.RU

Агроэкологическая оценка сельскохозяйственных культур. Агробиоценотические основы земледелия

1. Агроэкологическая оценка сельскохозяйственных культур. Два направления анализа: степень адаптивности к агроэкологическим ресурсам среды, влияние культуры и технологии её возделывания на процессы воспроизводства ресурсов ландшафта, прежде всего – плодородия пахотных почв

Агроэкологическая оценка сельскохозяйственных культур тесно связана с биологическими особенностями сельскохозяйственных растений, прежде всего с их требованиями к основным факторам жизни – свету, пище, воде, воздуху, с одной стороны, и с возможностями их удовлетворения в конкретных почвенно-климатических, экологических и других условиях, с другой стороны.

Эти возможности связаны, прежде всего, с агроклиматическими условиями, которые существенно различаются по основным регионам страны и являются основополагающими при определении набора сортов, гибридов, разновидностей тех или иных сельскохозяйственных культур. Возделываемые культуры могли бы быть пригодны и адаптированы по потребности в продолжительности вегетации растения, по сумме активных среднесуточных температур, по скороспелости, устойчивости к неблагоприятным погодным условиям и другим агроклиматическим показателям. Требования и особенности использования факторов жизни растений отражены в основных законах научного земледелия. Однако проявление действия этих законов в системе «почва – растение – окружающая среда» многогранно и находится в большой зависимости от того, какими свойствами обладает растение.

Любое сельскохозяйственное растение может хорошо расти, развиваться и давать высокий урожай лишь в достаточно определенном диапазоне значений факторов жизни, которыми их обеспечивает окружающая среда. Каждое растение имеет свои требования к температурному, водному, воздушному, почвенному, световому, пищевому режимам. Любой природно-экологический фактор может положительно влиять на рост и развитие растений лишь при достаточном наличии всех остальных факторов.

Но в соответствии с законом минимума, оптимума и максимума рост растений и накопление урожая будут снижаться пропорционально отклонению от оптимума в сторону минимума или максимума любого фактора окружающей среды. В связи с этим выделяют лимитирующие факторы внешней среды, которые оказывают наибольшее влияние на продуктивность агроценозов. В каждом регионе имеются свои специфические лимитирующие факторы. Например, в условиях как засушливых, так и избыточно увлажненных районов таким фактором является вода, на малоплодородных или засоленных почвах – недостаток или избыток почвенных солей и т.д.

Отклонения условий жизни от оптимума, который для каждого вида, сорта, гибрида и по каждому фактору имеет свое значение, вызывают ответную реакцию растений – экологический стресс. Такой стресс является совокупностью защитных физиологических реакций, возникающих в организме растений в ответ на воздействие холода, обезвоживания, недостатка питательных веществ, пестицидов, облучения и других неблагоприятных факторов.

Отношение сельскохозяйственных растений к стрессу, их поведение в стрессовых ситуациях – один из важнейших показателей их агроэкологической оценки. Оно связано, прежде всего, с их адаптивным потенциалом, который изучает адаптивное растениеводство. Под адаптивным потенциалом высших растений понимают их способность к выживанию, воспроизведению и саморазвитию в постоянно изменяющихся условиях внешней среды. Благодаря адаптивному потенциалу растений практическая селекция только за последнее столетие способствовала многократному увеличению урожайности сельскохозяйственных культур.

Адаптация (приспособление к условиям существования) – очень важное свойство сельскохозяйственных растений, которое отражает большое многообразие их отношений с окружающей средой. Бесчисленное множество вариаций в биологических свойствах сельскохозяйственных растений, с одной стороны, и столь же большое многообразие условий окружающей среды, с другой стороны, определяют необходимость агроэкологической оценки сельскохозяйственных культур по их основным адаптивным свойствам и признакам. Это позволяет найти наиболее оптимальное решение в определении научно обоснованной перспективной структуры посевных площадей, адаптированной к конкретным почвенно-климатическим и другим условиям хозяйства.

Агроэкологическая оценка сельскохозяйственных культур тесно связана с результатами целенаправленной селекции их основных видов, которая дала огромное разнообразие сортов и гибридов сельскохозяйственных культур, и количество их постоянно возрастает. В настоящее время Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию в Российской Федерации, насчитывает более 8 тыс. сортов и гибридов сельскохозяйственных культур. И каждый из них отличается от других уровнем урожайности и качеством продукции, продолжительностью жизни, скороспелостью, отношением к длине светового дня, потреблением воды, тепла, питательных веществ и других факторов жизни не только суммарно за весь период их жизни, но и в разные периоды их роста и развития.

Сельскохозяйственные культуры обладают различной устойчивостью к засухе или переувлажнению, заморозкам, болезням, вредителям и сорнякам, уровню залегания грунтовых вод, кислотности или засоленности почвы и другим условиям окружающей среды.

С помощью зональной селекции растений региональное земледелие обеспечивается необходимым ассортиментом районированных сортов и гибридов, отвечающих требованиям оптимизацииструктуры посевных площадей. Это позволяет достаточно точно определять агроэкологические ареалы возделывания сельскохозяйственных культур, выбирать такие сорта и гибриды, которым наиболее соответствуют условия произрастания в данном хозяйстве.

Всем сортам и гибридам сельскохозяйственных культур после сортоиспытания и регистрации дают подробную характеристику по их биологическим особенностям и отношению к условиям произрастания. На этой основе местные научно-исследовательские учреждения разрабатывают сортовую агротехнику конкретного районированного сорта или гибрида той или иной сельскохозяйственной культуры в данных почвенно-климатических условиях. Это и лежит в основе принципа адаптивности при оптимизации структуры посевных площадей.

В зависимости от местных почвенно-климатических условий, особенностей технологии возделывания культур агроэкологическая оценка различных сортов и гибридов тех или иных сельскохозяйственных культур может различаться и по качеству урожая – содержанию белка, клейковины, крахмала, сахара, жира и т.д. Однако при агроэкологической оценке сельскохозяйственных культур в конкретных почвенно-климатических условиях необходимо использовать региональные справочные материалы, что позволит свести к минимуму ошибки в оптимизации структуры посевных площадей в конкретном хозяйстве. При этом необходимо добиться наибольшего соответствия агробиологических свойств растений агроэкологическим условиям конкретного хозяйства.

Отношение растений к температурному и световому режимам. Ареалы происхождения культурных растений определяют генетически заложенную в них потребность в тепле и отношение к свету. Потребность каждого растения в тепле выражается как в сумме среднесуточных температур, так и в его отношении к температурному режиму во время прорастания и появления всходов и на протяжении всего периода жизни вплоть до физиологической спелости семян.

Выходцы из жарких стран – кукуруза, просо, соя, фасоль, сорго, рис и другие растения – прорастают и дают всходы при температуре не ниже 10–15°С, тогда как культуры умеренного пояса – рожь, пшеница, ячмень, овес, клевер, горох, вика и др. – начинают прорастать и давать всходы уже при температуре от 1 до 3°С. Однако для теплолюбивых культур, которые обладают, как правило, низкой холодостойкостью и чувствительны к низким температурам, срок посева весной должен быть приурочен к достижению почвой оптимальной температуры. Это позволит получить дружные всходы в период, когда вероятность возврата весенних заморозков минимальна или исключена.

Таким образом, помимо общей потребности в тепле большое значение имеет оценка сельскохозяйственных культур по уровню минимальных температур, необходимых для прорастания их семян и появления всходов. И здесь установлен ряд параметров и закономерностей, определяющих поведение тех или иных видов, разновидностей, сортов и гибридов сельскохозяйственных культур в конкретных условиях и позволяющих правильно оптимизировать структуру посевных площадей. В соответствии с законами научного земледелия для всех культур имеются свои минимумы, оптимумы и максимумы. Температурный оптимум обеспечивает быстрое прорастание семян и появление дружных всходов растений, тогда как при минимальных и максимальных температурах у большинства растений идет медленное прорастание семян при значительном изреживании всходов из-за гибели проростков.

Но и на последующих этапах жизни растений их отношение к температурному режиму имеет большое значение, что часто связано с возможностью не только нормального роста и развития, но и их существования. Это определяется прежде всего морозостойкостью растений, пороги которой существенно различаются как у различных видов сельскохозяйственных растений, так и на разных этапах развития одного и того же вида. Эти различия позволили основные виды сельскохозяйственных культур разделить по устойчивости к заморозкам на наиболее устойчивые, устойчивые, малоустойчивые и неустойчивые. Степень устойчивости к отрицательным температурам у различных растений определяется температурой замерзания клеточного сока, которая тесно связана с его концентрацией, и у большинства устойчивых растений повышается в период всходов. Это генетически обусловленное свойство растений выдерживать отрицательные температуры играет большую роль в их самосохранении прежде всего в период кратковременных весенних заморозков, которые для большинства районов нашей страны – обычное явление. Оно играет спасительную роль и во время ранних осенних заморозков, когда еще вегетируют поздние яровые культуры, дают всходы и кустятся озимые, растут пожнивные и другие промежуточные культуры.


kontrol-kachestva-geofizicheskogo-issledovaniya-skvazhin.html
kontrol-kachestva-sgoraniya-topliva-v-metodicheskih-nagrevatelnih-pechah-chast-14.html
kontrol-kachestva-sgoraniya-topliva-v-metodicheskih-nagrevatelnih-pechah-chast-2.html
kontrol-kachestva-sgoraniya-topliva-v-metodicheskih-nagrevatelnih-pechah-chast-9.html
kontrol-kopirovalnih-processov.html
kontrol-nalogovih-organov-za-bankovskimi-operaciyami-nalogoplatelshikov.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-10-poisk-carya-gora-graham-hancock-robert-bauval-grem-henkok-robert-byuvel.html
  • college.bystrickaya.ru/35-restavrator-hudozhestvennih-izdelij-i-dekorativnih-predmetov-edinij-tarifno-kvalifikacionnij-spravochnik-rabot.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-uchebnoj-disciplini-filosofiya-i-metodologiya-nauki-federalnogo-komponenta-cikla-opd-po-specialnosti-030101-filosofiya.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/xix-vek-stanovlenie-sovremennoj-filosofii-stranica-30.html
  • shkola.bystrickaya.ru/strategicheskoe-razvitie-ooo-osinskij-myasokombinat.html
  • tests.bystrickaya.ru/kompyuternie-prestupleniya-i-metodi-zashiti-informacii.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zadachi-formirovanie-cherez-rabotu-v-gruppah-sotrudnichestva-i-solidarnosti-v-reshenii-kakih-libo-voprosov-akcentirovanie-vnimaniya-na-tom-chto-tolerantnoe-otnoshenie-drug-k-drugu-eto-put-k-mirnoj-zhizni-na-zemle.html
  • knigi.bystrickaya.ru/spisok-pobeditelej-40-gorodskoj-nauchno-prakticheskoj-konferencii-uchashihsya.html
  • letter.bystrickaya.ru/obshaya-psihologiya-bibliograficheskij-ukazatel-knig-postupivshih-v-biblioteku-za-maj-2011-g.html
  • abstract.bystrickaya.ru/2administrirovanie-klienta-ced-soobsheniya-programmi-148-glossarij-149-ukazatel-risunkov-150-ukazatel-tablic-152.html
  • college.bystrickaya.ru/11issledovanie-rs-avtogeneratorov-leti-radiotehnicheskie-cepi-i-signali-laboratornij-praktikum-sankt-peterburg.html
  • testyi.bystrickaya.ru/7-mentalnij-darvinizm-i-matematicheskoe-tvorchestvo-ie-zhan-per-shanzhyo-alen-konn-perevod-s-francuzskogo-t-b.html
  • doklad.bystrickaya.ru/v-leningradskij-rajonnij-sud-goroda-kaliningrada-stranica-7.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-prakticheskih-zanyatij-po-osnovam-psihoterapii.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kak-vibirat-trankingovaya-radiosvyaz.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-psihologicheskoe-konsultirovanie-specialnosti-pedagogika-i-psihologiya-031000-stranica-3.html
  • school.bystrickaya.ru/glava-ii-pesnya-kak-odin-iz-stimuliruyushih-faktorov-pri-obuchenii-anglijskomu-yaziku.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sekciya-pedagogika-priglasitelnij-bilet-i-programma-chast-2-gumanitarnie-disciplini-samara-2011-sopredsedateli.html
  • nauka.bystrickaya.ru/virusnie-gepatiti.html
  • desk.bystrickaya.ru/ozhidaemie-rezultati-po-teme-3-programmi-zanyatij-po-interesam-fakultativnih-zanyatij-i-kursov-po-viboru-dlya-uchashihsya.html
  • write.bystrickaya.ru/federalnaya-celevaya-programma-nacionalnaya-tehnologicheskaya-baza-na-2007-2011-godi-paspor-tfederalnoj-celevoj-programmi-stranica-18.html
  • reading.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-dlya-studentov-dnevnogo-i-zaochnogo-obucheniya-po-napravleniyam-arhitektura-stroitelstvo-organizaciya-perevozok-i-upravlenie-na-transporte-transportnoe-stroitelstvo-izuche.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programma-vistuplenij-na-konferencii-predvaritelnaya.html
  • grade.bystrickaya.ru/obespechenie-ispolneniya-obyazatelstv-jcukengshshzhfivaproldzheyachsmitbyujcukengshshzhfivaproldzheyachsmitbyujcukengshshzhfivaproldzheyachsmitbyujcukengshshzhfivaproldzheyachsmitbyujcukengshshzhfivaproldzheyachsmitbyu.html
  • textbook.bystrickaya.ru/kafedra-ocenka-i-upravlenie-sobstvennostyu-metodicheskie-rekomendacii-po-napisaniyu-i-oformleniyu-referata-i-esse.html
  • student.bystrickaya.ru/-kniga-devyataya-viktor-gyugo-sobor-parizhskoj-bogomateri.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tehnicheskoe-zadanie-na-razrabotku-proekta-kapitalnogo-remonta-zhilogo-doma-2818-po-ul-koroleva-v-g-tveri.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-5-porazhenie-i-zavoevanie-hemmond-innes.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/kriminalisticheskoe-issledovanie-pisma-chast-2.html
  • grade.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-prednaznacheni-dlya-studentov-vipolnyayushih-vipusknie-raboti-bakalavrov-i-diplomnie-raboti-specialistov-il-tabl-3.html
  • lecture.bystrickaya.ru/84-franciya-a-n-romanov-predsedatel-nauchno-metodicheskogo-soveta-prof.html
  • tests.bystrickaya.ru/lirichnij-otlichayushijsya-zadushevnostyu-soderzhashij-elementi-lirichnosti-lirichnij-olga-viktorovna-vishnyakova.html
  • credit.bystrickaya.ru/politologiya-uchebnij-plan-specialnosti-indeks-nazvanie-disciplin-semestr-sostavitel-umk-gse-obshie-gumanitarnie.html
  • studies.bystrickaya.ru/adovkatura-v-rossii-chast-32.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/konceptualnie-i-materialnie-osnovi-sistemnoj-metodologii-prinyatiya-reshenij.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.