.RU

10.Творчество в труде. Внешние условия творчества - 1. Психология труда как область реалии, отрасль науки, учебная...


^ 10.Творчество в труде.


Внешние условия творчества
А.Декандоль (швейцарский ботаник: 1806-1893) в своей книге “История наук и ученых за два века” (1873) показал, что ученым становится тот, кто обладает страстной жаждой, стремлением к познанию безотносительно к личной выгоде и мнениям других людей. Научная деятельность, по А.Декандолю, добровольный, бескорыстный труд, для которого необходимы определенные способности и упорство. В полемике с Ф.Гальтоном он доказал, что способности к научному труду зависят от условий развития личности и социальных условий, к которым он относил: наличие у большого процента населения достаточных средств к существованию, позволяющих заниматься наукой; существование духовной культуры во многих поколениях; приток высокообразованных людей из других стран; хорошо организованная система начального, среднего и высшего образования; богатая и хорошо организованная база для научной работы (библиотеки, лаборатории и т.д.); направленность общественного мнения к действительным и истинным проблемам, а не к фантазиям и утопиям; свобода выбирать любую профессию; религия, которая не считает своим основным принципом авторитарность; духовенство, свободное от обета безбрачия; широко распространенное владение иностранным языком; независимость малых стран; географическое положение в умеренном или холодном климате; близость развитых стран; многочисленность академий и научных сообществ; привычка путешествовать, особенно в другие страны.

Г.Башеляр (1884-1962) создал концепцию “эпистемо-логического профиля”, развивая идеи М.Фуко (книга “Слова и вещи”, М., 1977) об эпистемах в культурно-исторических формациях, характеристики которых зависят от соотношения “слов” и “вещей”, что определяет мировоззренческие установки и способы познавательной деятельности людей. В каждой эпистеме соотношение слов и вещей отличается, понятия понимаются по-разному, а переходы от одной эпистемы к другой скачкообразны. Так, после открытия Эйнштейном (1905) в физике, по мнению Г.Башеляра, произошла революция и идеи стали появляться каждые 25 лет. По Г.Башеляру, всякое основное понятие, применяемое в науке, связано с другими науками. Это и есть “эпистемологический профиль”. Понятие “эпистемологический разрез” обозначает, по Г.Башеляру, разрыв между отдельными историческими периодами. Он считает иллюзиями непрерывность исторического развития и, в частности, развития науки, так как всякая история включает моменты “разрыва” (например, Т.Лысенко и уничтожение генетики вместе с ее лидером Н.Вавиловым). Не все согласны с этой концепцией “перерывов” в развитии науки.

Т.Кун ввел понятие “парадигма” как систему основных научных достижений (теорий, методов), по образцу которых организуется научно-исследовательская практика ученых в данной области в конкретный исторический период. По Куну можно выделить разные этапы в развитии научной дисциплины - препарадигмальный, парадигмальный (“нормальная наука”) и кризиса, научной революции, которая заключается в смене парадигмы. Например, в начале ХХ века в психологии произошла смена интроспективной парадигмы (психология сознания - предмет; интроспекция - метод) на бихевиористскую (поведение - предмет; эксперимент над животными - метод). В истории психиатрии на разных ее этапах меняется парадигма в отношении сумасшествия. Например, в названии фундаментальных руководств по психиатрии, изданных Ф.Плиелем, в 1701 г., душевные болезни и мании употреблены как синонимы, а во втором издании 1809 г. термин “мания” используется для обозначения узкой группы психических болезней. Тем самым, Ф.Плиель предвосхитил смену парадигмы в психиатрии ХIХ века, которая заключалась в переходе от унитарного понимания психозов (концепции единого психоза В.Тридингера) к нозологической парадигме Э.Крепеллина.

Сегодня, на мой взгляд, в психологии, и в психиатрии смена парадигмы идет по пути включения в единицу анализа личности - деятельности - сознания. Например, Ж.Э.Д`Эскироль так определяет понятие галлюцинации: “Человек, который имеет глубокое убеждение в наличии у него в данный момент восприятия, в то время как нет никакого внешнего объекта в пределах досягаемости его чувств, находится в состоянии галлюцинации - это визионер” (Esquirol J.E.D. Des maladies meutales. Paris, 1883, P.80). В этом определении мы видим полное соответствие означаемого и означающего (понятия и реальности, которая за ним стоит), оно включает в себя фактор личности, деятельности и сознания галлюцинанта (visionair) - фантазер, мечтатель), что дает возможность системного понимания этого клинического феномена и соответствует современному состоянию науки. Наличие эпистемологического профиля обеспечивает адекватное отражение понятием клинической сущности патологии и даже указывает способ лечения. Например, И.Бабинский ввел термин питиатизм (от греч. peisv - убеждать, iatos - излечиваемый) для определения истерии как заболевания, излечиваемого убеждениями. В этом понятии синтезирована сущность истерии, которая происходит от внушения и излечивается убеждением.

Альбуханова-Славская К.А. (Психология активности личности //П.ж., 1985, № 5, с.3-18) предложила следующую типологию людей как субъектов деятельности:

^ Гармонический тип - связь инициативы и ответственности осуществлялась по ряду оснований: а) субъектному (идентификация субъекта инициативы с ответственным исполнителем); б) когнитивному (инициатива проблемная); в) конструктивность замысла.

Продуктивный тип - не подразумевает себя ответственным исполнителем, однако сохраняет ответственность и инициативу на проблемно-когнитивной основе.

^ Рефлексивный тип - идентифицирует себя с ответственным исполнителем, но на стадии осуществления замысла упрощает свои и без того неяркие инициативы, ищет оценки и одобрения у других, хотя не подражает другим.

^ Исполнительский тип - идентифицирует себя с ответственным исполнителем, однако на стадии исполнения прибегает к инструкциям и подражанию.

Функциональный тип - проявляет активность при реализации готового решения.

^ Созерцательный тип - желание заявить о себе, оставаясь пассивным на стадии исполнения.


88-enciklopediya-pamyat-pobezhdennih-bernard-verber-mi-bogi.html
8blagosostoyanie-i-finansovaya-nezavisimost-osmeltes-preuspet.html
8otchetnie-materiali-proekta-razrabotka-strategii-i-programmi-podgotovki-kadrov-v-oblasti-informacionnih-tehnologij-ustav-proekta.html
8tehnicheskoe-obespechenie-novosibirsk-izdatelstvo-rif-.html
8zaklyuchenie-razvitie-poznavatelnoj-deyatelnosti-uchashihsya-na-principe-lichnostno-orientirovannogo-obucheniya-v.html
9-drugie-metodiki-astralnogo-poleta-astralnij-plan-distancionnoe-videnie-zrenie-soznanie-spontannoe-astralnoe.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programma-povisheniya-kvalifikacii-po-napravleniyu-logopediya-obem-uchebnoj-nagruzki-i-vidi-otchetnostej.html
  • predmet.bystrickaya.ru/rukovoditel-programmi-doktor-sociologicheskih-nauk-professor-zasluzhennij-deyatel-nauki-rossijskoj-federacii-sharkov-feliks-izosimovich-081100-gosudarstvennoe-i-municipalnoe-upravlenie.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/polozhenie-ob-otdele-ispolzovaniya-lesov-vedeniya-gosudarstvennogo-lesnogo-reestra-i-lesoustrojstva.html
  • crib.bystrickaya.ru/grammaticheskij-komponent-kulturi-rechevogo-obsheniya-programmi-bakalavriata-po-napravleniyu-520500-lingvistika.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/monitoring-smi-01-08-11.html
  • reading.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-dlya-studentov-po-napravleniyu-230200-informacionnie-sistemi.html
  • uchit.bystrickaya.ru/sted-dnevnik-neizvestnogo-stalkera-sbornik-rasskazov-chistoe-nebo.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sartr-zh-p-bitie-i-nichto-opit-fenomenologicheskoj-ontologii-zhan-pol-sartr-per-v-i-kolyadko.html
  • education.bystrickaya.ru/20-detskaya-ozdorovitelno-vospitatelnaya-organizaciya-drug-prirodi-katalog-detskih-organizacij-otdiha-i-ozdorovleniya.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebnoj-disciplini-ustojchivoe-razvitie-rekomenduetsya-dlya-napravleniya.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/r-m-safuanov-i-h-bikmuhametov.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-studentov-fakulteta-srednego-professionalnogo-obrazovaniya-organizacionno-metodicheskij-razdel.html
  • desk.bystrickaya.ru/odnomandatnij-izbiratelnij-okrug-12-svedeniya-o-vidvinutih-i-zaregistrirovannih-kandidatah-v-deputati-predstavitelnogo.html
  • control.bystrickaya.ru/doklad-na-rozhdestvenskih-chteniyah-2007gvar-2-aktualnost-kak-kachestvo-cerk-isk-va.html
  • assessments.bystrickaya.ru/chislennost-arbitrazhnih-upravlyayushih-chlenov-sro-128-spisok-arbitrazhnih-upravlyayushih-yavlyayushihsya-chlenami-samoreguliruemih.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-9-dvizhenie-zadachi-i-uprazhneniya-po-filosofii-moskva-2003.html
  • lesson.bystrickaya.ru/sinhrotronnoe-izluchenie-iz-ruk-fizikov-v-ruki-vrachej-chast-4.html
  • institut.bystrickaya.ru/territorii-stranica-2.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sajlau-ashat-ozhankeldli-izilorda-alasi-oblisti-tarihi-letanu-mrazhajini-arheologiya-etnologiya-lketanu-blmn-megerushs.html
  • desk.bystrickaya.ru/pedagogicheskoe-issledovanie-po-teme-organizaciya-sistemi-profilnogo-obucheniya-v-obsheobrazovatelnoj-shkole-na-osnove-diagnosticheskogo-podhoda-stranica-8.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rajonnaya-celevaya-programma-razvitie-selskogo-hozyajstva-v-kurtamishskom-rajone-na-2010-2012-godi-s-izmeneniyami-i-dopolneniyami-v-redakcii-postanovleniya-administracii-kurtamishskogo-rajona-33-ot-17-05-2011g.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/razrabotka-metoda-germetizacii-radiatorov-kleevimi-sostavami-na-predpriyatiyah-bitovogo-obsluzhivaniya-05-02-13-mashini-agregati-i-processi-kommunalnoe-hozyajstvo-i-bitovoe-obsluzhivanie.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-8-professionalnoe-obrazovanie-statya-osnovnie-ponyatiya-ispolzuemie-v-nastoyashem-federalnom-zakone.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/publichnij-otchet-municipalnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-shahunskaya-gimnaziya-imeni-a-s-pushkina-stranica-7.html
  • textbook.bystrickaya.ru/issledovanie-effektivnosti-poiska-v-internete-svedenij-po-tematike-yazik-kak-nositel-socialnoj-informacii-dracheva-mariya-gruppa-176-tamozhennoe-delo.html
  • shkola.bystrickaya.ru/podryadnie-otnosheniya-v-stroitelstve.html
  • bukva.bystrickaya.ru/sredstva-dlya-stirki-mitya-i-chistki-tekstilnih-izdelij-i-predmetov-domashnego-obihoda.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-17-geopolitika-729-moskva.html
  • klass.bystrickaya.ru/analiz-optimizacii-proizvodstvennih-zapasov-organizacii.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-10-zaklyuchitelnie-polozheniya-i-vstuplenie-v-silu-nastoyashego-federalnogo-zakona.html
  • letter.bystrickaya.ru/o-rezultatah-kompleksnoj-proverki.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-35-opredelenie-razmera-kodeks-respubliki-kazahstan.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/oborudovanie-opit-razvitiya-uchebno-issledovatelskoj-deyatelnosti-uchashihsya-v-mou-sosh-1-v-oblasti-kraevedeniya.html
  • nauka.bystrickaya.ru/voronezhskij-institut.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/urok-gigiena.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.