.RU

ЧЕТЫРЕ КРУГА ЛИЧНОЙ МАГИИ - Владимир Львович леви


^ ЧЕТЫРЕ КРУГА ЛИЧНОЙ МАГИИ

Разгадав как артист, что управление вниманием – это управление собой, Константин Сергеевич Станиславский предложил четкую схему, по которой актер может управлять объемом своего внимания, а через это – своими чувствами и поведением.

Он разделил все Пространство Внимания на три круга.

Большой круг – все обозримое и воспринимаемое пространство (в театре – весь зрительный зал).

Средний круг – круг непосредственного общения и ориентировки (в театре – сцена с играющими партнерами).

Малый круг – сам актер и ближайшее пространство, в котором он движется и действует.

Это хотя и предельно упрощенная, но очень удобная схема. В повседневной жизни наше внимание практически ориентируется примерно на те же три круга. Я бы только добавил к ним круг внутренний – ту часть внимания, которая занята событиями, происходящими внутри самого человека. Мы ведь можем быть заняты и своими мыслями, и какими-то ощущениями...

Установка внимания более всего зависит от деятельности в конкретной ситуации. На охоте, скажем, ваше внимание установлено, в основном, на большой круг, в магазине – на средний, в ванной – на малый, за обеденным и письменным столом – на малый и внутренний, но, конечно, по-разному. В момент глубокой затяжки папиросой, кашля, чихания и некоторых естественных отправлений внимание почти целиком


– 64 –


уходит во внутренний круг. При засыпании круг внимания становится минимальным.

Существуют и некоторые психические состояния, и определенные типы людей с преобладающей установкой внимания на тот или иной круг. Так называемый интравертированный тип гораздо более склонен сосредотачиваться на внутреннем и малом кругах, чем противоположный ему тип экстравертированный. Инертная установка на внутренний круг возникает и при некоторых болезненных состояниях, в частности, при так называемой ипохондрии, когда человек неотрывно занят своими ощущениями, со страхом прислушивается к малейшим внутренним шевелениям...

Нам ясно, что не только актеру важно уметь управлять установкой своего внимания. Освоим же первое упражнение.

«ПРОЖЕКТОР»

«Внимание! В моей голове находится прожектор. Его луч может осветить что угодно, с колоссальной силой и яркостью. Когда он нацелен на что-нибудь, ничего другого уже не существует, все прочее погружается во тьму. Этот прожектор – мое Внимание! Я управляю его лучом как хочу, он вездесущ, он пронзителен. Легко двигаясь, он с огромной яркостью и силой освещает необходимое...»

Такое (по сути) самовнушение должно предшествовать всем упражнениям сосредоточения. «Прожектор» – сугубо служебный образ, может быть, вы придумаете что-то и получше.

Выберите какую-то точку в большом круге: скажем, дальний-дальний огонек или звезду (можно и слуховую точку – какой-нибудь глухой отдаленный шум). Возьмите другую точку у границы малого и внутреннего круга: можно палец или невидимый вам кончик подбородка (обладателям густых длинных бород придется довольствоваться кончиком носа). Теперь совершайте «взмахи» «прожектором» внимания от точки к точке и обратно. Упражнение можно выполнять с открытыми глазами и с закрытыми, то есть «взмахи» делать чисто внутренние, мысленные. Чередовать.

Не забудьте: «прожектор» схватывает каждую точку с предельной концентрацией и на той и на другой!


– 65 –


Впивайтесь в эти точки всеми своими чувствами, как будто вы их пожираете, испепеляете, гипнотизируете, сами входите в них. А теперь спокойно... Вы прочно, надежно, ненарушимо связаны с ними, это уже не требует от вас никакого усилия... Темпоритмы «взмахов»: по секунде на каждый, по 10 секунд или по минуте, по «н» секунд, на вдох – выдох и т. д. – варьируйте.


...И если я от книги подыму

Глаза и за окно уставлюсь взглядом,

Как будет близко все, как станет рядом,

Сродни и впору сердцу моему!

Но надо глубже вжиться в полутьму

И глаз приноровить к ночным громадам... 1


Очень важно научиться осознавать установку своего внимания и менять ее произвольно.

Если, например, ваше внимание долго было в пределах малого круга (напряженные занятия, печатание на машинке и т. п.), то отдых должен переключать его на большой (прогулка, любование природой) или, в крайнем случае, на средний (подвижные спортивные игры). Такие игры, как шахматы, карты или даже относительно подвижный бильярд, где внимание также остается в основном в малом кругу, не годятся. Отдыхом будет и переключение внимания на внутренний круг: АТ, расслабление, сон.

^ УЧУСЬ СМОТРЕТЬ (непрерывное созерцание)

В удобной, свободной, расслабленной позе в течение 1 – 2 – 3 (до 5) минут пристально рассматривайте – освещайте «прожектором» внимания – любой предмет (монету, коробку спичек, карандаш, свой палец, чашку и т. д.). При этом можно моргать сколько угодно. Но взгляд должен оставаться в пределах предмета. Вы, возможно, заметите, что внимание, несмотря на то, что вы продолжаете смотреть, стремится оттолкнуться от предмета, уйти куда-то по цепочкам внутренних ассоциаций – возвращайте его снова и снова. Разглядывайте предмет вдоль и поперек, находите все новые мельчайшие детали... Повторяйте это


1 Из Рильке, перевод Б. Пастернака.

– 66 –


упражнение, пока внимание ваше не будет удерживаться на предмете легко. (Это значит, что оно само нашло свой оптимальный ритм.)

^ УЧУСЬ ВНИМАТЬ (ритмичное созерцание)

Выберите любой предмет. Внимание! Впивайтесь в него «прожектором» и делайте спокойный вдох. Затем также спокойно выдыхайте. На выдохе закрывайте глаза – «стирайте» впечатление. На вдохе снова открывайте и снова впивайтесь, смотрите. Так – до 50 раз. Сделайте наоборот: созерцание на выдохе, «стирание» на вдохе. Возьмите любой другой ритм, например: на пять внутренних счетов глаза открыты – вы смотрите на предмет, на два следующих – глаза закрываются. Можно совмещать счет с дыханием. Вы заметите, что ритмическое сосредоточение дается намного легче.

Для АТ эти упражнения имеют значение как общая тренировка сосредоточения. Второе упражнение – очень хорошая подготовка к описываемому далее приему дыхательной ритмизации самовнушений.

^ УЧУСЬ ВПИТЫВАТЬ (мысленное созерцание)

Непрерывно или ритмически созерцайте любой предмет в течение 3 – 4 (или больше) минут. Затем на 3 – 4 минуты закройте глаза и постарайтесь вызвать мысленно-зрительный образ предмета, целиком и во всех деталях. Открыв глаза, сличите мысленное «фото» с реальным предметом. Повторяйте так по 5 – 10 раз в каждом упражнении. Ваша задача – добиться отчетливого внутреннего видения. Конечно, оно не будет таким ярким, как наяву – образ будет поначалу походить на размытый силуэт в глубоких сумерках, но неотступность сделает свое дело.

Научившись «впитывать» и мысленно созерцать несложные предметы и фигуры, вы сможете перейти к более обширным картинам и текстам. Ваша зрительная память станет намного мощнее. Дробными последовательными мысленными созерцаниями вы сможете быстро и прочно усваивать любой материал.


– 67 –


Это упражнение применялось в некоторых вариациях еще художниками эпохи Возрождения. Навык управления зрительной памятью, достигаемый им, может с прекрасными результатами использоваться при самовнушениях.


analiz-ugolovnogo-dela-s-tochki-zreniya-predmeta-teorii-dokazivaniya.html
analiz-uslovij-plavanya-v-usloviyah-melkovodya.html
analiz-veroyatnosti-bankrotstva-na-predpriyatii.html
analiz-vipolneniya-plana-proizvodstva-chast-2.html
analiz-vipolneniya-plana-v-ribodobivayushem-predpriyatii-chast-3.html
analiz-vnedreniya-innovacionnih-tehnologij-v-oblasti-pozharnoj-bezopasnosti-neftegazovogo-kompleksa-v-primorskom-krae.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/krediti-chast-12.html
  • institute.bystrickaya.ru/glossarij-professionalnih-kulinarnih-terminov-v-evropejskoj-kuhne1-stranica-14.html
  • abstract.bystrickaya.ru/37-geofizika-belorusskij-institut-sistemnogo-analiza-i-informacionnogo-obespecheniya-nauchno-tehnicheskoj-sferi.html
  • college.bystrickaya.ru/215-akmeologiya-deyatelnosti-v-osobih-ekstremalnih-usloviyah-akmeologiya-uchebnoe-posobie-a-derkach-v-zazikin.html
  • college.bystrickaya.ru/2013-2014-uch-god-plan-raboti-biblioteki-na-2013-2014-uchebnij-god.html
  • spur.bystrickaya.ru/lekcii-rassmotreni-fundamentalnie-sdvigi-v-sovremennom-mirovom-hozyajstve-svyazannie-s-pererastaniem-ego-internacionalizacii-v-globalizaciyu-i-obostreniem-obsheche-stranica-15.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema-311sovremennie-metodi-organizacii-ekspluatacii-elektricheskih-setej-03810-kv-nachalniki-rajonov-elektricheskih-setej-pes-72-uchchasa.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-14-ekspluataciya-ventilyacionnogo-oborudovaniya-trebovaniya-promishlennoj-bezopasnosti-pri-ispolzovanii-szhizhennih.html
  • report.bystrickaya.ru/gosudarstvennij-obrazovatelnij-standart-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-specialnost-351200-nalogi-i-nalogooblozhenie-stranica-2.html
  • writing.bystrickaya.ru/kultura-yaponii-7.html
  • grade.bystrickaya.ru/mou-sosnovskaya-oosh-stranica-15.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/bronhialnaya-astma-i-ee-lechenie.html
  • report.bystrickaya.ru/iyun-2009-g-obshestvo-s-ogranichennoj-otvetstvennostyu-spektr-optika.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/teoriya-i-metodika-televizionnoj-zhurnalistiki.html
  • nauka.bystrickaya.ru/udk519766-vd-shalinin-tsya-osnovnie-nauchnie-rezultati-dissertacij-na-soiskanie.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-5-osnovni-principi-na-predgovor-uchebnik.html
  • school.bystrickaya.ru/geopolitika-rossii.html
  • nauka.bystrickaya.ru/ukraina.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/proekt-administrativnogo-reglamenta.html
  • institut.bystrickaya.ru/stilisticheskie-normi-metodicheskie-rekomendacii-po-kursu-russkij-yazik-i-kultura-rechi.html
  • testyi.bystrickaya.ru/41-obem-disciplini-i-vidi-uchebnoj-raboti-uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-specialnosti-030501-yurisprudenciya-moskva.html
  • lesson.bystrickaya.ru/socialnaya-problema-socialnaya-set-vkontakte.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/obshestva-vzaimnogo-strahovaniya-chast-2.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/referat-po-avtorskomu-i-smezhnim-pravam-na-temu-problema-zashiti-avtorskogo-prava-v-socialnih-setyah.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zadachi-povishenie-motivacii-uchashihsya-k-izucheniyu-inostrannih-yazikov-rasshirenie-lingvisticheskogo-i-kulturologicheskogo-krugozora-uchashihsya.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/plan-provedeniya-okruzhnih-meropriyatij-v-ramkah-festivalya-detskogo-i-yunosheskogo-tvorchestva-stranica-2.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vo-vsemirnoj-istorii-vozduhoplavaniya-naryadu-s-vidayushimisya-dostizheniyami-est-i-nemalo-pechalnih-stranic-stremlenie-cheloveka-podnyatsya-v-vozduh-i-dazhe-prorvatsya-stranica-14.html
  • esse.bystrickaya.ru/prozorov-l-p-80-bogi-i-kasti-yazicheskoj-rusi-tajni-kievskogo-pya-tibozhiya-stranica-8.html
  • shkola.bystrickaya.ru/test-pervie-lyudi-na-zemle-stranica-10.html
  • bystrickaya.ru/v-sovremennih-usloviyah-kogda-pered-obrazovatelno-vospitatelnimi-zavedeniyami-postavlena-zadacha-formirovaniya-kulturnih-intellektualnih-konkurentno-sostoyate.html
  • books.bystrickaya.ru/beseda-pitlivij-krestyanskij-um-posobie-imeet-shirokoe-chitatelskoe-naznachenie-po-predstavlennim-scenariyam-mozhno.html
  • reading.bystrickaya.ru/kurs-po-viboru-pitanie-i-zdorove.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-xxii-kto-tam-shagaet-v-pozdnij-chas-kniga-ii-charlz-dikkens-kroshka-dorrit-kniga-vtoraya-bogatstvo.html
  • grade.bystrickaya.ru/morfologiya-voprosi-1.html
  • testyi.bystrickaya.ru/annotaciya-romashenko-n-n-prepodavatel.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.