.RU

6) Роль структуры управления в ИС. Функции и типовая организация современной СУБД


^ 6) Роль структуры управления в ИС. Функции и типовая организация современной СУБД
Традиционных возможностей файловых систем оказывается недостаточно для построения даже простых информационных систем. Выявлено несколько потребностей, которые не покрываются возможностями систем управления файлами: поддержание логически согласованного набора файлов; обеспечение языка манипулирования данными; восстановление информации после разного рода сбоев; реально параллельная работа нескольких пользователей. Можно считать, что если прикладная информационная система опирается на некоторую систему управления данными, обладающую этими свойствами, то эта система управления данными является системой управления базами данных (СУБД).

Основные функции СУБД

Более точно, к числу функций СУБД принято относить следующие:

^ Непосредственное управление данными во внешней памяти

Эта функция включает обеспечение необходимых структур внешней памяти как для хранения данных, непосредственно входящих в БД, так и для служебных целей, например, для убыстрения доступа к данным в некоторых случаях (обычно для этого используются индексы). В некоторых реализациях СУБД активно используются возможности существующих файловых систем, в других работа производится вплоть до уровня устройств внешней памяти. Но подчеркнем, что в развитых СУБД пользователи в любом случае не обязаны знать, использует ли СУБД файловую систему, и если использует, то, как организованы файлы. В частности, СУБД поддерживает собственную систему именования объектов БД.

^ Управление буферами оперативной памяти

СУБД обычно работают с БД значительного размера; по крайней мере, этот размер обычно существенно больше доступного объема оперативной памяти. Понятно, что если при обращении к любому элементу данных будет производиться обмен с внешней памятью, то вся система будет работать со скоростью устройства внешней памяти. Практически единственным способом реального увеличения этой скорости является буферизация данных в оперативной памяти. При этом, даже если операционная система производит общесистемную буферизацию (как в случае ОС UNIX), этого недостаточно для целей СУБД, которая располагает гораздо большей информацией о полезности буферизации той или иной части БД. Поэтому в развитых СУБД поддерживается собственный набор буферов оперативной памяти с собственной дисциплиной замены буферов.

Заметим, что существует отдельное направление СУБД, которое ориентировано на постоянное присутствие в оперативной памяти всей БД. Это направление основывается на предположении, что в будущем объем оперативной памяти компьютеров будет настолько велик, что позволит не беспокоиться о буферизации. Пока эти работы находятся в стадии исследований.

^ Управление транзакциями

Транзакция - это последовательность операций над БД, рассматриваемых СУБД как единое целое. Либо транзакция успешно выполняется, и СУБД фиксирует (COMMIT) изменения БД, произведенные этой транзакцией, во внешней памяти, либо ни одно из этих изменений никак не отражается на состоянии БД. Понятие транзакции необходимо для поддержания логической целостности БД. Таким образом, поддержание механизма транзакций является обязательным условием даже однопользовательских СУБД (если, конечно, такая система заслуживает названия СУБД). Но понятие транзакции гораздо более важно в многопользовательских СУБД.

То свойство, что каждая транзакция начинается при целостном состоянии БД и оставляет это состояние целостным после своего завершения, делает очень удобным использование понятия транзакции как единицы активности пользователя по отношению к БД. При соответствующем управлении параллельно выполняющимися транзакциями со стороны СУБД каждый из пользователей может в принципе ощущать себя единственным пользователем СУБД (на самом деле, это несколько идеализированное представление, поскольку в некоторых случаях пользователи многопользовательских СУБД могут ощутить присутствие своих коллег).

С управлением транзакциями в многопользовательской СУБД связаны важные понятия сериализации транзакций и сериального плана выполнения смеси транзакций. Под сериализаций параллельно выполняющихся транзакций понимается такой порядок планирования их работы, при котором суммарный эффект смеси транзакций эквивалентен эффекту их некоторого последовательного выполнения. Сериальный план выполнения смеси транзакций - это такой план, который приводит к сериализации транзакций. Понятно, что если удается добиться действительно сериального выполнения смеси транзакций, то для каждого пользователя, по инициативе которого образована транзакция, присутствие других транзакций будет незаметно (если не считать некоторого замедления работы по сравнению с однопользовательским режимом).

Существует несколько базовых алгоритмов сериализации транзакций. В централизованных СУБД наиболее распространены алгоритмы, основанные на синхронизационных захватах объектов БД. При использовании любого алгоритма сериализации возможны ситуации конфликтов между двумя или более транзакциями по доступу к объектам БД. В этом случае для поддержания сериализации необходимо выполнить откат (ликвидировать все изменения, произведенные в БД) одной или более транзакций. Это один из случаев, когда пользователь многопользовательской СУБД может реально (и достаточно неприятно) ощутить присутствие в системе транзакций других пользователей.

Журнализация

Одним из основных требований к СУБД является надежность хранения данных во внешней памяти. Под надежностью хранения понимается то, что СУБД должна быть в состоянии восстановить последнее согласованное состояние БД после любого аппаратного или программного сбоя. Обычно рассматриваются два возможных вида аппаратных сбоев: так называемые мягкие сбои, которые можно трактовать как внезапную остановку работы компьютера (например, аварийное выключение питания), и жесткие сбои, характеризуемые потерей информации на носителях внешней памяти. Примерами программных сбоев могут быть: аварийное завершение работы СУБД (по причине ошибки в программе или в результате некоторого аппаратного сбоя) или аварийное завершение пользовательской программы, в результате чего некоторая транзакция остается незавершенной. Первую ситуацию можно рассматривать как особый вид мягкого аппаратного сбоя; при возникновении последней требуется ликвидировать последствия только одной транзакции.

Понятно, что в любом случае для восстановления БД нужно располагать некоторой дополнительной информацией. Другими словами, поддержание надежности хранения данных в БД требует избыточности хранения данных, причем та часть данных, которая используется для восстановления, должна храниться особо надежно. Наиболее распространенным методом поддержания такой избыточной информации является ведение журнала изменений БД.

Журнал - это особая часть БД, недоступная пользователям СУБД и поддерживаемая с особой тщательностью (иногда поддерживаются две копии журнала, располагаемые на разных физических дисках), в которую поступают записи обо всех изменениях основной части БД. В разных СУБД изменения БД журнализуются на разных уровнях: иногда запись в журнале соответствует некоторой логической операции изменения БД (например, операции удаления строки из таблицы реляционной БД), иногда - минимальной внутренней операции модификации страницы внешней памяти; в некоторых системах одновременно используются оба подхода.

Во всех случаях придерживаются стратегии "упреждающей" записи в журнал (так называемого протокола Write Ahead Log - WAL). Грубо говоря, эта стратегия заключается в том, что запись об изменении любого объекта БД должна попасть во внешнюю память журнала раньше, чем измененный объект попадет во внешнюю память основной части БД. Известно, что если в СУБД корректно соблюдается протокол WAL, то с помощью журнала можно решить все проблемы восстановления БД после любого сбоя.

Самая простая ситуация восстановления - индивидуальный откат транзакции. Строго говоря, для этого не требуется общесистемный журнал изменений БД. Достаточно для каждой транзакции поддерживать локальный журнал операций модификации БД, выполненных в этой транзакции, и производить откат транзакции путем выполнения обратных операций, следуя от конца локального журнала. В некоторых СУБД так и делают, но в большинстве систем локальные журналы не поддерживают, а индивидуальный откат транзакции выполняют по общесистемному журналу, для чего все записи от одной транзакции связывают обратным списком (от конца к началу).

При мягком сбое во внешней памяти основной части БД могут находиться объекты, модифицированные транзакциями, не закончившимися к моменту сбоя, и могут отсутствовать объекты, модифицированные транзакциями, которые к моменту сбоя успешно завершились (по причине использования буферов оперативной памяти, содержимое которых при мягком сбое пропадает). При соблюдении протокола WAL во внешней памяти журнала должны гарантированно находиться записи, относящиеся к операциям модификации обоих видов объектов. Целью процесса восстановления после мягкого сбоя является состояние внешней памяти основной части БД, которое возникло бы при фиксации во внешней памяти изменений всех завершившихся транзакций и которое не содержало бы никаких следов незаконченных транзакций. Для того чтобы этого добиться, сначала производят откат незавершенных транзакций (undo), а потом повторно воспроизводят (redo) те операции завершенных транзакций, результаты которых не отображены во внешней памяти. Этот процесс содержит много тонкостей, связанных с общей организацией управления буферами и журналом. Более подробно мы рассмотрим это в соответствующей лекции.

Для восстановления БД после жесткого сбоя используют журнал и архивную копию БД. Грубо говоря, архивная копия - это полная копия БД к моменту начала заполнения журнала (имеется много вариантов более гибкой трактовки смысла архивной копии). Конечно, для нормального восстановления БД после жесткого сбоя необходимо, чтобы журнал не пропал. Как уже отмечалось, к сохранности журнала во внешней памяти в СУБД предъявляются особо повышенные требования. Тогда восстановление БД состоит в том, что исходя из архивной копии по журналу воспроизводится работа всех транзакций, которые закончились к моменту сбоя. В принципе, можно даже воспроизвести работу незавершенных транзакций и продолжить их работу после завершения восстановления. Однако в реальных системах это обычно не делается, поскольку процесс восстановления после жесткого сбоя является достаточно длительным.

Поддержка языков БД

Для работы с базами данных используются специальные языки, в целом называемые языками баз данных. В ранних СУБД поддерживалось несколько специализированных по своим функциям языков. Чаще всего выделялись два языка - язык определения схемы БД (SDL - Schema Definition Language) и язык манипулирования данными (DML - Data Manipulation Language). SDL служил главным образом для определения логической структуры БД, т.е. той структуры БД, какой она представляется пользователям. DML содержал набор операторов манипулирования данными, т.е. операторов, позволяющих заносить данные в БД, удалять, модифицировать или выбирать существующие данные.

В современных СУБД обычно поддерживается единый интегрированный язык, содержащий все необходимые средства для работы с БД, начиная от ее создания, и обеспечивающий базовый пользовательский интерфейс с базами данных. Стандартным языком наиболее распространенных в настоящее время реляционных СУБД является язык SQL (Structured Query Language). Перечислим основные функции реляционной СУБД, поддерживаемые на "языковом" уровне (т.е. функции, поддерживаемые при реализации интерфейса SQL).

Прежде всего, язык SQL сочетает средства SDL и DML, т.е. позволяет определять схему реляционной БД и манипулировать данными. При этом именование объектов БД (для реляционной БД - именование таблиц и их столбцов) поддерживается на языковом уровне в том смысле, что компилятор языка SQL производит преобразование имен объектов в их внутренние идентификаторы на основании специально поддерживаемых служебных таблиц-каталогов. Внутренняя часть СУБД (ядро) вообще не работает с именами таблиц и их столбцов.

Язык SQL содержит специальные средства определения ограничений целостности БД. Опять же, ограничения целостности хранятся в специальных таблицах-каталогах, и обеспечение контроля целостности БД производится на языковом уровне, т.е. при компиляции операторов модификации БД компилятор SQL на основании имеющихся в БД ограничений целостности генерирует соответствующий программный код.

Специальные операторы языка SQL позволяют определять так называемые представления БД, фактически являющиеся хранимыми в БД запросами (результатом любого запроса к реляционной БД является таблица) с именованными столбцами. Для пользователя представление является такой же таблицей, как любая базовая таблица, хранимая в БД, но с помощью представлений можно ограничить или наоборот расширить видимость БД для конкретного пользователя. Поддержание представлений производится также на языковом уровне.

Наконец, авторизация доступа к объектам БД производится также на основе специального набора операторов SQL. Идея состоит в том, что для выполнения операторов SQL разного вида пользователь должен обладать различными полномочиями. Пользователь, создавший таблицу БД, обладает полным набором полномочий для работы с этой таблицей. В число этих полномочий входит полномочие на передачу всех или части полномочий другим пользователям, включая полномочие на передачу полномочий. Полномочия пользователей описываются в специальных таблицах-каталогах, контроль полномочий поддерживается на языковом уровне.

^ Типовая организация современной СУБД

Логически в современной реляционной СУБД можно выделить наиболее внутреннюю часть - ядро СУБД (часто его называют Data Base Engine), компилятор языка БД (обычно SQL), подсистему поддержки времени выполнения, набор утилит. В некоторых системах эти части выделяются явно, в других - нет, но логически такое разделение можно провести во всех СУБД.

Ядро СУБД отвечает за управление данными во внешней памяти, управление буферами оперативной памяти, управление транзакциями и журнализацию. Соответственно, можно выделить такие компоненты ядра (по крайней мере, логически, хотя в некоторых системах эти компоненты выделяются явно), как менеджер данных, менеджер буферов, менеджер транзакций и менеджер журнала. Как можно было понять из первой части этой лекции, функции этих компонентов взаимосвязаны, и для обеспечения корректной работы СУБД все эти компоненты должны взаимодействовать по тщательно продуманным и проверенным протоколам. Ядро СУБД обладает собственным интерфейсом, не доступным пользователям напрямую и используемым в программах, производимых компилятором SQL (или в подсистеме поддержки выполнения таких программ) и утилитах БД. Ядро СУБД является основной резидентной частью СУБД. При использовании архитектуры "клиент-сервер" ядро является основной составляющей серверной части системы.

Основной функцией компилятора языка БД является компиляция операторов языка БД в некоторую выполняемую программу. Основной проблемой реляционных СУБД является то, что языки этих систем (а это, как правило, SQL) являются непроцедурными, т.е. в операторе такого языка специфицируется некоторое действие над БД, но эта спецификация не является процедурой, а лишь описывает в некоторой форме условия совершения желаемого действия (вспомните примеры из первой лекции). Поэтому компилятор должен решить, каким образом выполнять оператор языка прежде, чем произвести программу. Применяются достаточно сложные методы оптимизации операторов, которые мы подробно рассмотрим в следующих лекциях. Результатом компиляции является выполняемая программа, представляемая в некоторых системах в машинных кодах, но более часто в выполняемом внутреннем машинно-независимом коде. В последнем случае реальное выполнение оператора производится с привлечением подсистемы поддержки времени выполнения, представляющей собой, по сути дела, интерпретатор этого внутреннего языка.

Наконец, в отдельные утилиты БД обычно выделяют такие процедуры, которые слишком накладно выполнять с использованием языка БД, например, загрузка и выгрузка БД, сбор статистики, глобальная проверка целостности БД и т.д. Утилиты программируются с использованием интерфейса ядра СУБД, а иногда даже с проникновением внутрь ядра.

^ Структура управления организацией

Координация работы всех подразделений организации осуществляется через органы управ­ления разного уровня. Под управлением понимают обеспечение поставленной цели при условии реализации следующих функций: организационной, плановой, учетной, анали­за, контрольной, стимулирования. Рассмотрим содержание управленческих функций.

Организационная функция заключается в разработке организационной структу­ры и комплекса нормативных документов: штатного расписания фирмы, отдела, лаборато­рии, группы и т.п. с указанием подчиненности, ответственности, сферы компетенции, прав, обязанностей и т.п. Чаще всего это излагается в положении по отделу, лаборатории или должностных инструкциях.

^ Пл анирование (плановая функция) состоит в разработке и реализации планов по выполнению поставленных задач. Например, бизнес-план для всей фирмы, план производ­ства, план маркетинговых исследований, финансовый план, план проведения научно-иссле­довательской работы и т.д. на различные сроки (год, квартал, месяц, день).

Учетная функция заключается в разработке или использовании уже готовых форм и методов учета показателей деятельности фирмы: бухгалтерский учет, финансовый учет, управленческий учет и т.п. В общем случае учет можно определить как получение, реги­страцию, накопление, обработку и предоставление информации о реальных хозяйственных процессах.

Анализ или аналитическая функция связывается с изучением итогов выполнения планов и заказов, определением влияющих факторов, выявлением резервов, изучением тен­денций развития и т.д. Выполняется анализ разными специалистами в зависимости от слож­ности и уровня анализируемого объекта или процесса. Анализ результатов хозяйственной деятельности фирмы за год и более проводят специалисты, а на уровне цеха, отдела — ме­неджер этого уровня (начальник или его заместитель) совместно со специалистом-эконо­мистом.

Контрольная функция чаще всего осуществляется менеджером: контроль за вы­полнением планов, расходованием материальных ресурсов, использованием финансовых средств и т.п.

^ С т и мул ирование или мотивационная функция предполагает разработку и применение различных методов стимулирования труда подчиненных работников:

•   финансовые стимулы — зарплата, премия, акции, повышение в должности и т.п.;

•   психологические стимулы — благодарности, грамоты, звания, степени, доски почета

и т.п.

В последние годы в сфере управления все активнее стали применяться понятие "при­нятие решения" и связанные с этим понятием системы, методы, средства поддержки приня­тия решений.

Пр инятие решения — акт целенаправленного воздействия на объект управле­ния, основанный на анализе ситуации, определении цели, разработке программы достиже­ния этой цели.

Структура управления любой организации традиционно делится на три уровня: опера­ционный, функциональный и стратегический.

^ Уровни управления (вид управленческой деятельности) определяются слож­ностью решаемых задач. Чем сложнее задача, тем более высокий уровень управления тре­буется для ее решения. При этом следует понимать, что более простых задач, требующих немедленного (оперативного) решения, возникает значительно большее количество, а значит, и уровень управления для них нужен другой — более низкий, где принимаются ре­шения оперативно. При управлении необходимо также учитывать динамику реализации принимаемых решений, что позволяет рассматривать управление под углом временного фактора.

На рис. отображены три уровня управления, которые соотнесены с такими факто­рами, как степень возрастания власти, ответственности, сложности решаемых задач, а также динамика принятия решений по реализации задач.

Уровни управления



Рис. Пирамида уровней управления, отражающая возрастание власти, ответственности, сложности и динамику принятия решений

Операционный (нижний) уровень управления обеспечивает решение многократ­но повторяющихся задач и операций и быстрое реагирование на изменения входной теку­щей информации. На этом уровне достаточно велики как объем выполняемых операций, так и динамика принятия управленческих решений. Этот уровень управления часто называют оперативным из-за необходимости быстрого реагирования на изменение ситуации. На уровне оперативного (операционного) управления большой объем занимают учетные задачи.

Пример. Некоторые учетные задачи:

• учет количества проданной продукции;

• учет затрат времени, сырья и материалов при выполнении отдельных производст­венных операций;

• учет произведенной продукции;

• бухгалтерский учет и т.д.

^ Функциональный (тактический) уровень управления обеспечивает решение задач, требующих предварительного анализа информации, подготовленной на первом уров­не. На этом уровне большое значение приобретает такая функция управления, как анализ. Объем решаемых задач уменьшается, но возрастает их сложность. При этом не всегда уда­ется выработать нужное решение оперативно, требуется дополнительное время на анализ, смысление, сбор недостающих сведений и т.п. Управление связано с некоторой задержкой от момента поступления информации до принятия решений и их реализации, а также от мо­мента реализации решений до получения реакции на них.

Пример На основании анализа статистических данных по спросу на продукцию, о ценах конкурентов и пр. прогнозируется прибыль и разрабатывается план выпуска продукции на ближайший период (неделю, месяц, квартал). Результаты принимаемых управленческих решений проявляются спустя некоторое время.

Стратегический уровень обеспечивает выработку управленческих решений, направленных на достижение долгосрочных стратегических целей организации. Поскольку результаты принимаемых решений проявляются спустя длительное время, особое значение на этом уровне имеет такая функция управления, как стратегическое планирование. Прочие функции управления на этом уровне в настоящее время разработаны недостаточно полно. Часто стратегический уровень управления называют стратегическим или дол­госрочным план up ованием. Правомерность принятого на этом уровне решения может быть подтверждена спустя достаточно длительное время. Могут пройти месяцы или годы. Ответственность за принятие управленческих решений чрезвычайно велика и опреде­ляется не только результатами анализа с использованием математического и специального аппарата, но и профессиональной интуицией менеджеров.

Пример На основании анализа финансового состояния фирмы принимаются ре­шения об увеличении (уменьшении, снятии с продажи) производимой продукции, о привлечении дополнительных работников или об их сокращении.

^ Персонал организации

Персонал организации —сотрудники разной степени квалификации и уровней уп­равления — от секретарей, выполняющих простейшие типовые операции обработки, до специалистов и менеджеров, принимающих стратегические решения. На рис. показано соответствие разных уровней квалификации персонала уровням управления:




•   на верхнем, стратегическом, уровне управления — менеджеры высшего звена ру­ководства организации (глава фирмы и его заместители). Основная их задача — стратегическое планирование деятельности фирмы на рынке и координация внутри­фирменной тактики управления;

•   на среднем, функциональном, уровне — менеджеры среднего звена и специалисты (начальники служб, отделов, цехов, начальник смены, участка, научные сотрудники и т.п.). Основная задача — тактическое управление фирмой при решении основных функций в заданной сфере деятельности;

•   на нижнем, операционном, уровне — исполнители и менеджеры низшего звена (бри­гадиры, инженеры, ответственные исполнители, мастера, нормировщики, техники, ла­боранты и т.п.). Основная задача — оперативное реагирование на изменение ситуации. На всех уровнях управления работают как менеджеры, осуществляющие только общие

функции, так и менеджеры-специалисты, которые реализуют функции управления в сфере

своей компетенции.

Пример 3.5. Главный инженер организации (менеджер-специалист) передал часть своих функций менеджерам среднего уровня, например главному энергетику, главно­му механику, главному электрику, оставив за собой общие функции управления этими службами, не вмешиваясь в их деятельность на оперативном уровне.

^ Прочие элементы организации

Стандартные процедуры в организации — точно определенные правила выпол­нения заданий в различных ситуациях. Они охватывают все стороны функционирования ор­ганизации, начиная от технологических операций по составлению документов на производимую продукцию и кончая разбором жалоб потребителей.

Субкультура любой организации — совокупность представлений, принципов, типов поведения. Особую роль играет важная ее составляющая — информационная культу­ра специалиста. Это также должно найти отражение в информационной системе.

Пример В фирме, предоставляющей туристические услуги, принято следующее правило — клиент обслуживается в порядке очередности. Значит, и информационная система должна обрабатывать и выдавать информацию, анализируя время поступле­ния заявки клиента.

Существует взаимозависимость между стратегией, правилами, процедурами организа­ции и аппаратной, программной, телекоммуникационной частями информационной систе­мы. Поэтому очень важно на этапе внедрения и проектирования информационных систем активное участие менеджеров, определяющих круг предполагаемых для решения проблем, задач и функций по своей предметной области.

Следует заметить также, что информационные системы сами по себе дохода не прино­сят, но могут спобствовать его получению. Они могут оказаться дорогими и, если их струк­тура и стратегия использования не были тщательно продуманы, даже бесполезными. Внедрение информационных систем связано с необходимостью автоматизации функций ра­ботников, а значит, способствует их высвобождению. Могут также последовать большие организационные изменения в структуре фирмы, которые, если не учтен человеческий фак­тор и не выбрана правильная социальная и психологическая политика, часто проходят очень трудно и болезненно.

glavnie-techeniya-v-istorii-nauki-ugolovnogo-prava-v-rossii-stranica-9.html
glavnij-priz-avtomobil-honda-civic-stranica-2.html
glavnimi-i-zadachami-zheleznodorozhnogo-transport-yavlyayutsya-polnoe-i-svoevremennoe-udovletvorenie-potrebnostej-narodnogo-hozyajstva-i-naseleniya-v-perevozkah-vipolnen-stranica-4.html
glavnoe-opit-kompanii-pechat-po-tekstilyu.html
glaza-11-visadka-v-normandii-fau-byut-po-londonu-aleksandr-nikolaevich-alyabev.html
glazkova-t-nobelevskie-laureati-predrekayut-evrope-i-ssha-dlitelnij-krizis1-sajmon-targett-dow-jones-otdihaet1.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema-4-razrabotka-organizacionnoj-strukturi-i-formirovanie-organizacionnoj-kulturi.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/programmnij-kompleks-dlya-nauchnih-issledovanij-i-obrazovatelnoj-deyatelnosti.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/proekt-socialnaya-reabilitaciya-invalidov-sredstvami-hudozhestvennogo-tvorchestva-kurs-lekcij-besed-i-prakticheskih.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema-7-pravovoe-regulirovanie-metodicheskie-rekomendacii-dlya-podgotovki-kursovih-rabot-po-discipline-teoriya-gosudarstva-i-prava.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-malih-grantov-programma-malih-grantov-globalnogo-ekologicheskogo-fonda-proon.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zdorove-programma-razvitiya-shkola-kulturi-na-period-s-2005-po-2010-god-chita-2005.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/vvedenie-v-iskusstvo-opredeleniya-psihotipov-cocialnie-seti-i-tehnologii-4-2009-13.html
  • bukva.bystrickaya.ru/stanovlenie-sovremennogo-rossijskogo-gosudarstva-chast-3.html
  • turn.bystrickaya.ru/ohrana-obektov-kulturnogo-naslediya-inzhenerno-tehnicheskie-meropriyatiya-grazhdanskoj-oboroni.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-4-osnovnie-ponyatiya-o-prave-uchebno-metodicheskie-materiali-po-discipline-teoriya-gosudarstva-i-prava-dlya.html
  • college.bystrickaya.ru/-145-sortirovshik-v-proizvodstve-pishevoj-produkcii-edinij-tarifno-kvalifikacionnij-spravochnik.html
  • writing.bystrickaya.ru/kak-pomoch-pticam.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vidi-semejnih-konfliktov-c34-bit-vmeste-nelzya-rasstavatsya-kak-spasti-otnosheniya-valentina-celujko-ekaterinburg.html
  • institut.bystrickaya.ru/tematicheskoe-i-pourochnoe-planirovanie-k-uchebnikam-a-v-perishkina-fizika-7-klass-a-v-perishkina-fizika-8-klass-stranica-2.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/princip-1.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-den-1-sreda-30-03-11-12-00-14-00-posadka-na-sudno-dbs-cruise-ferry-otpravlenie-iz-vladivostoka-obed-uzhin-v-restorane-na-sudne-oplata-samostoyatelno-7-10-noch-na-parome.html
  • report.bystrickaya.ru/kniga-izdana-pri-sodejstvii-fonda-inter-nationes-germaniya-stranica-11.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/svedeniya-ob-avtorah-kalendar-znamenatelnih-i-pamyatnih-dat-po-buryatii.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/analiticheskaya-obrabotka-raznorodnoj-tekstovoj-informacii.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-uchebnaya-programma-uchebnaya-disciplina-audit-v-byudzhetnih-organizaciyah-obrazovatelnaya-programma.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-disciplini-pedagogika-050401-65-istoriya-s-dopolnitelnoj-specialnost-050402-65-yurisprudenciya-razrabotano.html
  • znanie.bystrickaya.ru/b3-professionalnij-cikl-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-napravlenie.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-3-lica-osushestvlyayushie-obrazovatelnuyu-deyatelnost-statya-osnovnie-ponyatiya-ispolzuemie-v-nastoyashem-federalnom-zakone.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/semya-iz-4-h-chelovek-roditeli-doch-14-let-sin-8-let-glavenstvuet-v-seme-mat-roditeli-pedagogi-sin-otricatelno-otnositsya-k-lyubomu-delu-kotoroe-pred-stranica-7.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-gosudarstvennogo-ekzamena-sovremennie-problemi-istorii-i-istoricheskogo-obrazovaniya.html
  • write.bystrickaya.ru/evropa-dolzhna-shire-vzglyanut-na-perspektivi-dzhordzh-soros-financial-times-300304.html
  • essay.bystrickaya.ru/doklad-amnesty-international-2009.html
  • notebook.bystrickaya.ru/gosudarstvennoj-dumi-astrahanskoj-oblasti-9-dekabrya-2010-goda-informaciya-o-rezultatah-rassmotreniya-voprosov-vklyuche.html
  • lecture.bystrickaya.ru/b2-matematicheskij-i-estestvennonauchnij-cikl-spisok-profilej-podgotovki-bakalavrov-po-napravleniyu-011200.html
  • bystrickaya.ru/voprosi-i-otveti-k-ekzamenu-po-deloproizvodstvu.html
  • tasks.bystrickaya.ru/1-dokazatelstvo-i-vseobshaya-obuslovlennost-predmetov.html
  • abstract.bystrickaya.ru/-4-delo-episkopa-anatoliya-melesa-plan-ot-avtora-vvedenie-nachalnij-etap-razvitiya-cerkovnoj-organizacii-vojska.html
  • letter.bystrickaya.ru/n-f-sumcov-vpital-v-sebya-luchshie-dostizheniya-peredovoj-pedagogicheskoj-misli-rossii-i-zapadnoj-evropi-ego-nasledie-po-problemam-pedagogiki-sostoit-bolee-chem-iz-100-opublikovannih-rabot-sredi-kotorih-osoboe-mesto.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-bde-administrator-28.html
  • desk.bystrickaya.ru/osnovnie-polozheniya-fizikalizma-v-venskom-kruzhke-chast-10.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.