.RU

Иван Сергеевич Тургенев. Жизнь и творчество (Доклад)

Иван Сергеевич Тургенев

Жизнь и творчество.

Доклад подготовлен Егоровым Михаилом

учеником 10 «А» класса 112 школы.

Иван Сергеевич Тургенев.

Иван Сергеевич Тургенев происходил из дворянской среды. Такая биографическая констатация для нас привыч­на: из этой среды вышло большинство крупнейших русских писателей XIX столетия. И, может быть, привычка-то как раз и мешает нам видеть парадоксальность самого этого факта.

Семья, в которой он родился и вырос, могла бы служить выразительнейшим примером того, как крепостничество уро­дует характеры самих господ. Его мать. Варвара Петровна, - говорить нужно с начала и преимущественно о ней, потому что она была фактически главой дома,—происходила из бо­гатой провинциальной помещичьей семьи Лутовиновых . Судьба как будто нарочно позаботилась о том, чтобы эта жен­щина с детских лет и до самого замужества и спытала на себе все превратности и все обиды, какие только могли быть изобре тены в обстановке помещичьего всевластия и безответственности.

Для матери, вышедшей замуж за другого, ее дочь от первого брака оказалась помехой, а отчим издевался над падчерицей, по-видимому, просто потому, что за нее засту­питься было некому. В конце концов девуш ка должна была бежать из дому. Кров она нашла у родн ого дяди - Ивана Ивановича Лутовинова. Но и там ее ожидало то же - и надругательства. Кончилось тем, что старик деспот прогнал племянницу, и она должн а была искать пристанища у чужих людей. Но вскоре дядя умер в одночасье, и она ока­ залась наследницей всего его большого состояния, включав­ шего в себя и то самое Спасское, которое известно теперь в всем мире.

Поздней осенью 1815 года в Спасское приезжал молодой, необычайно красивый отпускной кавалергард Сергей Нико­лаевич Тургенев. На Варвару Петровну он произвел сильное впечатление, и она сразу же приняла меры. Как вспо­минает близкая и сочувствующая ей современница, она че­рез своих знакомых велела передать Сергею Николаевичу, «чтоб он смело приступил к формальному предложению, по­тому что отказа не получит». Характерная черта нравов: с чего бы, кажется» Сергею Николаевичу заробеть? Принадлежал он к старинной дворянской фамилии, ведущей свою родословную со времен Василия Темного; участвовал в Отече­ственной войне и за храбрость, проявленную в Бородинской битве, был награжден Георгиевским крестом, а теперь слу­жил в одном из привилегированных гвардейских полков. Но Варвара Петровна хорошо знала, что делала: она не слыла красавицей и была на много лет старше Сергея Николаевича, но зато она была богатой невестой, а он — «нищий»: у его отца—при большой, семье - крепостных душ было всего что-то около 140.

Отношения в этой семье определялись довольно строго. Иллюзий не было, Сергей Николаевич, должно быть, даже и не пытался посягать на прерогативы Варвары Петровны как полновластной и самовластной хозяйки всего семейного состояния. В доме царила атмосфера отчужденности и еле сдерживаемого взаимного раздражения. Супруги сходились, пожалуй, только в одном - в стремлении дать своим детям наилучшее образование. На это не жалели ни денег, ни соб­ственных усилий. Они внимательно следили за их прилежа­нием, входили во все подробности их ежедневных занятий и т. п. Уже в раннем детстве будущий писатель хорошо гово­рил и писал по-французски, по-немецки и по-английски; особое внимание в семье Тургеневых обращали на овладе­ние родным языком: судя по его письмам, двенадцатилет­ний Иван Тургенев достаточно свободно ‘и непринужденно для своих лет умел выразить и неподдельную сердечность, и не по годам развитую наблюдательность, и свой врожденный юмор.

Но когда речь заходила о его детстве, Тургенев чаще всего вспоминал о том, в чем особенно резко сказывались крепостнические порядки и обычаи их семьи. Варвара Пет­ровна считала телесные наказания универсальной мерой внушения; само собой понятно, что предназначена она была прежде всего для крепостных, но применяла она ее и к де­тям. Их секли за все: за невыученный урок, за не понятую взрослыми шутку или за невинную, пустячную шалость, сек­ли по подозрению и чуть ли не на всякий случай.

В 1827 году Тургеневы всей семьей переехали в Москву - главным образом с той целью, чтобы продолжить образова­ние детей. В те годы состоятельные дворяне предпочитали обучать своих детей не в казенных учебных заведениях, а в частных. Так поступили и Тургеневы: вскоре после приез­да в Москву Иван был определен сначала в пансион Армян­ского института, а через несколько месяцев в пансион Вейденгаммера. Однако не прошло и двух лет, как его взяли и оттуда, и в дальнейшем никаких попыток поместить Турге­нева в какой-нибудь пансион или гимназию уже не пред­принималось. Подготовку к поступлению в университет он продолжал и завершил под руководством домашних учи­телей.

Тургенев учился в Московском университете всего толь­ко один год; в 1834 году он вместе с отцом и старшим братом, поступившим в Петербургское артиллерийское училище, пе­реехал в Петербург и стал студентом тамошнего университе­та, который через два года и окончил. Однако впоследствии он говорил о Московском университете едва ли не чаще, чем о Петербургском, всегда отдавая предпочтение первому, пе­ред вторым.

Петербургский университет с самого своего основания был постоянно под непосредственным неусыпным надзором правительства, что, разумеется, сказывалось на всех сферах университетской жизни. В Московском университете хотя бы по одной только дальности расстояния труднее было водво­рить столь вожделенную для николаевской администрации казенную благопристойность. Воспитанники Московского университета особенно дорожили традициями вольнолюбивой студенческой общественности.

У Петербургского университета были и свои преимущества, в особенности для тех, кто учился на словес­ном факультете. Он находился в центре тогдашнего литера­турного движения: Пушкин, Крылов, Жуковский, Гоголь — все они жили в Петербурге. Это не могло не сказываться и на университетской жизни. Большим влиянием в универси­тете и на словесном факультете пользовался ‘профессор П. А.Плетнев, поэт и критик, один из ближайших друзей Пушкина, тот самый Плетнев, которому великий поэт по­святил своего «Евгения 0негина».

Писал он тогда много и смотрел на свою литературную работу, по-видимому, вполне серьезно. Убедительным под­тверждением и того и другого является его письмо профес­сору А. В. Никитенко от 26 марта 1837 года: «Я колебался, должен ли я был послать драму, писанную мною 16 лет, мое первое произведение, - я столько вижу в ней недостатков, и вообще весь план ее мне теперь так не нравится, что если б я не надеялся на Вашу снисходительность, а главное, если б я не думал, что по первому шагу можно по крайней мере предузнать будущее, я бы никогда не решился бы Вам ее послать...

Тургенев не любил вспоминать о своих студенческих ли­тературных опытах; самое начало своего писательства он отодвигал почти на десять лет — уже в сороковые годы. Оче­видно, главным образом поэтому большая часть написанного им в университетские годы и не дошла до нас. С точки зрения зрелого, взыскательного художника, Тургенев был прав: сохранившиеся образцы его писаний не поднимаются над уровнем литературного ученичества. Но для историка литературы и для всякого, кто хочет понять, как пробива­лись первые ростки тургеневского дарования, они имеют неоценимое значение.

Он начинал свою писательскую деятельность в переход­ное для русской литературы: время. Это были годы после-декабрьской реакции. Та часть дворянства, из среды кото­рой вышли декабристы, была деморализована. «Людьми овладело глубокое отчаяние и всеобщее уныние. Высшее общество с подлым и низким рвением спешило отречься от всех человеческих чувств, от всех гуманных мыслей. Не»было почти ни одной аристократической семьи, которая не имела бы близких родственников в числе сосланных, и поч­ти ни одна не осмелилась надеть траур или выказать свою скорбь».

Увлечение молодого Тургенева стихами Бенедиктова также было предопределено прежде всего условиями вре­мени. На фоне той унылости, которая царила в стихах запоз­далых подражателей Жуковского, стихи Бенедиктова вы­делялись бодростью тона, размашистой энергией речи. Од­нако эти свойства могли предопределить лишь первое впе­чатление. При ближайшем рассмотрении стихи Бенедиктова обнаруживали закоренелую и, так сказать, стихийную кон­сервативность их автора. Бенедиктов готов был украсить стиховыми узорами самые отвратительные явления нико­лаевской действительности. Казарменные нравы он воспе­вал как воплощение рыцарства; с прямолинейностью лакея, допущенного в гостиную, он приходил в восторг от «аромат­ной сферы балов» и т.п. Он простодушно признавался, что больше всего его вдохновляли «очи огневые, да кудри тем­ные, да перси наливные». Разумеется, эти предметы требо­вали соответствующих средств выражения. Бенедиктов до­вел одно из свойств романтического стиля— сложную мета­форичность — до крайней степени напряженности и вычур­ности.

Урок, заочно полученный от Белинского, был одним из важнейших моментов во всей писательской судьбе Турге­нева. Ведь дело состояло не только в исправлении ошибок неопытного вкуса, хотя и это само по себе не так уж мало. Согласие с Белинским предполагало изменение взглядов не только на искусство, но и на саму жизнь и, стало быть, на отношение искусства к жизни: от поисков небывалого,, «ве­ликого» (недаром зрелый Тургенев назовет школу романти­ков 30-х годов «ложно-величавой» школой) необходимо бы­ло переходить к изучению реальной действительности - во всех ее ипостасях; наступала пора наблюдений и анализа. Теперь наряду с литературными занятиями Тургенев много времени посвящал изучению философии. Интерес к фило­софии был настолько серьезен, что Тургенев намеревался посвятить себя профессорской деятельности—именно по кафедре философии. Желание усовершенствоваться главным образом в этой области знаний и привело Тургенева в Берлинский университет.


kak-vselennaya-svyazana-s-elektronom.html
kak-zapolnyat-anketu-metodicheskie-rekomendacii-dlya-rukovoditelej-i-specialistov-obrazovatelnih-uchrezhdenij.html
kak-zastavit-govorit-o-vashej-kompanii.html
kakaya-armiya-luchshe.html
kakie-bivayut-alkogolnie-napitki.html
kakie-informacionnie-tehnologii-sposobstvovali-razvitiyu-amerikano-irakskogo-konflikta.html
  • tests.bystrickaya.ru/koshki-sobaki-i-chto-takoe-na-samom-dele-bit-veganom-stranica-3.html
  • doklad.bystrickaya.ru/v-a-gorbunov-doktor-pedagogicheskih-nauk-docent-sbornik-statej-vserossijskoj-nauchno-prakticheskoj-konferencii.html
  • reading.bystrickaya.ru/konkurs-a-nu-ka-devushki-k-8-marta-vedushij-uchenik.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/azastandai-iriz-halini-etnotldk-erekshelkter-tjndeme.html
  • abstract.bystrickaya.ru/10-zaklyuchenie-zashita-prav-potrebitelej-v-belgorodskoj-oblasti-v-2004-godu.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-dpp-ds-01-filosofskie-osnovaniya-sistemi-marii-montessori.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/socialnaya-psihologiya-lapchinskaya-i-v-voprosi-k-zachetu-stranica-13.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/proekt-brachnogo-soyuza-s-ispaniej-kniga-pervaya-reformaciya-v-germanii-1517-1555-glava-pervaya.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/proizvodstvo-po-delam-ob-administrativnih-pravonarusheniyah-v-oblasti-tamozhennogo-dela-i-ih-rassmotrenie-chast-8.html
  • textbook.bystrickaya.ru/kak-dejstvuet-lovkost-programma-oborona-nikolaj-aleksandrovich-bernshtejn-olovkosti-i-ee-razvitii-o-lovkosti.html
  • essay.bystrickaya.ru/diplomatov-stranica-4.html
  • knigi.bystrickaya.ru/spisok-istochnikov-i-rekomendovannoj-literaturi-programma-razvitiya-obrazovaniya-respubliki-mordoviya-na-2007-2010.html
  • report.bystrickaya.ru/itogi-deyatelnosti-byudzhetnogo-uchrezhdeniya-zdravoohraneniya-omskoj-oblasti-klinicheskij-diagnosticheskij-centr-za-2011-god.html
  • predmet.bystrickaya.ru/s-perelomami-nizhnegrudnih-i-poyasnichnih-pozvonkov-stranica-3.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/l-m-lemkul-prazdnichnij-stol-chast-21.html
  • bukva.bystrickaya.ru/prigovor-po-telegrafu-rossijskaya-gazeta-obsherossijskij-vipusk-gazeta-moskva-vladislav-kulikov17-08-2011-6-stranica-6.html
  • urok.bystrickaya.ru/pravootnosheniya-ponyatiya-pravootnoshenij-i-ih-vidi.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tablica-6-avtoreferat-dissertacii-na-soiskanie-uchenoj-stepeni.html
  • knigi.bystrickaya.ru/reglamentiruyut-otnosheniya-mezhdu-obektami-nedvizhimosti-i-subektami-nedvizhimosti.html
  • lesson.bystrickaya.ru/medved.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/referati-izilorda-2012.html
  • znanie.bystrickaya.ru/52-funkcii-vozvrashayushie-necelie-znacheniya-metodicheskie-ukazaniya-k-vipolneniyu-kontrolnih-rabot-po-discipline.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/svedeniya-o-kreditorah-na-dolyu-kotorih-prihoditsya-ne-menee-10-ot-obshej-summi-kreditorskoj-zadolzhennosti-na-30092008-g-tisrub.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/a-k-t-priemki-sdachi-prikaz-ob-utverzhdenii-polozheniya-o-nauchnoj-deyatelnosti-visshih-uchebnih-zavedenij-gosudarstvennij.html
  • abstract.bystrickaya.ru/12-specialnie-byudzhetnie-fondi-stabilizacionnij-fond-formirovanie-i-ispolzovanie.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/xiv-varvara-i-mne-ochen-nepriyatno-povtoryat-stolko-varvarskih-imen-no-neobiknovennie-istorii-tak-predvaryaet.html
  • bukva.bystrickaya.ru/plan-provedeniya-foruma-09-00-10-00-registraciya-gostej-i-uchastnikov-foruma-foje-uchebno-tvorcheskogo-centra-stranica-3.html
  • diploma.bystrickaya.ru/zvezdi-rozhdayutsya-v-trude-upravlenie-komandoj-v-basketbole.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/programma-disciplini-sd-f-05-logistika-celi-i-zadachi-disciplini.html
  • abstract.bystrickaya.ru/2-trebovaniya-k-individualnim-osobennostyam-specialnosti-tablica-sokrashennih-naimenovanij-uchrezhdenij-visshego.html
  • knigi.bystrickaya.ru/regioni-budut-opredelyat-tarifi-zaranee-gosduma-rf-monitoring-smi-8-iyunya-2006-g.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/primernaya-programma-naimenovanie-disciplini-farmakologiya-rekomenduetsya-dlya-napravleniya-ij-podgotovki-specialnosti-ej-060101-lechebnoe-delo.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/gosudarstvennaya-podderzhka-investicionnoj-deyatelnosti-chast-5.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kemerovo.html
  • znanie.bystrickaya.ru/administraciya-goroda-cheboksari-stranica-3.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.