.RU

Акушерство. Методические рекомендации кафедры

ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ ИНСТИТУТ КАФЕДРА АКУШЕРСТВА И ГИНЕКОЛОГИИ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО АКУШЕРСТВУ Для студентов четвёртого курса.

Гомель

2002


ТЕМА № 1: СТРУКТУРА И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ РОДИЛЬНОГО СТАЦИОНАРА. АСЕПТИКА И АНТИСЕПТИКА В АКУШЕРСТВЕ. КОСТНЫЙ ТАЗ С АКУШЕРСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ.

Учебно-методическая разработка для студентов 4 курса

Авторы: к.м.н., доцент Введенский Д.В., асс. Эйныш Е.А.

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ: Система охраны здоровья матери и ребенка – это система государственных мероприятий, направленных на создание условий для сохранения и укрепления здоровья женщины, выполнения ею важнейшей функции – рождение здорового ребенка, а также охрану здоровья подрастающего поколения.

Профилактика септической инфекции относится к основным принципам акушерской помощи. В настоящее время разработана научно-обоснованная система профилактических мероприятий, позволивших снизить количество гнойно-септических осложнений в акушерском стационаре.

Костный таз имеет важное значение в акушерстве, представляет собой вместилище для внутренних половых органов, прямой кишки, мочевого пузыря, участвуют в образовании родового канала.

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Изучить структуру родильного дома, ознакомиться с работой его основных отделений, санэпидрежим; обучить студентов правилам личной гигиены персонально. Научить студентов исследовать костный таз и прогнозировать течение родов.

ЗАДАЧИ: Студент должен знать: структуру и организацию работы основных подразделений акушерского стационара, основные принципы санэпидрежима в родильном доме, строение костного таза и женских половых органов.

Студент должен уметь: определить показания для госпитализации в различные отделения акушерского стационара, выполнять правила санэпидрежима родильного стационара, личной гигиены персонала; определять размеры костного таза.

ОСНОВНЫЕ УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Структура родильного дома.

2. Организация и работа санитарного пропускника (приемное отделение). Роль фильтра родильного стационара.

3. Родовой блок физиологического (первого) отделения, основные правила работы в родильном блоке.

4. Второе (обсервационное) акушерское отделение, принцип работы.

5. Отделение патологии беременных, санитарно-гигиенический режим в отделениях.

6. Асептика и антисептика в акушерстве: санитарно-эпидемиологический режим родильного стационара, личная гигиена персонала.

7. Строение и назначение костного таза.

8. Таз в акушерском отношении:

а) большой таз,

б) малый таз.

9. Плоскости и размеры малого таза. Проводная ось таза, наклонение таза.

10. Тазовое дно, его назначение. Мышцы тазового дна.

11. Исследование таза:

- размеры таза,

- крестцовый ромб,

- измерение таза: наружная конъюгата, прямой размер выхода, поперечный размер выхода, костные размеры таза.

12. Анатомия внутренних половых органов.

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ:


1. Акушерский стационар

Акушерский стационар представляет собой сложное по структуре лечебно-профилактическое учреждение, предназначенное для оказания квалифицированной акушерской помощи беременным, роженицам, родильницам и новорожденным на основе достижений современной науки и техники.

Независимо от того, является ли акушерский стационар родильным домом или родильным отделением больницы, основными его подразделениями служат приемно-смотровое помещение, родовой блок (отделение), физиологическое послеродовое отделение, обсервационное отделение, отделение патологии беременных и отделение для новорожденных детей. Кроме того, в родильном доме имеются административно-хозяйственная служба, лаборатория, аптека и ряд вспомогательных кабинетов. Структура родильного дома (отделения) должна соответствовать требованиям строительных норм и правилам лечебно-профилактических учреждений, оснащение – табелю оборудования родильного дома (отделения), санитарно-эпидемиологический режим – действующим нормативным документам.

Основными задачами работы родильного дома являются: оказание высококвалифицированной медицинской помощи женщинам во время беременности, родов и в послеродовом периоде; обеспечение соответствующего наблюдения и ухода за здоровыми новорожденными и оказание квалифицированной медицинской помощи детям, родившимся в асфиксии или с другими заболеваниями, требующими соответствующего лечения, а также недоношенным, заболевшим и новорожденным до перевода их в соответствующую детскую больницу.

Для решения задач, стоящих перед родильным домом, должны постоянно внедряться новейшие методы диагностики и лечения осложнений беременности, родов, послеродового периода и заболеваний новорожденных, постоянно совершенствоваться методы рационального ведения родов, широко использоваться физиопсихопрофилактическая подготовка беременных к родам. Необходимо совершенствовать специализированную помощь женщинам, страдающим осложнениями беременности и экстрагенитальными заболеваниями, обеспечивать реанимационно-анестезиологическую помощь беременным, роженицам и новорожденным, используя современные методы, широко привлекать для консультации врачей других специальностей. В родильном доме должен строго соблюдаться санитарно-эпидемиологический и лечебно-охранительный режим. В родовспомогательном учреждении должна быть обеспечена высокая культура медицинского обслуживания женщин и новорожденных, необходимо использовать различные формы и средства санитарного просвещения, постоянно совершенствовать организационные формы работы. Для оказания квалифицированной помощи в акушерском стационаре следует осуществлять постоянную связь и преемственность в работе с другими лечебными учреждениями, в первую очередь с женскими консультациями и детскими стационарами.

2. Организация и работа санитарного пропускника

Первичным подразделением каждого акушерского стационара является приемно-смотровое помещение, которое включает в себя приемную (вестибюль), комнату-фильтр, смотровую (смотровые), помещение для санитарной обработки, оборудование туалетом и душевой комнатой (кабиной). В родильном доме, имеющем только акушерский стационар, должны быть две приемно-смотровые части, изолированные одна от другой; одна – для приема рожениц и беременных в физиологическое отделение, другая – в обсервационное отделение. При наличии в родильном доме гинекологического отделения, для поступления в него больных, должно быть организовано отдельное приемно-смотровое помещение.

В комнате-фильтре дежурный врач (или акушерка) решает вопрос о том, подлежит ли женщина приему в стационар и в какое отделение (физиологическое или обсервационное) ее следует направить. Для этого он знакомится с данными обменной карты; собирает анамнез, из которого выясняет эпидемиологическую обстановку в доме роженицы, обращая особое внимание на наличие острых респираторных заболеваний (грипп, ОРЗ, особенно в период эпидемий); измеряет температуру тела, тщательно осматривает зев, кожу с целью выявления гнойничковых и грибковых, а также инфекционных (гепатит, гастроэнтерит и др.) заболеваний; выясняет длительность безводного промежутка; выслушивает сердцебиение плода.

В отсутствие признаков инфекции и контакта с инфекционными больными роженицы могут быть помещены в физиологическое отделение, а беременные – в отделение патологии беременных.

Тщательный отбор беременных и рожениц, подлежащих приему в данный стационар, и рациональное их распределение по отделениям направлены на предупреждение госпитализации инфицированной роженицы в физиологическое отделение и, таким образом, на профилактику развития внутрибольничной инфекции.

3. Родовой блок

Родовой блок является по своему значению центральным звеном любого акушерского стационара.

Основными задачами родового отделения являются создание роженицам наилучших (в широком медицинском понимании этого слова) условий пребывания в стационаре во время родов и обеспечение высококвалифицированной медицинской помощи в целях благоприятного исхода родов.

Родовой блок (отделение) состоит из предродовых палат, родовых палат (родовых залов), малой и большой операционных, комнаты для обработки новорожденных (манипуляционная-туалетная для новорожденных), палаты интенсивной терапии, помещения для консервированной крови и кровезаменителей, комнаты для переносной аппаратуры, кабинета функциональной диагностики, комнаты для медицинского персонала, буфетной, комнаты для обработки и сушки клеенок и суден, помещения для временного хранения грязного белья, уборочного (маркированного) инвентаря и др.

Чтобы обеспечить надлежащий противоэпидемический режим в родовом отделении, желательно иметь по два основных помещения родового блока (предродовое, родовые палаты, манипуляционная-туалетная для новорожденных, малые операционные), что позволяет чередовать работу в них с санитарной обработкой.

4. Правила содержания обсервационного отделения

Показаниями к госпитализации в обсервационное акушерское отделение служат:

- острые респираторные заболевания (грипп, ангина и др.), проявления экстрагенитальных воспалительных заболеваний (пневмония и др.) в случае отсутствия в населенном пункте специализированного акушерского стационара;

- лихорадочные состояния (температура тела выше 37,6 градусов) при отсутствии клинически выраженных других симптомах;

- длительный безводный период (излитие околоплодных вод за 12 и более часов до поступления в стационар);

- внутриутробная гибель плода;

- грибковые заболевания волос и кожи, кожные заболевания другой этиологии (дерматит, экзема, псориаз и др.);

- гнойно-воспалительные поражения кожи, подкожно-жировой клетчатки;


lekciya-2-uchastniki-kommercheskoj-deyatelnosti-ponyatie-i-vidi-zadachi-izucheniya-disciplini-kommercheskogo-prava.html
lekciya-21-1-dekabrya-2005-g.html
lekciya-26-nedelnij-razdel-itro-20-2-20-7-stranica-2.html
lekciya-26-nedelnij-razdel-itro-20-2-20-7-stranica-7.html
lekciya-3-nauka-kak-socialnij-institut-lekciya-vvedenie-2.html
lekciya-3-sovremennaya-tehnologiya-stroitelnih-rabot-plan-lekciya-organizaciya-stroitelstva-vsootvetstvii-so-snigt.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-8-primenenie-sotrudnikami-ognestrelnogo-oruzhiya-specialnih-zakon-respubliki-kazahstan.html
  • predmet.bystrickaya.ru/referatov-po-discipline-ugolovnoe-pravo.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kvalifikativnie-pomorskij-gosudarstvennij-universitet-imeni-m-vlomonosova.html
  • occupation.bystrickaya.ru/mezhbyudzhetnie-transferti-sobranie-deputatov-krasnochetajskogo-rajona-chuvashskoj-respublikireshil-o-otchet-ob-ispolnenii.html
  • college.bystrickaya.ru/1-klassifikaciya-shvejnih-mashin-shvejnie-mashini-vesma-raznoobrazni-po-svoemu-vneshnemu-vidu-konstrukcii-i-kinematike-vzavisimosti-ot-haraktera-perepleteniya-nito.html
  • grade.bystrickaya.ru/mirovie-informacionnie-resursi-i-ih-ispolzovanie.html
  • tests.bystrickaya.ru/kr-45-ochistka-i-pererabotka-i-rekultivaciya-toksichnih-i-radio-aktivnih-hvostov-na-hvostohranilishe-boordunskogo-rudoupravleniya.html
  • notebook.bystrickaya.ru/inflyaciya-prichini-vozniknoveniya-i-metodi-borbi-s-nej.html
  • bukva.bystrickaya.ru/socialnie-funkcii-psihologicheskoj-nauki.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/pakt-o-kurenii-poslednyaya-zatyazhka-gosduma-rf-monitoring-smi-12-14.html
  • lecture.bystrickaya.ru/62-monitoring-kachestva-i-bezopasnosti-lekarstvennih-sredstv-doklad-ob-osushestvlenii-gosudarstvennogo-kontrolya.html
  • grade.bystrickaya.ru/ob-avtorah-predislovie.html
  • desk.bystrickaya.ru/ocenshiki-privlekalis-ezhekvartalnijotche-t-otkritoe-akcionernoe-obshestvo-kovdorskij-gorno-obogatitelnij-kombinat.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tvorcheskoe-raznovozrastnoe-obedinenie-kak-faktor-socializacii-podrostkov-v-sisteme-dopolnitelnogo-obrazovaniya-13-00-01-obshaya-pedagogika-istoriya-pedagogiki-i-obrazovaniya.html
  • tasks.bystrickaya.ru/11-obshie-polozheniya-kompleksnaya-programma-razvitiya-sistemi-kommunalnoj-infrastrukturi-municipalnogo-obrazovaniya.html
  • crib.bystrickaya.ru/istoricheskij-fakultet-voprosi-istorii-mezhdunarodnih-otnoshenij-i-dokumentovedeniya-stranica-41.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-dlya-studentov-ochnoj-zaochnoj-form-obucheniya-specialnosti-151001-tehnologiya-mashinostroeniya-sarapul.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/polozhenie-o-moskovskoj-otkritoj-nauchno-prakticheskoj-konferencii-po-istorii-rossii-i-gryanul-boj-posvyashennoj-300-letiyu-poltavskoj-bitvi-i-cel-konferencii.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-proizvodstvenno-preddiplomnoj-praktike-dlya-studentov-specialnosti-090800-burenie-neftyanih-i-gazovih-skvazhin.html
  • holiday.bystrickaya.ru/nazvanie-tem-urokov-plani-urokov-stranica-5.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/samostoyatelnaya-rabota-osnovnie-trendi-razvitiya-sovremennogo-mira-i-rossiya-2-stranica-15.html
  • writing.bystrickaya.ru/23-evropejskij-amerikanskij-i-aziatskij-vektori-sotrudnichestva-strategiya-i-mehanizmi-politicheskogo-pozicionirovaniya.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-disciplini-proektirovanie-organizacij-i-upravlenie-socialnimi-processami-v-firme-dlya-napravleniya-080100-62-ekonomika-podgotovki-bakalavra-avtor-dolgorukov-a-m.html
  • turn.bystrickaya.ru/ostrij-kataralnij-srednij-otit-etiologiya-patogenez-klinika-diagnostika-lechenie.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/predmet-i-zadachi-psihologicheskoj-nauki.html
  • occupation.bystrickaya.ru/naimenovanie-programmi-centr-gigieni-i-epidemiologii-v-respublike-buryatiya.html
  • notebook.bystrickaya.ru/i-o-predsedatelya-tk-a-s-zalogin.html
  • student.bystrickaya.ru/2-analiz-dostatochnosti-i-sovremennosti-istochnikov-uchebnoj-informacii-po-disciplinam-uchebnogo-plana-napravleniya-07060062-dizajn.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/saba-zhospari-bektemn-ou-sn-megerushs-g-turalieva.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/udk-624-072-ch481-2427-orobej-v-f-d-t-n-prof.html
  • abstract.bystrickaya.ru/3-struktura-vipusknoj-kvalifikacionnoj-raboti-metodicheskie-rekomendacii-po-vipolneniyu-oformleniyu-i-zashite-vipusknih.html
  • report.bystrickaya.ru/kafedra-prikladnoj-sociologii.html
  • esse.bystrickaya.ru/razvitie-sistem-proizvodstva-uchebnoe-posobie-sankt-peterburg-2000-udk-620-09075-80-istoriya-razvitiya-elektroenergetiki.html
  • bukva.bystrickaya.ru/shum-vibracii-vrednie-veshestva.html
  • shkola.bystrickaya.ru/struktura-i-dinamika-processa-poznaniya.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.