.RU

5. Групповое обсуждение положений бихевиористов - Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры...


5. Групповое обсуждение положений бихевиористов. На доске вы­вешивается список положений бихевиористов.

Бихевиористы — психологи, занимающиеся изучением поведения, считали, что:

- Чем разнообразнее и неожиданнее поощрения, тем они действен­нее. При этом поощрения не должны восприниматься как подарок ко дню рождения (его все равно получишь). Чтобы поощрения вы­полняли свою функцию (закрепляли положительное для родителя поведение ребенка), они должны быть четко увязаны с действиями ребенка. Неожиданная награда лучше запоминается, а конфета за каждую пятерку теряет свою роль «быть поощрением».

- Наказание должно быть значимо для ребенка, иначе оно теряет смысл и не служит для прерывания нежелательного поведения. Если ре­бенка наказывают, оставляя дома, а он при этом и не хотел идти в гости, то вряд ли это событие можно считать наказанием.

- Ребенок может принимать участие в вопросах выбора поощрений и на­казаний. Дети подчас бывают очень справедливы в поиске подходящего для себя наказания, чувствуя доверие, которое оказали им родители. Осуществляя выбор, они к тому же лучше запоминают, что может последовать за определенным поведением, и это повышает их ответственность

- Лучше использовать поощрения, чем наказания. Бихевиористы давно доказали в экспериментах на животных, что те лучше поддаются выработке условных рефлексов, если в качестве подкрепления ис­пользуется не наказание (например, удар током), а поощрение (что-нибудь вкусненькое). Если нужное поведение поощрять, а ненужное игнорировать, то необходимые навыки формируются быстрее, чем, если используются и поощрения, и наказания.

- Поощрения должны исполняться. Очень важно, чтобы обещанная наг­рада была получена, поэтому не стоит давать невыполнимых обещаний.

- Если родители действительно хотят закрепить желательное поведе­ние ребенка, им лучше выбрать реальное выполнимое поощрение, так как поощрения обязательно должны исполняться. Приемлемы­ми наказаниями служат запреты, лишения чего-либо, игнорирова­ние, отсутствие улыбки на лице матери и т.д.

^ 6. Обсуждение списка поощрений и наказаний, составленного при­емными детьми.

Примеры поощрений и наказаний, которые выбирают приемные дети


^ Воз­раст ребен­ка, лет

Наиболее желаемое поощрение

Самое страшное наказание

3—5

«Полюбить», сладкое

Когда кричат, «стукают»

5—8

Когда хвалят

Стоять в углу.

Когда со мной не разговаривают.

9—11

Поход на прогулку, в гости вместе с (при­емными) родителями.

Когда не отпускают гулять

с друзьями.

Когда мне не доверяют

12—13

Лучшее поощрение — это доверие. Самое лучшее поощре­ние — это чтобы ис­полнили мое желание.

Самое страшное наказание, когда со мной

не разговаривают.

Самое страшное наказание,

если меня не отпустят на улицу

с друзьями.

14—15

Хвалят, говорят «моло­дец», дарят подарки.

Самое страшное наказание — уйти из семьи. Если отдадут обратно в детский дом.


Ведущие анализируют структуру поощрений и наказаний приемного ребенка. Как видно из таблицы, дети практически независимо от возраста считают самым страшным наказанием лишение внимания (когда не разговаривают). В качестве наказания они воспринимают проявление не­доверия, запрет на общение со сверстниками. Чем старше ребенок, тем больше он ценит семью, воспитывающую его. Самым страшным для под­ростка становится угроза отторжения. В качестве поощрения дети пред­почитают словесную поддержку, совместное проведение досуга. И опять звучит проблема доверия. Доверие родителей становится самым желае­мым поощрением, недоверие — самым страшным наказанием. Компе­тентность приемных родителей (как, впрочем, и родных) определяется умением использовать адекватные методы поощрений и наказаний. Наи­более действенным наказанием нередко является модель так называемо­го тайм-аута. Так как для ребенка одной из наиболее действенных форм вознаграждения является отношение других, т.е. социальное подкрепле­ние при помощи внимания, похвалы, подбадривания или совместной де­ятельности, то при нежеланных формах поведения целесообразно исполь­зовать в целях наказания лишение внимания. Изъятие из ситуации, вне­запная утрата внимания часто служат единственной возможностью для воздействия и завершения конфликта, особенно при агрессивных спорах и приступах ярости.

^ 7. Обсуждение списка поощрений и наказаний приемных детей, составленного родителями. Используемые наказания:

• Лишение чего-либо (морального или материального, особенно про­смотра телевизора, прогулок, сладкого, денег).

• Невербальные проявления (молчание).

• Поставить в угол.

• Обругать, пристыдить, используя такие слова: не хочу ни видеть, ни любить.

^ Используемые поощрения:

• Сладкое, игрушки, одежда.

• Разрешение гулять больше обычного.

• Карманные деньги. Совместные игры, походы в кафе, на прогулку.

• Похвала.

^ 8. Рефлексия результатов занятия. Каждая семья после короткого обсуждения отвечает на вопросы ведущих:

- Что было самым важным для вас в течение сегодняшнего занятия?

- Изменились ли ваши представления о будущей приемной семье?

- Как вы относитесь к этим изменениям?

- Как вы сейчас оцениваете свою готовности к приему (работа с континуумом)?

^ 9. Домашнее задание. Составить список из 10 нарушений в поведе­нии детей. Против каждого нарушения описать их позитивный смысл. Домашнее задание выполняется в «Семейном дневнике».

Занятие 6. Как научиться понимать приемного ребенка

(На занятие приглашаются только родители и старшие подростки).

Задачи:

  1. Развить у участников навык положительного переформулирования проблем.

  2. Отработать модус поведения родителей в ситуации «наводнения» не­гативными переживаниями у приемного ребенка.

  1. Обсуждение мыслей и чувств членов семей по поводу воспитания приемного ребенка, которые возникли за неделю. Семьи диагностируют свою готовность к воспитанию приемного ребенка. Работа с континуумом.

  2. ^ Обсуждение домашнего задания. Родители зачитывают список из 10 нарушений поведения у детей и свои позитивные интерпретации нару­шений.

Разбираются наиболее деструктивные нарушения в поведении у при­емных детей: воровство, обман и др.

^ 3. Сообщение ведущих об использовании метода положительного
переформулирования. Метод положительного переформулирования по­зволяет фокусироваться на положительной стороне значения проступка ребенка и на его вкладе в развитие семьи.

Например, воровство ребенка — это не проявление неблагодарности и, тем более, не желание оскорбить семью. С помощью этого поведения при­емный ребенок транслирует свою близость и появление привязанности. Предмет воровства символизирует для него ту любовь, которой его когда-то лишили, и стремление идентифицироваться с новой семьей. Своим поведе­нием ребенок также старается сделать отношения в семье более близкими и любящими. Общее негативное переживание по поводу «неблагодарного ре­бенка» объединяет остальных. Как показали результаты многолетних наблю­дений, воровство у ребенка начинает активизироваться в ситуации, когда у членов семьи появляется много противоречий, дестабилизирующих их от­ношения. Приемный ребенок, как жертвенное животное, закладывает себя на алтарь семейной любви. Он так же спасает лицо семьи. Как показывают результаты тех же наблюдений, ребенок ворует в семье, когда она становит­ся для него близкой и любимой. В противном случае он ворует в школе. Боулби, создатель теории привязанности, считал, что вторичная привязан­ность формируется у ребенка через проявление агрессии и проступки.

Метод положительного переформулирования проблемы необходимо ис­пользовать и для интерпретации прошлого опыта ребенка. Это позволит ему в определенной степени справиться с обидой на мать, которая от него отказа­лась, и не стать носителем, так называемого, синдрома приемного ребенка, который проявляется в сниженной самооценке, недостаточном межличност­ном доверии, плохой успеваемости, трудностях в установлении близких от­ношений даже в зрелом возрасте. Например, положительное переформулиро­вание того, что ребенок оказался в детском доме, может быть следующим: «Твоя мама понимала, что она сама не сможет тебя хорошо воспитать, сохра­нить тебе здоровье, обеспечить тебя жильем, потому, что она страдает алкого­лизмом. Она хотела отдать тебя в хорошие руки. Она пыталась сделать для тебя лучшее из того, что могла. Она любила тебя и любит сейчас». Ни в коем случае нельзя делать критические высказывания относительно кровных ро­дителей ребенка и прогнозировать ему подобную судьбу. Это наносит невос­полнимый вред отношениям с приемным ребенком.

  1. ^ Работа в парах: один говорит о сложной проблеме, другой пытает­ся ее переформулировать.

Сообщение ведущих. Еще с одной проблемой нередко приходится сталкиваться приемным родителям. Если в детском доме ребенок, защи­щаясь от душевной боли, как бы «забывает» многие трагические события из своей жизни, то, оказавшись в ситуации семейных отношений, пытаясь привязаться к семье, он начинает переживать «наводнение» своими трав­матическими воспоминаниями. Ребенок рассказывает и рассказывает, он не может ни остановиться, ни переключиться на что-нибудь другое от та­ких ситуаций из своей прошлой жизни. Например, о проституировании мамы, алкоголизме родителей, убийствах и суицидах, которые он наблю­дал в своей жизни и т.д. и с которыми обычная семья никогда не сталкива­ется. Эти рассказы пугают членов семьи, вызывают у них чувство расте­рянности. Как реагировать в такой ситуации? Лучше всего дать ребенку выговориться. Не проговоренные воспоминания останутся с ним и «пре­вратятся» в страхи, с которыми ребенку будет очень трудно справиться. Желательно выслушать ребенка, время от времени сочувственно кивая, но не давая комментариев по поводу содержания его рассказа. Можно обнять ребенка, если он это допустит. После рассказа необходимо сказать ему, что вы понимаете его, видите, как он расстроен, как ему больно, что вы сдела­ете все возможное, чтобы помочь ему справиться с этой болью, что он может рассчитывать на вас. Неплохо выделить место в доме и договориться о времени, когда вы можете спокойно поговорить с ребенком.

^ 6. Ролевая игра «Рассказ приемного ребенка о травматическом опыте жизни в кровной семье». Роли ребенка и члена семьи (родителя, брата или сестры) играют ведущие. Все члены группы становятся экспер­тами и письменно отвечают на следующие вопросы:

- Что чувствует ребенок, когда рассказывает о своей травме?

- Что чувствует член семьи, когда слышит этот рассказ?

- Как реагирует член семьи?

- Как он демонстрирует свое отношение к рассказу, самому ребенку?

- Какое поведение родителя более эффективно?

Ведущий, играющий роль ребенка, рассказывает реальные истории детей о насилии, которое он наблюдал или пережил в семье, унижениях, пренебреже­нии его витальными нуждами, смерти родителей и т.д. Ребенок не в состоянии успокоиться, навязчиво рассказывает об ужасах, которые пережил в семье.

Роль родителей играют двое ведущих, которые реагируют на рассказ ребенка в соответствии с установкой. Первый, с одной стороны, поощряет ребенка говорить правду, с другой — игнорирует его чувства и критикует его и его кровных родителей, заявляет, что если он не будет слушаться, будет врать, то станет таким же, как его родители. Второй демонстрирует понимание и принятие ребенка.

Анализ ситуации идет по результатам ответов экспертов.

После разбора родители — участники занятий — работают в малых группах по 3—5 человек. Один член группы выступает в роли ребенка в состоянии «наводнения» страшными воспоминаниями, остальные пыта­ются поддержать и успокоить его.

^ 7. Рефлексия результатов занятия. Каждая семья после короткого обсуждения отвечает на вопросы ведущих:

- Что было самым важным для вас в течение сегодняшнего занятия?

- Изменились ли ваши представления о будущей приемной семье?

- Как вы относитесь к этим изменениям?

- Как вы сейчас оцениваете свою готовности к приему (работа с кон­тинуумом)?

^ 8. Домашнее задание. Каждый член семьи записывает по 20 ассоциа­ций, которые у него вызывают словосочетания «приемный ребенок» и «при­емная семья».

Занятие 7. Сложные ситуации взаимодействия с приемным ребенком

(В занятии участвуют родители и старшие подростки).

Задачи:

1. Развить у участников навык взаимодействия и взаимопонимания.

2. Отработать модус поведения членов семьи в ситуации первого посе­щения ребенком дома.

3. Отработать модус поведения членов семьи в сложных ситуациях вза­имодействия (ситуации воровства и обмана).

  1. Обсуждение мыслей и чувств членов семей по поводу воспитания приемного ребенка, которые возникли за неделю. Семьи диагностируют свою готовность к воспитанию приемного ребенка. Работа с континуумом.

  2. ^ Обсуждение домашнего задания. Семьи зачитывают списки с ассо­циациями со словосочетаниями «приемный ребенок» и «приемная семья».

В этих списках немало негативных стереотипов, особенно по отноше­нию к ребенку-сироте. Каждый негативный стереотип подвергается пози­тивному переформулированию. Разбираются источники появления подоб­ных стереотипов.

3. Психогимнастика. Без слов надо выполнить ряд действий: всей семьей выбить ковер (взаимодействие начинается в квартире, продолжа­ется на улице и заканчивается дома); всей семьей приготовить ужин.

Анализируется видеозапись выполнения упражнений. Вопросы для анализа (задаются каждому члену семьи):

- Удалось ли договориться без слов?

- Довольны ли результатом своей работы?

- Кто был главным при выполнении упражнения?

- Насколько легко вам было понять друг друга?

^ 4. Ролевая игра «Первое посещение ребенком будущей приемной семьи»

Первое посещение — это «пробный шар» приема. По времени оно длится от двух дней (выходные) до одной недели, если совпадает с кани­кулами.

Три первые сцены разыгрываются ведущими, которые выступают в роли детей, и «симулянтными» семьями. С каждым ребенком могут работать одна-две семьи. Поведение будущих приемных детей несколько утрированно изображается ведущими.

1-й ребенок: возраст 7—9 лет, в поведении гиперрасторможен, бегает по квартире, открывает все ящики, все время просит: «Дай это, дай то».

2-й ребенок: возраст 3—5 лет, замкнут, явно растерян и испуган, пы­тается спрятаться, плачет.

3-й ребенок: возраст 12—13 лет, насторожен, критичен, пытается вы­яснить, что он за это получит, если будет жить в семье.

Задача для «ребенка» — стараться вести себя в соответствии с ролью.

Инструкция. Вы первый раз привели ребенка домой. До этого вы встре­чались с ним только в детском доме (приюте), где проходили подготовку. Кто-то из членов семьи (вы сами должны решить кто) привозит ребенка домой. Дома его уже ждут, волнуются, готовятся, планируют встречу. При­ходит ребенок и... все начинается.

Игра записывается на видеокамеру, затем видеоматериал обсуждается.

^ Вопросы к исполнителю роли ребенка:

- Удалось ли семье изменить ваше состояние?

- Что члены семьи предприняли, чтобы его изменить?

- Какие действия семьи были более эффективными, какие только провоцировали вас?

- Как вы чувствовали себя в этой семье?

- Как вы думаете, сложатся ваши дальнейшие отношения с семьей?

^ Вопросы к исполнителям ролей членов семьи:

- Удалось ли вам изменить состояние ребенка?

- Что вы предприняли, чтобы его изменить?

- Какие из ваших действий были более эффективными, какие только провоцировали его?

- Как вы чувствовали себя в контакте с ребенком?

- Как вы думаете, сложатся ваши дальнейшие отношения с ребенком?

^ 5. Сообщение ведущих. Ощущения ребенка-сироты в приемной се­мье когда-то описал Андерсен в своей сказке о Гадком утенке. Утенок уми­рал от холода и голода, и добрый человек принес его домой. Реакция утен­ка на новую ситуацию была настолько парадоксальной (он все перевернул вверх дном), что семья выгнала его из дома. Попасть из одной ситуации, пусть плохой, но привычной, в другую, может быть, лучшую, но пока нео­пределенную, ребенку страшно. Он испытывает эмоциональное перенап­ряжение, которое и управляет его поведением. Семья должна быть готова к подобному состоянию ребенка.

В ситуации первого прихода необходимо максимально сузить для ре­бенка поле неопределенности. Для этого его можно провести по дому, по­знакомить со всеми, кого он не знает, используя язык поддержки и поощрения. Все вещи,"которые дороги вам и которые можно разбить или «взять на память», лучше всего убрать на недосягаемый уровень. Еще в детском доме нужно обязательно обсудить с ним детальный план жизни на это время, сна­чала напоминать ему последовательность действий, потом попросить, что­бы он сам это делал (ребенок сам должен контролировать ситуацию).

В этот день желательно не приглашать никого в гости - будет меньше поводов для напряжения. Желательно еще при входе в дом угостить ребенка чем-нибудь сладким. Ритм жевания и сладкий вкус снижают уровень стресса.

Ребенку еще на пороге можно дать ту мягкую игрушку, которая исполня­ла роль приемного ребенка в вашем доме все это время. Пусть он прижмет ее к своей груди. Он будет чувствовать себя более безопасно в новой обстановке.

Если ребенок гиперрасторможен, то, возможно, таким образом, он хо­чет привлечь ваше внимание (вспомните о бессознательном стремлении ре­бенка провоцировать взрослых на наказание, о котором мы уже говорили). В таком случае его на некоторое время нужно оставить без публики, выйти из комнаты, объявить тайм-аут. Тайм-аут — это техника, которая была обо­снована психологами, занимающимися изучением поведения. Каждый раз, когда ребенок начинает себя плохо вести, ему объявляют перерыв (тайм-аут), и это слово становится для него сигналом, что он ведет себя плохо, и началом санкции. У гиперрасторможенного ребенка обычно есть проблемы с концентрацией внимания. Он его задерживает на чем-то на очень непро­должительное время, поэтому желательно, чтобы взрослые управляли вни­манием, т.е. переключали его сами на полезные для ребенка действия и вещи.

Если ребенок замкнулся, то его тоже на какое-то время можно оста­вить в покое, пока он немного не привыкнет к новому месту. Ему необхо­димо помочь стать более раскованным. Для этого вам нужно встать с ним на один уровень по росту и протянуть мягкую, нагретую в ваших руках игрушку, с которой он будет ходить, играть, спать и которая будет его по­том ждать в семье. Общаться с ребенком можно через игрушку: вы обра­щаетесь к ней, шепча ей что-то «на ушко», и он вам отвечает так же.

Для подростка обычной является реакция эмансипации, особенно в стрессовой ситуации. В условиях депривации, в которых он воспитывал­ся, у него накопилось много межличностных проблем. Жизненный опыт доказал ему, что лучше никому не доверять, а получить хоть что-нибудь от других. При этом подросток ориентирован на общение в рефе­рентной группе. Поэтому подростка лучше принимать семье, где есть дру­гие подростки, но старше по возрасту и способные к адекватному соци­альному поведению. Во всяком случае, к приему подростка нужно подго­товиться и в плане обсуждения тем из его культурного поля. Желательно не «заглатывать наживку» провоцирующего поведения.

В конце «гостевания» необходимо выразить благодарность ребенку за то, что он старался вести себя хорошо, составить список его положительных качеств (вспомните первое занятие), договориться о конкретных будущих действиях.

^ 6. Ролевая игра «Обман». Ведущие разыгрывают следующую ситуа­цию. Ребенок (12 лет) исправил в дневнике оценки за четверть. Стер их так, что можно заметить подделку. На недоуменный вопрос родителей кля­нется, что это спутала учительница. Его посылают за подписью учитель­ницы, и он приносит ее, хотя видно, что это подделка. Но ребенок продол­жает стоять на своем.

Организация пространства, позы играющих: ребенок сидит, опустив голову, то скрещивая руки на груди, то пряча их в карманы, напротив роди­телей, их разделяет стол. Мать держит в правой руке дневник и в такт сво­ей речи размахивает левой. Отец сидит, отклонившись влево, его ноги и руки переплетены.

^ Мать: Зачем ты нас обманываешь? Ты что, считаешь нас дураками?

Ребенок: Это правда. Учительница мне их выставила, она просто ошиб­лась, поэтому кое-где подтерла, это ее подпись.

^ Отец: Как тебе не стыдно? Мы что, к тебе плохо относимся?

Ребенок (кричит): Я говорю правду! Почему вы мне не верите?

Папа: Что ты кричишь? Ты же явно врешь! Мы с тобой завтра пойдем в школу, и учительница все скажет.

^ Мама: Будешь врать нам — попадешь в тюрьму. А не будешь учиться — станешь дворником.

Папа: Рассказывай, зачем ты подделал оценки?

Ребенок: Я этого не делал...

^ Вопросы для «родителей»:

- Какова была цель вашего разговора с ребенком?

- Каким образом вы пытались ее добиться?

- Что вы чувствовал! в процессе диалога?

- Что чувствовал ребенок?

^ Вопросы для «ребенка»:

- Что вы чувствовали в контакте с родителями?

- Что заставляло вас вести себя именно таким образом?

- Что чувствовали родители в процессе диалога?

^ Вопросы группе:

- Что выражала поза участников диалога?

- Насколько она соответствовала содержанию высказывания?

- Насколько было хорошо организовано пространство?

^ 7. Сообщение ведущих. Это одна из наиболее типичных ситуаций. Ре­бенок стоит на своем, несмотря на очевидность обмана. Приемные родители, как правило, крайне болезненно относятся к таким ситуациям. Чувству­ет себя обиженными и некомпетентными, сетуют на то, что приемные дети не ценят их усилий, пугают себя и его страшными прогнозами будущего. Нередко происходит смещение точки цели. Для родителей наиболее важным становится именно признание ребенка, а не изменение ситуации. Они «изматывают» себя и ребенка требованиями признания, ставят свое само­уважение как родителей в зависимость от того, признается ребенок или нет.

В результате каждый из участников контакта «зацикливается» на роли: «про­курор» — «обвиняемый». «Прокурор» обвиняет — «обвиняемый» все отрицает.

Ребенок, воспитанный в ситуации депривации, не склонен доверять благим намерениям окружающих. Чем больше на него давят, требуя при­знания, тем больше он сопротивляется. Это нередко вызывает еще боль­шее раздражение у родителей, чем сам проступок. Раздражение реализу­ется в наказании. Ребенок начинает переживать стереотипную для себя ситуацию, которая подтверждает его депривационную картину мира: мир враждебен, неуправляем, незачем ему доверять.

Разыгрывание подобных сценариев становится стереотипом взаимо­отношений родителей с детьми, особенно приемными.

Разбор невербального поведения играющих. Сама организация простран­ства препятствует установлению контакта. Стол становится барьером, разде­ляющим родителей и ребенка. Позиция «напротив» создает конфронтацию в отношениях. Позы также не способствуют доверительным отношениям. Ре­бенок сидит в так называемой закрытой позе, что не позволяет ему «услы­шать» слова родителей. В принципе, контакту в этот момент он недоступен. Дневник в руке матери — барьер, который также становится препятствием к контакту. Манипулирование левой рукой, как правило, другим воспринимает­ся как отторгающий жест. Не лучше поза и у отца. Отклонение корпуса влево сигнализирует о критическом отношении к происходящему. Переплетение рук и ног демонстрирует нежелание вступать в контакт.

Что же сделать, чтобы ребенок не обманывал?

Прежде всего, нужно понять источник возникновения этой привычки. Та­ким способом ребенок с раннего детства должен был защищаться от угрожа­ющего ему мира. Не признаешься - останешься цел. Привычка - это сте­реотип поведения. Он возникает снова и снова в стереотипной ситуации. Ре­бенок совершает проступок, его разоблачают, и он, чувствуя себя загнанным в угол, начинает все отрицать. Это можно сравнить с малообъяснимыми реак­циями. Если что-то когда-то вызвало тошноту и произошла фиксация, это бу­дет вызывать подобную реакцию всегда. Прервать стереотип очень сложно. Это требует длительного времени и терпимости. Поэтому не следует воспри­нимать обман ребенка как посягательство на свою родительскую способность. Ребенок лжет еще и потому, что хочет быть принятым новой семьей, и потому, что он не хочет волновать родителей. Для него это — ложь во благо себя и семьи. При проведении такого сложного разговора необходимо обращать внимание на вербальный и невербальный языки. Лучше всего организо­вать пространство в форме круга и убрать все барьеры между членами семьи. Нельзя допустить, чтобы ребенок оставался в закрытой позе. Что­бы «раскрыть» его, можно попросить его что-нибудь достать. При этом родители должны сами постараться сесть в открытую позу, манипулиро­вать правой рукой (это воспринимается как стремление установить отно­шения доверия), наклонять голову направо («я тебя внимательно слушаю»), говорить лишь о конкретных поступках, а не о личности ребенка в целом: «Не ты плохой, а твой поступок неправильный, но это можно исправить». Использовать выражение: «Я — Ты». Признать, что вы понимаете, как ре­бенку трудно в таком непростом случае сказать правду, что вы оба понима­ете, что произошло. Не нужно зацикливаться на идее обязательного вер­бального признания. Иногда, может быть, лучше дать ребенку возможность сохранить свое лицо, при этом необходимо обсудить с ним возможные выходы из ситуации. Нужно помнить, что пугающие пророчащие предска­зания имеют свойство сбываться.

^ 8. Сообщение ведущих «Трудный разговор, или Что делать, если приемный ребенок ворует». В практике приема нередко семьи сталкива­ются с проблемой воровства. В основном крадут деньги, украшения. В большинстве случаев их используют, чтобы потрясти одноклассников, соседских детей, «купить» их дружбу. По-другому дети, воспитанные в депривационных условиях, не умеют налаживать отношения. В одной из пси­хологических научных школ считается, что дети крадут, потому что хотят вернуть украденную у них любовь. По нашим наблюдениям, через воров­ство они пытаются установить отношения привязанности. Они начинают воровать у тех, к кому лучше всего относятся. Интересно, что если в семье складываются теплые отношения, то дети начинают воровать в семье, если с учительницей — то у нее.

Для групповой дискуссии приводится конкретный случай решения проблемы кражи в замещающей семье.

Пример. Семья состоит из родителей, взрослого сына, кровной и приемной дочерей. Детям соответственно 14 и 12 лет. В последнее время члены семьи стали замечать пропажу денег. Сначала опустоша­лись карманы, потом начали пропадать деньги из кошелька, затем из тайника, где хранились семейная касса. Члены семьи впервые столк­нулись с подобной проблемой. Им было неудобно обсуждать ее с де­вочкой — приемной дочерью: очень боялись обидеть. Дошло до того, что стоило выйти из комнаты, как она бросалась к кошелькам. Сын поймал ее за воровством. Девочка плакала и клялась, что он ошибает­ся: она тут ни при чем. Семья решилась на разговор. Вместе со специалистом службы сопровождения каждый член семьи написал неболь­шое письмо девочке, где описывал сначала свои чувства, мысли, кото­рые у него возникли во время первой встречи с ней. «Когда я тебя впервые увидел, — писал брат, — то подумал: «Хорошая девчонка, мы обязательно поладим». Мне захотелось защитить тебя. Я был рад, что ты будешь жить в нашей семье». Затем шло описание поведения девочки во время воровства и своих чувств по поводу этого. «Я вы­шел из комнаты и увидел, как ты на цыпочках побежала туда, лицо твое горело, ты пыталась сдержать дыхание, но у тебя это плохо полу­чалось. Мне стало жалко тебя, ведь мы считаем тебя своей сестрой, а ты не можешь нам довериться и вместо нашей любви предпочитаешь довольствоваться ее заменителем. Мне стало обидно за себя, я почув­ствовал, что меня предают. Я понимаю, что тебе трудно справиться с собой. По-видимому, тебя «что-то тащит» к этим деньгам. Я хотел бы понять, возможно ли, чтобы мы жили вместе, доверяя друг другу, и что нам для этого сделать».

После ужина девочку попросили остаться. Каждый член семьи читал свои письма. Девочка сидела не шелохнувшись. Затем она при­несла деньги, которые не успела потратить. (Тратила она в основном на девочек, с которыми хотела подружиться в новом классе.) После этого было принято решение вместе контролировать количество де­нег в доме. Это поручили маме. Вместе с приемной дочерью они каж­дый вечер пересчитывали деньги в доме, распределяли их на покуп­ки, записывали все траты.

Договорились также о сумме на карманные деньги. После месяца ежевечернего контроля пересчитывание денег прекратили, оставили только совместное распределение бюджета семьи. Случаи кражи не повторялись.

^ Вопросы для обсуждения:

- Как объяснить воровство приемной девочки?

- Что чувствовали члены семьи, когда обнаружили воровство?

- Правильно ли поступили члены семьи, таким образом отреагиро­вав на ситуацию воровства в семье?

- Что из поведения членов семьи вам показалось более эффективным?

- Как бы вы поступили, если бы обнаружили пропажу денег в своей семье?

^ 9. Ролевая игра «Трудный разговор». Члены группы рассчитывают­ся на первый-второй и образуют две группы: родительскую, детскую. В малых группах обсуждают темы для ролевой игры и поведение испол­нителя роли. Разыгрывается несколько ситуаций по выбору участников. Анализируется видеозапись работы.

  1. ^ Упражнение «Горячий стул». Члены одной семьи садятся в центр остальные участники занятия по кругу говорят ей о ее ресурсах.

  2. Рефлексия результатов занятия. Каждый член семьи говорит о том, чем были для него занятия курса.

  3. ^ Домашнее задание

Обращение ведущих. Следующее занятие будет совместным с вашими будущими приемными детьми. После этого они в скором времени придут к вам в гости (гостевая семья). Возьмите план своей квартиры и еще раз отметьте пространство каждого члена семьи, включая приемного ребенка.

Напишите сочинение «Моя семья», которое можно будет прочитать ребенку. Опишите в нем, как вы его ждете, как готовитесь к тому, что он будет у вас жить, как вы представляете вашу совместную жизнь.


giponimicheskie-lakuni-v-russkom-yazike-sovremennaya-lingvisticheskaya-sistemologiya-rassmatrivaet-yazik.html
gipoteza-edinogo-polya-chast-2.html
gipoteza-i-versiya.html
gipoteza-kak-forma-poznaniya-chast-6.html
gipoteza-o-prirodnih-prichinah-stacionarnih-orbit-atoma-vodoroda.html
gipotezi-proishozhdeniya-zhizni-na-zemle-chast-2.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/grazhdansko-pravovie-sdelki-rastorzhenie-trudovogo-dogovora-po-iniciative-rabotodatelya.html
  • holiday.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-k-zadacham-76-90-obshie-metodicheskiya-ukazaniya.html
  • education.bystrickaya.ru/1-predmet-metod-i-principi-pp.html
  • abstract.bystrickaya.ru/3-tovarishestvo-na-vere-pervaya.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vospitatelnoj-raboti-v-6b-klasse-mou-sosh-7-g-alatirya-chuvashskoj-respubliki.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sekciya-hirurgii-2-nauchno-issledovatelskaya-rabota-studentov-tezisi-dokladov-56-j-nauchnoj-studencheskoj-konferencii.html
  • books.bystrickaya.ru/dopolnitelnaya-literatura-zanyatie-1.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kodeks-torgovogo-moreplavaniya-novij-chast-31.html
  • pisat.bystrickaya.ru/the-etymology-of-english-words-etimologiya-anglijskih-slov.html
  • testyi.bystrickaya.ru/53-gosudarstvennaya-ekologicheskaya-ekspertiza-prirodoohrannoe-i-prirodoresursnoe-zakon.html
  • gramota.bystrickaya.ru/xxiitrebovaniya-k-fizicheskoj-podgotovlennosti-grazhdan-postupayushih-na-sluzhbu-v-policiyu.html
  • composition.bystrickaya.ru/plan-uroka-beseda-ob-istorii-sozdaniya-russkoj-matreshki-pokaz-razlichnih-vidov-matreshek-na-kompyutere-2-rasskaz-o-treh-vidah-naibolee-izvestnih-matreshek-analiz-illyustrativnogo-materiala.html
  • znanie.bystrickaya.ru/53-neobhodimie-novovvedeniya-v-sfere-regulirovaniya-na-rinke-cennih-bumag.html
  • control.bystrickaya.ru/elektivnij-kurs-po-matematike-dlya-uchashihsya-11-ih-klassov-nestandartnie-metodi-resheniya.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-moskva-2006-bagandov-a-b-dmitriev-yu-a-stranica-10.html
  • university.bystrickaya.ru/geograficheskie-faktori-razvitiya-gosudarstva.html
  • composition.bystrickaya.ru/pedagogicheskij-institut-stranica-4.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/psihologiya-xxi-stoletiya-t-1-pod-redakciej-kozlova-v-v-yaroslavl-mapn-2008-376s-sostav-organizacionnogo-komiteta-simpoziuma.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/lobzin-v-s-reshetnikov-m-m-autogennaya-trenirovka-stranica-4.html
  • lecture.bystrickaya.ru/a-g-asmolov-a-a-bodalev-s-k-bondireva-a-v-brushlinskij-v-p-zinchenko-l-p-kezina-e-a-klimov-o-a-konopkin-a-m-matyushkin-a-i-podolskij-v-v-rubcrv-v-d-shadrikov-m-g-yaroshevskij-stranica-24.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programma-vserossijskoj-nauchno-prakticheskoj-konferencii-ekologicheskie-problemi-urbanizirovannih-territorij-16-marta-2011g.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prikaz-ot-31-avgusta-2007-g-n-767-voprosi-organizacii-soprovozhdeniya-transportnih-sredstv-patrulnimi-avtomobilyami-gosavtoinspekcii.html
  • studies.bystrickaya.ru/ii-pohisheniya-i-ischeznoveniya-zhitelej-respubliki-dagestan-mehanizmi-beznakazannosti-na-severnom-kavkaze-2009-2010.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-5-telefonnaya-set-obshego-polzovaniya-tfop-kurs-lekcij-dlya-studentov-ochnogo-i-zaochnogo-otdelenij-po-specialnosti.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kak-dobratsya-v-velichku-istoriya-velichki.html
  • occupation.bystrickaya.ru/o-predmetnih-liniyah-nachalnoj-shkoli-metodicheskoe-posobie-k-iumk-novaya-nachalnaya-shkola.html
  • znanie.bystrickaya.ru/amortizacionnaya-politika-predpriyatiya-i-ee-razvitie-chast-6.html
  • shkola.bystrickaya.ru/perevozka-gruzov-avtomobilnim-trasportom.html
  • studies.bystrickaya.ru/glava-9-vremya-otdiha-uchebnik.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-oborudovanie-dlya-proizvodstva-reklamno-suvenirnoj-i-upakovochnoj-produkcii-po-specialnosti-261202-65-tehnologiya-poligraficheskogo-proizvodstva.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programma-po-russkomu-yaziku-dlya-postupayushih-na-baze-osnovnogo-obshego-9-klassov-i-srednego-polnogo-obshego-11-klassov-obrazovaniya-imena-sushestvitelnie.html
  • student.bystrickaya.ru/214-meropriyatiya-po-priyomu-i-obustrojstvu-pereselencev-na-territorii-urzhumskogo-rajona.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/yu-v-nechepurenko-opredelenie-is-klassifikaciya-ois-termin-intellektualnaya-sobstvennost.html
  • studies.bystrickaya.ru/filosofskie-vzglyadi-dzhona-lokka.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-23-gospod-predosteregaet-iudeyu-predislovie.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.