.RU

Духовная культура древних германцев - часть 2

Древнегерманские боги создали и людей – мужчин – из ясеня, женщин – из ольхи. Правда, имеется еще один миф о создании людей (точнее, непосредственно германцев), данный Тацитом: Сын Туистона Манн (дословно – «человек», «мужчина», ср. немецкое «mann», английское «man») стал для древних германцев родоначальником их этноса; с него начинаются эпические сказания о происхождении человеческого рода на земле; он, по словам Тацита, «праотец и прародитель древних германцев».[28]

Согласно сведениям Тацита, Манн породил трех сыновей, по именам которых обитающие близ океана древнегерманские племена получили название ингевонов, посередине – гермионами, а все прочие – истевонами. «Но поскольку старина, - пишет Тацит, всегда доставляет простор для всяческих домыслов, некоторые утверждают, что у бога было большее число сыновей, откуда и большее число наименований народов, каковы марсы, гамбривии, свебы, вандилии, и что имена эти подлинные и древние».[29]

Разумеется, как и все другие народы, германцы имели определенные представления и о загробной жизни.

Верования германцев, связанные с погребальной обрядностью, не везде были одинаковы и отличались в зависимости от племени.

Так, Тацит сообщает об обычае кремации, (сохранившейся, по мнению А. С. Токарева, от бронзового века[30] ): «Похороны у них лишены всякой пышности; единственное, что они соблюдают, это – чтобы при сожжении тел знаменитых мужей употреблялись определенные породы деревьев. В пламя костра они не бросают ни одежды, ни благовоний; вместе с умершим предают огню только его оружие, иногда также и его коня. Могилы они обкладывают дерном. У них не принято воздавать умершим почет сооружением тщательно отделанных и громадных надгробий, так как, по их представлениям, они слишком тяжелы для покойников. Стенаний и слез они не затягивают, скорбь и грусть сохраняют надолго. Женщинам прилично оплакивать, мужьям помнить».[31]

Таким образом, наряду с кремацией Тацит пишет и о могилах, обкладываемых дерном, то есть о зарывании трупа.

Вероятно, «правильному» погребению придавалось большое значение, поскольку за позорные поступки (трусость на поле боя, измену мужу), по сообщению Тацита, полагалась не просто смерть, но и позорное погребение – виновного топили в болоте, а труп закидывали дерном и палками, дабы «скрыть позор» от человеческих глаз.[32]

По данным комментатора, археологические исследования подтверждают этот факт, причем преимущественно в болотах, под слоем кольев и дерна, находят трупы женщин; вероятно, это наказание было наиболее частым за супружескую измену.[33]

В любом случае, «неправильное» захоронение, скорее всего, «добавляло мучений» жертве – уже на том свете.

С другой стороны пиры воинов в обители бога войны – своеобразный милитаризированный рай – также отражает мировоззренческую парадигму сознания древних германцев.

§2. АРХАИЧЕСКИЕ ПЕРЕЖИТКИ В РЕЛИГИИ

Распространенная в отечественной литературе морфологическая классификация ранних форм религии, наиболее последовательно разработанная С. А. Токаревым и принимаемая в той или иной мере в работах Ю. П. Францева, А. Ф. Анисимова, Б. И. Шаревской, И. К. Крывлева и др., выделяет наиболее архаичные культы, свойственные еще раннепервобытной общине – прежде всего тотемизм.[34]

Характеризуя религиозные воззрения древних германцев, отметим, что религия их сохраняла во многом архаические формы, о чем говорят, в частности, следы тотемизма.

Пережитками тотемизма можно считать прежде всего названия некоторых племен – херуски от heruz (молодые олени), эбуроны – от Eber (вепрь). Есть мифы о происхождении отдельных племен и родов от деревьев, предание о происхождении рода Меровингов (знатного франкского рода, к которому принадлежал первый франкский король Хлодвиг) от водяного чудовища.

Можно видеть отзвуки тотемизма и в мифе о происхождении всех людей вообще от деревьев: мужчин – от ясеня, женщин – от ольхи[35] (миф о происхождении людей от потомка богов Манна, о котором сообщает Тацит,[36] на наш, взгляд, более позднего происхождения, так как Манн – прародитель людей – выступает в нем в уже в антропоморфном облике).

Пережитки тотемизма видятся и в почитании священных животных, из которых иные превратились в живые атрибуты богов: волк и ворон – животные, посвященные Одину; вепрь с золотой щетиной в скандинавских мифах и т. д.

Церковные писатели упоминают также о священных деревьях и источниках, о почитании священного огня, которому приписывалось очистительное и лечебное действие.[37]

Очень архаичный облик, по мнению А. С. Токарева, имела также вера в многочисленных духов природы: таковы духи земли эльфы, горные тролли, водяные никсы, поземные гномы и др., нередко любители подшутить и посмеяться над человеком. Сюда же относится и вера в людей-волков (Weerwolf). Все эти верования, как считает А. С. Токарев, были отражением быта охотничьего народа, жившего в окружении суровой, но порой и щедрой природы. Эти верования оказались наиболее живучим элементом древнегерманской религии и сохранились в народных поверьях, а отчасти в фольклоре до наших дней.[38]

§3. ПАНТЕОН БОГОВ

Преобладающей формой древнегерманской религии в эпоху соприкосновения с римлянами был, по мнению А. С. Токарева, культ племенных богов-покровителей и племенных святынь.[39] В качестве последних чаще всего почитались священные рощи, о которых сообщают римские авторы, и, в частности, Тацит, сообщающий о священной роще,[40] которая находилась, по данным современных исследователей, на острове, где ныне расположен Копенгаген, или на одном из близлежащих островов.[41]

Из племенных божеств-покровителей известны лишь немногие, по преимуществу те, которые стали богами целых племенных союзов. Тацит упоминает следующих племенных богов: Танфан, богиня марсов и родственных им племен;[42] Бадугенн – богиня фризов;[43] Нертус – богиня-покровительница союза семи племен Ютландского полуострова, святилище которой находилось на одном из островов;[44] боги-близнецы Алки – у племени наганарвалов.[45]

По поводу Нертус стоит заметить, что некоторые ученые придерживаются мнения, что эта богиня носила хтонические черты, была связана с землей и плодородием, наподобие Геи и др. богинь плодородия;[46] боги-близнецы Алки вообще имеют множество параллелей в мифологии индоарийских народов – литовские братья-близнецы (боги зари),[47] древнегреческие Диоскуры (Кастор и Поллидевк),[48] древнеиндийские Ашвины (Насатья и Дасра), ассоциирующиеся с предрассветными и вечерними сумерками.[49]

На нижнем Рейне почиталась богиня Негаления, имя которой известно из многочисленных (26) надписей и изображений; видимо, это было божество батавов.[50]

Однако в это же время формируется и общегерманский пантеон.

М. А. Коган считает, что главными божествами германцев был Вотан, или Водан (один у скандинавов) – бог неба, создатель людей, бог победы и войны, его супруга Фрея (Фригг у скандинавов) – покровительница брака и семьи, бог Доннар – повелитель грома (Тор у скандинавов) – главные божества ряда германских племен.[51]

Это подтверждают и данные лингвистики: имена языческих богов сохранились в названиях дней недели у германских народов Европы: Donnerstag – день Доннара (четверг) у немцев,Torstag – у шведов; Freistag – день Фреи (пятница) - у немцев, Friday – у англичан, Fredag – у шведов; Wednesday – день Вотана (среда) – у англичан.[52]

Вероятно, о воинственном боге грома Донаре говорит Тацит, сообщая следующее: «Говорят, что Геркулес побывал и у них [германцев], и, собираясь сразиться, они славят его как мужа», с которым никто не сравнится в отваге».[53] С тем, что здесь имеется в виду именно Донар, согласен А. С. Бобович, составитель комментариев к «О происхождении германцев и местоположении германцев».[54]

На наш взгляд, это мнение вполне обоснованно, так как можно провести немало мифологических параллелей между Геркулесом и Донаром; конечно, более обоснованно здесь можно было бы говорить об их тождестве, если бы Донара Тацит назвал Юпитером (богом-громовержцем в Древнеримском пантеоне); однако можно предположить, что, в отличие от «царственного» античного Зевса-Юпитера, древнегерманский Донар имел больше «боевых», «воинских» функций, совпадая во многих чертах с богом войны Аресом-Марсом, что объясняется, несомненно, милитаристским характером древнегерманского общества.

По сообщениям Тацита, древние германцы также славили порожденного землей бога Туистона[55] (возможно, бог неба, поскольку именно небо выступает обычно в роли одного из демиургов в большинстве религий; кроме того, похожий сюжет мы находим в древнегреческой мифологии, в мифе о рождении Геей (Землей) Урана (Неба))[56] .

Интересен миф о гибели прекрасного Бальдера – бога весны и плодородия – от коварного излого Локи; по наущению последнего Бальдер был убит стрелой, сделанной из безобидной ветки омелы. Ассоциации с древнегреческим Адонисом, шумерским Думмузум, древнеегипетским Осирисом очевидны. Однако Дж. Фрэзер истолковывает этот миф более глубоко: как знак связи культа плодородия с почитанием дуба и его паразита – омелы, в которой будто бы магически заключена жизнь демона плодородия.[57]


iii-sushestvuyushee-sostoyanie-i-razvitie-sobranie-deputatov-reshenie.html
iii-tehnicheskoe-zadanie-v-g-zhovtobryuh-2009-g.html
iii-universalnie-uchebnie-dejstviya-i-socialnij-opit-kak-osnovi-klyuchevih-kompetentnostej.html
iiifunkcionirovanie-seti-setevie-modeli-osi-i-ieee-project-802-ii-podklyuchenie-setevih-komponentov-7.html
iiitehnicheskie-harakteristiki-gis-rukovodstvo-po-montazhu-i-nastrojke-gazovoj-inzhektornoj-sistemi-alfa-4.html
iirezultati-issledovaniya-otnoshenie-selskogo-naseleniya-k-ohrane-rsz.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/razdel-9-mehanizmi-koordinacii-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-teoriya-organizacii-vid-disciplini.html
  • literatura.bystrickaya.ru/referata-pochva-zhivaya-zemlya-avtor-dyakov-nikita-sergeevich-3a-klass-mou-gimnaziya-19-g-lipecka.html
  • institute.bystrickaya.ru/garri-potter-7-1-glava-1-5-stranica-23.html
  • textbook.bystrickaya.ru/gosudarstvennij-kontrakt-dokumentaciya-ob-aukcione-otkritogo-aukciona-283-gzh-10.html
  • znanie.bystrickaya.ru/424spisok-mennonitov-prozhivayushih-i-dejstvuyushih-v-gorode-krasnovisherske-sostavlennij-upolnomochennim-upravleniya-kgb-prismsssr-popermskoj-oblasti-v-gkrasnovisherske.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sovremennie-problemi-socialnoj-reklami-i-puti-ih-resheniya-vipolnil-student.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tamozhennij-kodeks-respubliki-belarus-chast-9.html
  • bukva.bystrickaya.ru/syuzhet-pervij-nesostoyavshijsya-razgrom-plan-bunicha-suvorova-v-dejstvii-realnostyami-moskva-yauza.html
  • reading.bystrickaya.ru/konspekt-lekcij-dlya-studentov-iii-kursa-fpmi-po-specialnostyam-prikladnaya-matematika-i-informatika-010500.html
  • notebook.bystrickaya.ru/ideologiya-globalizma-i-ustojchivoe-razvitie-stranica-4.html
  • textbook.bystrickaya.ru/kafedra-informacionnih-tehnologij-plan-vnutrivuzovskih-izdanij-mitht-im-m-v-lomonosova-na-2007-god-.html
  • grade.bystrickaya.ru/monografii-utverzhdenie-zayavok-na-konkurs-ekspedicionnih-rabot-so-ran-utverzhdenie-zayavki-instituta-k-proektu-tematicheskogo.html
  • write.bystrickaya.ru/ezhednevnij-monitoring-smi-oao-rao-energeticheskie-sistemi-vostoka-2-1-yanvarya-2010-goda-stranica-3.html
  • znanie.bystrickaya.ru/91-usluga-i-ee-harakteristika-tipi-uslug-uchebnoe-posobie-dlya-studentov-srednego-professionalnogo-obrazovaniya.html
  • student.bystrickaya.ru/22osobennosti-izmenenij-v-tradicionnoj-etike-gosudarstvennoj-sluzhbi-v-usloviyah-reform.html
  • books.bystrickaya.ru/domashnee-zadanie-podvedenie-itogov-uroka-oborudovanie.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/rozhdenie-anenerbe-proekt-gitlera-gansulrih-fon-kranc-anenerbe-nasledie-predkov-sekretnij-proekt-gitlera.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/obshestvennaya-stratifikaciya-eng.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/polzovateli-finansovogo-analiza-i-ih-celi-stranica-4.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/63-profilaktika-vneshnego-oblucheniya-istoriografiya-sobitij-socialno-ekonomicheskie-i-ekologicheskie-posledstviya-glava-1.html
  • textbook.bystrickaya.ru/istoriografiya-i-izvorov-material-uvod-2-istoriografiya-i-izvorov-material-4-glava-1-protestantskite-denominacii.html
  • essay.bystrickaya.ru/eksperimenta-stranica-5.html
  • literature.bystrickaya.ru/biznes-prirodopolzovanie-v-transformacionnoj-ekonomike-problemi-motivacii-stranica-2.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/antroposofiya-i-bibliya.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kniga-rekordov-ginnesa-98-stranica-48.html
  • desk.bystrickaya.ru/peresmotrennij-proekt-otcheta-podgotovlen-sekretariatom-stranica-10.html
  • student.bystrickaya.ru/35-gruppa-komand-raboti-s-klassifikatorom-uslovnih-znakov-programmnij-kompleks-formirovaniya-topograficheskih.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/moechnie-raboti-pravila-vvodyatsya-v-dejstvie-s-01-07-97g.html
  • klass.bystrickaya.ru/beda-dostopochtennij-stranica-23.html
  • holiday.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-k-vipolneniyu-kursovoj-raboti-po-discipline-gidravlika-i-protivopozharnoe-vodosnabzhenie-stranica-3.html
  • klass.bystrickaya.ru/8-rasovie-razlichiya-v-stroenii-mozga-v-b-avdeev.html
  • crib.bystrickaya.ru/klyuch-oprosnika-psihicheskoe-vigoranie-programma-korrekcii-sindroma-professionalnogo-vigoraniya-pedagogov-put-k-garmonii.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-5-verhnekubanskoe-pristavstvo-zarema-kipkeeva-severnij-kavkaz-v-rossijskoj-imperii-narodi-migracii-territorii.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kipr.html
  • thescience.bystrickaya.ru/informacionnie-praktiki-v-sovremennom-obshestve-socialno-filosofskij-analiz.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.