.RU

Финансово-правовые нормы

Введение

Последнее десятилетие XX в. и начало XXI в. отмечены в России бурным процессом формирования нового по своему содержанию финансового права. Долгие годы среди других отраслей права и юридических наук оно занимало весьма скромное место, не вызывало большого интереса как предмет изучения и научных исследований. Законы как источник финансового права были немногочисленны, вместо них действовали в основном правительственные постановления и инструкции центральных финансово-кредитных органов.

В последние годы произошли существенные изменения: активно формируется законодательная основа регулирования финансовых отношений; резко возрос интерес к финансовому праву со стороны управленческих структур во всех областях хозяйственной деятельности, органов государственной власти и местного самоуправления и граждан, особенно предпринимателей, широко проводятся научные исследования разнообразных финансово-правовых проблем.

Эти внешние приметы отразили глубинные процессы экономических и политических преобразований, происходящих в стране. Все это проявилось в изменении содержания, структуры и роли финансового права. Соответственно сложились новые финансово-правовые институты, расширился и стал более разнообразным круг субъектов финансового права, изменились их права, обязанности и ответственность.

Отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства, регулируются нормами финансового права. Как и нормы всех остальных отраслей права, это писаные правила поведения, которые устанавливаются государством в строго определенном порядке и форме и вводятся в действие в точно установленный законодателем срок. Основная особенность финансово-правовых норм состоит в том, что они носят государственно-властный, императивный характер. Государство предписывает правила поведения юридическим лицам, гражданам в области финансовой деятельности. Требования к участникам финансово-правовых отношений выражаются в категорической форме. Участники финансовых отношений, урегулированных нормой финансового права, не вправе изменить ее предписания и условия применения.

Финансово-правовые нормы не являются простой волей законодательных и исполнительных органов, они имеют материальное обоснование. Государственные органы, принимая законы и нормативные акты в области финансовой деятельности, всегда ограничены объективными экономическими возможностями. Так, государство может финансировать свои потребности только исходя из доходов, получение которых в свою очередь зависит от уровня развития материального производства и деятельности всей социальной сферы, что определяет поступление налогов и других платежей в бюджет и иные внебюджетные фонды.


1. Понятие, структура и виды финансово-правовых норм

1 .1 Понятие финансово-правовых норм

Финансово-правовые нормы — это исходные первичные элементы, из которых состоит финансовое право как отрасль права. Им свойственны все общие черты правовой нормы, но присущи и особенности, характерные именно для данной отрасли права.

Как и любая другая норма права, финансово-правовая норма представляет собой установленное и охраняемое государством правило поведения участников общественных отношений, выраженное в их юридических правах и обязанностях. Финансово-правовая норма - установленное государством и обеспеченное мерами государственного принуждения правило поведения участников в отношениях, возникающих в процессе образования, распределения и использования денежных фондов государства и муниципальных образований, выраженное в их юридических правах и обязанностях.

Особенности финансово-правовой нормы обусловлены тем, что она, в отличие от норм других отраслей права, регулирует отношения, возникающие в процессе планового образования, распределения и использования государством и органами местного самоуправления финансовых ресурсов, необходимых им для осуществления своих задач.

Это выражается в особенностях:

а) содержания финансово-правовых норм;

б) характера установленных в них предписаний;

в) мер ответственности за нарушение предусмотренных правил;

г) способов защиты прав участников финансовых отношений.

Специфические признаки финансово-правовых норм обусловлены в конечном итоге особенностями предмета и метода финансово-правового регулирования. Финансово-правовые нормы отличаются от всех иных норм российского права по своему непосредственному целевому назначению, которое определяется предметом финансово-правового регулирования.

С точки зрения происхождения финансово-правовых норм их особенность заключается в том, что они редко возникают как фактические, то есть в общественной жизни редко складываются правила поведения, являющиеся прототипом финансово-правовых норм. Эти отношения проявляются не иначе как в формах, определенных государством. Причем сначала создается фактическая модель поведения, а затем она оформляется нормой права.[1]

Финансово-правовые нормы отличаются от других норм в системе права своей нестабильностью, что обусловлено двумя причинами.

Во-первых, отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований, являются в своей основе экономическими, следовательно, подверженными различным экономическим колебаниям, которые определяются влиянием политики на экономику. Эта нестабильность приводит к нестабильности самого финансово-правового регулирования, к отмене устаревших и появлению новых финансово-правовых норм. В условиях экономической нестабильности эти процессы ускоряются.

Во-вторых, бюджетно-правовые отношения, охватываемые сферой финансовой деятельности государства и муниципальных образований, нестабильны изначально. Они существуют в рамках правовых актов о бюджете, которые действуют только в течение финансового года.

Финансово-правовая норма не тождественна статье финансово-правового акта. Все элементы, из которых состоит финансово-правовая норма, не содержатся в одной статье финансово-правового акта, а размещаются в разных статьях.

Содержание финансово-правовых норм составляют правила поведения в общественных отношениях, возникающих в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Эти правила выражаются в предоставлении участникам данных отношений таких юридических прав и возложении на них юридических обязанностей, осуществление которых обеспечивает планомерное образование и использование централизованных и децентрализованных денежных фондов (доходов) государства и органов местного самоуправления соответственно их задачам в каждый конкретный отрезок времени, вытекающим из политики по социально-экономическому развитию страны. Это общее содержание финансово-правовых норм имеет различное конкретное выражение, что обусловлено разнообразием финансовых отношений, многозвенностью финансовой системы. Они содержат правила взимания налогов и других обязательных платежей с граждан и предприятий, аккумуляции и расходования бюджетных средств, создания и распределения кредитных ресурсов и страховых фондов и так далее.[2]

Содержание финансово-правовых норм обусловило их в основном императивный (повелительный) характер. Как правило, они содержат требования, выраженные в категорической форме и не допускающие их произвольного изменения, точно определяют объемы прав и обязанностей участников финансовых отношений. Эти права и обязанности направлены на обеспечение в целом интересов государства и муниципальных образований, а также интересов каждого из участников финансовых отношений, в том числе предприятий всех форм собственности, граждан. Например, в финансово-правовых нормах содержатся адресованные к предприятиям и гражданам требования вносить установленные налоги в государственный или местный бюджет при наступлении предусмотренных сроков, представлять отчеты и иные документы для проведения контроля со стороны компетентных органов, совершать другие действия, обеспечивающие аккумуляцию в распоряжение государства и органов местного самоуправления денежных средств и их использование в соответствии с утвержденными планами. Вместе с тем в целях соблюдения прав и интересов плательщиков установлены обязанности государственных органов возвращать излишне взысканные платежи. В финансово-правовых нормах закреплен обязательный порядок формирования бюджетов, использования внебюджетных и бюджетных целевых фондов с определением прав и обязанностей участников этой деятельности.

Имеются особенности и в юридических свойствах прав и обязанностей, установленных финансово-правовой нормой. Эти особенности связаны с участием в финансовых отношениях государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, организаций и учреждений, компетенция которых определяется в законах, положениях и уставах. При этом их финансово-правовые обязанности нередко сливаются с правами, выражаясь в едином полномочии. Это хорошо видно на примере норм права, закрепляющих права и обязанности органов государственной власти и местного самоуправления в области финансов. Так, использование бюджетных средств на социально-экономические программы соответствующей территории — одновременно их право и обязанность. Однако это не означает, что нормы финансового права не содержат обособленных прав и обязанностей. Прежде всего это касается граждан, предприятий, предпринимателей и основывается на конституционном праве собственности, праве свободного использования имущества для не запрещенной законом экономической деятельности.

1 .2 Классификация финансово-правовых норм

Классификацию финансово-правовых норм можно провести по нескольким основаниям.

В зависимости от способа воздействия на участников финансовых отношений, определяющего характер их юридических прав и обязанностей, финансово-правовые нормы подразделяются на три вида: обязывающие, запрещающие и уполномочивающие (управомочивающие)[3] .


analiz-finansovo-hozyajstvennoj-deyatelnosti-ao-progress-chast-5.html
analiz-finansovo-hozyajstvennoj-deyatelnosti-malogo-predpriyatiya.html
analiz-finansovo-hozyajstvennoj-deyatelnosti-oao-oemk-za-2000g.html
analiz-finansovo-hozyajstvennoj-deyatelnosti-predpriyatiya-chast-2.html
analiz-finansovo-hozyajstvennoj-deyatelnosti-predpriyatiya-chast-7.html
analiz-finansovo-hozyajstvennoj-deyatelnosti-programma-srednego-professionalnogo-obrazovaniya-po-specialnosti.html
  • report.bystrickaya.ru/ii-osnovnoe-soderzhanie-dissertacii-avtoreferat-dissertacii-na-soiskanie.html
  • learn.bystrickaya.ru/gazeta-moskva-n065-1442009-obshij-dolg-lukojla-sostavlyaet-7-mlrd-anonsi-sobitij-na-vtornik-14-aprelya-2009-g-3-lenta-novostej-6.html
  • lecture.bystrickaya.ru/73-gimnaziya-associaciya-gimnazij-sankt-peterburga-vospitatelnie-podhodi-i-sistemi-v-sovremennom-gimnazicheskom.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/trofimov-v-n-iskusstvennij-intellekt-dobro-i-zlo-kak-zapretnij-plod-v-n-trofimov-e-v-trofimova-stranica-90.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-organizacii-obedinennih-nacij-po-okruzhayushej-srede-distr-general-stranica-15.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/protest-v-zashita-na-rila-str-30-katastrofalnite-posledici-na-evrointegraciyata-str-30-33.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-obucheniya-i-uchebnie-materiali-g-ust-kamenogorsk-ul-promishlennaya2-dopusk-k-proizvodstvu-rabot-list-soglasovaniya.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sociometricheskij-metod.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-forma.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/borovikovskij-vladimir-lukich.html
  • holiday.bystrickaya.ru/obobshayushij-urok-tipi-himicheskih-reakcij-celi-uroka.html
  • occupation.bystrickaya.ru/murashova-n-a-pervij-zamestitel-ministra-obrazovaniya-sahalinskoj-oblasti.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tablica-1311-izmeneniya-valovih-vibrosov-zagryaznyayushih-veshestv-v-atmosferu-doklad-o-sostoyanii-okruzhayushej-sredi.html
  • testyi.bystrickaya.ru/a-l-nikitin-mistiki-rozenkrejceri-i-tamplieri-v-sovetskoj-rossii-stranica-8.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sistemnie-interfejsi-dlya-pk-na-osnove-intel-386-i-intel-486-lekciya-6.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sobraniem-kreditorov-oao-barnaulskij-likero-vodochnij-zavod-2009-g-stranica-30.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/putin-nuzhno-menyat-vektor-v-sfere-obrazovaniya.html
  • turn.bystrickaya.ru/polozhenie-o-provedenii-vserossijskih-sorevnovanij-na-priz-kubok-yuventa-sport-2012-i-tri-niti-cup-2012-tretij-etap-sredi-sportsmenov-bez-licenzii-po-vsem-vozrastnim-kategoriyam-v-discipline-marafon.html
  • crib.bystrickaya.ru/kinematograf-azii-uchebnoe-posobie-izdanie-vtoroe-ispravlennoe-i-dopolnennoe-dlya-studentov-ochnogo-i-zaochnogo.html
  • literature.bystrickaya.ru/bogatstvo-vknige-rasskazivaetsya-o-zhizni-znamenitogo-nemeckogo-arheologa-genriha-shlimana-o-raskopkah-troi-i-drugih.html
  • reading.bystrickaya.ru/konspekt-uroka-razvitiya-rechi-v-5-klasse-na-temu-radost-est-osobaya-mudrost.html
  • tasks.bystrickaya.ru/22-a-kuda-ehal-hmelnickij-viktor-suvorov-den-m-kogda-nachalas-vtoraya-mirovaya-vojna-moemu-chitatelyu.html
  • studies.bystrickaya.ru/bankovskie-uslugi-chast-6.html
  • spur.bystrickaya.ru/kontakti-s-rukovoditelyami-seminara-sopredsedatel-orgkomiteta-seminara.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-33-padenie-glavarya-starij-morskoj-volk-v-traktire-admiral-benbou.html
  • education.bystrickaya.ru/18-uchrediteli-uchastniki-emitenta-v-n-yashin-predsedatel-soveta-direktorov.html
  • tasks.bystrickaya.ru/24-nalog-na-pribil-otchet-o-finansovom-polozhenii-za-31-dekabrya-2010-goda-4-otchyot-o-sovokupnih-dohodah-za-god.html
  • turn.bystrickaya.ru/plan-vistavochnoj-zoni-foruma-3-raspisanie-raboti-foruma-5-tehnicheskij-reglament-6-vvozvivoz-eksponatov-6-obrazec-pisma-dlya-vvoza-i-vivoza-eksponatov-i-oborudovaniya-6.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zhezli-egiptyan.html
  • nauka.bystrickaya.ru/v-smotre-konkurse.html
  • school.bystrickaya.ru/33-regulirovanie-denezhnogo-oborota-2-status-formi-organizacii-i-funkcii-centralnih-bankov.html
  • grade.bystrickaya.ru/nacionalnij-standart-rossijskoj-federacii-sistemi-menedzhmenta-kachestva-rukovodyashie-ukazaniya-po-primeneniyu-gost-r-iso-9001-2001-v-sfere-obrazovaniya-stranica-7.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-disciplini-dpp-f-03-staroslavyanskij-yazik-celi-i-zadachi-disciplini.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zhaa-materialdi-megeruge-dajindi-oj-tolau-tedeu-degen-ne.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vopros-48-epistemologicheskij-anarhizm-p-fejerabenda-1uchebnik-zotova-mironova-razina.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.