.RU

Функциональные стили языка

Анализ особенностей публицистического стиля.

Публицистический стиль - это функциональный стиль, который обслуживает широкую область общественных отношений: политических, экономических, культурных, спортивных и др. Он используется в средствах массовой информации (СМИ) - журналах, газетах, на радио и телевидении.

Главная функция публицистического стиля - сообщение социально значимых новостей и их комментирование, оценка событий и фактов.

Публицистические тексты имеют ряд общих черт:

все они носят воздействующий характер, связанный с созданием у читателей (зрителей) определённого отношения к передаваемой информации;

пишутся в соответствии с определённой идеологической системой и опираются на систему определённых идеологических ценностей;

отличаются тенденциозностью, то есть журналист сознательно ставит свой текст на службу той или иной идее;

обладают ярко выраженным субъективным началом;

воспринимаются читателями (зрителями) ка определённый эталон речи, поэтому создаются журналистами с установкой на демонстрацию речевого мастерства.

Отбор событий в публицистике определяется их социальной значимостью. К социально значимым относят события, имеющие общественный интерес: это встречи глав государств, принятие новых законов, театральные премьеры, спортивные события и т.д. Зачастую они носят повторяющийся характер, поэтому информация об этих событиях стандартна, при её освещении используются стереотипные выражения (театральный сезон открылся премьерой, состоялся матч между командами).

Воздействующая функция текстов в публицистике реализуется через систему оценочных средств, главным из которых является метафора, а также и другие средства эмоционального воздействия. Таким образом, публицистический стиль постоянно сочетает экспрессивность и стандартизованность.

Публицистический стиль функционирует в определённых устойчивых формах - жанрах. Традиционно публицистические жанры делятся на информационные, аналитические и художественно-публицистические.

Если вам необходима конкретная информация, то вы обратитесь к информационным жанрам: заметке, репортажу, интервью, отчёту. Если вас интересует анализ происходящих событий, то вы будете читать тексты аналитических жанров: беседу, статью, корреспонденцию, рецензию, обзор. Если вы хотите получить образное, конкретно-чувственное представление о факте или проблеме, вам подойдут тексты, написанные в художественно-публицистическом жанре: очерк, эссе, фельетон, памфлет.

Коротко охарактеризуем каждую группу жанров.

Для информационных жанров в целомхарактерна объективность в изложении информации.

Информационная заметка рассказывает о том, где, когда, какое событие произошло, происходит, будет происходить. В расширенной информации добвляются комментирующие части, уточняющие почему, зачем, при каких обстоятельствах, как именно.

Репортаж характеризуется присутствием автора на месте события. Современый репортаж часто является смешанным жанром - информационно-аналитическим, где совмещаются описания активных действий журналиста для выяснения вороса (интервью с очевидцами, участниками события) и анализ проблемы.

Современное интервью - полифункциональный жанр. Оно может быть как информационным (вопросы, задаваемые информированному лицу о событиях), так и аналитическим (беседа о проблеме) или публицистическим (портретное интервью).

Целью аналитических жанров является анализ журналистом социально значимой актуальной проблемы, сложившегося положения дел, события с точки зрения автора. Самый распространённый аналитический жанр - проблемная статья. Для неё характерна логичность изложения, в её основе лежит рассуждение, которое строится как доказательство главного тезиса. Статья может предствавлять собой как дедуктивное рассуждние - от главного тезиса к доказательствам, так и рассуждение индуквивное - от посыла к выводу. В отличие от рассуждения в научной статье, рассуждение в газетной статье носит эмоциональный характер, его главная цель - воздействие на читателя. В качестве фактологических доказательств могут использоваться различные эпизоды событий, мини-интервью. Автор выражает своё мнение, даёт оценки происходящему.

Художественно-публицистические жанры дают читателю возможность воспринимать проблему в образной форме. Наиболее ярко это проявляется в очерке. Характер очерка во многом зависит от объекта изображения: он может быть проблемным, портретным, путевым, событийным. В очерке одним из действующих героев является повествователь, который рассказывает о событии от первого (Я-форма) или от третьего (Он-форма) лица. Очерк может быть написан от лица повествователя-журналиста, от лица героя очерка, повествователь также может выступать как закадровый наблюдатель или комментатор. Образ повествователя вносит в очерк особое эмоциональное отношение к описываемым событиям и героям. Повествования и рассуждения в очерке окрашено эмоциональной авторской оценкой. Отличительная черта очерка - изобразительность, для него характерны яркие детали, характеризующие героя и событие.

В последние годы в жанровой системе публицистики произошли существенные изменения. Так, почти во всех газетах исчезла передова статья. Почти пропали очерки и фельетоны. Большее место в газете, чем прежде, стал занимать жанр журналистского расследования. Вместе с тем популярными становятся жанры, в основе которых лежит диалог: интервью, "круглые столы", беседы, экспресс--интервью, позволяющие узнать информацию и мнение "из первых рук".

В настоящее время для системы жанров в целом характерно упразднение жанровых перегородок и появление гибридных жанров.


bolshevistskaya-pechat-v-1905-1917-godah.html
bolshevo.html
bolshoe-nastuplenie-gans-baur.html
bolshoj-kavkaz-millioni-let-nazad.html
bolshoj-tukan.html
bolshoj-vzriv-i-evolyuciya-vselennoj.html
  • testyi.bystrickaya.ru/8-marta-uchitel-nachalnih-klassov-filinova-tamara-nikolaevna.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/rossijskaya-akademiya-nauk-institut-mezhdunarodnih-ekonomicheskih-i-politicheskih-issledovanij.html
  • books.bystrickaya.ru/chelyabinskaya-oblast-segodnya-den-rozhdeniya-doktorskoj-kolbasi-gosudarstvennoe-regulirovanie-myasnoj-otrasli-12.html
  • znanie.bystrickaya.ru/amurenergosbit-fsfr-zaregistrirovala-otchet-ob-itogah-dopvipuska-akcij-dek-razmeshennih-putem-konvertacii-v-nih.html
  • thesis.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-po-predmetu-kulturologiya-dlya-studentov-2-kursa-zaochnoj-formi-obucheniya.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-ekonomicheskaya-i-socialnaya-geografiya-mira.html
  • testyi.bystrickaya.ru/a-a-dolgov-kand-fiz-mat-nauk-docent-fgou-vpo-moskovskij-gosudarstvennij-universitet-prirodoobustrojstva.html
  • holiday.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-mu-2552-09-stranica-10.html
  • knigi.bystrickaya.ru/referat-po-speckursu-fizika-poverhnosti-kataliticheskie-reakcii-na-poverhnosti.html
  • letter.bystrickaya.ru/o-v-besschetnova-izdanie-adresovano-specialistam-v-oblasti-sohraneniya-i-ukrepleniya-zdorovya-uchitelyam-shkol-prepodavatelyam.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prikaz-ot-27-dekabrya-1993-g-n-529-ob-utverzhdenii-perechnej-uchebnogo-oborudovaniya-dlya-obsheobrazovatelnih-uchrezhdenij-stranica-31.html
  • holiday.bystrickaya.ru/nado-ponyat-chto-mi-sobiraemsya-stroit-gosduma-rf-monitoring-smi-16-iyunya-2006-g.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/za-te-sorok-s-lishnim-let-chto-ya-idu-po-puti-v-etom-zemnom-voploshenii-ya-horosho-usvoila-istinu-nikto-tebe-ni-vrag-nikto-tebe-ni-drug-no-kazhdij-tebe-uchitel.html
  • textbook.bystrickaya.ru/istoriya-i-razvitie-radiotehniki.html
  • predmet.bystrickaya.ru/set-sluzhbi-ohrani-zdorovya-materi-i-rebenka-polozhenie-detej-sirot-i-meri-po-ih-podderzhke-51-polozhenie-detej-invalidov.html
  • essay.bystrickaya.ru/dolzhnostnie-lica-s-pravom-soveshatelnogo-golosa.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tematicheskoe-planirovanie-urokov-literaturi-v-8-klasse-3-chasa-v-nedelyu-uchitel-grabuzdova-s-k-vosnove-planirovaniya-urokov-programma-po-literature-kutuzova-a-g-uchebnik-v-mire-literaturi-8-klass-.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tablica-91-sravnenie-raznih-tipov-informacionnih-sistem-nils-goran-olve-zhan-roj-magnus-vetter-izdatelskij.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/primeri-kompleksov-case-sredstv-chast-3.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tematika-referatov-primernaya-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-napravlenie-podgotovki.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/posleslovie-intervyu-s-alekseem-sonkom-prezidentom-kompanii-nka-grupp.html
  • desk.bystrickaya.ru/ponyatie-sovershennoj-konkurencii-ee-harakternie-cherti-opredelenie-ceni-i-obema-proizvodstva-dva-podhoda-k-ih-opredeleniyu.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-k-samostoyatelnoj-rabote-studentov-po-specialnosti-230100-sankt-peterburg-2005.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/promishlennie-roboti-v-robotizirovannih-tehnologicheskih-kompleksah-rtk-mehanoobrabotki.html
  • reading.bystrickaya.ru/kupit.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-21-vse-sovpadeniya-sluchajni-personazhi-konechno-vimishleni.html
  • pisat.bystrickaya.ru/statya-v-i-buhshtaba-stranica-2.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/professionalnaya-perepodgotovka-ageshina-e-yu-vrublevskayae-g-galichanine-n-zolotareva-l-k-ivanovav.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/goszhurnal-chast-10.html
  • assessments.bystrickaya.ru/deviantnoe-i-delinkventnoe-povedenie-obekt-predmet-metodi-zakoni-i-kategorii-sociologii.html
  • lecture.bystrickaya.ru/54-transformaciya-translyaciya-i-tranzit-torsionnih-polej-sistema-angelov.html
  • letter.bystrickaya.ru/obrazovatelnaya-programma-povisheniya-kvalifikacii-rukovoditelej-obrazovatelnih-uchrezhdenij-menedzhment-v-obrazovanii-g-naberezhnie-chelni-2008-g.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sofi-kinsella-shopogolik-i-sestra-stranica-10.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zakon-chuvashskoj-respubliki-o-respublikanskom-byudzhete-chuvashskoj-respubliki-na-2006-god-stranica-5.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-elektivnogo-kursa-po-fizike-fizika-i-biologiya-biofizika.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.