.RU

Иван Сергеевич Тургенев. Жизнь и творчество (Доклад)

Иван Сергеевич Тургенев

Жизнь и творчество.

Доклад подготовлен Егоровым Михаилом

учеником 10 «А» класса 112 школы.

Иван Сергеевич Тургенев.

Иван Сергеевич Тургенев происходил из дворянской среды. Такая биографическая констатация для нас привыч­на: из этой среды вышло большинство крупнейших русских писателей XIX столетия. И, может быть, привычка-то как раз и мешает нам видеть парадоксальность самого этого факта.

Семья, в которой он родился и вырос, могла бы служить выразительнейшим примером того, как крепостничество уро­дует характеры самих господ. Его мать. Варвара Петровна, - говорить нужно с начала и преимущественно о ней, потому что она была фактически главой дома,—происходила из бо­гатой провинциальной помещичьей семьи Лутовиновых . Судьба как будто нарочно позаботилась о том, чтобы эта жен­щина с детских лет и до самого замужества и спытала на себе все превратности и все обиды, какие только могли быть изобре тены в обстановке помещичьего всевластия и безответственности.

Для матери, вышедшей замуж за другого, ее дочь от первого брака оказалась помехой, а отчим издевался над падчерицей, по-видимому, просто потому, что за нее засту­питься было некому. В конце концов девуш ка должна была бежать из дому. Кров она нашла у родн ого дяди - Ивана Ивановича Лутовинова. Но и там ее ожидало то же - и надругательства. Кончилось тем, что старик деспот прогнал племянницу, и она должн а была искать пристанища у чужих людей. Но вскоре дядя умер в одночасье, и она ока­ залась наследницей всего его большого состояния, включав­ шего в себя и то самое Спасское, которое известно теперь в всем мире.

Поздней осенью 1815 года в Спасское приезжал молодой, необычайно красивый отпускной кавалергард Сергей Нико­лаевич Тургенев. На Варвару Петровну он произвел сильное впечатление, и она сразу же приняла меры. Как вспо­минает близкая и сочувствующая ей современница, она че­рез своих знакомых велела передать Сергею Николаевичу, «чтоб он смело приступил к формальному предложению, по­тому что отказа не получит». Характерная черта нравов: с чего бы, кажется» Сергею Николаевичу заробеть? Принадлежал он к старинной дворянской фамилии, ведущей свою родословную со времен Василия Темного; участвовал в Отече­ственной войне и за храбрость, проявленную в Бородинской битве, был награжден Георгиевским крестом, а теперь слу­жил в одном из привилегированных гвардейских полков. Но Варвара Петровна хорошо знала, что делала: она не слыла красавицей и была на много лет старше Сергея Николаевича, но зато она была богатой невестой, а он — «нищий»: у его отца—при большой, семье - крепостных душ было всего что-то около 140.

Отношения в этой семье определялись довольно строго. Иллюзий не было, Сергей Николаевич, должно быть, даже и не пытался посягать на прерогативы Варвары Петровны как полновластной и самовластной хозяйки всего семейного состояния. В доме царила атмосфера отчужденности и еле сдерживаемого взаимного раздражения. Супруги сходились, пожалуй, только в одном - в стремлении дать своим детям наилучшее образование. На это не жалели ни денег, ни соб­ственных усилий. Они внимательно следили за их прилежа­нием, входили во все подробности их ежедневных занятий и т. п. Уже в раннем детстве будущий писатель хорошо гово­рил и писал по-французски, по-немецки и по-английски; особое внимание в семье Тургеневых обращали на овладе­ние родным языком: судя по его письмам, двенадцатилет­ний Иван Тургенев достаточно свободно ‘и непринужденно для своих лет умел выразить и неподдельную сердечность, и не по годам развитую наблюдательность, и свой врожденный юмор.

Но когда речь заходила о его детстве, Тургенев чаще всего вспоминал о том, в чем особенно резко сказывались крепостнические порядки и обычаи их семьи. Варвара Пет­ровна считала телесные наказания универсальной мерой внушения; само собой понятно, что предназначена она была прежде всего для крепостных, но применяла она ее и к де­тям. Их секли за все: за невыученный урок, за не понятую взрослыми шутку или за невинную, пустячную шалость, сек­ли по подозрению и чуть ли не на всякий случай.

В 1827 году Тургеневы всей семьей переехали в Москву - главным образом с той целью, чтобы продолжить образова­ние детей. В те годы состоятельные дворяне предпочитали обучать своих детей не в казенных учебных заведениях, а в частных. Так поступили и Тургеневы: вскоре после приез­да в Москву Иван был определен сначала в пансион Армян­ского института, а через несколько месяцев в пансион Вейденгаммера. Однако не прошло и двух лет, как его взяли и оттуда, и в дальнейшем никаких попыток поместить Турге­нева в какой-нибудь пансион или гимназию уже не пред­принималось. Подготовку к поступлению в университет он продолжал и завершил под руководством домашних учи­телей.

Тургенев учился в Московском университете всего толь­ко один год; в 1834 году он вместе с отцом и старшим братом, поступившим в Петербургское артиллерийское училище, пе­реехал в Петербург и стал студентом тамошнего университе­та, который через два года и окончил. Однако впоследствии он говорил о Московском университете едва ли не чаще, чем о Петербургском, всегда отдавая предпочтение первому, пе­ред вторым.

Петербургский университет с самого своего основания был постоянно под непосредственным неусыпным надзором правительства, что, разумеется, сказывалось на всех сферах университетской жизни. В Московском университете хотя бы по одной только дальности расстояния труднее было водво­рить столь вожделенную для николаевской администрации казенную благопристойность. Воспитанники Московского университета особенно дорожили традициями вольнолюбивой студенческой общественности.

У Петербургского университета были и свои преимущества, в особенности для тех, кто учился на словес­ном факультете. Он находился в центре тогдашнего литера­турного движения: Пушкин, Крылов, Жуковский, Гоголь — все они жили в Петербурге. Это не могло не сказываться и на университетской жизни. Большим влиянием в универси­тете и на словесном факультете пользовался ‘профессор П. А.Плетнев, поэт и критик, один из ближайших друзей Пушкина, тот самый Плетнев, которому великий поэт по­святил своего «Евгения 0негина».

Писал он тогда много и смотрел на свою литературную работу, по-видимому, вполне серьезно. Убедительным под­тверждением и того и другого является его письмо профес­сору А. В. Никитенко от 26 марта 1837 года: «Я колебался, должен ли я был послать драму, писанную мною 16 лет, мое первое произведение, - я столько вижу в ней недостатков, и вообще весь план ее мне теперь так не нравится, что если б я не надеялся на Вашу снисходительность, а главное, если б я не думал, что по первому шагу можно по крайней мере предузнать будущее, я бы никогда не решился бы Вам ее послать...

Тургенев не любил вспоминать о своих студенческих ли­тературных опытах; самое начало своего писательства он отодвигал почти на десять лет — уже в сороковые годы. Оче­видно, главным образом поэтому большая часть написанного им в университетские годы и не дошла до нас. С точки зрения зрелого, взыскательного художника, Тургенев был прав: сохранившиеся образцы его писаний не поднимаются над уровнем литературного ученичества. Но для историка литературы и для всякого, кто хочет понять, как пробива­лись первые ростки тургеневского дарования, они имеют неоценимое значение.

Он начинал свою писательскую деятельность в переход­ное для русской литературы: время. Это были годы после-декабрьской реакции. Та часть дворянства, из среды кото­рой вышли декабристы, была деморализована. «Людьми овладело глубокое отчаяние и всеобщее уныние. Высшее общество с подлым и низким рвением спешило отречься от всех человеческих чувств, от всех гуманных мыслей. Не»было почти ни одной аристократической семьи, которая не имела бы близких родственников в числе сосланных, и поч­ти ни одна не осмелилась надеть траур или выказать свою скорбь».

Увлечение молодого Тургенева стихами Бенедиктова также было предопределено прежде всего условиями вре­мени. На фоне той унылости, которая царила в стихах запоз­далых подражателей Жуковского, стихи Бенедиктова вы­делялись бодростью тона, размашистой энергией речи. Од­нако эти свойства могли предопределить лишь первое впе­чатление. При ближайшем рассмотрении стихи Бенедиктова обнаруживали закоренелую и, так сказать, стихийную кон­сервативность их автора. Бенедиктов готов был украсить стиховыми узорами самые отвратительные явления нико­лаевской действительности. Казарменные нравы он воспе­вал как воплощение рыцарства; с прямолинейностью лакея, допущенного в гостиную, он приходил в восторг от «аромат­ной сферы балов» и т.п. Он простодушно признавался, что больше всего его вдохновляли «очи огневые, да кудри тем­ные, да перси наливные». Разумеется, эти предметы требо­вали соответствующих средств выражения. Бенедиктов до­вел одно из свойств романтического стиля— сложную мета­форичность — до крайней степени напряженности и вычур­ности.

Урок, заочно полученный от Белинского, был одним из важнейших моментов во всей писательской судьбе Турге­нева. Ведь дело состояло не только в исправлении ошибок неопытного вкуса, хотя и это само по себе не так уж мало. Согласие с Белинским предполагало изменение взглядов не только на искусство, но и на саму жизнь и, стало быть, на отношение искусства к жизни: от поисков небывалого,, «ве­ликого» (недаром зрелый Тургенев назовет школу романти­ков 30-х годов «ложно-величавой» школой) необходимо бы­ло переходить к изучению реальной действительности - во всех ее ипостасях; наступала пора наблюдений и анализа. Теперь наряду с литературными занятиями Тургенев много времени посвящал изучению философии. Интерес к фило­софии был настолько серьезен, что Тургенев намеревался посвятить себя профессорской деятельности—именно по кафедре философии. Желание усовершенствоваться главным образом в этой области знаний и привело Тургенева в Берлинский университет.


kak-vselennaya-svyazana-s-elektronom.html
kak-zapolnyat-anketu-metodicheskie-rekomendacii-dlya-rukovoditelej-i-specialistov-obrazovatelnih-uchrezhdenij.html
kak-zastavit-govorit-o-vashej-kompanii.html
kakaya-armiya-luchshe.html
kakie-bivayut-alkogolnie-napitki.html
kakie-informacionnie-tehnologii-sposobstvovali-razvitiyu-amerikano-irakskogo-konflikta.html
  • books.bystrickaya.ru/beregis-avtomobil-rossijskaya-gazeta-lyubov-pyatiletova-05062008-120-str-1.html
  • nauka.bystrickaya.ru/v-belgorode-v-butike-sgorel-ves-tovar-informacionnoe-agentstvo-belru-15022011.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-vi-o-tom-chto-v-monarhii-ministri-ne-dolzhni-bit-sudyami-esli-bi-sredi-beskonechnogo-raznoobraziya-predmetov.html
  • school.bystrickaya.ru/franchajzing-10.html
  • lecture.bystrickaya.ru/aktualnie-problemi-semejnoj-pedagogiki-obyazatelnoe-izuchenie-pedagogiki-vo-vseh-visshih-obrazovatelnih-uchrezhdeniyah.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sootnoshenie-derivacionnoj-sochetaemosti-anglijskih-prilagatelnih-s-priznakami-drugih-yazikovih-urovnej.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/primernaya-programma-uchebnoj-disciplini-zubotehnicheskoe-materialovedenie-s-kursom-ohrani-truda-i-tehniki-bezopasnosti-2011-g.html
  • student.bystrickaya.ru/3-voprosi-k-zachetu-i-ekzamenu-po-filosofii-2-semestr-rabochaya-programma-razrabotana-dlya-studentov-obuchayushihsya.html
  • gramota.bystrickaya.ru/webtenderskazakstan-kazahstan-0-0-19042012g-rezultati.html
  • credit.bystrickaya.ru/otchet-o-nauchnoj-i-nauchno-organizacionnoj-deyatelnosti-instituta-geofiziki-uro-ran.html
  • thescience.bystrickaya.ru/itogi-ege-2010-publichnij-otchet-municipalnogo-byudzhetnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/warning328-pervaya.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/1-celi-osvoeniya-disciplini-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-oop-bakalavriata-realizuemaya-vuzom-po-napravleniyu.html
  • institut.bystrickaya.ru/tulskij-kreml-zhdet-masshtabnaya-rekonstrukciya-nedavno-v-bolshom-planetarii-moskvi-sostoyalas-blagotvoritelnaya.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zhertvi-i-bogi-perm-izdatelstvo-vedi.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prilozhenie-1-k-zayavke-na-uchastie-v-aukcione-instrukciya-po-podgotovke-aukcionnih-zayavok.html
  • report.bystrickaya.ru/itogovaya-attestaciya-v-9-h-klassah-doklad-soderzhit-informaciyu-o-rezultatah-deyatelnosti-shkoli-za-proshedshij-uchebnij.html
  • desk.bystrickaya.ru/otchet-ob-innovacionnoj-deyatelnosti-tpp-krima-za-2011-god.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/poryadok-opredeleniya-dohoda-viplachivaemogo-po-kazhdoj-obligacii-zaregistrirovano.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zadanie-vipolnit-teplovoj-raschet-kotla-dkvr-10-13-ishodnie-dannie-paroproizvoditelnost-8-tch-davlenie-na-vihode-iz-kotla-14-at-temperatura-peregretogo-para-210.html
  • institute.bystrickaya.ru/gadkij-gadlivij-gadostnij-uchebnij-slovar-spravochnik.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/subekt-prestupleniya-v-yaponii.html
  • assessments.bystrickaya.ru/e-v-bondarevskaya-d-r-ped-nauk-akad-rao-g-rostov-na-donu.html
  • shkola.bystrickaya.ru/suchasn-pdhodi-do-nterpretac-ekonomchno-prirodi-pributku.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/otchet-po-rabote-nou-v-2005-2006-uchebnom-godu.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/medvedev-utverdil-sostav-sb-rossii-grizlov-b-v-monitoring-smi-27-maya-2008-g.html
  • diploma.bystrickaya.ru/v-a-chernobrov-vadim-aleksandrovich-chernobrov-rodilsya-v-1965-g-v-volgogradskoj-ob-stranica-7.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/metodicheskij-kompleks-intellektualnie-prava-i-rinochnie-otnosheniya-avtori-b-i-mashkin-p-v-polyakov-ob-avtorah-mashkin-boris-ivanovich-stranica-6.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-anglijskij-yazik-stupen-v-dlya-srednego-shkolnogo-vozrasta-11-13-let-avtor-falileev-a-e.html
  • urok.bystrickaya.ru/pravitelstvo-odobrilo-peredachu-gosudarstvu-doli-asv-v-rostelekome-23-dekabrya-oficialnie-novosti-5.html
  • notebook.bystrickaya.ru/ispolzovanie-kompyuternih-tehnologij-v-rabote-s-roditelyami-detej-doshkolnogo-vozrasta-v-sisteme-korrekcionno-razvivayushego-processa.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/rossijskij-sport-v-inostrannih-smi-po-materialam-sajtov-inosmi-ru-inopressa-ru.html
  • lecture.bystrickaya.ru/9-najdite-v-pravoj-kolonke-russkie-ekvivalenti-anglijskih-slov-razmeshennih-v-levoj-kolonke.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/chastotnie-kriterii-ustojchivosti-kurs-lekcij-sostavil-k-t-n-docent-tihonov-a-i-2002g.html
  • testyi.bystrickaya.ru/6-ocenka-likvidnosti-l-informacionno-analiticheskij-otchet-camel-organizaciya-kommercheskij-bank-bank-a-tip-organizacii.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.