нодушии, тем более на жестокости. Необходимо учить детей чувство­вать чужое горе, сопереживать, откликаться на него, несмотря на труд­ности, которые могут быть у ребенка с ограниченными возможностями;

— ребенок с ограниченными возможностями нуждается в помощи взрослого, особенно когда ему трудно. Оказать ее — одна из мораль­ных норм, регулирующих отношения между взрослым и ребенком;

— следует оберегать воспитанников от вербальной агрессии здоро­вых сверстников, научить их делать это самостоятельно, используя специальные приемы;

— нельзя делить своих воспитанников на любимых и нелюбимых. Гнев по поводу неблаговидных поступков детей не должен перерастать в антипатию по отношению к ним;

— необходимо поощрять инициативу детей, не захваливать ини­циативных, не порождать зазнайство у одних и подрывать веру у дру­гих, в каждом ребенке находить положительные черты и в своей рабо­те опираться на них;

— в общении с детьми следует находить нужный тон, всю соци­ально-реабилитационную деятельность строить только с учетом инди­видуального подхода, развивать у детей способность отстаивать свои убеждения, основанные на четком представлении о добре и зле;

— нравственные позиции взрослого должны быть ясными и совер­шенно очевидными для воспитанников и подкрепляться его трудовой деятельностью и образом жизни.

Нравственные отношения необходимы не только во взаимодействии с детьми, но и с коллективом специалистов, участвующих в реабилита­ционном процессе. Кроме специалиста по социальной реабилитации, с ребенком, имеющим ограничения жизнедеятельности, взаимодействуют врачи, коррекционные педагоги, логопеды, воспитатели, учителя и дру­гие специалисты. Коллектив реабилитационного или другого специали­зированного учреждения является тем звеном, которое объединяет и на­правляет усилия всех участников реабилитационного процесса на достижение общих результатов.

Поэтому вопрос о системе нравственных отношений в специализиро­ванном коллективе является чрезвычайно важным. Процесс реабилита­ции ребенка с ограниченными возможностями предполагает высокое чувство ответственности каждого его члена за судьбу ребенка, что про­является в единстве требований и действий по отношению к нему. Единство требований всех участников реабилитационного процесса мо­жет быть обеспечено лишь при условии согласия всех членов коллектива специалистов с характером, содержанием и формой этих требований.

Коллектив реабилитационного учреждения контролирует и направ­ляет деятельность специалиста по социальной реабилитации, предъяв­ляя к нему определенные требования в виде оценок, мнений о его дея­тельности. Свободное принятие требований своих коллег возможно в таком коллективе, где разумно совмещены свобода деятельности с дис­циплиной, творческая активность с подчинением. Только в творческой атмосфере взаимопомощи можно чувствовать себя уверенным и активно решать стоящие задачи.

Взаимопомощь и взаимодействие в реабилитационном коллективе являются одним из определяющих условий профессионального роста и нормального развития нравственных отношений. В этой связи чрез­вычайно важен постоянный обмен информацией о прочитанном в педа­гогической, психологической и специальной литературе. Однако необ­ходимо, чтобы члены коллектива испытывали потребность в таком обмене, умели ценить даже маленькое новое достижение своего коллеги, понимали друг друга с полуслова.

Коллектив специализированного учреждения — не аморфное обра­зование. В нем соседствуют требовательные и добрые специалисты, настойчивые и справедливые, встречаются эгоисты и невыдержанные. Но как бы ни были талантливы или справедливы отдельные члены коллектива, специализированное учреждение, прежде всего, сильно сплоченным коллективом. Только общий его высокий моральный уро­вень гарантирует подлинный успех и психологическую защищенность каждого его члена, вселяет им уверенность в своих силах.

Чрезвычайно важной морально-этической проблемой являются отно­шения специалиста по социальной реабилитации с семьей ребенка. Их нельзя рассматривать как полное взаимопонимание и бесконфликтное содружество, несмотря на решение ими одних и тех же задач. Кон­фликты между родителями и специалистом по социальной реабилита­ции могут возникать из-за низкой педагогической культуры родителей, бестактности самого специалиста, разночтения задач социальной реа­билитации и т. д.

В этой связи существуют нормы отношений, которых следует при­держиваться как специалисту по социальной реабилитации, так и роди­телям детей. В числе таких норм можно назвать:

— несмотря на возможные расхождения во взглядах на процесс социальной реабилитации ребенка, нельзя перечеркивать с ходу то, что сделано той или иной стороной;

— нельзя ни одной из сторон оставаться равнодушным к тем, даже малейшим изменениям, которые происходят в психическом и фи­зическом развитии ребенка. Главное здесь — искренность, доверие сторон;

— педагогическая этика обязывает поддерживать постоянные кон­такты с родителями. Если же родители своим поведением разлагают ребенка, не занимаются его воспитанием, то специалист по социальной реабилитации не должен быть безразличным и, исходя из возможно­стей специализированного учреждения, обязан принять меры к измене­нию создавшейся ситуации;

— следует помнить, что имеющая место бестактность родителей станет редким явлением, если специалист не будет сам допускать бес­тактных оценок по отношению к детям и родителям. Его оценки долж­ны щадить родительское чувство собственного достоинства;

— при взаимоотношениях с родителями следует учитывать, что для родителей свой ребенок, каким бы он ни был, самый близкий, самый лучший. Поэтому при оценке недостатков ребенка следует не сгущать краски, а найти место положительным моментам. Если у специалиста по социальной реабилитации чувства берут перевес над разумом, то его конфликт с родителями неизбежен, как бы он ни старался аргументи­ровать свои действия;

— опаснейшим препятствием на пути реабилитации ребенка с огра­ничениями жизнедеятельности является педагогическая неподготовлен­ность родителей. Поэтому необходимо активно вести психолого-педа­гогическую пропаганду среди родителей, обучать их основным подходам в воспитании и подготовке к интеграции детей с ограничениями жиз­недеятельности в общество.

Нравственные отношения в системе реабилитационной деятельно­сти — непременное условие успешной организации взаимодействия с ре­бенком. В реабилитационном процессе. Они способствуют формированию благоприятного морально-психологического климата во взаимоотношениях с другими его участниками, определению единых подходов в воспитании ребенка и соблюдению единства требований по созданию условий раз­вития его как личности, способной к интеграции в социальную среду.






  1. Объясните, что такое социально-реабилитационная деятельность?

  2. Определите цели и назовите структурные компоненты социально-реа­билитационной деятельности.

  3. Каким требованиям должна отвечать модель социально-реабилитаци­онной деятельности?

  4. Что представляют собой личностный и деятельностный подходы в со­циально- реабилитационной деятельности?

  5. Назовите основные направления в деятельности специалиста по соци­альной реабилитации.

  6. Назовите основные требования, предъявляемые к специалисту по соци­альной реабилитации, необходимые для эффективного взаимодействия с ре­бенком, имеющим ограниченные возможности жизнедеятельности.

  7. Какими личностными качествами должен обладать специалист по соци­альной реабилитации?

  8. Раскройте содержание основных качеств профессиональной компе­тентности специалиста по социальной реабилитации.

  9. В чем проявляются специфические особенности взаимодействия спе­циалиста по социальной реабилитации с детьми, имеющими отклонения в раз­витии?

  10. Что обозначает понятие «социально-психологическая позиция» по отно­шению к ребенку? Какое значение она имеет для установления доверительных отношений между специалистом по социальной реабилитации и ребенком?


 ^ Темы для докладов и сообщений

  1. Личность специалиста по социальной реабилитации в условиях социально-реабилитационной деятельности.

  2. Взаимодействие специалиста по социальной реабилитации с детьми с ограниченными возможностями в условиях социально-реабилитационного процесса.

  3. Профессиональная компетентность специалиста по социальной реабилитации.


Литература

        1. Битянова М. Р. Организация психологической службы в школе. — М.: Совершенство, 1997.

        2. Бороздин А.И. Дошкольный центр социальной реабилитации в Ака­демгородке (Школа Бороздина) / Возможности реабилитации детей с умст­венными и физическими ограничениями средствами образования. — М., 1995.

        3. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петров­ского. — М., 1979.

        4. Захарова Е. Я. Влияние нормативно-ценностных ориентации педагогов на успешность их деятельности. Дис. канд. пед. наук. —Л., 1989.

        5. Кащенко В. П. Педагогическая коррекция. — М.: Просвещение, 1994.

        6. Климов Е. А. Основы психологии / Учебник для вузов. — М.: Куль­тура и спорт, ЮНИТИ, 1997.

        7. Леонтьев А. А. Педагогическое общение — М., 1979.

        8. Лихачев Б. Т. Педагогика / Курс лекций. — М.: Прометей, 1993.

        9. Маркова А. К. Психология труда учителя. — М.: Просвещение, 1993,

        10. Опыт социальной работы в рамках реализации концепции независи­мой жизни в деятельности неправительственных организаций: Дайджест ме­тодических материалов к 10-летию основания социальной работы в Российской Федерации и деятельности Московского городского клуба инвалидов «Контакты-1». — СПб., 2001.

        11. Охапкина Н. А. Центр-школа «Цветик-самоцветик» / Возможности реабилитации детей с умственными и физическими ограничениями средствами образования. — М., 1995.

        12. Петровская Л. А. Компетентность в общении. — М., 1989.

        13. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. — М., 1977.

        14. Самахова И. А. Не смейтесь над Дауном! Он человек, хотя порой без биополя / Возможности реабилитации детей с умственными и физическими ограничениями средствами образования. — М., 1996.

        15. Страхов И. В. Психологические основы педагогического такта. — Саратов, 1972.

        16. Тукузова Т. М. Трамвай для чудаков / Возможности реабилитации детей с умственными и физическими ограничениями средствами образования. — М„ 1995.

        17. Харькин В. И. Педагогическая импровизация // Советская педагоги­ка, 1989. № 9.

        18. Ушинский К. Д. Избранные педагогические произведения. — М.: Просвещение, 1968.

        19. Якунин В. А. Педагогическая психология. Учеб. пособие / Европ. Ин-т экспертов. — СПб.: Иэд-во Михайлова В. А. Изд-во «Полиус», 1998.



Заключение

Оказание помощи детям с ограниченными возможностями эффек­тивно включиться в продуктивную социальную жизнь, почувствовать себя, став взрослым, не «лишним» человеком, а равноправным граж­данином наравне со всеми другими людьми, — проблема чрезвычайной важности любого цивилизованного общества. Она затрагивает весь спектр отношении и процессов, сложившихся в нем: экономических, политических, социальных, социально-психологических, духовных, и ее надо решать комплексно на государственном уровне.

Государство должно позаботиться о социальной защите семей, в ко­торых имеются дети с ограниченными возможностями. С появлением в семье ребенка с дефектом развития, абсолютное число матерей остав­ляют работу и посвящают себя заботе о малыше. В результате матери­альное положение таких семей ухудшается, они лишаются многих социальных благ, доступных другим людям, что ведет к возникновению в них напряженных отношений, конфликтов, создавая тем самым до­полнительные травмирующие факторы для ребенка.

Не менее важной является проблема, связанная с изменением отно­шения к людям, имеющим дефект развития, как на государственном, так и на уровне общественного сознания. Печать, радио, телевидение, прочие средства массовой информации должны в едином ключе воспи­тывать у населения уважительное отношение ко всем людям, оказав­шимся из-за физического или психического дефекта в затруднительном положении. Чувство неполноценности, возникающее у них в этой свя­зи, мешает им жить, пользоваться возможностями человеческой жиз­ни, а у детей формируются качества, не позволяющие им эффективно взаимодействовать с социальной средой.

Люди, имеющие ограниченные возможности жизнедеятельности, должны трудиться, а не быть «нахлебниками» у государства и семьи.

Наука и практика доказали, что любой человек, имеющий тот или иной дефект развития и способный воспринимать воспитательные воздейст­вия, может при создании соответствующих условий стать полноценной личностью.

Одним из направлений подготовки детей с ограниченными возмож­ностями к безболезненному вхождению в социальную жизнь является социально-реабилитационная деятельность.

Социальная реабилитация — сложный и длительный процесс, ори­ентированный не столько на компенсацию дефекта, а, прежде всего, на развитие ребенка как личности, способной в будущем самостоятельно и эффективно взаимодействовать с окружающими людьми и успешно реализовывать свои жизненные планы. Эта задача достигается путем более полного раскрытия и развития у ребенка духовных и физических сил, опираясь на использование наиболее сохранных физических и пси­хических функции, возникающие потребности и интересы, его собст­венную активность и создание соответствующих внешних и внутренних условий, в которых они могут наиболее аффективно проявляться.

Понимание сущности социально-реабилитационной работы бази­руется ка теоретических положениях известных ученых, таких как: Ананьев Б. Г., Выготский Л. С, Леонтьев А. Н., Лурия А. Р., Петров­ский А. В., Рубинштейн С. Л., Ломов Б. Ф., Брушлинский А. В. и дру­гих, в которых личность рассматривается как субъект деятельности, которая сама, формируясь в деятельности и общении с другими людь­ми, определяет характер этой деятельности и общения. Согласно С. Л. Рубинштейну, психика (сознание) и деятельность суть единство, а не тождество: психическое формируется в деятельности, деятельность регулируется психическим (образом, мыслью, планом).

Они позволяют понять природу вторичных нарушений, осознать, что личность ребенка, имеющего дефект, и его психика формируются, хотя и имея некоторые специфические особенности, по тем же законо­мерностям, что и личность здорового ребенка. Ее развитие обусловле­но одними и теми же факторами и условиями, появлением на опреде­ленных этапах возрастного развития одних и тех же психических и личностных новообразований.

Теоретические концепции названных авторов дают возможность более глубоко осмыслить специфику социально-психологических и других проблем, с которыми специалист по социальной реабилитации сталки­вается на практике, разрабатывать научно-обоснованную стратегию и тактику социально-реабилитационной работы с ребенком.

Отсюда цель социально-реабилитационной деятельности по отно­шению к ребенку определяется, с одной стороны, на основе глубокого понимания сущности человеческой личности и закономерностей ее раз­вития, с другой, — знаний особенностей развития конкретного ребен­ка, полученных в ходе его изучения с помощью психодиагностических и других методик. Основными средствами ее реализации является система конкретных воспитательных, развивающих, образовательных, коррекционно-реабилитационных, лечебно-профилактических и других воздействий. Важнейшим условием эффективной организации социаль­но-реабилитационной работы является раннее выявление недостатков и потенциальных возможностей развития ребенка.

Решающее значение в развитии и воспитании ребенка с ограни­ченными возможностями после его рождения принадлежит семье. Появ­ление ребенка с дефектом развития многими родителями переживается как сильнейший психологический стресс. Его можно преодолеть или смягчить, но не все семьи могут справиться с навалившимися на них проблемами самостоятельно. Им нужна своевременная психологическая поддержка и психотерапевтическая помощь. Важно преодолеть чувство вины в том, что родители повинны в бедах ребенка, сформировать психологическую установку на активную деятельность, на то, чтобы максимально реализовать возможности ребенка и воспитать его в лич­ностном отношении полноценным человеком.

Особенно ответственным в развитии ребенка является период до трех лет его жизни. Доказано, что усвоение ребенком общественного опыта и закладывание основ умственных и других способностей проис­ходит именно в это время, когда поступающая информация в мозг «ложится» на интенсивно развивающиеся нервные клетки. Раннее разви­тие не должно обходить и детей с теми или иными отклонениями от нормы. Именно в силу тяжелого положения таких детей необходимо как можно раньше определить недостатки в развитии, чтобы с помощью соответствующих техник компенсировать их, насколько это возможно.

Предметом пристального внимания родителей должна стать речь ребенка. Развитие речи особенно важно потому, что в это время не только интенсивно растет мозг, но и на базе речи, языка активно фор­мируются психические функции, которые в детстве легко поддаются тренировке. Задержка речевого развития на первых возрастных ступе­нях не может быть в полной мере компенсирована в последствии.

Логика воспитания ребенка с ограниченными возможностями тре­бует наличия специальных знаний, перестройки при необходимости межличностных отношений в семье, отказа от порочных стилей воспи­тания и выработки наиболее оптимальной его стратегии и тактики с уче­том дефекта ребенка, типа семьи, условий жизни и других факторов. Родители должны познать закономерности развития ребенка и соотно­сить с ними свои действия в различных жизненных ситуациях, не до­пуская при этом расхождения между содержанием воспитательных воздействий и образом жизни семьи.

Главным условием реализации основной цели социальной реабили­тации в формировании полноценной устойчивой к травмирующим си­туациям личности являются включение ребенка в те или иные виды деятельности, присущие данному возрасту, и общение. Вступая в жизнь, ребенок не является субъектом деятельности. Он им становится по мере развития, в ходе которого он учится управлять своими действия­ми, планировать способы их выполнения, реализовывать намеченные программы, контролировать ход их выполнения и оценивать результаты.

Удовлетворяя в ведущей деятельности свои потребности, ребенок одновременно приобретает многие положительные личностные качест­ва, такие как: трудолюбие, любознательность, целеустремленность, которые затем становятся основой психологической структуры личности.

Необходимо проявлять постоянную заботу о совершенствовании трудового обучения и трудового воспитания детей с отклонениями в раз­витии. Трудовое воспитание и обучение должно с ранних лет формиро­вать у них положительную мотивацию к трудовой деятельности и лю­дям труда.

Участие ребенка с ограниченными возможностями в совместной деятельности и общении с другими детьми и взрослыми создает пред­посылки для решения другой важнейшей задачи социальной реаби­литации — ликвидации последствий в развитии психики, обусловлен­ных вторичными нарушениями и, прежде всего, такими как чувство ущербности и неполноценности.

Чтобы помочь ребенку от них избавиться, важно иметь в виду следующее: понять специфический стиль жизни ребенка; особенности его жизни и развития; помочь ему понять себя, выработать у него веру в свои силы и возможности; создать условия для усиленного социаль­ного интереса у ребенка; увести от исключительного интереса к себе.

Реабилитировать ребенка или подростка в социальном отношении — это значит снять у него страх в общении со сверстниками, научить его общаться с ними на различные жизненные темы, выработать умения защищать себя от вербальных посягательств с их стороны и окружаю­щих людей, быть равным со всеми людьми. Но для этого у него дол­жен быть сформирован определенный жизненный опыт.

Как установлено, на приобретение социального опыта в процессе взаимодействия с социальной средой заметное влияние оказывает общественное мнение, социальные установки, уровень развития потребностно-мотивационной сферы самого ребенка. И все же решающее значение имеет практика, упражнения в реальном общении детей. В слу­чае же нежелательного психического и личностного развития нужна не только развивающая система, но и система коррекции проявляющихся негативных личностных, психических образований и форм поведения.

Важнейшей составной частью процесса социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности является образование. Оно призвано обеспечить им доступ к знаниям, к куль­турно-историческому наследию, накопленному человечеством, подгото­вить к профессиональной деятельности и, тем самым, создать реальные условия для успешной интеграции в социально-экономическую жизнь. В современных условиях сложилась система образования инвалидов, но в силу разных причин и, прежде всего, в связи с изменением соци­ально-экономических условий в стране, она нуждается в серьезном совершенствовании.

Однако преодолеть трудности, которые испытывают многие дети с ограничениями жизнедеятельности при получении образования, толь­ко на уровне ведомственного подхода представляется нереальным. Нужна долговременная федеральная программа, отражающая социаль­ную политику государства, направленную на комплексную, всесторон­нюю поддержку инвалидов, создание для них реальных возможностей полноценного развития, достойного существования, получения образования на всех его этапах и включения в различные виды профессио­нальной деятельности.

Ребенок с ограниченными возможностями — специфический объ­ект воспитательного воздействия. В каждом конкретном случае необ­ходимо учитывать весь спектр факторов и условий, которые могут положительно или отрицательно сказаться на его личностном развитии. В их числе могут быть: социальная ситуация развития, особенности общего развития, специфика дефекта и его последствия, степень со­хранности тех или иных функций, зон актуального и ближайшего раз­вития, индивидуальные особенности и многое другое. С учетом всего этого, а также данных диагностического обследования и сведений от всех заинтересованных лиц в судьбе ребенка: родителей, врача, психо­лога, педагогов и др., разрабатывается индивидуальная программа со­циальной реабилитации. В ней должны найти отражение все вопросы, касающиеся формирования ребенка как личности.

Особенно важно позаботиться о формировании у ребенка положи­тельной мотивации ко всей системе воспитательных воздействий, пред­лагаемых взрослыми. Положительных сдвигов в социальной реа­билитации можно достичь только при положительном отношении ребенка к тому, что предлагают взрослые. В числе основных правил, которые помогли многим людям победить дефект и достичь определенных успе­хов в жизни, можно назвать следующие:

— ребенок воспитывался в демократической атмосфере, ему пре­доставлялась достаточная самостоятельность, исключалась чрезмерная опека, предъявлялись требования аналогичные здоровым детям, приви­вались трудовые навыки;

— создавались условия для равноправного общения, основанного на морали равенства, детям прививалась своеобразная устойчивость к вербальной агрессии со стороны здоровых сверстников;

— к поставленной цели в развитии ребенка шли с помощью малень­ких, но успешных изменений, что приводило, в конечном счете, к поло­жительным результатам в решении более сложных личностных проблем;

— создавались условия для реализации жизненного и творческого потенциала в той деятельности, в которой ребенок мог проявить себя;

— осуществлялась разумная психологическая поддержка и тогда, когда ребенку плохо, и тогда, когда ему было хорошо.

Одним из важнейших факторов и условий развития ребенка явля­ется социальная среда. Однако воздействие социальной среды не всегда бывает положительным. Неблагоприятная микросреда становятся для ребенка стойким психотравмирующим источником, усугубляющим пси­хические и соматические нарушения, что может приводить к дезадап­тации и дальнейшим отклонениям в его развитии. Чтобы уменьшить негативное воздействие социальной среди на ребенка с ограниченными возможностями, она должна быть, особенно на этапе социальной реа­билитации, управляемой.

Исследования, проведенные Л. И. Уманским, А. С. Чернышевым, Л. И. Акатовым, Е. А. Шаниным и др., свидетельствуют о том, что наиболее благоприятной для развития личности, как здорового ребенка, так и ребенка, имеющего дефект, выступает специальная развивающая среда. Специальная развивающая среда — это такая организация жизнедеятельности детей, в которой посредством определенного систе­мообразующего компонента создается особая социально-психологиче­ская атмосфера, в которой проявляется гармоническое сочетание взаи­моотношения ребенка и социальной среды и которая побуждает детей быть активными и целеустремленными.

К формам специальной развивающей социальной среды, в которых дети с ограниченными возможностями наиболее полно раскрываются, можно отнести: учреждения и центры, призванные осуществлять соци­альную реабилитацию детей и подростков с ограниченными возмож­ностями; различные тренинговые занятия, на которых решаются как развивающие, так и коррекционные задачи; летние лагери отдыха; спе­циальным образом организованная игровая деятельность; занятия по труду; обучающая психодиагностика, особенно для подростков и юно­шей, другие занятия, в основе организации которых лежит учет того или иного развивающего эффекта, помогающего детям осваивать жиз­ненный опыт не только в интеллектуальной, но и в эмоциональной, волевой и социальной сферах. Все большее признание получают интег­рированные формы обучения, где дети, имеющие тот или иной дефект развития, обучаются в обычных общеобразовательных школах.

Вместе с тем специальная развивающая среда — это лишь условие, в котором возможно эффективное развитие ребенка. Очень многое зависит от активности самого ребенка. Результаты воспитательных воздействий заметны лишь тогда, когда ребенок, во-первых, принимает данную среду как близкую ему и активно включается в нее, во-вторых, адекватно воспринимает себя и складывающиеся социальные связи. Если он не думает о своем дефекте и не ожидает оскорбительных выпадов по этому поводу со стороны окружающих, то социализация и адапта­ция ребенка с ограниченными возможностями протекает также, как и у детей не имеющих дефекта. Искаженное или неадекватное представле­ние ребенка или подростка о себе ведет к нарушениям адаптационных процессов в любых условиях, в том числе и в условиях специальной развивающей среды.

В современной практике работы с детьми, имеющими аномалии в развитии, социальная реабилитация как специальная профессиональная деятельность не выделяется, а выступает как общая задача всех спе­циалистов, взаимодействующих с ребенком. При таком подходе цели и задачи социальной реабилитации в полной мере не реализуются, а за­частую лишь декларируются. Приход в практику специалистов — про­фессионалов в области социальной реабилитации — меняет сложившееся положение, и с началом их работы социально-реабилитационная дея­тельность приобретает статус самостоятельной области знаний. Соци­ально-реабилитационная деятельность, как и любая другая деятельность, имеет свой предмет и объект исследования, воздействия, структуру, цели и задачи, содержание и средства для их достижения.

Дети с дефектами развития отличаются от своих здоровых сверст­ников по своим возможностям и особенностям развитая. Но всех их объединяет одно — они нуждаются во взрослых людях, причем таких, которые по-настоящему могли бы им помочь в психическом и личност­ном развитии. Социальная работа — это профессия, несущая физиче­скую и психологическую помощь тем людям, которые особенно в ней нуждаются. Но в сравнении с ней у специалиста по социальной реаби­литации добавляются новые дополнительные функции — возвращение детей с физическими и психическими ограничениями из «плена» функ­циональной и социальной ограниченности в полноценную обществен­ную жизнь.

Следовательно, специалист по социальной реабилитации — это про­фессионал, призванный обеспечивать перестройку психики и развитие заданных свойств личности ребенка с ограниченными возможностями с помощью организационных, педагогических и социально-реабилита­ционных средств, реализацию его потребности быть личностью, влиять на способность выполнять жизненно важные функции, на создание у ребенка определенного внутреннего психологического комфорта и пси­хологической защищенности.

Профессия специалиста, занимающегося социальной реабилитаци­ей, требует от любого человека, который ее избрал, полнейшей само­отдачи, безграничной любви, уважения и веры в возможности ребенка, кажущегося безнадежным, глубоких профессионально-теоретических и практических знаний. Его личность является стержневым фактором, определяющим профессиональную позицию в социально-реабилитаци­онной деятельности. Выступая в процессе взаимодействия с ребенком в роли воспитателя, учителя, товарища, он должен сочетать в себе такие качества, которые присущи как заботливым родителям, так и спе­циалистам разных профилей: педагогам, психологам, психотерапевтам. То есть специалист по социальной реабилитации наряду с высоким профессионализмом должен быть высокогуманным человеком, чувство­вать и принимать боль и радость других людей, как свою собственную.


^ СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ


АБИЛИТАЦИЯ — комплекс мероприятий, направленных на форми­рование и развитие функциональных систем организма и способ­ностей индивида, естественное становление которых затрудненно наличием болезни или дефекта, необходимых личности для реали­зации в данном сообществе.

АБУЛИЯ — патологическое состояние личности, связанное с наруше­нием мотивационной сферы личности, способности к деятельности, патологией воли.

АГРЕССИВНОСТЬ — качество человека, выражающееся в проявле­нии враждебности, негативных чувств по отношению к другим людям, стремлении к насильственным действиям по отношению к окружающим людям и объектам.

АДАПТАЦИЯ — приспособление организма (физиологическая адап­тация) или личности (психологическая адаптация) к изменюящимся условиям среды.

АДАПТИВНОСТЬ — способность организма в процессе онтоге­неза адаптироваться к изменяющимся условиям внешней и внут­ренней среды с помощью различных приспособительных меха­низмов.

АДАПТАЦИЯ ПСИХИЧЕСКАЯ — психическое явление, выражаю­щееся в перестройке динамического стереотипа личности в соот­ветствии с новыми требованиями окружающей среды.

АДАПТАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ — активное приспособление инди­вида к условиям социальной среды путем усвоения и при­нятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе.

АДАПТАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ — оптимиза­ция взаимоотношений личности и группы, сближение целей их дея­тельности, ценностных ориентации, усвоение индивидом норм и тра­диций, вхождение в ее ролевую структуру.

АКСЕЛЕРАЦИЯ — ускорение соматического н физиологического со­зревания детей и подростков, проявляющееся в увеличении их веса и размеров тела, а также в более ранних сроках полового созревания.

АКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ — способность человека производить общественно значимые преобразования в мире на основе присвое­ния богатств материальной и духовной культуры, проявляющаяся в творчестве, волевых актах, общении.

АКЦЕНТУАЦИЯ ХАРАКТЕРА — чрезмерное усиление отдельных черт характера, проявляющееся в избирательной уязвимости лич­ности по отношению к определенного рода психотравмирующим воздействиям при устойчивости к другим.

АЛЬТРУИЗМ — формы поведения человека, ориентированного на удовлетворение чужих интересов без сознательного учета их выго­ды для себя.

АМНЕЗИЯ — нарушения памяти, возникающие при различных ло­кальных поражениях мозга.

АНАМНЕЗ — совокупность сведений об обследуемом и развитии его заболевания.

АПАТИЯ — психическое состояние, вызванное нервным истощением организма и проявляющееся в потере интереса, безразличии к окру­жающему, падении активности психики.

АПРАКСИЯ — нарушение целенаправленных движений и действий, не являющееся следствием элементарных расстройств движений (параличей, парезов и др.), а относящееся к расстройствам выс­шего уровня организации двигательных актов.

АСТЕНИЯ — болезненное состояние человека, проявляющееся в повы­шенной утомляемости, неустойчивом настроении, резком падении дееспособности и работоспособности, вызванное истощением орга­низма в результате умственного или физического переутомления, переживаний, конфликтов и т. д.

АУТИЗМ — болезненное состояние личности, проявляющееся в чрез­мерной самоуглубленности, в уходе от контактов с окружающими, в погружении в мир собственных переживаний. АФАЗИЯ — расстройство речи, выражающееся в полной или частич­ной утрате способности пользоваться словами и фразами для выра­жения своих мыслей и понимать высказывания окружающих в ре­зультате поражения определенных участков коры головного мозга. БАРЬЕР ОБЩЕНИЯ — трудность психического порядка, возникаю­щая в процессе общения. БАРЬЕРЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ — интенсивные, чаще негативные эмоциональные переживания, мешающие эффективной деятельно­сти, реализации личностного смысла. ВОСПИТАНИЕ — процесс передачи общественно-исторического опыта подрастающему поколению, формирование личности человека. ВНУШЕНИЕ — некритическое восприятие сообщаемой информации, под влиянием которой изменяется поведение человека в соответст­вии с внушаемыми установками. ВОЗРАСТ — категория, служащая для обозначения временных характе­ристик индивидуального развития. В психологии различают воз­раст хронологический и возраст психологический. Хронологиче­ский возраст связывают с процессом онтогенетического развития, психологический — с развитием психических функций на том или ином этапе онтогенетического развития в рамках отдельных психи­ческих процессов, что создает предпосылки для качественных воз­растных сдвигов в детском сознании и личности. ВЫТЕСНЕНИЕ (ПОДАВЛЕНИЕ) — один нз видов психологической защиты, процесс, в результате которого неприемлемые для человека мысли, воспоминания, переживания изгоняются из сознания и пере­водятся в сферу бессознательного, продолжая влиять на поведение инди­вида в виде состояния тревоги, страха и т. д. Учение о вытеснении — фундаментальная основа психоанализа, разработанного 3. Фрейдом. ГАЛЛЮЦИНАЦИЯ — патологическое нарушение перцептивной дея­тельности, состоящее в восприятии объектов, которые в данный момент не воздействуют на соответствующие органы чувств.

ГЕНОТИП — аппарат наследственности, совокупность генов данного организма, полученная им от родителей.

ГИПЕРАКТИВНОСТЬ — сочетание общего двигательного беспокой-ства, неусидчивости, обилия лишних движений, недостаточной це­ленаправленности и импульсивности поступков, повышенной аффек­тивной возбудимости, эмоциональной лабильности, нарушений концентрации внимания.

ГОМЕОСТАЗ — подвижное равновесное состояние какой-либо сис­темы, сохраняемое путем ее противодействия нарушающим равно­весие внешним и внутренним факторам. Поддержание постоянства различных физиологических параметров организма.

ГОСПИТАЛИЗМ — патология детского психического и личностного развития, возникающая в младенческом возрасте по причине отсут­ствия необходимых социальных контактов с взрослыми.

ГРУППА — ограниченная размером общность людей, выделяющаяся или выделяемая из социального целого по определенным призна­кам: характеру деятельности, социальной принадлежности, струк­туре, уровню развития.

ГРУППА МАЛАЯ — относительно небольшое число непосредственно контактирующих индивидов, объединенных общими целями или задачами.

ДЕБИЛЬНОСТЬ — легкая степень умственной отсталости.

^ ДЕГРАДАЦИЯ ЛИЧНОСТИ (лат. дасЬи) — распад личности вслед­ствие воздействия как внутренних (психические заболевания, нар­комания, алкоголизм, склероз мозга), так и внешних факторов (со­циально обусловленные).

ДЕМЕНЦИЯ — слабоумие как следствие недоразвития или атрофии высших психических функций.

ДЕОНТОЛОГИЯ — 1) раздел этики, рассматривающий проблемы долга и должного; 2) совокупность этических норм, моральных обязанностей и правил поведения медицинского работника при вы­полнении своих профессиональных обязанностей.

ДЕПРЕССИЯ — аффективное состояние личности, заключающееся в по­давленности, состоянии безысходности и общей пассивности поведения.

ДЕПРИВАЦИЯ — психическое состояние, возникающее в резуль­тате длительного ограничения возможностей человека для удовле­творения в достаточной мере его основных психических потреб­ностей.

ДЕФЕКТ (лат. скгесгуя — недостаток) — изъян, недостаток, отсут­ствие целостности ткани, органа, функции в орагнизме и личности.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — специфическая активность субъекта, направлен­ная на преобразование окружающего мира и самого себя.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЕДУЩАЯ — деятельность, в которой на том или ином этапе развития связано появление важнейших психических новообразований и в русле которой развиваются другие виды дея­тельности.

ДИАГНОЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ — заключение психолога об индивидуально-психологических и социально-психологических осо­бенностях личности как в норме так и в патологии, выявленные в результате ее изучения.

ДИССОЦИАЦИЯ — нарушение связности, цельности психических процессов, неосознаваемость конкретных раздражителей, мотивов, действий, самих действий.

ДИСТИМИЯ — подавленное, унылое настроение, сосредоточенность на мрачных и печальных сторонах жизни.

ДИСФОРИЯ — расстройство настроения с преобладанием злобно-тоскливого, угрюмо-недовольного, сочетающееся с раздражитель­ностью, агрессивностью, нередко страхами.

ДУХОВНОСТЬ — особое эмоционально-нравственное состояние лич­ности, такое как сознание человека, которое ориентировано на аб­солютные ценности — ^ ИСТИНУ. КРАСОТУ. ДОБРО и реализа­цию их в предметно-целесообразной деятельности и общений. ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — внутренняя и внешняя активность лич­ности в конкретных социальных, социально — психологических условиях. ЖИЗНЕННАЯ ПОЗИЦИЯ — понимание индивидом смысла жизни, социальных ценностей и норм, от которых зависит выбор линии поведения.

ЗАДАТКИ — врожденные анатомо-физиологические особенности нерв­ной системы и мозга, составляющие природную основу развития способностей.

ЗАПУЩЕННОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ — устойчивое отклонение в сознании и поведении детей, обусловленное отрицательным влия­нием среды и недостатками воспитания.

ЗАЩИТА ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ — специальная регулятивная сис­тема стабилизации личности, направленная на устранение или све­дение к минимуму чувства тревоги, связанного с осознанием кон­фликта.

ЗАЩИЩЕННОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ — относительно устой­чивое эмоциональное переживание и осознание индивидом воз­можности удовлетворения основных потребностей и обеспеченно­сти, собственных прав в любой, даже неблагоприятной ситуации, и при возникновении обстоятельств, способных блокировать или затруднить их реализацию.

ЗДОРОВЬЕ ПСИХИЧЕСКОЕ — состояние душевного благополучия, характерное отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивающее адекватную условиям действительности регуля­цию поведения и деятельности.

ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ (по Л. С. Выготскому) — рас­хождение в уровне трудности задач, решаемых ребенком само­стоятельно (уровень актуального развития) и под руководством взрослых (зона ближайшего развития).

ИМБЕЦИЛЬНОСТЬ — выраженное отставание в психическом раз­витии, средняя степень олигофрении.

ИНВАЛИД — лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким рас­стройством функций организма, обусловленное заболеваниями, по­следствиями травм или дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

ИНВАЛИД-РЕБЕНОК — индивид в возрасте до 18 лет включитель­но с отклонениями в физическом или психическом развитии, имею­щий ограничение жизнедеятельности, обусловленное врожденными, наследственными или приобретенными заболеваниями, по­следствиями травм и вызывающее необходимость его социальной защиты.

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ — интегральное свойство личности, совокуп­ность индивидуально-психологических особенностей, делающих ее уникальной, неповторимой.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ — устойчивая, индивидуально-специфическая система относительно однородных приемов, способов, методов, средств, навыков выполнения той или иной деятельности.

ИНТЕГРАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ ИНВАЛИДОВ — активное вклю­чение лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности в различные сферы деятельности и жизни общества.

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫ­МИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ — обучение и воспитание детей с раз­личными дефектами психического и физического развития в учреж­дениях общей системы образования вместе с нормально развиваю­щимися детьми при наличии индивидуальных средств коррекции дефекта.

ИНТЕЛЛЕКТ — относительно устойчивая структура способностей, в основе которой лежат как сознательные, так и бессознательные процессы, обеспечивающие переработку разнокачественной инфор­мации и осознанную ее оценку.

ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ — переход извне внутрь. Согласно Л. С. Вы­готскому, всякая человеческая форма психики первоначально скла­дывается как внешняя, социальная форма общения между людьми, как трудовая или иная деятельность, а лишь затем в результа­те интерноризации становится компонентом психики отдельного индивида. ИНФАНТИЛИЗМ — сохранение у взрослых людей черт психики, особенностей поведения, свойственных детскому, юношескому возрасту. ИНТУИЦИЯ — знание, возникающее без осознания путей и условий его получения.

ИСТЕРИЯ — один из видов неврозов, характерных многообразными нарушениями психики, двигательной сферы, чувствительности и функций внутренних органов.

КОМПЕНСАТОРНЫЙ ПРОЦЕСС — совокупность реакций организ­ма на повреждение, выражающееся в возмещении нарушенной функции организма за счет деятельности неповрежденных систем, отдельных органов или их составных частей.

КОЛЛЕКТИВ — группа объединенных общими целями и задачами лю­дей, достигшая в процессе совместной деятельности высокого уров­ня развития.

КОМПЕНСАЦИЯ — согласно А. Адлеру — повышенное, компен­саторное развитие физических, психических и личностных компонент, возмещающее некоторый недостаток, реальный или мнимый.

^ КОМПЕНСАЦИЯ ФУНКЦИЙ (лат. сотрепзаЮ — уравновешива­ние, замещение) — полное или частичное возмещение недоразви­тых, нарушенных или утраченных функций за счет качественной перестройки или усиленного использования сохранных функций.

КОМПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕННОСТИ — психическое образование, проявляющееся в стойкой уверенности человека в собственной неполноценности как личности, создает базу для невротических отклонений.

КОМПЛЕКС ОЖИВЛЕНИЯ — положительная эмоционально-двига­тельная реакция младенца на появление взрослого, особенно на голос матери, ее лицо, прикосновения.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ — межведомственное коррекционно-педагогическое и консультацион­но-диагностическое учреждение, оказывающее помощь населению, учреждениям и органам образования, здравоохранения и социаль­ной защиты в определении, разработке и реализации эффективных мер психолого-медико-педагогического воздействия, социально-педагогической реабилитации и абилитации детей и подростков.

КОНТРОЛЬ СОЦИАЛЬНЫЙ — система способов воздействия об­щества и групп на личность для регуляции ее поведения и приведения его в соответствие с общепринятыми в этой общности нормами.

КОНФЛИКТ ПСИХИЧЕСКИЙ — постоянный элемент душевной жизни, характерный беспрерывным столкновением влечений, же­ланий, психических систем и сфер личности.

КОНФОРМНОСТЬ — податливость человека реальному или вообра­жаемому давлению группы; проявляется в изменении своего по­ведения и установок в соответствии с теми, которые раньше не разделял.

КРИЗИС ВОЗРАСТНОЙ — особые, относительно непродолжитель­ные периоды онтогенеза, для которых характерны резкие психоло­гические изменения.

ЛИЧНОСТЬ — социальное качество индивида. Человек, наделенный сознанием, способный включаться в общественные отношения, пре­образовывать окружающий мир и самого себя.

ЛИЧНОСТНЫЙ СМЫСЛ — индивидуальное содержание психическо­го отражения человека, осознаваемое как персональная система зна­ний, оценок отражаемых явлений, объектов окружающей природ­ной и социальной среды, в которой развивается его деятельность.

ЛОКУС КОНТРОЛЯ — качество, характеризующее склонность чело­века приписывать ответственность за результаты своей деятельно­сти: 1) Внешним силам — экстериальный. Связан с такими чертами личности, как неуверенность в своих силах, конформность, агрес­сивность и др. 2) Собственным усилиям и способностям — инте­рвальный. Человек принимает ответственность за происходящее с ним событие, объясняя их своим поведением, ошибками. МАНИАКАЛЬНОСТЬ — патологическое состояние личности, заклю­чающееся в чрезвычайной двигательной возбудимости, ускорении темпа и в то же время в упрощении мышления, его скачкообраз­ности, в акутализации потребности в проявлении своего «Я» в си­стеме межличностных отношений, в повышенном, иногда неисто­вом настроении, в стремлении к реализации какой-то цели.

МАНИАКАЛЬНО-ДЕПРЕССИВНЫЙ ПСИХОЗ — психическое за­болевание, протекающее в виде приступов (фаз) понижения (депрессия) или повышении (мания) настроения; при смягченном, не резко выраженном течении это цнклотимия — спонтанное колебание настроений.

МАНИЯ — психическое состояние, характеризующееся повышенным, веселым настроением, неустойчивостью внимания, речедвигательным возбуждением.

МЕТОДИКА — конкретное воплощение метода — выработанный спо­соб организации взаимодействия субъекта и объекта исследования на основе конкретного материала и конкретной процедуры.

МЕТОДОЛОГИЯ — система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.

МЕХАНИЗМ СДВИГА МОТИВА НА ЦЕЛЬ — цель, ранее побужден­ная к осуществлению каким-то мотивом, со временем приобретает самостоятельную побудительную силу, сама становится мотивом.

МОТИВАЦИЯ — совокупность внешних или внутренних условий, вы­зывающих активность субъекта и определяющих ее направленность.

МОТИВ — субъективная причина, непосредственно побуждающая че­ловека к выбору того или иного способа действия и его осущест­вления.

НАВЫК — автоматизированное действие, сформированное путем повто­рений.

НАУЧЕНИЕ — процесс и результат приобретения индивидуального опыта.

НАРУШЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ — физическое, душевное и социальное неблагополучие, связанное с потерей, аномалией, расстройством пси­хологической, физиологической, анатомической структуры или функции организма человека.

НЕВРОЗ — группа наиболее распространенных нервно-психических расстройств, психогенных по природе.

НЕВРАСТЕНИЯ — заболевание из группы неврозов, при котором вы­раженное ослабление деятельности нервной системы проявляется в повышенной раздражительности, утомляемости, утрате способ­ности к длительному умственному и физическому напряжению.

НОНКОНФОРМИЗМ — стремление во что бы то ни стало перечить мнению большинства и поступать противоположным образом, не считаясь ни с чем. ОБУЧАЕМОСТЬ — индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в процессе обучения. ОБУЧЕНИЕ — целенаправленный процесс формирования знаний, уме­ний и навыков в системе учитель-ученик. ОГРАНИЧЕНИЕ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ — отклонение в лич­ностном развитии индивида от нормы вследствие нарушения здо­ровья, характеризующееся ограничением способности осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, контроль за своим поведением, учение и трудовую деятельность. ОПЫТ — результат чувственно-эмпирического отражения в челове­ческой психике объективной действительности, выражающейся в единстве знаний, навыков, умений, ПЕССИМИЗМ — система представлении о мире, связанная с невери­ем в лучшее будущее. ПОВЕДЕНИЕ ДЕВИАНТНОЕ — поведение, отклоняющееся от тре­бований социальных норм. ПОДРАЖАНИЕ — следование какому-либо примеру, образцу. ПОМОЩЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ — область практического приме­нения психологии, ориентированная на повышение социально-пси­хологической компетентности людей. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭКСПЕРТИЗА — часть медико-социаль­ной экспертизы, представляющая собой специализированную про­цедуру изучения и вероятностной оценки пригодности индивида к овладению определенной профессии и достижению определенного уровня мастерства. ПСИХАСТЕНИЯ — болезненное расстройство психики, характерное крайней нерешительностью, боязливостью, мнительностью, склон­ностью к навязчивым идеям. ПСИХОПАТОЛОГИЯ — психические явления, свойственные больной личности и изучаемые патопсихологией в аспекте нх сущности и психиатрией в аспекте нх лечения.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ — деятельность по исправле­нию (корректировке) тех особенностей психического развития, ко­торые по принятой системе критериев не соответствуют «опти­мальной» модели.

ПСИХОДИАГНОСТИКА — процедура определения особенностей актуального психического состояния и потенциальных особенно­стей психического и личностного развития.

ПСИХОТЕРАПИЯ — совокупность разнообразных вербальных и не­вербальных психологических воздействий, направленных на эмо­ции, суждения, самосознание человека при психических, нервных и психосоматических заболеваниях, с целью устранения болезнен­ных отклонений и излечения.

ПРАКСИС (гр. praxis — действие) — организованное, координирован­ное сознательное действие. Праксис может нарушаться при раз­личных поражениях головного мозга (см. Апраксин).

ПРИВЫЧКА — способ поведения, возможность осуществления кото­рого в определенной ситуации приобретает силу потребности.

ПРИТЯЗАНИЕ — стремление личности достигнуть определенного ста­туса, определенной уели, определенного результата.

ПСИХОПАТИЯ — патология характера, при которой у субъекта на­блюдается практически необратимая выраженность свойств, пре­пятствующих его адаптации в социальной среде.

ПСИХИЧЕСКАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ — система сознательных актов, действий, направленных на поддержание, достижение необходимого психического состояния, управление своей психикой.

РЕЛАКСАЦИЯ — процесс снятия стрессовых нагрузок, психического напряжения, достижение состояния покоя, расслабленности после сильных переживаний или физических нагрузок.

РАЗВИТИЕ — направленное, закономерное, количественно-качествен­ное конструктивное изменение и формирование материальных и идеальных объектов, связанное с преобразованием их структуры, результатом которого является совершенствование.

РАЗВИТИЕ ДЕФИЦИТАРНОЕ — патологическое формирование личности у детей с тяжелыми дефектами зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, при которых недостаток сенсорных сти­мулов вызывает явления депривации и нарушения эмоциональной сферы.

РЕАБИЛИТАЦИЯ — целенаправленный процесс, осуществляемый с помощью медицинских средств, а также возможностей спе­циального обучения, воспитания и профессиональной подготовки, направленных на устранение или смягчение дефектов развития. В процессе реабилитации компенсируются функции, нарушенные болезнью.

РЕАБИЛИТАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ — целенаправленный процесс возвращения человека, получившего инвалидность или имеющего те или иные жизненные ограничения, в продуктивную полноцен­ную социальную жизнь, включения его в систему общественных отношений в ходе специальным образом организованного обуче­ния, воспитания и создания для этого оптимальных условий, а также с помощью комплекса психотехнических и педагогических средств, направленных на целостное развитие индивида как личности в пре­делах его психофизических возможностей.

РЕАДАПТАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ — комплекс государственных и об­щественных мероприятий, направленных на восстановление утра­ченной приспособленности человека к конкретным условиям его труда и быта.

РЕГРЕССИЯ ПОВЕДЕНИЯ — форма психической защиты, выражаю­щаяся в возвращении к более примитивному, нередко детскому типу поведения в условиях стрессовых ситуаций.

РЕФЛЕКСИЯ — внутренняя психическая деятельность человека, направленная на осмысление своих собственных действий и со­стояний.

РОЛЬ СОЦИАЛЬНАЯ — осуществление совокупности действий, ожи­даемых социальным окружением.

САМОАКТУАЛИЗИРУЮЩАЯСЯ ЛИЧНОСТЬ — тип личности, по классификации А. Маслоу, для которой характерно непрерывное стремление к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей.

САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ — сознательный выбор и утверж­дение личностью своей позиции в разнообразных проблемных си­туациях.

САМООЦЕНКА — оценка личностью самой себя, своих возможно­стей, качеств и места среди других людей.

САМОСОЗНАНИЕ — высшее выражение сознания человека, прояв­ляющееся в осознании и переживании системы представлений ин­дивида о самом себе, присущих ему социальных отношениях, по­требностях, мотивах деятельности, сущности.

СЕНЗИТИВНОСТЬ ВОЗРАСТНАЯ — способность человека в опре­деленные возрастные периоды оптимально, быстро овладевать теми или иными видами деятельности, психической активности.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ — процесс вхождения индивида в социальную среду, овладение им навыками практической и тео­ретической деятельности, преобразование реально существующих отношений в качествах личности.

СОЦИАЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ — уровень сформированности устано­вок, знаний, умений и этических качеств, достаточный для добро­вольного, самостоятельного, умелого и ответственного выполне­ния всей совокупности социальных ролей, присущих взрослому человеку.

СОЦИАЛЬНАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ — социальные последствия нарушения здоровья индивида, выражающиеся в ограничении его культурных, социальных, экономических контактов со своей сре­дой обитания.

СРЕДА СОЦИАЛЬНАЯ — конкретное проявление общественных отношений, в которых развивается конкретная личность, социаль­ная общность.

СРЕДА СПЕЦИАЛЬНАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ — такая организация жизнедеятельности детей, в которой проявляется гармоничное со­четание взаимоотношения ребенка и социальной среды и которая побуждает детей быть активными и целеустремленными. В основе функционирования специальной развивающей среды лежит опти­мальное сочетание учебной и игровой деятельности, содержательного и увлекательного отдыха детей с одновременным решением по разработанной программе специальных обучающих, развиваю­щих, воспитательных и социально-реабилитационных задач.

СТАТУС ЛИЧНОСТИ — положение личности в группе, ее место и роль в системе межличностных отношений, определяющее ее права, обязанности и привилегии.

СТИЛЬ ОБЩЕНИЯ — индивидуальная, устойчивая форма коммуни­кативного поведения человека, проявляющаяся в любых условиях его взаимодействия с окружающими людьми.

СУБЪЕКТНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА — способность индивида превращать собственную жизнедеятельность в предмет преобразования. Со­ставляющими этого процесса выступают умения управлять своими действиями, планировать способы их выполнения, реализовывать намеченные программы, контролировать и оценивать результаты своих действий.

ТАКТ — чувство меры, способность соблюдать общепринятые нормы приличия в системе отношений между людьми.

ТРЕВОЖНОСТЬ — склонность индивида к переживанию тревоги — психического состояния осознанного или неосознанного ожидания неприятностей.

УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИИ — установка личности на определенный статус, успех, результат деятельности, находящаяся в зависимости от уровня самооценки личности.

УСТАНОВКА — готовность, предрасположенность субъекта к той или иной деятельности, возникающая на основе прошлого опыта и обеспечивающая устойчивый целенаправленный характер ее про­текания.

УСТАНОВКА СОЦИАЛЬНАЯ — состояние готовности личности к определенному восприятию и оценке социальных явлении, про­цессов, ситуаций и поведению в ней.

УСТОЙЧИВОСТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ — способность индивида сохранять стабильный эмоциональный фон в сочетании с адек­ватными эмоциональными реакциями в различных жизненных ситуациях.

ФРУСТРАЦИЯ — психическое состояние, вызываемое объективно не­преодолимыми (или субъективно воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели, интенсивное пережи­вание неудачи.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ — содержание направленности лич­ности, обусловленное спецификой устойчивых значимых оценок окружающей действительности, которые имеют выраженную эмо­циональную окрашенность.

ШИЗОФРЕНИЯ — психическое заболевание, многообразное в про­явлениях и характерное раздвоением личности, замыканием в себя, нарушением контакта с другими людьми и с внешним миром.

ЭМПАТИЯ — постижение эмоционального состояния, проникновение в сущность переживания другого человека.


ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие .........................................................................…………………………4


8-svedeniya-o-valyute-ispolzuemoj-dlya-formirovaniya-ceni-dokumentaciya-ob-aukcione-na-pravo-zaklyucheniya-gosudarstvennogo.html
8-upravlenie-dokumentaciej-i-dannimi-programma-obespecheniya-kachestva-proektno-konstruktorskih-rabot-po-sozdaniyu.html
8-zadacha-1-nalogovij-aspekt-buhgalterskogo-ucheta-sistema-nalogov-i-sborov-osobennosti-ih-ucheta.html
8-zelenocvetkovie-tyulpani-vashemu-vnimaniyu-predlagaetsya-ocherednoj-28-j-katalog-cvetochnih-rastenij-iz-nashej-kollekcii.html
800-e-do-n-e.html
80386-processor.html
  • shpora.bystrickaya.ru/vsego31-rajonnij-konkurs-203-uchashihsya-doklad-mou-sosh-99.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-6--zrelishnoe-vremya-1-v-obshestvah-dostigshih-sovremennogo-urovnya-razvitiya-proizvodstva-vsya-zhizn.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sovet-nauchnoj-molodezhi-tomskogo-nauchnogo-centra-so-ran-i-tema.html
  • tasks.bystrickaya.ru/23-programmnoe-obespechenie-pk-uchebnoe-posobie-vklyuchaet-rassmotrenie-takih-osnovopolagayushih-voprosov-po-informatike.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sosna-pine-igolki-suhaya-peregonka-aromaterapiya-eto-uluchshenie-psihicheskogo-i-fizicheskogo-zdorovya-s-pomoshyu.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tematicheskij-vecher-kraevoj-konkurs-professionalnogo-masterstva-bibliotechnih-rabotnikov-na-zvanie.html
  • literature.bystrickaya.ru/bileti-i-otveti-po-turizmu-i-ekskursiyam-chast-51.html
  • shkola.bystrickaya.ru/razmnozhenie-paporotnikov-v-oranzherejnih-usloviyah-chast-4.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnogo-predmeta-municipalnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-srednej-obsheobrazovatelnoj-shkoli-s-bereznyak-stranica-4.html
  • literature.bystrickaya.ru/diagramma-sostoyaniya-sistemi-alyuminij-med.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/diskussiya-sekciya9elektromehanicheskoe-i-elektricheskoe-preobrazovanie-energii.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-tematicheskij-plan-po-kursu-konfigurirovanie-i-rabota-v-programme-1s-zarplata-i-kadri-na-osnove-modulno-kompetentnostnogo-podhoda.html
  • composition.bystrickaya.ru/organizacionno-tehnicheskie-meropriyatiya-po-vipolneniyu-prikaza-stranica-18.html
  • testyi.bystrickaya.ru/6-tipi-i-urovni-professionalnogo-samoopredelei-psihologiya-truda-i-chelovecheskogo-dostoinstva.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/stoyachaya-elektromagnitnaya-volna-konspekt-lekcij-po-fizike-chast-3.html
  • thescience.bystrickaya.ru/i-kratkoe-soderzhanie-4-ii-rekomendacii-7-stranica-18.html
  • knigi.bystrickaya.ru/regionalnie-novosti-v-oblasti-razvitiya-malogo-predprinimatelstva-za-period-s-08-02-2010-po-12-02-2010-stranica-2.html
  • notebook.bystrickaya.ru/imya-prilagatelnoe-kak-chast-rechi.html
  • bystrickaya.ru/yurijmoor-muradovona-skazala-chto-ee-hotyat-ubit-petrahammesfar-sestra-okonchanie.html
  • bukva.bystrickaya.ru/problemi-vzaimootnosheniya-obshestva-prava-i-gosudarstva.html
  • uchit.bystrickaya.ru/sushnost-i-procedura-bankrotstva.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zanyatiya-po-teme-vvedenie-v-programmu-turistskoe-mnogobore-cel-zanyatiya-raskrit.html
  • thescience.bystrickaya.ru/itogi-raboti-ministerstva-po-delam-molodezhi-sportu-i-turizmu-rt-za-2009-god-i-zadachi-na-2010-god.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/konspekt-lekcij-disciplina-effektivnost-informacionnih-tehnologij-napravlenie.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebnoj-disciplini-modulya-naimenovanie-disciplini-modulya-staroslavyanskij-yazik-rekomenduetsya-dlya-napravleniya-podgotovki.html
  • credit.bystrickaya.ru/oznakomlenie-s-zhivoj-i-nezhivoj-prirodoj-detej-doshkolnogo-vozrasta-puteshestvie-kapelki.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vo-problemi-i-perspektivi-razvitiya-materiali-ii-mezhdunarodnoj-nauchno-prakticheskoj-konferencii-molodih-uchenih-aspirantov-i-studentov-g-yaroslavl-201-1-g.html
  • literatura.bystrickaya.ru/slova-paraziti-molodezhnij-sleng-brannie-slova-skvernoslovie.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/organizaciya-perevozki-gruzov-zheleznodorozhnim-transportom.html
  • school.bystrickaya.ru/izmeneniya-v-tamozhenno-tarifnoj-sisteme-rossii.html
  • essay.bystrickaya.ru/d-v-bocharov-nauchnij.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kuban-v-epohu-kamennogo-veka.html
  • gramota.bystrickaya.ru/yazikovaya-situaciya-indejcev4-diplom-istoki-i-prichini-yazikovoj-pobedi.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kodeks-rf-i-v-zakon-ob-ispolnitelnom-proizvodstve.html
  • thescience.bystrickaya.ru/hudozhnik-d-agapitov-lejnster-m-l42-kolonialnaya-sluzhba-povesti-rasskazi-per-s-angl-m-lejnster-stranica-29.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.