.RU

Финансово-правовые нормы

Введение

Последнее десятилетие XX в. и начало XXI в. отмечены в России бурным процессом формирования нового по своему содержанию финансового права. Долгие годы среди других отраслей права и юридических наук оно занимало весьма скромное место, не вызывало большого интереса как предмет изучения и научных исследований. Законы как источник финансового права были немногочисленны, вместо них действовали в основном правительственные постановления и инструкции центральных финансово-кредитных органов.

В последние годы произошли существенные изменения: активно формируется законодательная основа регулирования финансовых отношений; резко возрос интерес к финансовому праву со стороны управленческих структур во всех областях хозяйственной деятельности, органов государственной власти и местного самоуправления и граждан, особенно предпринимателей, широко проводятся научные исследования разнообразных финансово-правовых проблем.

Эти внешние приметы отразили глубинные процессы экономических и политических преобразований, происходящих в стране. Все это проявилось в изменении содержания, структуры и роли финансового права. Соответственно сложились новые финансово-правовые институты, расширился и стал более разнообразным круг субъектов финансового права, изменились их права, обязанности и ответственность.

Отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства, регулируются нормами финансового права. Как и нормы всех остальных отраслей права, это писаные правила поведения, которые устанавливаются государством в строго определенном порядке и форме и вводятся в действие в точно установленный законодателем срок. Основная особенность финансово-правовых норм состоит в том, что они носят государственно-властный, императивный характер. Государство предписывает правила поведения юридическим лицам, гражданам в области финансовой деятельности. Требования к участникам финансово-правовых отношений выражаются в категорической форме. Участники финансовых отношений, урегулированных нормой финансового права, не вправе изменить ее предписания и условия применения.

Финансово-правовые нормы не являются простой волей законодательных и исполнительных органов, они имеют материальное обоснование. Государственные органы, принимая законы и нормативные акты в области финансовой деятельности, всегда ограничены объективными экономическими возможностями. Так, государство может финансировать свои потребности только исходя из доходов, получение которых в свою очередь зависит от уровня развития материального производства и деятельности всей социальной сферы, что определяет поступление налогов и других платежей в бюджет и иные внебюджетные фонды.


1. Понятие, структура и виды финансово-правовых норм

1 .1 Понятие финансово-правовых норм

Финансово-правовые нормы — это исходные первичные элементы, из которых состоит финансовое право как отрасль права. Им свойственны все общие черты правовой нормы, но присущи и особенности, характерные именно для данной отрасли права.

Как и любая другая норма права, финансово-правовая норма представляет собой установленное и охраняемое государством правило поведения участников общественных отношений, выраженное в их юридических правах и обязанностях. Финансово-правовая норма - установленное государством и обеспеченное мерами государственного принуждения правило поведения участников в отношениях, возникающих в процессе образования, распределения и использования денежных фондов государства и муниципальных образований, выраженное в их юридических правах и обязанностях.

Особенности финансово-правовой нормы обусловлены тем, что она, в отличие от норм других отраслей права, регулирует отношения, возникающие в процессе планового образования, распределения и использования государством и органами местного самоуправления финансовых ресурсов, необходимых им для осуществления своих задач.

Это выражается в особенностях:

а) содержания финансово-правовых норм;

б) характера установленных в них предписаний;

в) мер ответственности за нарушение предусмотренных правил;

г) способов защиты прав участников финансовых отношений.

Специфические признаки финансово-правовых норм обусловлены в конечном итоге особенностями предмета и метода финансово-правового регулирования. Финансово-правовые нормы отличаются от всех иных норм российского права по своему непосредственному целевому назначению, которое определяется предметом финансово-правового регулирования.

С точки зрения происхождения финансово-правовых норм их особенность заключается в том, что они редко возникают как фактические, то есть в общественной жизни редко складываются правила поведения, являющиеся прототипом финансово-правовых норм. Эти отношения проявляются не иначе как в формах, определенных государством. Причем сначала создается фактическая модель поведения, а затем она оформляется нормой права.[1]

Финансово-правовые нормы отличаются от других норм в системе права своей нестабильностью, что обусловлено двумя причинами.

Во-первых, отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований, являются в своей основе экономическими, следовательно, подверженными различным экономическим колебаниям, которые определяются влиянием политики на экономику. Эта нестабильность приводит к нестабильности самого финансово-правового регулирования, к отмене устаревших и появлению новых финансово-правовых норм. В условиях экономической нестабильности эти процессы ускоряются.

Во-вторых, бюджетно-правовые отношения, охватываемые сферой финансовой деятельности государства и муниципальных образований, нестабильны изначально. Они существуют в рамках правовых актов о бюджете, которые действуют только в течение финансового года.

Финансово-правовая норма не тождественна статье финансово-правового акта. Все элементы, из которых состоит финансово-правовая норма, не содержатся в одной статье финансово-правового акта, а размещаются в разных статьях.

Содержание финансово-правовых норм составляют правила поведения в общественных отношениях, возникающих в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Эти правила выражаются в предоставлении участникам данных отношений таких юридических прав и возложении на них юридических обязанностей, осуществление которых обеспечивает планомерное образование и использование централизованных и децентрализованных денежных фондов (доходов) государства и органов местного самоуправления соответственно их задачам в каждый конкретный отрезок времени, вытекающим из политики по социально-экономическому развитию страны. Это общее содержание финансово-правовых норм имеет различное конкретное выражение, что обусловлено разнообразием финансовых отношений, многозвенностью финансовой системы. Они содержат правила взимания налогов и других обязательных платежей с граждан и предприятий, аккумуляции и расходования бюджетных средств, создания и распределения кредитных ресурсов и страховых фондов и так далее.[2]

Содержание финансово-правовых норм обусловило их в основном императивный (повелительный) характер. Как правило, они содержат требования, выраженные в категорической форме и не допускающие их произвольного изменения, точно определяют объемы прав и обязанностей участников финансовых отношений. Эти права и обязанности направлены на обеспечение в целом интересов государства и муниципальных образований, а также интересов каждого из участников финансовых отношений, в том числе предприятий всех форм собственности, граждан. Например, в финансово-правовых нормах содержатся адресованные к предприятиям и гражданам требования вносить установленные налоги в государственный или местный бюджет при наступлении предусмотренных сроков, представлять отчеты и иные документы для проведения контроля со стороны компетентных органов, совершать другие действия, обеспечивающие аккумуляцию в распоряжение государства и органов местного самоуправления денежных средств и их использование в соответствии с утвержденными планами. Вместе с тем в целях соблюдения прав и интересов плательщиков установлены обязанности государственных органов возвращать излишне взысканные платежи. В финансово-правовых нормах закреплен обязательный порядок формирования бюджетов, использования внебюджетных и бюджетных целевых фондов с определением прав и обязанностей участников этой деятельности.

Имеются особенности и в юридических свойствах прав и обязанностей, установленных финансово-правовой нормой. Эти особенности связаны с участием в финансовых отношениях государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, организаций и учреждений, компетенция которых определяется в законах, положениях и уставах. При этом их финансово-правовые обязанности нередко сливаются с правами, выражаясь в едином полномочии. Это хорошо видно на примере норм права, закрепляющих права и обязанности органов государственной власти и местного самоуправления в области финансов. Так, использование бюджетных средств на социально-экономические программы соответствующей территории — одновременно их право и обязанность. Однако это не означает, что нормы финансового права не содержат обособленных прав и обязанностей. Прежде всего это касается граждан, предприятий, предпринимателей и основывается на конституционном праве собственности, праве свободного использования имущества для не запрещенной законом экономической деятельности.

1 .2 Классификация финансово-правовых норм

Классификацию финансово-правовых норм можно провести по нескольким основаниям.

В зависимости от способа воздействия на участников финансовых отношений, определяющего характер их юридических прав и обязанностей, финансово-правовые нормы подразделяются на три вида: обязывающие, запрещающие и уполномочивающие (управомочивающие)[3] .


analiz-finansovo-hozyajstvennoj-deyatelnosti-ao-progress-chast-5.html
analiz-finansovo-hozyajstvennoj-deyatelnosti-malogo-predpriyatiya.html
analiz-finansovo-hozyajstvennoj-deyatelnosti-oao-oemk-za-2000g.html
analiz-finansovo-hozyajstvennoj-deyatelnosti-predpriyatiya-chast-2.html
analiz-finansovo-hozyajstvennoj-deyatelnosti-predpriyatiya-chast-7.html
analiz-finansovo-hozyajstvennoj-deyatelnosti-programma-srednego-professionalnogo-obrazovaniya-po-specialnosti.html
  • composition.bystrickaya.ru/plan-osnovnih-organizacionnih-meropriyatij-federalnogo-gosudarstvennogo-uchrezhdeniya-zdravoohraneniya.html
  • thescience.bystrickaya.ru/klubnaya-deyatelnost-v-rabote-s-molodimi-semyami-nahodyashimisya-v-trudnoj-zhiznennoj-situacii.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/moskva-sankt-peterburg-nizhnij-novgorod-voronezh-rostov-na-donu-ekaterinburg-samara-novosibirsk-kiev-harkov-minsk-stranica-4.html
  • crib.bystrickaya.ru/hanin-g-i-pochemu-v-sovremennoj-rossii-ochen-malo-horoshih-ekonomistov-voobshe-i-uchenih-ekonomistov-v-osobennosti-stranica-2.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-informatizacii-programma-razvitiya-m-unicipalnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-sredn.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/osobennosti-preduprezhdeniya-krazh-i-sluchaev-nepravomernogo-zavladeniya-avtomobilem-ili-inim-transportnim-sredstvom-krazha-ugon.html
  • esse.bystrickaya.ru/razdel-5-mediko-biologicheskie-aspekti-materiali-iv-mezhdunarodnoj-elektronnoj-nauchnoj-konferencii-25-26-dekabrya.html
  • desk.bystrickaya.ru/polikulturnoe-obrazovanie-programmi-polikulturnogo-vospitaniya-vvedenie.html
  • university.bystrickaya.ru/frazeologizmi-v-romane-ma-sholohova-podnyataya-celina-chast-2.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/m-o-pribori-medicinskoj-diagnostiki-na-baze-reshenij-firmi-national-instruments.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vkarpin-kdk-prinyal-reshenie-pod-davleniem-opredelennih-sil-18-11-201-1-soderzhanie-glavnie-novosti-sporta-5.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/obrabotka-kauchuka-i-proizvodstvo-rezini.html
  • tests.bystrickaya.ru/laboratornoe-zanyatie-3-rabochaya-tetrad-po-bioorganicheskoj-himii.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kurs-do-ponyatie-i-sistema-mezhdunarodnogo-publichnogo-prava-specifika-i-funkcii-mezhdunarodnogo-publichnogo-prava.html
  • grade.bystrickaya.ru/metodika-viyavleniya-opisaniya-i-optimizacii-administrativno-upravlencheskih-processov-svyazannih-s-gosudarstvennim-upravleniem-demonstraciya-predlozhennoj-metodiki-na-primere-konkretnih-ear.html
  • reading.bystrickaya.ru/mchs-preduprezhdaet-o-vozmozhnosti-chp-v-chelyabinskoj-oblasti-informacionnoe-agentstvo-rosbalt-21032012.html
  • esse.bystrickaya.ru/progressivnie-pedagogicheskie-tehnologii-i-drugie-obrazovatelnie-modeli.html
  • education.bystrickaya.ru/25-dekabrya-proshyol-sbor-po-podvedeniyu-itogov-deyatelnosti-territorialnoj-podsistemi-rschs-respubliki-altaj-po-voprosam-vipolneniya-meropriyatij-go-preduprezhdeniya.html
  • composition.bystrickaya.ru/pamyatajte-sho-chim-retelnshe-chtkshe-vi-budete-vikonuvati-pravila-proflaktiki-malyar-tim-mensha-bude-vrogdnst-zahvorti-cyu-nebezpechnoyu-hvoroboyu.html
  • textbook.bystrickaya.ru/iz-nastoyashego-v-srednevekove.html
  • literature.bystrickaya.ru/dejstviya-sekretarya-v-konfliktnoj-situacii-kurs-lekcij-dlya-distancionnogo-obucheniya-moskva-2009.html
  • report.bystrickaya.ru/hitarova-eg-emocionalno-smislovaya-rol-poslovici-v-razvitii-pravovoj-kulturi-materiali-mezhdunarodnoj-nauchno-prakticheskoj-konferencii.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/srednevekovya-18-voprosi-psihologicheskogo-razvitiya-detej-v-epohu-vozrozhdeniya-22.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/plani-seminarskih-zanyatij-podgotovleni-dekanom-obsheyuridicheskogo-fakulteta-barnaulskogo-yuridicheskogo-instituta-mvd-rossii-soldatovim-i-v.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-disciplini-administrativnoe-pravo-dlya-specialnosti-030501-65-yurisprudenciya-podgotovki-specialista-avtor-programmi.html
  • credit.bystrickaya.ru/perenaselenie-ne-rano-li-bit-v-kolokola.html
  • klass.bystrickaya.ru/5-snizhenie-uyazvimosti-radionavigacionnih-sistem-radionavigacionnij-plan-gosudarstv-uchastnikov-sodruzhestva.html
  • school.bystrickaya.ru/glebovich-yan-yurevich.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-modulya-metodi-psihologo-pedagogicheskoj-i-nejropsihologicheskoj-diagnostiki-i-korrekcii-narushenij-rechi.html
  • control.bystrickaya.ru/chapliginskij-rajon-raspolozhen-v-85-km-ot-oblastnogo-centra-v-severnoj-chasti-territorii-lipeckoj-oblasti-v-centre-evropejskoj-chasti-rossii-na-peresechenii-vazhn.html
  • write.bystrickaya.ru/estestvennaya-sistema-kategorialnih-opredelenij-mira-kategorialnaya-struktura-mira.html
  • klass.bystrickaya.ru/absolyutnaya-prichastnaya-konstrukciya-metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie-raboti.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tvc-narod-hochet-znat-01092006-proshutinskaya-kira-2315-gosduma-rf-monitoring-smi-2-4-sentyabrya-2006-g.html
  • tests.bystrickaya.ru/l-v-gubskij-obshaya-harakteristika-raboti.html
  • credit.bystrickaya.ru/okolo-200-zhitelej-tverskoj-oblasti-postradali-ot-pavodka-informacionnoe-agentstvo-interfaks-18042012.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.