.RU

Концепт красота в русском и английском языках

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Концепт как объект лингвистического исследования

1.1 Понятие "концепт" в современной лингвистике

1.2 Исследование концептов как актуальное направление лингвистики

Глава 2. Сопоставительный анализ концептов "красота/beauty"

2.1 Сопоставительный анализ концептов "красота/beauty" в понятийном аспекте

2.2 Сопоставительный анализ концептов "красота/beauty" в образном аспекте

2.3 Сопоставительный анализ концептов "красота/beauty" в ценностном аспект

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список используемой литературы

Приложения

Введение

Актуальность. Исследование концептов – актуальное направление современной лингвистики, поскольку именно данный ракурс позволяет рассматривать слово в контексте культуры, познания и коммуникации. Сегодня в лингвистике рассматривается широкий круг концептов. Однако исследование концепта "красота" является интересным и актуальным в силу того, что позволяет обратиться к национально- и культурноспецифичным аспектам картины мира определённого народа, отражаемым языком.

Новизна. Как показал проведённый нами анализ современной лингвистической периодики, концепт "красота" на материалах русского и английского языков в сопоставительном аспекте изучается впервые.

Цель: выявить особенности концептов "красота/beauty" в русском и английском языках.

Поставленная цель предусматривает решение следующих задач :

1) обобщить понимание термина "красота" в современной лингвистике;

2) сделать обзор современной лингвистической литературы по вопросу исследования концептов;

3) выявить и описать понятийный, образный и ценностный аспекты концепта "красота" в русском языке;

4) выявить и описать понятийный, образный и ценностный аспекты концепта "beauty" в английском языке;

5) провести сопоставительный анализ концептов "красота/beauty" по трем выделенным аспектам.

Материал исследования :

газетные и художественные дискурсы; пословицы и поговорки; афоризмы; словарные статьи; данные, полученные в результате анкетирования и ассоциативного эксперимента.

Методы исследования:

методика ассоциативного эксперимента, методика анкетирования, методика контекстного анализа, методика сопоставительного анализа, методика концептуального анализа.

Объект исследования: языковые средства, репрезентирующие концепт "красота/beauty" в русском и английском языках.

Предмет исследования: особенности концептов "красота/beauty" в сопоставительном аспекте.

Структура работы: настоящая работа состоит изВведения, пяти параграфов, Заключения, Списка литературы, Приложения, трёх таблиц.


Глава 1. Концепт как объект лингвистического исследования

1.1 Понятие "концепт" в современной лингвистике

Российская лингвистическая мысль столкнулась с необходимостью выработки нового термина для обозначения содержательной стороны языкового знака, который снял бы функциональную ограниченность традиционных значения и смысла и в котором бы органически слились логико-психологические и языковедческие категории, который позволил бы отвлечься от принятого в логике термина понятие . Так возник термин концепт , позволяющий отразить неуловимый "дух народа" (Воркачев, 2003: 7), то есть его культуру.

Концепты культуры можно разделить, по А.Я.Гуревичу, на две группы: "космические", философские категории, которые он называет универсальными категориями культуры (время, пространство, причина, изменение, движение), и социальные категории, так называемые культурные категории (свобода, право, справедливость, труд, богатство, собственность). По мнению В.А. Масловой (Маслова, 2001:51), целесообразно выделить еще одну группу — категории национальной культуры (для русской культуры это — воля, доля, интеллигентность, соборность и т.п.).

Ключевые концепты культуры занимают важное положение в коллективном языковом сознании, а потому их исследование становится чрезвычайно актуальной проблемой (Вежбицкая, 1999). Например, австралийская исследовательница Анна Вежбицкая ввела термины концепт-максимум и концепт-минимум (Мостовая, 1989). Знание концепта-максимума - это полное владение смыслом слова, присущее рядовому носителю языка; знание концепта-минимума - это неполное владение смыслом, которое, однако, не должно быть ниже некоторой границы (Нерознак, 1998). Также, концепт может быть описан не только с помощью вербальной дефиниции, но и через набор базисных элементов, и в таком случае уже говорят о структуре концепта (Плотникова, 2001).

Носители языка, обслуживающего данную культуру, обычно в полной мере владеют смыслами культурно важных слов. Иной вопрос, что считать культурно важным или культурно ценным (Степанов, 2000).

Концепты, по замечанию Д. С. Лихачева, возникают в сознании человека не только как намеки на возможные значения, но и как отклики на предшествующий языковой опыт человека в целом – поэтический, прозаический, научный, социальный, исторический и т. п. (Маслова, 2001: 51). В нашем понимании, концепт – это совокупность ассоциаций, связей между некими объектами и явлениями, основанных как на личном, субъективном опыте отдельной языковой личности, так и на опыте лингвокультурного сообщества в целом.

1.2 Исследование концептов как актуальное направление лингвистики

Чтобы понять, насколько важно для настоящего момента такое направление лингвистики, как исследование концептов, мы обратимся к современной лингвистической литературе и рассмотрим материалы на эту тему (Никитин, 2001).

О.В.Берелехис в работе "Базовый концепт в стратегии текста" (Берелехис, 2002), исследуя различные художественные тексты, в частности небольшую главу из трилогии Л.Н.Толстого "Катенька и Любочка", пришел к выводу, что для правильного понимания авторского замысла необходимо выявление базового концепта, которое становится возможным с помощью анализа ключевых знаков: тех частей текста, которые, свертывая информацию, указывают на его содержание – слова, словосочетания, предложения, сверхфразового единства.

На материале русского языка Л.А.Самохиной и Л.А.Ивановой был исследован концепт "труд" в русской языковой картине мира (Самохина, Иванова, 2002). Авторы проанализировали афоризмы, содержащие концепт труд, и разделили их на отдельные семантические группы. По мнению авторов, концепт – это вся та информация, которая создается вокруг слова на базе значения прецедентных текстов, то есть возникших в языке как стандартные и вобравших в себя народную мудрость (пословицы, поговорки, фразеологизмы, афоризмы).

Исследование А.В.Колмогоровой по теме "Сопоставительный анализ концептуализации черного цвета во французском и русском языке" (Колмогорова, 2002) показало, что в процесс концептуализации цвета вовлечены различные по глубине слои национального сознания (от бессознательного до народной психологии), миропонимания, различные типы знания (от мифического, сакрального до бытового).

В свою очередь, Н.А.Красавский рассмотрел концепт женщина в работе "Женщина в современной немецкой концептосфере" и выявил 434 семантические сферы, эксплицирующие концепт женщина , проанализировал их и сделал выводы (Красавский, 2002).

Е.Н.Сергеева изучила концепт "судьба" в работе "Реализация концепта "судьба" в стихотворении в прозе И.С.Тургенева "Старуха" и пришла к выводу, что концепт судьба – концепт-мифологема (Сергеева, 2002), так как имеет образную, мифологическую природу и осмысляется через концепты "жизнь" и "смерть".

В то же время, Г.А.Ягафарова написала работу "Текстообразующая роль концепта "работа" в повести В.Маканина "Утрата"", в которой охарактеризовала концепт, как ментальную, психическую единицу, выступающую "основной ячейкой культуры в ментальном мире человека" (Ягафарова, 2002:164), а концепт работа – как базовое понятие в русской картине мира .

В.А.Шемарова исследовала концепт встреча и его информативный элемент в одноименной работе, а также рациональные и нерациональные источники информации, через которые русский человек "ищет" перспективу встречи (Шемарова, 2002).

Обзор современной лингвистической литературы показал, что диапазон исследуемых концептов широк, однако исследование концепта "красота" на материале русского и английского языков нами не обнаружено. Поэтому исследование концепта "красота" представляется нам новым и актуальным.


Глава 2. Сопоставительный анализ концептов "красота/ beauty "

2.1 Сопоставительный анализ концептов "красота/ beauty " в понятийном аспекте

Для выявления понятийного аспекта концепта "красота" мы рассмотрели статьи в нескольких толковых словарях русского языка (Ожегов, Шведова, 1986; Ушаков, 2003, Даль, 1995).

Как показал анализ словарных статей, всеми словарями выделяются значения:1. красота как свойство, украшение, прелесть; 2. красота - комбинация качеств, доставляющих удовольствие и радость чувствам (глаз, ухо), интеллекту; 3. красота как отвлеченное понятие; 4. красивый – пригожий (как внешне, так и внутренне); 5. красота – красивая, привлекательная наружность. Эти признаки составляютпонятийное ядро концепта "красота". Такие признаки, как:1. красота – междометие, выражающее чувства; 2. красота – девушка; 3. краса – коса девушки, - составляют периферию понятийного ядра концепта "красота".

Нами также было проведено анкетирование (Приложение 5 ) 20 русских информантов (15 женщин в возрасте от 14 до 59 лет; 5 мужчин от 13 до 60 лет), которым предлагалось продолжить высказывание "Красота – это…", а также ответить на вопрос: "Кто или что может быть красивым?" (см. Приложение 1 ).


blekmor-richi-ritchie-blackmore-chast-2.html
blistayushij-mir-belkov-i-peptidov.html
blizhnee-zarubezhe-sfera-zhiznennih-interesov-rossii-chast-5.html
blizhnij-vostok.html
blkov-porushennya-pri-hvorob-podagra.html
blok-a-a-moya-lyubimaya-kniga-stihov-aleksandra-bloka.html
  • holiday.bystrickaya.ru/obrazovatelnaya-oblast-obshestvoznanie.html
  • school.bystrickaya.ru/elektricheskie-mashini.html
  • school.bystrickaya.ru/konferencii-budut-prohodit-na-baze-filiala-3-fgu-3-j-cvkg-mo-rf-im-a-a-vishnevskogo-moskva-poperechnij-prosek-d-17-st-metro-sokolniki-avtobus-140-ili-marshrutnoe-taksi-140-do-ostanovki-gospital.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sozdanie-effektivnih-vnutrivuzovskih-sistem-obespecheniya-kachestva-kak-sposob-integracii-rossijskih-vuzov-v-mezhdunarodnoe-obrazovatelnoe-prostranstvo.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sekciya-mirovaya-ekonomika-i-mezhdunarodnie-ekonomicheskie-otnosheniya-programma-novokuzneck-2011-celyu-provedeniya.html
  • occupation.bystrickaya.ru/normi-pervichnih-sredstv-pozharotusheniya-dlya-zhilih-domov-gostinic-obshezhitij-zdanij-administrativnih-uchrezhdenij-i-individualnih-garazhej.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/pyat-prirodnih-pozharov-zaregistrirovano-v-lesah-dalnego-vostoka-informacionnoe-agentstvo-primamedia-23062011.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/ocenka-funkcionirovaniya-i-sovershenstvovanie-gosudarstvennogo-regulirovaniya-malogo-biznesa-v-severnom-regione.html
  • grade.bystrickaya.ru/metodika-analiza-assortimenta-i-strukturi-produkcii-7-4-metodika-analiza-kachestva-proizvedennoj-produkcii-10-metodika-analiza-ritmichnosti-raboti-predpriyatiya-12.html
  • reading.bystrickaya.ru/mariya-iskusnica-otigrav-pyat-setbolov-vo-vtoroj-partii-sharapova-pobedila-agneshku-radvansku-i-vishla-v-chetvertfinal.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/razdel-ix-prikaz-po-mou-dod-bcdod-protokol-2-ot-21-11-2007-g.html
  • klass.bystrickaya.ru/assortiment-pushno-mehovih-tovarov-chast-5.html
  • studies.bystrickaya.ru/kriminologicheskoe-issledovanie-nasledstvennosti-prestupnika-chast-4.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tolko-poglyadet-odin-raz-kogda-vpervie-v-istorii-zhenshini-poyavilis-v-armii.html
  • testyi.bystrickaya.ru/710-otdel-xvi-nauki-religii-i-filosofii.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/v-chem-sostoit-ekonomicheskaya-problema-nekotorie-elementi-ekonomiki-15.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/osobennosti-morfofunkcionalnih-harakteristik-yunoshej-s-visokim-rezhimom-dvigatelnoj-aktivnosti-v-zavisimosti-ot-sportivnoj-specializacii.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/ob-utverzhdenii-respublikanskoj-programmi-kompleksnie-meri-protivodejstviya-zloupotrebleniyu-narkotikami-i-ih-nezakonnomu-oborotu-v-respublike-buryatiya-na-2010-2012-godi.html
  • testyi.bystrickaya.ru/avallonpsihologiya-situacij-hrestomatiya.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/razdel-1-motivi-1-motivi-12-chast-chto-takoe-psi-13.html
  • occupation.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-diplomnogo-proekta-po-specialnosti-260501-tehnologiya-produktov-obshestvennogo-pitaniya-dlya-vseh-form-obucheniya-stranica-5.html
  • urok.bystrickaya.ru/proekt-v-razlichnie-godi-imevshij-razlichnie-nazvaniya-abilaj-han.html
  • thescience.bystrickaya.ru/issledovanie-vozmozhnosti-predskazaniya-budushej-dohodnosti-akcij-na-osnove-analiza-tekushih-finansovih-koefficientov-na-urovne-strani-v-celom-velikobritanii-issleduemaya-gipoteza.html
  • turn.bystrickaya.ru/otchyot-za-2004-2005-uch-g-federalnoj-eksperimentalnoj-ploshadki-mou-srednyaya-obsheobrazovatelnaya-shkola-2-g-tirniauz.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/kosmos-i-chelovek.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-osnovi-tehnologii-pererabotki-prudovih-rib-dlya-specialnosti-271000-tehnologiya-ribi-i-ribnih-produktov.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/inzhenerno-geologicheskie-iziskaniya-dlya-opredeleniya-harakteristik-gruntov-i-osnovanij.html
  • lesson.bystrickaya.ru/metodika-izucheniya-elementov-matematicheskogo-modelirovaniya-v-kurse-matematiki-5-6-klassov-2.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebnoj-disciplini-ekologicheskij-monitoring-rekomenduetsya-dlya-napravleniya.html
  • education.bystrickaya.ru/26-marta-2012g-na-priobretenie-produktov-pitaniya-dlya-nuzhd-mauz-scrb.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchetnaya-politika-organizacii-principi-ee-formirovaniya-i-raskritiya.html
  • klass.bystrickaya.ru/58-e-zasedanie-verhovnogo-suda-severnoj-osetii-po-delu-kulaeva-stranica-3.html
  • assessments.bystrickaya.ru/dnevnoe-otdelenie-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-botanika-napravlenie-podgotovki.html
  • reading.bystrickaya.ru/kulturologiya-antropologicheskie-teorii-kultur-www-lekcii-at-ua-stranica-16.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vipusknih-ekzamenov-za-kurs-osnovnoj-obshej-shkoli-v-2011-godu-predsedatel-ekzamenacionnoj-komissii.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.