.RU

10.Творчество в труде. Внешние условия творчества - 1. Психология труда как область реалии, отрасль науки, учебная...


^ 10.Творчество в труде.


Внешние условия творчества
А.Декандоль (швейцарский ботаник: 1806-1893) в своей книге “История наук и ученых за два века” (1873) показал, что ученым становится тот, кто обладает страстной жаждой, стремлением к познанию безотносительно к личной выгоде и мнениям других людей. Научная деятельность, по А.Декандолю, добровольный, бескорыстный труд, для которого необходимы определенные способности и упорство. В полемике с Ф.Гальтоном он доказал, что способности к научному труду зависят от условий развития личности и социальных условий, к которым он относил: наличие у большого процента населения достаточных средств к существованию, позволяющих заниматься наукой; существование духовной культуры во многих поколениях; приток высокообразованных людей из других стран; хорошо организованная система начального, среднего и высшего образования; богатая и хорошо организованная база для научной работы (библиотеки, лаборатории и т.д.); направленность общественного мнения к действительным и истинным проблемам, а не к фантазиям и утопиям; свобода выбирать любую профессию; религия, которая не считает своим основным принципом авторитарность; духовенство, свободное от обета безбрачия; широко распространенное владение иностранным языком; независимость малых стран; географическое положение в умеренном или холодном климате; близость развитых стран; многочисленность академий и научных сообществ; привычка путешествовать, особенно в другие страны.

Г.Башеляр (1884-1962) создал концепцию “эпистемо-логического профиля”, развивая идеи М.Фуко (книга “Слова и вещи”, М., 1977) об эпистемах в культурно-исторических формациях, характеристики которых зависят от соотношения “слов” и “вещей”, что определяет мировоззренческие установки и способы познавательной деятельности людей. В каждой эпистеме соотношение слов и вещей отличается, понятия понимаются по-разному, а переходы от одной эпистемы к другой скачкообразны. Так, после открытия Эйнштейном (1905) в физике, по мнению Г.Башеляра, произошла революция и идеи стали появляться каждые 25 лет. По Г.Башеляру, всякое основное понятие, применяемое в науке, связано с другими науками. Это и есть “эпистемологический профиль”. Понятие “эпистемологический разрез” обозначает, по Г.Башеляру, разрыв между отдельными историческими периодами. Он считает иллюзиями непрерывность исторического развития и, в частности, развития науки, так как всякая история включает моменты “разрыва” (например, Т.Лысенко и уничтожение генетики вместе с ее лидером Н.Вавиловым). Не все согласны с этой концепцией “перерывов” в развитии науки.

Т.Кун ввел понятие “парадигма” как систему основных научных достижений (теорий, методов), по образцу которых организуется научно-исследовательская практика ученых в данной области в конкретный исторический период. По Куну можно выделить разные этапы в развитии научной дисциплины - препарадигмальный, парадигмальный (“нормальная наука”) и кризиса, научной революции, которая заключается в смене парадигмы. Например, в начале ХХ века в психологии произошла смена интроспективной парадигмы (психология сознания - предмет; интроспекция - метод) на бихевиористскую (поведение - предмет; эксперимент над животными - метод). В истории психиатрии на разных ее этапах меняется парадигма в отношении сумасшествия. Например, в названии фундаментальных руководств по психиатрии, изданных Ф.Плиелем, в 1701 г., душевные болезни и мании употреблены как синонимы, а во втором издании 1809 г. термин “мания” используется для обозначения узкой группы психических болезней. Тем самым, Ф.Плиель предвосхитил смену парадигмы в психиатрии ХIХ века, которая заключалась в переходе от унитарного понимания психозов (концепции единого психоза В.Тридингера) к нозологической парадигме Э.Крепеллина.

Сегодня, на мой взгляд, в психологии, и в психиатрии смена парадигмы идет по пути включения в единицу анализа личности - деятельности - сознания. Например, Ж.Э.Д`Эскироль так определяет понятие галлюцинации: “Человек, который имеет глубокое убеждение в наличии у него в данный момент восприятия, в то время как нет никакого внешнего объекта в пределах досягаемости его чувств, находится в состоянии галлюцинации - это визионер” (Esquirol J.E.D. Des maladies meutales. Paris, 1883, P.80). В этом определении мы видим полное соответствие означаемого и означающего (понятия и реальности, которая за ним стоит), оно включает в себя фактор личности, деятельности и сознания галлюцинанта (visionair) - фантазер, мечтатель), что дает возможность системного понимания этого клинического феномена и соответствует современному состоянию науки. Наличие эпистемологического профиля обеспечивает адекватное отражение понятием клинической сущности патологии и даже указывает способ лечения. Например, И.Бабинский ввел термин питиатизм (от греч. peisv - убеждать, iatos - излечиваемый) для определения истерии как заболевания, излечиваемого убеждениями. В этом понятии синтезирована сущность истерии, которая происходит от внушения и излечивается убеждением.

Альбуханова-Славская К.А. (Психология активности личности //П.ж., 1985, № 5, с.3-18) предложила следующую типологию людей как субъектов деятельности:

^ Гармонический тип - связь инициативы и ответственности осуществлялась по ряду оснований: а) субъектному (идентификация субъекта инициативы с ответственным исполнителем); б) когнитивному (инициатива проблемная); в) конструктивность замысла.

Продуктивный тип - не подразумевает себя ответственным исполнителем, однако сохраняет ответственность и инициативу на проблемно-когнитивной основе.

^ Рефлексивный тип - идентифицирует себя с ответственным исполнителем, но на стадии осуществления замысла упрощает свои и без того неяркие инициативы, ищет оценки и одобрения у других, хотя не подражает другим.

^ Исполнительский тип - идентифицирует себя с ответственным исполнителем, однако на стадии исполнения прибегает к инструкциям и подражанию.

Функциональный тип - проявляет активность при реализации готового решения.

^ Созерцательный тип - желание заявить о себе, оставаясь пассивным на стадии исполнения.


88-enciklopediya-pamyat-pobezhdennih-bernard-verber-mi-bogi.html
8blagosostoyanie-i-finansovaya-nezavisimost-osmeltes-preuspet.html
8otchetnie-materiali-proekta-razrabotka-strategii-i-programmi-podgotovki-kadrov-v-oblasti-informacionnih-tehnologij-ustav-proekta.html
8tehnicheskoe-obespechenie-novosibirsk-izdatelstvo-rif-.html
8zaklyuchenie-razvitie-poznavatelnoj-deyatelnosti-uchashihsya-na-principe-lichnostno-orientirovannogo-obucheniya-v.html
9-drugie-metodiki-astralnogo-poleta-astralnij-plan-distancionnoe-videnie-zrenie-soznanie-spontannoe-astralnoe.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/rektor-mgu-sadovnichij-mezhdunarodnie-rejtingi-nespravedlivi-k-rossijskim-vuzam.html
  • textbook.bystrickaya.ru/gou-vpo-izhevskaya-gosudarstvennaya-medicinskaya-akademiya-utverzhdayu-prorektor-po-uchebnoj-rabote.html
  • credit.bystrickaya.ru/plan-raboti-gou-sosh-781-na-mart-2011-g.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/razdel-3-neotlozhnaya-pomosh-pri-zabolevaniyah-serdechno-sosudistoj-i-dihatelnoj-sistem.html
  • tasks.bystrickaya.ru/13-evropejskomu-sudu-nuzhna-pomosh-dobrovolcev-the-mentality-of-russians-the-relationship-of-the.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/specialist-po-marketingu-edinij-kvalifikacionnij-spravochnik-dolzhnostej-sluzhashih.html
  • lesson.bystrickaya.ru/teoreticheskie-osnovi-destrukcii-v-obshestve.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-pervaya-aleksandr-men-istoriya-religii-tom-6.html
  • lecture.bystrickaya.ru/83-ocenyavane-na-softuernite-procesi-neli-maneva-avram-eskenazi.html
  • abstract.bystrickaya.ru/2-destruktivnie-religioznie-organizacii-i-nekotorie-religioznie-gruppi-matrici-ekologiya-duha-okkultizm-i-yazichestvo.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/osnovnie-napravleniya-deyatelnosti-teoreticheskijotde-l.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/reaktiv-grissa-o-v-dudnik-rukovoditel-mezhregionalnogo-territorialnogo.html
  • literature.bystrickaya.ru/bozhestvennie-uchitelya-kniga-avtobiografii-uchenikov-boga-anna-zubkova-mariya-shtil-olga-stepanec-larisa-vavulina.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zanyatie-2-vospriyatie-i-ponimanie-lyudmi-drug-druga-socialno-psihologicheskij-praktikum.html
  • tasks.bystrickaya.ru/1-fevralya-1000-1400-programma-vserossijskoj-nauchno-prakticheskoj-konferencii-pravovie-problemi-ukrepleniya.html
  • shkola.bystrickaya.ru/proizvodstvo-v-arbitrazhnom-sude-rf-chast-13.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sistema-menedzhmenta-kachestva-stranica-13.html
  • znanie.bystrickaya.ru/azastan-respublikasini-blm-zhne-ilim-minstrlg.html
  • studies.bystrickaya.ru/550-mhz-of-power-versus-a-486.html
  • lesson.bystrickaya.ru/natalya-alekseevna-carevna.html
  • lesson.bystrickaya.ru/ponyatie-suzhdenie-umozaklyuchenie-chast-4.html
  • literature.bystrickaya.ru/edinorog-mificheskoe-sushestvo-simvoliziruet-celomudrie-predstavlyayut-ego-obichno-v-vide-belogo-konya-c-odnim-rogom-vihodyashim-izo-lba-stranica-2.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sobranie-sochinenij-47-pechataetsya-po-postanovleniyu-centralnogo-komiteta-stranica-20.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prilozhenie-1-zaklyuchenie-komissionnoj-istoriko-kulturnoj-arheologicheskoj-ekspertizi.html
  • student.bystrickaya.ru/24-tebe-govoryashemu-chto-bonzi-horosho-zhivut-instrukciya-dlya-dzadzen-12-dzadzen-yodzinki.html
  • lesson.bystrickaya.ru/predmetno-prostranstvennaya-razvivayushaya-sreda-programma-korrekcionno-razvivayushej-raboti-v-logopedicheskoj-gruppe.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/v-chudovskij-rajonnij-sud-novgorodskoj-oblasti.html
  • composition.bystrickaya.ru/polozhenie-o-vkraevom-detskom-pravoslavnom-literaturnom-konkurse-dobroe-slovo.html
  • studies.bystrickaya.ru/defekti-vedeniya-pervichnoj-medicinskoj-dokumentacii-medicinskogo-prava.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prilozhenie-1-materiali-sajta-moskva-i-moskvichi-nou-sosh-rosinka-istoriya-pamyatnikov-arhitekturi-i-skulpturi.html
  • reading.bystrickaya.ru/lekciya-12-istoriya-kak-iskusstvo-kurs-lekcij-perm-2006-bbk-63-l-24.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/v-titov-an-belarusian-bibliography-on-lichenology.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-17-vliyanie-informacionnih-tehnologij-na-organizaciyu-upravleniya-uchebnik-2-e-izd-pererab-idop.html
  • urok.bystrickaya.ru/primernaya-programma-naimenovanie-disciplini-medicinskaya-informatika-rekomenduetsya-po-specialnosti-060101lechebnoe-delo.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/razdel-3-osnovnie-zadachi-kotorie-dolzhni-bit-resheni-doklad-lebedevich-valerij-vladimirovich.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.