.RU

Анализ теории заработной платы Адама Смита

Матюхин Антон

3 курс, 2 группа .

Эссе по Истории Экономической Мысли.

Анализ теории заработной платы Адама Смита.

Международный институт экономики и финансов,

Высшая Школа Экономики.

2001-04-11

Адам Смит являлся одним из тех немногих людей, после которого остался не только прочерк между датой рождения и датой смерти. Он фактически явился основателем экономики как науки, так как первым сделал попытку проанализировать и систематизировать все экономические знания, написав свой трактат «Исследования о природе и причинах богатства народов». Все предшественники Смита писали о том, как должно быть организовано общество, и только он сделал первый шаг к позитивной экономике, сказав, что человек и есть высшая ценность, а не «материал». Его идея о том, что надо предоставить природу самой себе и не мешать людям реализовываться, легла в основу его теории «невидимой руки». Он говорил, что вовсе не требуется, чтобы люди непосредственно заботились о других, нужно, чтобы они заботились хотя бы о самих себе, и тогда общество будет процветать. Смит рассматривал идею разделения труда, которое влечёт за собой повышение производительности, как важнейший принцип развития общества. Одним из наиболее важных аспектом его теории стоимости является теория заработной платы, так как он считал, что необходимо разобраться в поведении наёмных рабочих, как большей части населения любой страны, для того, чтобы осознать механизмы общественного развития и приращения богатства страны.

Конечно, существует и много критики в адрес Смита, так как, как и любая теория, его теория стоимости и в частности заработной платы не учитывает многих вещей и зависимостей, и многие высказывания им не доказываются, но, по сути - его труд, написанный в 1776 году, не имел аналогов в то время и поныне является основой для более полных и сложных теорий.

Как Кантильон, Петти и физиократы, Смит считал, что богатство прирастает производством, источником которого служит труд. Автор не считал, что таким источником служит только сельскохозяйственный труд. По-прежнему придерживаясь общепринятого тогда разграничения на труд производительный и непроизводительный, от рассматривал производительный труд (т.е., по его мнению, единственный, создающий добавочную стоимость), как любой труд создающий новый материальный продукт. В главе восьмой «Богатства народов» Смит предлагает читателю свою теорию заработной платы, основывая свои рассуждения на основном, по его мнению, виде трудовой активности, а именно – производительном труде. Он начинает свои рассуждения со сжатого описания первобытного состояния общества, которое предшествует присвоению земли в частную собственность и накоплению капитала, говоря, что в таком обществе весь продукт труда принадлежит работнику. Если бы такое состояние сохранилось, то заработная плата возрастала бы по мере увеличения производительной силы труда с единичным коэффициентом. Но, с введением частной собственности на землю, появляется необходимость арендовать её у землевладельца, который, в свою очередь, устанавливает определённую ренту, которая и составляет первый вычет из продукта труда. Смит также говорит, что лицо обрабатывающее землю, только в очень редких случаях имеет средства для содержания себя до сбора жатвы и, таким образом, одновременно является и хозяином и работником, получая весь продукт своего труда. Смит принимает концепцию капитала как некоего запаса, из которого рабочим обычно авансируются средства, в то время, когда они не заняты выпуском. Средства авансируются из капитала его хозяина, который нанимает его с целью получения прибыли путём получения доли продукта его труда. Эта доля составляет второй вычет из продукта труда, который рабочий затрачивает на обработку земли. Смит выводит отсюда понятие обычной заработной платы, когда работник не является одновременно обладателем капитала.

Логично предполагая, что рабочие стремятся получать больше, а хозяева - платить меньше, Смит говорит, что договор между этими конфликтующими интересами и определит, в конечном счёте, обычную заработную плату. Законы, пишет он, стоят на стороне малочисленных хозяев-предпринимателей, позволяя (или, по крайней мере, не запрещая) им сговариваться между собой с целью неповышения существующей зарплаты, а зачастую и её понижения, вместе с тем, запрещая сговор между рабочими с целью её повышения. Предприниматели, поэтому, находятся в более выгодном положении и чаще добиваются своих интересов, так как они не так сильно нуждаются в работниках, как работники в них и в споре могут держаться гораздо дольше. (Современное же положение вещей является противоположным: профсоюзы рабочих имеют повсеместное распространение, тогда как явный сговор между нанимателями, с целью получения выгоды монопсониста, запрещён.)

Адам Смит пишет также и о существовании некоего ограничения, ниже которого, по-видимому, заработная плата опуститься не может. Минимальная заработная плата, «которая только совместима с простой человечностью»[1] должна давать человеку возможность элементарно существовать. Причём Смит показывает, что он является сторонником того, что заработная плата должна в большинстве случаев даже превышать этот уровень, с целью содержания не только самого работника, но и его семьи, и таким образом, давать возможность вырастить новое поколение (по крайней мере, двух детей). Автор не указывает, в какой именно пропорции зарплата должна превышать минимальный уровень.

Рассматривая случай повышения спроса на труд, Смит говорит, что недостаток рабочей силы влечёт за собой конкуренцию между хозяевами, вынуждая их увеличивать заработную плату и, таким образом, нарушать естественное соглашение о не повышении её. Он вводит концепцию фондов (capital stock), предназначенных для выплаты заработной платы. Автор указывает, что спрос на лиц, живущих заработной платой, может возрастать только лишь пропорционально увеличению этих фондов. Смит разделяет два вида этих фондов: 1. избыток дохода, который превышает расходы на содержание самих хозяев; 2. избыток капитала сверх размера, необходимого для предоставления занятий самим хозяевам. При увеличении этих излишков, мы можем наблюдать увеличение спроса на слуг и работников со стороны хозяев, с целью извлечения дополнительной прибыли из их труда. По Смиту, «спрос на лиц, живущих заработной платой, необходимо увеличивается по мере возрастания дохода и капитала данной страны и никоим образом не может увеличиваться при отсутствии данного возрастания». А так как возрастание дохода и капитала ведёт к увеличению национального богатства, то спрос на труд возрастает вместе с увеличением последнего.

На примере тогда ещё английской колонии Северной Америки, он подчёркивает, что не само по себе богатство влечёт увеличение заработной платы, а постоянное его возрастание. В данном случае спрос на труд будет возрастать быстрее увеличения рабочей силы (прироста населения), т.е. предложения труда.


arenda-osnovnih-sredstv-v-ukraine-na-primere-predpriyatiya-chast-16.html
arenda-osnovnih-sredstv-v-ukraine-na-primere-predpriyatiya-chast-20.html
arenda-osnovnih-sredstv-v-ukraine-na-primere-predpriyatiya-chast-6.html
arenda-osnovnih-sredstv.html
arenda-pomeshenij-chast-5.html
arenda-zdanij-i-sooruzhenij-3.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchet-truda-i-zarabotnoj-plati-13.html
  • lecture.bystrickaya.ru/arkadij-mihajlovich-golicin-svobodnaya.html
  • credit.bystrickaya.ru/otchyot-za-pervoe-polugodie-2010-2011-uchebnogo-goda-stranica-10.html
  • literatura.bystrickaya.ru/soderzhanie-i-trebovaniya-k-nauchnomu-referatu.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/opit-protivokorrozionnoj-zashiti-vagonov-dlya-perevozki-mineralnih-udobrenij-lapshin-v-f.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-5-administrativnie-organi-kak-subekti-administrativnogo-prava-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-napravleniyu.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-uchebnaya-programma-po-discipline-diskretnaya-matematika-razrabotana-v-sootvetstvii-s-federalnim-gosudarstvennim-obrazovatelnim-standartom-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-i-uchebnim-planom.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/realizuyushie-programmi-nachalnogo-i-srednego-professionalnogo-obrazovaniya-stranica-6.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/konkurs-na-poluchenie-denezhnogo-pooshreniya-luchshih-uchitelej-obsheobrazovatelnih-uchrezhdenij-utverzhdayu-stranica-2.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/proektirovanie-avtomatizirovannoj-informacionnoj-sistemi.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sekciya-fizika--subbota-25022012-g-obshaya-programma-xvi-respublikanskogo-konkursa-issledovatelskih-rabot-konferencii.html
  • control.bystrickaya.ru/byudzhetnij-federalizm-6.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/6-funkcionalnie-ispitaniya-elektrooborudovanie-vzrivozashishennoe-chast-7-zashita-vida-e.html
  • education.bystrickaya.ru/238data-dokumenta-rekvizit-11-instrukciya-po-dokumentacionnomu-obespecheniyu-obshie-polozheniya.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programma-seminara-sovremennie-aspekti-proizvodstva-bezalkogolnih-napitkov-assortiment-tehnologiya-oborudovanie-sanitariya-proizvodstva-kontrol-kachestva.html
  • nauka.bystrickaya.ru/ukazatel-tom-6-stranica-5.html
  • urok.bystrickaya.ru/pravovoe-prosveshenie-informacionnij-otchyot-municipalnogo-uchrezhdeniya-kulturi-neklinovskogo-rajona.html
  • education.bystrickaya.ru/05-11062009-g-s29-tema-stroitelstvo-stroitelen-kontrol.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sokolov-v-v-filosofiya-duha-i-materii-rene-dekarta-vistorii-filosofii-tvorchestvo-rene-dekarta-1596-1650-odna-iz-samih-bolshih-vershin-odno-iz-velichajshih-d-stranica-4.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/obshie-polozheniya-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshego-obrazovaniya-gbou-sosh-411.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/o-prisyage-l-n-tolstoj-moemu-malenkomu-sinu-petrushe-s-nadezhdoj-i-veroj-v-to-chto-on-stanet-nastoyashim-oficerom.html
  • college.bystrickaya.ru/261-lyubimie-dvizheniya-detej-i-effekt-kachelej-nauchnij-redaktor.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/socialnoe-planirovanie-sushnost-soderzhanie-i-vidi.html
  • thescience.bystrickaya.ru/gost-12405-81.html
  • student.bystrickaya.ru/22-rinochnaya-kapitalizaciya-emitenta-ezhekvartalnij-otchet-otkritogo-akcionernogo-obshestva-dorogobuzh-kod-emitenta.html
  • turn.bystrickaya.ru/polozhenie-o-proekte-uchashegosya-obshie-polozheniya.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/nomera-urokov-programma-uchebnoj-disciplini-didaktika-sevastopol.html
  • crib.bystrickaya.ru/izbrannie-trudi-stranica-34.html
  • lesson.bystrickaya.ru/politicheskij-portret-liderov-v-sovremennoj-rossii.html
  • institut.bystrickaya.ru/tematicheskij-plan-prakticheskih-zanyatij-uchebnoe-posobie-dlya-studentov-pedagogicheskih-vuzov-po-specialnosti-031300.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-orfoepicheskie-i-akcentologicheskie-normi-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-russkij-yazik-i-kultura.html
  • thescience.bystrickaya.ru/iii-evolyuciya-cheloveka-valeologicheskie-aspekti-rossijskoj-federacii-v-kachestve-uchebnika-dlya-studentov-visshih.html
  • college.bystrickaya.ru/1uslovnie-oboznacheniya-polozhenie-o-laboratorii-cifrovih-obrazovatelnih-resursov-i-pedagogicheskogo-proektirovaniya.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-20-obratnij-otschet-vyacheslav-shaligin.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-i-zadachi-poetiki-15-melodika-stiha-po-povodu-knigi-b-m-ejhenbauma-melodika-stiha-pb-1922-56.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.