.RU

Экологии человека и охраны окружающей среды


Секция ЭКОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ


Мецкер Ирина

Научный руководитель: Иркитова Ольга Владимировна

Аквариум как средство познания водного мира


Аквариумы, искусственные вместилища воды,

не только заменяют нам путешествия

представляя различных животных,

но и дают ещё и возможность изучать нравы и

образ жизни разнообразных мелких творений,

которые, несмотря на свою незначительную

величину для естествоиспытателей, часто

дороже самых громадных животных.


Профессор А.П.Богданов


Немного истории.

Начало разведения рыб уходит в глубокую древность. По всей видимости, первыми разводили рыб в особых, предназначенных для того сосудах и бассейнах древние египтяне. Во всяком случае, уже на фресках, датируемых 1800 - 1700 гг. до нашей эры изображены рыбы, плавающие в сосудах. Рыбы в Египте окружены были и религиозным почитанием.

Рыба символизировала собой плодородие и изобилие, мудрость. И не случайно в раннем христианстве рыба была знаком Иисуса Христа. Как символ чистоты и нового рождения понималась рыба в древних Индии и Китае. Древние римляне разводили султанок и зубатых мурен.

Однако гораздо больше на возникновение современного аквариумного рыбоводства повлиял Дальний Восток и Китай, Япония. На протяжении многих веков там производили направленную селекцию серебряного карася. ''Оранжевые рыбки'' упоминались в китайских рукописях ещё за 500 лет до нашей эры, как обнаружил недавно профессор из Японии Есио Азума. Селекционный отбор рыбок достиг уровня настоящего искусства во времена династии Сун (960-1279гг.). Золотых рыбок разводили в прудах и садовых водоёмах, в деревянных, стеклянных и фарфоровых сосудах. Запечатлённая художниками, бывшая предметом народной гордости, золотая рыбка стала частью герба Китая.

А в начале XVI столетия золотых рыбок завезли в японский городок Сакан близ Осаки. Японцы, незамедлительно увлёкшиеся золотой рыбкой, занялись по преимуществу направленным отбором по видоизменению формы тела и плавников, добиваясь самых причудливых очертаний. Так появились кометы, телескопы, шубунки, оранты, водяные глазки и т.д. В Китае и Японии разведение золотых рыбок приобрело весьма обширный и довольно демократический характер; было доступно даже для бедняков.

В Европу первые золотые рыбки были привезены португальскими мореплавателями из Китая, по всей видимости, в начале XVII века. Они сразу стали предметом моды, были диковинкой и заморской редкостью, за них платили огромные деньги. Золотых рыбок разводили в основном в аквариумах почти до конца XIX века. И ныне продолжает существовать всемирное общество любителей золотых рыбок, культивируется не менее 129 разновидностей. В России аквариум с золотыми рыбками был у царя Алексея Михайловича, однако как - будто уже у царя Иоанна Грозного был подаренный ему заморскими купцами стеклянный шар с золотыми рыбками. А при Петре I ''склянки'' с диковинными рыбками стали появляться среди его приближенных.

Сегодня аквариумы можно встретить везде.


Экосистема аквариума

Аквариум — это экосистема. Ведь именно так мы называем сообщество животных и растений, существующее в определённых условиях неживой природы. Как и другие экосистемы, аквариум включает в себя несколько основных групп организмов, между которыми происходит непрерывный обмен веществ. Все подобные сообщества обладают определённым сходствам.

Во-первых, они самодостаточны и могут существовать неограниченно долгое время, если условия создаются постоянными, либо, по крайне мере, меняются предсказуемо. Вот эта способность экосистемы должна нас заинтересовала в первую очередь. Ведь суть её заключается в то, что можно обеспечить такое взаимодействие организмов, при котором водоём существует самостоятельно, и можно вмешиваться в процессы, протекающие в нём, лишь в случае крайней необходимости.

Во-вторых, в каждой экосистеме можно выделить следующие составляющие: производители, потребители и разрушители вещества (или иными словами, энергии, запасённой в нём). Происходит циркуляция последнего внутри единого природного комплекса, что и обеспечивает его существование. Производителей в экологии называют продуцентами. Это, в основном, растения, использующие в качестве строительного материала для своих листьев, стволов и плодов вещества, содержащиеся в атмосфере и воде. Потребители — консументы бывают двух основных типов: одни поедают растения, а другие питаются травоядными животными. Останки растений, мёртвых животных и экскременты поставляют продуцентами разрушители, называемые редуцентами. Это, как правило, грибы и бактерии, которые разрушают органическое вещество до минеральных составляющих, пригодных для использования продуцентами. Таким образом, водоросли (продуценты), играют роль производителей органических веществ, рыбы и моллюски (консументы) потребляют готовые органические вещества, а бактерии и грибы (редуценты) разлагают органические вещества до минеральных.

В третьих, несмотря на круговорот веществ, внутри экосистемы, часть энергии всё же поступает в неё извне, а часть теряется ею. Возьмём, к примеру, нашу Землю в целом: все мы существуем за счет потока солнечного света, льющегося на планету, а часть газов и водяного пара постоянно рассеивается из атмосферы в космос. Участок реки также является экосистемой: энергия будет поступать от вас при кормлении рыб, а вещества, оставшиеся невостребованными обитателями домашнего водоёма, вы сможете извлечь во время чистки и подмена воды.

Поскольку аквариум – всего лишь модель экосистемы, в ней отсутствует ряд звеньев, например, дафнии, личинки комаров, служащих кормом для хищных рыб, поэтому полную сеть составить нельзя.

Итак, аквариум - это не только фрагмент живого мира, но и управляемый человеком прибор, в котором должна быть создана жизненная среда, аналогичная природной.


Значение аквариума в нашей жизни

Наблюдение за аквариумом развивает нас эстетически, помогает воспитанию хорошего вкуса. Известно, что простое созерцание аквариума со свежей зеленью и здоровыми рыбами улучшает состояние нервной системы, снимает возбуждение, успокаивает человека. Декоративные аквариумы помещают в больницах, пансионах и санаториях. Их устанавливают на пультах управления автоматическими системами, так как они снимают усталость операторов, вызванную монотонностью работы. В коридорах школ, где дети находятся в перерывах между занятиями, и особенно в школах полного дня, - аквариумы необходимы, так как дети любят живую природу. Таким образом, маленький мир аквариума сегодня необходим в нашей жизни.


Литература:

1. Азбука природы: Энциклопедия. – М.: Терра, 1997.

2. Аксёнов М. Биология: Энциклопедия для детей. - М: Аванта, 2005.

3. Аквариумист: Альманах.– М.: Агропромиздат, 1992.

4. Вершинина Т.А. Беспозвоночные в аквариуме. – М.: ЛТД, 2001.

5. Жак - Ив Кусто. В мире безмолвия. М.: Астрель, 2003.

6. Золотницкий Н.Ф. Аквариум любителя. - М.: Сова, 1993.

7. Машкова Н.Н. Полная энциклопедия аквариумиста. – М.: Терра, 2003.

8. Набатов В.. Комнатный пресноводный аквариум. – Спб., 1994.

9. Сулыгин В. Аквариум. – М.: Палея, 1992.

10. Сидорин И. Экология аквариума. – М.: Дрофа, 1995.


Приложение

Условия содержания некоторых аквариумных рыб

Название

Температура,°С

Жёсткость, gH

Активная реакция, рН

Корм

Примечания

Аптеронот,

рыба-нож

24- 28

5- 15

6 - 7,5

Живой, заменители

Держится у дна, нужны укрытия

Астронотус

22- 26

5- 25

6,5 - 7,5

То же

Содержать группой отдельно от других видов

Афиосемион

южный

20- 24

5- 10

5 - 6

То же

Содержать стайкой, желате-льно отдельно от других видов

Барбус зелёный

18- 24

5- 20

6,5 -7,5

Живой растительный, заменители

Содержать стайкой

Барбус огненный

18- 24

5-15

6,5- 7,5

То же

То же

Барбус суматранский

22- 26

5- 20

6,5 - 7,5

То же

То же

Барбус чёрный

20- 24

5- 20

6,5 - 7,5

То же

Содержать стайкой, пугливы

Гамбузия

15- 35

10- 40

6 - 9

То же

Содержать от других видов, драчливы

Расбора краснохвоста

22-26

5-10

5-6

Живой, заменители

Содержать стайкой

Расбора пятнис-тая, или колибри

22-26

5-10

5-6

То же




Расбора трехлинейная, стеклянная

22-26

5-10

5-6

То же

То же

Синодонтис

24-28

10-20

7-8

Живой, заме-нители, доп. растительный

То же

Скалярия

25-27

3-20

6,5-7,5

Живой, заменители

Аквариум с укрытиями

Сомик золотистый, или золотой

18-24

5-25

6-9

Живой растительный

Содержать группой, предпочтительно в отдельном аквариуме

Сомик крапчатый, или обыкно-венный, или каллихт

16-24

5-25

6-9

То же

Содержать группой, донные, роют грунт, нужны укрытия

kabinet-ministrov-syu-vitte.html
kachagakaberd-krepost.html
kachestvennie-pokazateli-teoriya-i-metodologiya-aktivizacii-innovacionnoj-deyatelnosti-v-neftepererabativayushej-otrasli.html
kachestvo-hlopchatobumazhnih-tkanej.html
kachestvo-neprerivnogo-obrazovaniya-stranica-4.html
kachestvo-podgotovki-obuchayushihsya-otchet-o-samoobsledovanii-osnovnoj-obrazovatelnoj-programmi-po-specialnosti.html
  • lecture.bystrickaya.ru/43-osnovnie-instrumenti-effektivnoj-regionalnoj-politiki-napravlennoj-na-reshenie-obshenacionalnih-zadach-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya.html
  • notebook.bystrickaya.ru/informaciya-ob-itogah-raboti-po-organizacii-otdiha-ozdorovleniya-i-zanyatosti-detej-i-molodyozhi-v-shahunskom-rajone-v-2011godu.html
  • control.bystrickaya.ru/bileti-dlya-provedeniya-gosudarstvennoj-itogovoj-attestacii-literatura.html
  • bukva.bystrickaya.ru/ponyatie-i-sushnostnie-harakteristiki-modernizacii-1-istoriya-kak-nauka.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnaya-disciplina-b-9-istoriya-i-kultura-marijskogo-naroda.html
  • notebook.bystrickaya.ru/hranitel-stranica-34.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-obucheniya-mehanizatorov-na-2009-2010-g-konstruktivnie-osobennosti-i-pravila-ekspluatacii-kombajnov-rsm-101-vector-410420.html
  • predmet.bystrickaya.ru/rus-iznachalnaya-stranica-24.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vopros-3-zhilishnoe-pravo-eto-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-teoriya-gosudarstva-i-prava.html
  • desk.bystrickaya.ru/otkliki-v-pechati-o-rabotah-s-avtorstvom-i-soavtorstvom-s-a-ostroumova-o-publikaciyah-i-dokladah-sertifikati-ob-ohrane-intellektualnoj-sobstvennosti-parnes-t.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/nyusmejkeri-21.html
  • student.bystrickaya.ru/300-frontovikov-i-truzhenikov-tila-primut-uchastie-v-parade-9-maya-v-arhangelske-informacionnoe-agentstvo-regnum-04052012.html
  • shpora.bystrickaya.ru/yazikovie-osobennosti-opisaniya-mira-veshej-v-pesah-bernarda-shou-stranica-3.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-muk-0001-opredelenie-urovnej-magnitnogo-polya-v-mestah-razmesheniya-peredayushih-sredstv-radioveshaniya-i-radiosvyazi-kilo-gekto-i-dekametrovogo-diapozonov-muk-679-97-stranica-4.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sertificirovannij-pak-zashiti-informacii-i-marshrutizacii-tehnicheskoe-zadanie-na-raboti-po-modernizacii-i-dooborudovaniyu.html
  • school.bystrickaya.ru/42-tomografiya-strukturnih-svojstv-algoritmov-prikladnih-funkcij-srv.html
  • spur.bystrickaya.ru/literatura-po-ekonomike-obshestvennogo-sektora-atkinson-a-b-stigliz-j-e-lectures-on-public-economics-mcgraw-hill-international-edition-1980.html
  • thesis.bystrickaya.ru/potemkinskie-tehnoparki-zhilishno-raketnij-kompleks-modernizaciya-tradicij-rbk-daily-sdavajte-valyutu.html
  • bystrickaya.ru/vlasti-moskvi-namereni-sostikovat-stolichnuyu-sistemu-upravleniya-v-krizisnih-situaciyah-s-podmoskovnoj-ssobyanin-informacionnoe-agentstvo-prajm-tass-01042011.html
  • nauka.bystrickaya.ru/urok-gusitskoe-dvizhenie-v-chehii.html
  • studies.bystrickaya.ru/akkreditovannaya-sertifikaciya-na-sootvetstvie-iso-90012000-tema-vnedrenie-sistemi-menedzhmenta-kachestva-kak-instrument.html
  • turn.bystrickaya.ru/osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-napravlenie-podgotovki-021000-geografiya-stranica-3.html
  • bukva.bystrickaya.ru/mikroelementi-v-okruzhayushej-srede-i-v-volosah-detej.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-kursu-stroenie-veshestva-naimenovanie-disciplini-dlya-specialnosti-020101-shifr-i-naimenovanie-specialnosti-cikl-i-komponent-gos-vpo.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/harakteristika-planeti-zemlya.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/predislovie-avtora-k-opitam-nauchnim-politicheskim-i-filosofskim-stranica-39.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/sravnenie-nalogovih-sistem-latvii-i-rossii.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kommentarii-prp-maksima-ispovednika-na-knigu-svyatogo-dionisiya-areopagita-o-tainstvennom-bogoslovii.html
  • books.bystrickaya.ru/doklad-upolnomochennogo-po-pravam-rebenka-za-2003-god-stranica-10.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/razvitie-nemeckoj-psihologii-marcinkovskaya-t-d-m-29-istoriya-psihologii-ucheb-posobie-dlya-stud-vissh-ucheb-zavedenij.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/metodicheskoe-obespechenie-na-7-semestr-2011-2012-uchebnogo-goda-08-09-2011g-02-10-2011g.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-desyataya-uchebnoe-posobie-pod-redakciej-docenta-ya-livshica-i-docenta-v-a-cikulina-moskva-1974.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/raschyot-goreniya-gazovogo-topliva-opredelenie-sostava-i-kolichestva-produktov-goreniya.html
  • education.bystrickaya.ru/321-provedite-differencialnij-diagnoz-mezhdu-razlichnimi-anemiyami-detskie-bolezni.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/punkt-10-e-predvaritelnoj-povestki-dnya-voprosi-nuzhdayushiesya-v-rassmotrenii-i-trebuyushie-prinyatiya-reshenij.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.