.RU

Дидактическая игра, как средство активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики

Курсовая работа на тему:

«Дидактическая игра, как средство активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики»

2004


Содержание:

Введение................................................................................. 2

Глава 1. Дидактическая игра как средство воспитания.... 5

1.1. Роль игры в воспитании личности................................ 5

1.2. Дидактическая игра, как средство активизации познавательной деятельности младших школьников.................................. 10

1.3 Принципы и эффективность дидактической игры..... 15

Глава 2. Использование дидактических игр в учебном процессе. 25

2.1. Цели применения дидактических игр........................ 25

2.2. Применение дидактических игр на примере обучения математике в начальной школе.......................................... 26

Заключение........................................................................... 38

Список литературы:............................................................. 39

Введение

С древнейших времен педагоги ищут способы наилучшего обучения детей. Ставятся задачи определить такие методы и технологии, чтобы оно протекало быстро и качественно, с разумными затратами сил учителей и учеников. Испробовано уже многое. Не осталось ни одного более или менее очевидного пути, по которому бы не пытались идти учителя. Все самое ценное осело в арсенале научной дидактики, практическая задача которой – указать учителям наиболее рациональные пути скорейшего приобретения знаний, умений, навыков, выработанные предшествующими поколениями учителей.

Среди проблем, обращающих на себя внимание современных исследователей, все большее значение приобретают те, которые связаны с поисками путей повышения качества и эффективности целенаправленного воспитания в условиях современной кризисной ситуации в экономике, духовной и культурной сферах нашего общества.

Дети не ставят в игре каких-то иных целей, чем цель - играть. Но было бы неправильно не учитывать обучающего и развивающего влияния игры и при сохранении в ней непосредственности жизни детей. Игра является средством воспитания, когда она включается в целостный педагогический процесс.

Ценность игры как воспитательного средства заключается я в том, что, оказывая воздействие на коллектив играющих детей, педагог через коллектив оказывает воздействие на каждого из детей. Организуя жизнь детей в игре, воспитатель формирует не только игровые отношения, но и реальные, закрепляя полезные привычки в нормы поведения детей в разных условиях и вне игры- таким образом при правильном руководстве детьми игра становится школой воспитания.

Игра является и средством первоначального обучения, усвоения детьми «науки до науки». В игре дети отражают окружающую жизнь и познают те или иные доступные их восприятию и пониманию факты, явления. Используя игру как средство ознакомления с окружающим миром, педагог имеет возможность направить внимание детей на те явления, которые ценны для расширения круга представлений. И вместе с тем он питает интерес детей, развивает любознательность, потребность и сознание необходимости усвоения знаний для обогащения содержания игры, а через игру, в процессе игры формирует умение распоряжаться знаниями в различных условиях. Руководя игрой, педагог воспитывает активное стремление делать что-то, узнавать искать, проявлять усилие, и находить, обогащает духовный мир детей. А это все содействует умственному и общему развитию. Этой цели и служат дидактические игры.

Дидактическая игра как феномен культуры обучает, развивает, воспитывает, социализирует, развлекает, дает отдых, и она же пародирует, иронизирует, смеется, публично демонстрирует относительность социальных статусов и положений. С самых ранних начал цивилизации игра стала контрольным мерилом проявления всех важнейших черт личности.

Педагогической обработкой дидактических игр, отбором и пропагандой игровых форм как средств воспитания занимались В.И. Даль, П.Ф. Лесгафт, П.Н. Бокин, Е.М. Дементьев и др.

Организаторами методической работы по игре и детским праздникам выступали В.Г. Марц, Н.П. Булатов и др.

Игра и сегодня объединяет творческий коллектив педагогов, этнографов, собирателей-энтузиастов (Г.Н. Волков, В.М. Григорьев, С.А. Шмаков и др.) являясь тем самым их общей воспитательной целью.

Цель работы: выявить и обосновать педагогические условия использования дидактической игры в обучении детей математике.

Объектом исследования данной работы являются младшие школьники восьми лет.

Предмет исследования заключается в обучении детей математике с помощью игры.

Задачи исследования:

1. Выявить основные свойства дидактической игры и выявить ее роль в воспитании личности.

2.Рассмотреть основные типы дидактических игр, их особенности и основные характеристики.

3. Исследовать основные воспитательные условия эффективности игры как средства воспитания всесторонне развитой личности.

4. Раскрыть основные принципы построения дидактической игры и особенности их применения .

5. Рассмотреть основные цели, для которых применяются дидактические игры.

Глава 1. Дидактическая игра как средство воспитания. 1.1. Роль игры в воспитании личности

Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана на осознанности этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если эти правила ими усвоены. Как долго может интересовать ребенка игра, если ее правила и содержание хорошо ему известны? Вот проблема, которую необходимо решать почти непосредственно в процессе работы

Дети любят игры, хорошо знакомые, с удовольствием играют в них. Подтверждением этому могут служить народные игры правила которых детям известны: «Краски», «Где мы были мы не скажем, а что делали- покажем», «Наоборот» и др[1] .

В каждой такой игре заложен интерес к игровым действиям. Например, в игре «Краски» нужно выбрать какой-либо цвет. Дети обычно выбирают любимые и сказочные цвета: золотой, серебряный. Выбрав цвет, ребенок подходит к водящему и на ухо шепчет ему название краски. «Скачи по дорожке на одной ножке»,- говорит водящий тому, кто назвал краску, которой нет среди играющих. Сколько здесь интересных для детей игровых действий! Поэтому-то дети всегда играют в такие игры. Проблема процесса обучения заключается в том, чтобы ребята самостоятельно играли, чтобы у них такие игры были всегда в запасе, чтобы они сами могли по мере своего развития организовывать их, быть не только участниками и болельщиками, но и справедливыми судьями.

Продвигаясь дальше в процессе обучения совершенно необходимо усложнять игры дополняя их все большим количеством правил, которые бы содержали не только техническую направленность, но добавляли новую краску эстетики, открывали образные понятия нравственности, а в комплексе не дали угаснуть ребячьему интересу к игре.

Тонкость заключается еще в том, что взрослый (будь то педагог или родитель) не должен перегружать своим присутствием эмоционального пространства, его управление игрой должно быть похоже на ветер, который раздувает паруса в нужном направлении, а сам почти незаметен, в его атмосфере, помимо формирования самостоятельности, активности детей, устанавливается доверие между ними и воспитателем, взаимопонимание, основанное на совместном переживании, которое они испытали в процессе игры- это, составляя сущность педагогического сотрудничества, должны помочь в разрешении проблем процесса обучения.

Дидактические игры - одно из средств всестороннего развития личности.

Дидактическая игра выступает и как средство всестороннего воспитания личности ребенка. Вот следующие возможности дидактической игры в воспитании его основных качеств:

Умственное воспитание . Содержание дидактических игр формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о Родине, о людях разных профессий и национальностей, представление о трудовой деятельности. Знания об окружающей жизни даются детям по определенной системе. Так, ознакомление детей с трудом проходит в такой последовательности: детей сначала знакомят с содержанием определенного вида труда (строителей, хлеборобов, овощеводов и др.), затем - с машинами, помогающими людям в их труде, облегчающими труд, с этапами производства при создании необходимых предметов, продуктов (строительство дома, выращивание хлеба), после чего раскрывают перед детьми значение.

С помощью дидактических игр дети приучаются самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.

Многие дидактические игры ставят перед детьми задачу рационально использовать имеющиеся знания в мыслительных операциях: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира, сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения. Активность детского мышления является главной предпосылкой сознательного отношения к приобретению твердых, глубоких знаний, установления разумных отношений в коллективе.

Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное произношение звуков, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Дидактические задачи многих игр составляются так, чтобы научить детей составлять самостоятельно несложные рассказы.

В процессе многих игр развитие мышления и речи осуществляется в неразрывной связи. При общении детей в игре, решении спорных вопросов активизируется речь.

В ходе игры развивается способность аргументировать свои утверждения, доводы.

Нравственное воспитание . У дошкольников формируются нравственные представления о бережном отношении к окружающим их предметам, игрушкам как продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности.


edinij-nalog-na-vmenennij-dohod.html
edinij-socialnij-nalog-opyat-dvojnoe-nalogooblozhenie-individualnogo-predprinimatelya.html
edinodushie-uroki-otvazhnogo-24.html
edinorossi-vistupili-za-biometriku-pervij-kanal-30-07-2004-novosti-18-00-00-15-00-00-vihuholev-igor.html
edinstvo-i-dinamika-racionalnogo-i-irracionalnogo-v-simvolizme-kulturi-09-00-13-filosofskaya-antropologiya-filosofiya-kulturi.html
edinstvo-protivopolozhnostej-yung-k-g-chelovek-i-ego-simvoli.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sobakovodstvo-odno-iz-drevnejshih-zanyatij-cheloveka-na-protyazhenii-dolgih-tisyacheletij-chelovek-i-sobaka-dobivali-sebe-pishu-po-sosedstvu-prishlo-vremya-i-ih-ohotn-stranica-7.html
  • composition.bystrickaya.ru/osobnyak-administracii-vashington-15-noyabrya-1861-goda-garri-garrison.html
  • write.bystrickaya.ru/exercise-8-answer-the-questions-uchebnoe-posobie-obuchenie-chteniyu-nauchno-tehnicheskoj-literaturi.html
  • literatura.bystrickaya.ru/soobshenie-ob-ozhidanii-identifikaciya-linii-vizivayushego-abonenta-rukovodstvo-po-programmirovaniyu-opisanie-funkcij.html
  • assessments.bystrickaya.ru/diagnostika-i-samodiagnostika-sostoyaniya-organizma-pri-regulyarnih-zanyatiyah-fizicheskimi-uprazhneniyami-i-sportom.html
  • urok.bystrickaya.ru/praktikum-prednaznachen-dlya-studentov-2-3-4-kursov-tehnologicheskih-specialnostej-vseh-form-obucheniya-avtori-panov-valerij-petrovich-stranica-11.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/5-zadaniya-kontrolnoj-raboti-51-varianti-teoreticheskih-voprosov-programma-metodicheskie-ukazaniya-i-zadaniya.html
  • student.bystrickaya.ru/3-principi-i-metodi-otechestvennoj-istorii-otechestvennaya-istoriya-metodicheskie-rekomendacii-i-prakticheskoe-posobie.html
  • textbook.bystrickaya.ru/ipoteka-v-grazhdanskom-prave.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/praktikum-po-sistemnoj-povedencheskoj-psihoterapii.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uroka-tema-uroka-osnovnie-ponyatiya.html
  • textbook.bystrickaya.ru/kalendarno-tematicheskij-plan-rabochaya-programma-po-fizika-discipline-dlya-specialnosti-032101-65-fizicheskaya.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/magisterskaya-programma-geometriya-i-topologiya-kvalifikaciya-stepen-vipusknika-magistr-matematiki-kemerovo-2010.html
  • education.bystrickaya.ru/1-vesnoj-venki-iz-oduvanchikov-pletut-konechno-tolkodevochki.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/velikie-filosofi-o-etike-i-etikete-chast-3.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-16-kosmos-shamana-shamanizm-yavlyaetsya-drevnejshej-formoj-duhovnogo-samovirazheniya-izvestnoj-chelovechestvu-ego.html
  • essay.bystrickaya.ru/doktor-zhivago-stranica-12.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/referat-po-literature-tema-otcov-i-detej-v-mirovoj-hudozhestvennoj-literature.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/glava-dvadcat-chetvertaya-istoriya-voznosit-pobeditelej-i-bichuet-pobezhdennih-makkavei-sumeli-vistoyat-v-borbe.html
  • education.bystrickaya.ru/26-annotaciya-na-primernuyu-programmu-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-srednego-professionalnogo-obrazovaniya.html
  • textbook.bystrickaya.ru/kniga-son-i-gipnoz-tematicheskaya-podborka-materiala-o-sne-i-gipnoze.html
  • klass.bystrickaya.ru/akcionernoe-obshestvo-tehnopribor.html
  • studies.bystrickaya.ru/bileti-po-agrarnomu-pravu-chast-10.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/problemi-kvantovoj-hromodinamiki-adres-v-internete.html
  • composition.bystrickaya.ru/p-o-l-o-zh-e-n-i-e-informacionnij-byulleten-profsoyuza-890-2008-g.html
  • lecture.bystrickaya.ru/audit-predpriyatij-polzuyushihsya-uproshennoj-sistemoj-nalogooblozheniya.html
  • tasks.bystrickaya.ru/-programma-studencheskogo-obmena-ugrad-stipendii-dlya-poslediplomnogo-obucheniya-dlya-vipusknikov-vuzov-vseh-specialnostej.html
  • university.bystrickaya.ru/gallyucinacii.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/pervij-kanal-26112004-novosti-150000-kokorekina-olga-pervij-kanal-26-11-2004-novosti-12-00-00-agoshkov-evgenij-12.html
  • holiday.bystrickaya.ru/moskovskij-gosudarstvennij-universitet-imeni-m-v-lomonosova-geograficheskij-fakultet-kafedra-fizicheskoj-geografii-mira-i-geoekologii.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/predsedatel-karpenko-svetlana-nikolaevna.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/audit-rascheta-po-byudzhetnim-i-vnebyudzhetnim-platezham-chast-8.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-obuchenie-i-vospitanie-detej-s-narusheniyami-sluha-zreniya-rechi-intellekta-naimenovanie-disciplini-dlya-specialnosti.html
  • credit.bystrickaya.ru/plan-uroka-tema-literaturnaya-volshebnaya-skazka-ustrojstvo-hudozhestvennogo-mira-v-skazke-a-platonova-volshebnoe-kolco.html
  • thesis.bystrickaya.ru/proekt-gosudarstvennij-kontrakt-.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.