.RU

Графическая оболочка X-Windows System

Для начала немного истории и общих мест. Представим, что нам нужно написать программу, которая будет работать в графическом режиме. Нам потребуется: опрашивать клавиатуру, снимать события и координаты мыши, рисовать на экране, ... Как это делалось на MS-DOSе? Очень просто. Пишем одну большую программу, в ней - все: и логика, и обработка событий, и слежение за перемещениями мыши, ну, а когда требуется что-то нарисовать, мы даем команду на запись в порты EGA контроллера, рисуем пиксель... Через год появляется контроллер VGA, еще через год SVGA 800x600, 16 цветов, вслед за ним UVGA 1024x768, 256 цветов, затем XGA 1280x1024, 16Мб цветов...

Основная идея X Windows.

Имеем две независимых программы. Одна умеет рисовать на графическом мониторе, и вообще, обслуживать все это железо. Она называется X-сервер. Вторая программа - называем ее клиент X Windows, рисовать физически не умеет. Зато она знает, что именно надо рисовать, и умеет командовать. Команды типа: "нарисовать прямоугольник", "провести линию", "открыть окно", "вывести символ в заданном фонте", "опросить координаты мыши", и т.п. передаются X-серверу, а тот их исполняет - рисует. Формат и спецификации этих команд опубликованы, стандартизованы, и широко известны. Все вместе они называются "Протокол X Windows".

Итак, повторим.

X-сервер. Программа, которая написана специально под конкретное физическое устройство (имеется в виду - монитор, графконтроллер, мышь и клавиатура), умеет на нем рисовать, и умеет понимать команды рисования по протоколу X Windows System.

X-клиент. Прикладная программа, обеспечивающая графический интерфейс с пользователем. Команды для рисования на экране передает X серверу по протоколу X Windows System.

X-терминал. Ящик (монитор, графконтроллер, мышь, клавиатура, ну и, естественно, процессор и оперативная память), на котором запущена программа X-сервер. X-терминалом может служить самая обыкновенная графическая Unix-рабочая станция, на которой X сервер выполняется, как одна из многих прикладных задач. Специализированный X-terminal - ящик, на котором запускается только X сервер, и ничего кроме. Можно использовать PC под MS-DOSом, на котором запущена DOSовская программа, реализующая X сервер.

Xlib - библиотека C-ишных функций, реализующих протокол X Windows System. С помощью этой библиотеки можно писать графические программы - X-клиенты.

Что мы с этого имеем.

Мы получаем универсальный GAPI - (Graphical Application Programming Interface) - средство программирования графических приложений. Пользовательские графические программы при этом полностью отвязаны от железа, от конкретного графконтроллера. О железе пусть беспокоится X-сервер.

Протокол X Windows умеет "ездить" по сети: например по TCP/IP, или по DEC-net. Поэтому Xсервер может крутиться на одной машине, а X-клиент - на другой. То есть, картинка рисуется на одной машине, а программа, которая ее обеспечивает - крутится на другой.

X-сервер способен обслуживать сразу много клиентов, причем всех - одновременно. На нашем графическом экране может быть открыто сразу много окон - каждое окно порождается его собственным X клиентом. Клиенты эти могут быть запущены и на нашей машине (к которой подключена графическая подсистема), и на удаленных машинах, соединенных с нами по сети.

Чего нам это стоит.

Понятно чего. Ресурсов. X Windows очень любит ресурсы - память, процессор, диск. Способен съесть их в неограниченных количествах. А еще ведь надо программировать. (К счастью, не всем надо). Кто видел, как выглядят программы для MS Windows или Mac, может представить себе внешний вид исходных текстов X-овой программы.

Как это запускается.

Пусть в нашей сети есть машина с графической подсистемой и X сервером, и сетевой адрес этой машины pcat107.foms.msk.ru
на pcat107 нужно выполнить команду:

xhost + # разрешить X-овым программам с ЛЮБОЙ машины # рисовать на экране машины pcat107

Запускаем на нашем компьютере X-овую программу, так, чтобы ее окошко рисовалось на мониторе pcat107. Для этого на нашем компьютере нужно выполнить команду:

xterm -display pcat107:0.0 &

Библиотеки, Motif, и война круглых и квадратных кнопок.

Можно писать X-овые программы, используя библиотеку Xlib. Многие так и пишут, хотя это весьма тяжело - уж больно невысок уровень Xlib'а. В помощь программистам было создано несколько toolkit'ов - библиотек более высокого уровня, в которых реализованы различные widget'ы. Widget - непереводимый термин X Windows. Склеен из двух слов - Window и Gadget (приспособление), является графическим объектом с привязанными к нему свойствами и реакциями на действия пользователя. Примеры widgetow: "кнопка", "менюшка", "окошко с текстом", "линейка прокрутки",...

Известны следующие toolkit'ы:


15-zashitnoe-zazemlenie-i-zanulenie-trebovaniya-bezopasnosti-fire-extinguishing-and-alarm-systems-desinging-and.html
1500040020050-osetr-po-carski-15200-rub.html
15052010vlastinet-minsk-belorussiyamir-vosstanavlivaetsya-posle-krizisa-a-rossiya.html
152-predstavlenie-graficheskih-dannih-uchebnik-dlya-vuzov.html
153-enciklopediya-bernard-verber.html
156-vladimir-beshanov-tankovij-pogrom-1941-goda.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tehnicheskij-proekt-sks-poyasnitelnaya-zapiska-2201-000000-003-pz-rukovoditel-st-prep-spicina-i-a-konsultant.html
  • literature.bystrickaya.ru/direktor-kotelnoj-kvalifikacionnij-spravochnik-dolzhnostej-rukovoditelej-specialistov-i-drugih-sluzhashih.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-k-uchebnomu-planu-programma-188750-poselok-plodovoe-priozerskij-rajon.html
  • tests.bystrickaya.ru/konkurs-turali-habarlandiru-barli-konkurs-atisushilarina-arnalan-orta-blktlk-talaptari.html
  • doklad.bystrickaya.ru/virusi-i-bakteriiproblema-spida.html
  • report.bystrickaya.ru/instrukciya-uchastnikam-razmesheniya-zakaza-6-razdel-3-zayavka-na-uchastie-v-konkurse-7-stranica-4.html
  • shkola.bystrickaya.ru/tvorcheskij-put-lparfenova.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tablica-316-metodicheskie-ukazaniya-normirovanie-rashodov-toplivno-energeticheskih-resursov-pri-proizvodstve-teplovoj.html
  • control.bystrickaya.ru/chelyabinskaya-oblastnaya-fizkulturno-sportivnaya-obshestvennaya-organizaciya-federaciya-tancevalnogo-sporta-chofsoo-fts.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-35-kod-da-vinchi-den-braun-perevod-s-anglijskogo-n-rejn-ocr-klim.html
  • crib.bystrickaya.ru/izvestiya-izvestiya-avtor-ne-ukazan-19032008-048-str-8-gosduma-rf-monitoring-smi-19-marta-2008-g.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/povoroti-na-meste-dvizhenie-stroevim-i-pohodnim-shagom-povoroti-v-dvizhenii.html
  • doklad.bystrickaya.ru/upravlencheskie-resheniya-chast-8.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kurs-ekologicheskoe-izmerenie-mirovoj-politiki-prednaznachen-dlya-studentov-magistraturi-po-napravleniyu-mezhdunarodnie-otnosheniya-programma-mirovaya-politika.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zakonoproekt-o-snizhenii-gosfinansirovaniya-kapremonta-zhilya-prinyat-gosdumoj-v-i-chtenii.html
  • knigi.bystrickaya.ru/slava-bogu-obogativshemu-velikuyu-rossiyu-stranica-14.html
  • composition.bystrickaya.ru/oplata-truda-sdelshikam-po-sdelnim-rascenkam-planirovanie-na-predpriyatii-metodicheskie-rekomendacii-po-vipolneniyu.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/metodi-programmirovaniya-sistem-tehnicheskogo-zreniya-realnogo-vremeni-05-13-11-matematicheskoe-i-programmnoe-obespechenie-vichislitelnih-mashin-kompleksov-i-kompyuternih-setej.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/poryadok-sozdaniya-menedzhment.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/polozhenie-o-vipusknoj-kvalifikacionnoj-rabote-studentov-obuchayushihsya-po-programmam-podgotovki-bakalavrov-i-specialistov-dalee-po-tekstu-polozhenie-ustanavliva.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sovmestno-s-elenoj-minilbaevoj-stranica-12.html
  • gramota.bystrickaya.ru/xiii-chasovie-poyasa1-uchebno-metodicheskie-materiali-po-organizacii-aktivnih-form-obucheniya.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/rol-i-analiz-animacionnih-programm-sredizemnomorskih-otelej-turcii.html
  • books.bystrickaya.ru/chem-chashe-tem-luchshe-osmeltes-preuspet.html
  • universitet.bystrickaya.ru/teoreticheskaya-grammatika-anglijskogo-yazika-stranica-14.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/korporativnaya-kultura-aktualnie-problemi-sovremennoj-praktiki.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vigotskij-l-s-v-92-psihologiya-razvitiya-cheloveka-stranica-5.html
  • universitet.bystrickaya.ru/strahovanie-v-ssha-chast-2.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zakonomernosti-slozhnost-vichislitelnij-eksperiment-nelinejnost.html
  • education.bystrickaya.ru/20-aprelya-2010-aprel.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/poyasneniya-k-zapolneniyu-poyasnitelnaya-zapiska-1-mesto-kursa-v-professionalnoj-podgotovke-vipusknika-cel-i-zadachi.html
  • studies.bystrickaya.ru/kouching-v-voprosah-i-otvetah.html
  • crib.bystrickaya.ru/kazahstanskij-filial-mgu-protiv-matematiki-kazahstana-i-dazhe-protiv-mgu-chto-proishodit.html
  • doklad.bystrickaya.ru/v-m-sergeev-ekonomika-znanij-rol-obrazovaniya-i-nauki-v-sovremennom-mire.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zanyatie-2-problemi-kvalifikacii-prestuplenij-protiv-sobstvennosti-ne-yavlyayushihsya-hisheniyami.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.