.RU

10.Творчество в труде. Внешние условия творчества - 1. Психология труда как область реалии, отрасль науки, учебная...


^ 10.Творчество в труде.


Внешние условия творчества
А.Декандоль (швейцарский ботаник: 1806-1893) в своей книге “История наук и ученых за два века” (1873) показал, что ученым становится тот, кто обладает страстной жаждой, стремлением к познанию безотносительно к личной выгоде и мнениям других людей. Научная деятельность, по А.Декандолю, добровольный, бескорыстный труд, для которого необходимы определенные способности и упорство. В полемике с Ф.Гальтоном он доказал, что способности к научному труду зависят от условий развития личности и социальных условий, к которым он относил: наличие у большого процента населения достаточных средств к существованию, позволяющих заниматься наукой; существование духовной культуры во многих поколениях; приток высокообразованных людей из других стран; хорошо организованная система начального, среднего и высшего образования; богатая и хорошо организованная база для научной работы (библиотеки, лаборатории и т.д.); направленность общественного мнения к действительным и истинным проблемам, а не к фантазиям и утопиям; свобода выбирать любую профессию; религия, которая не считает своим основным принципом авторитарность; духовенство, свободное от обета безбрачия; широко распространенное владение иностранным языком; независимость малых стран; географическое положение в умеренном или холодном климате; близость развитых стран; многочисленность академий и научных сообществ; привычка путешествовать, особенно в другие страны.

Г.Башеляр (1884-1962) создал концепцию “эпистемо-логического профиля”, развивая идеи М.Фуко (книга “Слова и вещи”, М., 1977) об эпистемах в культурно-исторических формациях, характеристики которых зависят от соотношения “слов” и “вещей”, что определяет мировоззренческие установки и способы познавательной деятельности людей. В каждой эпистеме соотношение слов и вещей отличается, понятия понимаются по-разному, а переходы от одной эпистемы к другой скачкообразны. Так, после открытия Эйнштейном (1905) в физике, по мнению Г.Башеляра, произошла революция и идеи стали появляться каждые 25 лет. По Г.Башеляру, всякое основное понятие, применяемое в науке, связано с другими науками. Это и есть “эпистемологический профиль”. Понятие “эпистемологический разрез” обозначает, по Г.Башеляру, разрыв между отдельными историческими периодами. Он считает иллюзиями непрерывность исторического развития и, в частности, развития науки, так как всякая история включает моменты “разрыва” (например, Т.Лысенко и уничтожение генетики вместе с ее лидером Н.Вавиловым). Не все согласны с этой концепцией “перерывов” в развитии науки.

Т.Кун ввел понятие “парадигма” как систему основных научных достижений (теорий, методов), по образцу которых организуется научно-исследовательская практика ученых в данной области в конкретный исторический период. По Куну можно выделить разные этапы в развитии научной дисциплины - препарадигмальный, парадигмальный (“нормальная наука”) и кризиса, научной революции, которая заключается в смене парадигмы. Например, в начале ХХ века в психологии произошла смена интроспективной парадигмы (психология сознания - предмет; интроспекция - метод) на бихевиористскую (поведение - предмет; эксперимент над животными - метод). В истории психиатрии на разных ее этапах меняется парадигма в отношении сумасшествия. Например, в названии фундаментальных руководств по психиатрии, изданных Ф.Плиелем, в 1701 г., душевные болезни и мании употреблены как синонимы, а во втором издании 1809 г. термин “мания” используется для обозначения узкой группы психических болезней. Тем самым, Ф.Плиель предвосхитил смену парадигмы в психиатрии ХIХ века, которая заключалась в переходе от унитарного понимания психозов (концепции единого психоза В.Тридингера) к нозологической парадигме Э.Крепеллина.

Сегодня, на мой взгляд, в психологии, и в психиатрии смена парадигмы идет по пути включения в единицу анализа личности - деятельности - сознания. Например, Ж.Э.Д`Эскироль так определяет понятие галлюцинации: “Человек, который имеет глубокое убеждение в наличии у него в данный момент восприятия, в то время как нет никакого внешнего объекта в пределах досягаемости его чувств, находится в состоянии галлюцинации - это визионер” (Esquirol J.E.D. Des maladies meutales. Paris, 1883, P.80). В этом определении мы видим полное соответствие означаемого и означающего (понятия и реальности, которая за ним стоит), оно включает в себя фактор личности, деятельности и сознания галлюцинанта (visionair) - фантазер, мечтатель), что дает возможность системного понимания этого клинического феномена и соответствует современному состоянию науки. Наличие эпистемологического профиля обеспечивает адекватное отражение понятием клинической сущности патологии и даже указывает способ лечения. Например, И.Бабинский ввел термин питиатизм (от греч. peisv - убеждать, iatos - излечиваемый) для определения истерии как заболевания, излечиваемого убеждениями. В этом понятии синтезирована сущность истерии, которая происходит от внушения и излечивается убеждением.

Альбуханова-Славская К.А. (Психология активности личности //П.ж., 1985, № 5, с.3-18) предложила следующую типологию людей как субъектов деятельности:

^ Гармонический тип - связь инициативы и ответственности осуществлялась по ряду оснований: а) субъектному (идентификация субъекта инициативы с ответственным исполнителем); б) когнитивному (инициатива проблемная); в) конструктивность замысла.

Продуктивный тип - не подразумевает себя ответственным исполнителем, однако сохраняет ответственность и инициативу на проблемно-когнитивной основе.

^ Рефлексивный тип - идентифицирует себя с ответственным исполнителем, но на стадии осуществления замысла упрощает свои и без того неяркие инициативы, ищет оценки и одобрения у других, хотя не подражает другим.

^ Исполнительский тип - идентифицирует себя с ответственным исполнителем, однако на стадии исполнения прибегает к инструкциям и подражанию.

Функциональный тип - проявляет активность при реализации готового решения.

^ Созерцательный тип - желание заявить о себе, оставаясь пассивным на стадии исполнения.


88-enciklopediya-pamyat-pobezhdennih-bernard-verber-mi-bogi.html
8blagosostoyanie-i-finansovaya-nezavisimost-osmeltes-preuspet.html
8otchetnie-materiali-proekta-razrabotka-strategii-i-programmi-podgotovki-kadrov-v-oblasti-informacionnih-tehnologij-ustav-proekta.html
8tehnicheskoe-obespechenie-novosibirsk-izdatelstvo-rif-.html
8zaklyuchenie-razvitie-poznavatelnoj-deyatelnosti-uchashihsya-na-principe-lichnostno-orientirovannogo-obucheniya-v.html
9-drugie-metodiki-astralnogo-poleta-astralnij-plan-distancionnoe-videnie-zrenie-soznanie-spontannoe-astralnoe.html
  • bystrickaya.ru/zamisel-boga-v-ego-tvoreniyah.html
  • literature.bystrickaya.ru/belki-sostavlyayut-osnovu-zhiznedeyatelnosti-vseh-organizmov-izvestnih-na-nashej-planete-eto-slozhnoorganizovannie-orga-nicheskie-molekuli-kotorie-imeyut-bolshuyu-m.html
  • occupation.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-preddiplomnoj-praktike-i-diplomnomu-proektirovaniyu-dlya-studentov-specialnosti-080502-65-ekonomika-i-upravlenie-na-predpriyatii-v-stroitelstve-vseh-form-obucheniya.html
  • composition.bystrickaya.ru/otchet-o-samoobsledovanii-g-orenburg-2009.html
  • notebook.bystrickaya.ru/iz-opita-raboti-uchitelya-anglijskogo-yazika.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/razdel-iii-sheremet-a-d-sujc-v-p-audit-uchebnik-5-e-izd-pererab-i-dop.html
  • reading.bystrickaya.ru/konspekt-lekcij-po-discipline-istoriya-ekonomicheskih-uchenij-1-tema-ekonomicheskaya-misl-dorinochnoj-ekonomiki-2.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/lekciya-osnovnie-napravleniya-nauchno-fondovoj-raboti-muzeya.html
  • university.bystrickaya.ru/faks-37-49-63-e-mail-khtslistru-dorogie-druzya.html
  • learn.bystrickaya.ru/foneticheskij-kurs-mongolskogo-yazika-posobie-dlya-nachinayushih-stranica-3.html
  • school.bystrickaya.ru/klyuchevie-ekologo-biologicheskie-harakteristiki-soroki-obiknovennoj-pica-pica.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zemelnij-fond-yuga-evropejskoj-chasti-rossii-pod-vozdejstviem-opasnih-prirodnih-processov-yavlenij-25-00-23-fizicheskaya-geografiya-i-biogeografiya-geografiya-pochv-i-geohimiya-landshaftov.html
  • urok.bystrickaya.ru/prakticheskie-rekomendacii-helicobacter-pylori-associirovannie-hronicheskie-gastriti-patogenez-vozmozhnosti-differencirovannoj.html
  • essay.bystrickaya.ru/delovie-soveshaniya-i-sobraniya.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zelenograda.html
  • abstract.bystrickaya.ru/372-mestoimeniya-everything-everybody-i-everyone-prakticheskaya-grammatika-anglijskogo-yazika.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/restateru-novosti-nedvizhimosti-monitoring-smi-fevral-2009-goda.html
  • tasks.bystrickaya.ru/312-profilaktika-beznadzornosti-i-pravonarushenij-nesovershennoletnih-programma-u-knig-ne-bivaet-kanikul.html
  • crib.bystrickaya.ru/igra-pomogaet-v-professionalnom-samoopredelenii-uchit-pravilam-povedeniya-v-igre-reguliruet-mezhlichnostnie-otnosheniya-i-kollektivnoe-vzaimodejstvie-cel.html
  • pisat.bystrickaya.ru/statistika-naseleniya-8.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vnutrifrakcionnaya-rabota-pressa-press-sluzhba-frakcii-edinaya-rossiya-gosduma-rf.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/part-ii-anatomical-terminology-a-z-cisik-per-na-angl-yaz-a-z-cisik-minsk-bgmu-2010-212-s.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/lekciya-5vichislitelnie-sistemi-obshie-svedeniya-konspekt-lekcij-po-kursu-organizaciya-evm-i-sistem-dlya-studentov.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vilejskij-rajon-nazvanie-raboti.html
  • assessments.bystrickaya.ru/dadun-r-stranica-18.html
  • znanie.bystrickaya.ru/6-standartnie-znacheniya-po-kazhdoj-shkale-mozhno-otnesti-k-odnoj-iz-treh-grupp-nizkie-znacheniya-13-stena-25-populyacii-srednie-znacheniya-4-6-sten-50-populyacii-visokie-znacheniya-7-10-sten-25-populyacii.html
  • write.bystrickaya.ru/fgbu-rossijskij-selskohozyajstvennij-centr-filial-fgbu-rossijskij-selskohozyajstvennij-centr-po-novgorodskoj-oblasti.html
  • literature.bystrickaya.ru/doklad-nezavisimogo-eksperta-po-voprosam-tehnicheskogo-sotrudnichestva-i-konsultativnogo-obsluzhivaniya-v-liberii-ahrc915.html
  • abstract.bystrickaya.ru/3-stolknovenie-kosnosti-i-mechtatelnosti-a-s-homyakov-ideolog-slavyanofilstva.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zakon-vlastiekaterina-velikaya-stranica-3.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tobajas-dzhordzh-smollet-stranica-8.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/koncepciya-rosta-nauchnogo-znaniya-k-poppera-koncepciya-tretego-mira-k-poppera-7.html
  • bukva.bystrickaya.ru/radiotehnika-i-kosmos-chast-10.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programma-razvitiya-uchrezhdeniya-stranica-4.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/obvinitelnoe-zaklyuchenie-po-ugolovnomu-delu-18432766-07-tom13-stranica-9.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.