.RU

Лекция 26. Недельный раздел Итро (20: 2-20: 7) - страница 2


"? Это - месяц Нисан. Таким образом, мы видим, что имеется пример, и по утверждению равва Гутнера, хорошо знающего Тору, этот пример - единственный, когда некоторое Служение называется только этим общим именем - "Служение". Почему же здесь такое исключение? Благодаря такому эпитету просто "Служение", данному заповедям этой ночи, исполняя их, мы ощущаем некоторый неповторимый вкус. Поскольку мы Седер празднуем каждый год, можно оглянуться на свой опыт в прошлом и проследить в будущем, так ли это, и ощущаем ли мы, действительно, "неповторимый вкус", присущий только заповедям этой ночи, с которой начинается праздник, когда он освящается.

Для того, чтобы передать этот "вкус" словами, нам надлежит, как говорит равв Гутнер, разъяснить следующее. Мнение наших мудрецов разделились по вопросу о том, входит ли в число 613 заповедей Торы заповедь "веры", сформулированная в стихе: "Я - Господь Бог твой". По мнению Рамбама (как мы видели) и тех, кто его поддерживает, это - первая заповедь из 613-ти. Те, кто не согласны с этим подходом (в частности, Рамбан), полагают, что невозможно считать заповедь "веры" одной из 613, поскольку само понятие заповеди требует, чтобы ей предшествовало наличие того, Кто заповедует. И по этой логике невозможно причислять веру в Того, Кто заповедует, к списку заповедей. Рамбам же считает, что поскольку в конце концов Вера в существование Всевышнего является исполнением Его Воли, то ее вполне можно отнести к числу 613 заповедей. Вроде бы Рамбан прав в том, что не логично исполнять заповедь, еще не веря в то, что существует Тот, Кто мне ее дает. Но Рамбам говорит, что хотя на самом-то деле это вроде бы правильно, но когда я исполняю, то оказывается, что я исполняю Его Волю. И тем самым это - тоже заповедь! Это - очень глубокий, философский и методический вопрос, и как бы там ни было, говорит рав Гутнер, согласно обоим мнениям, во внутренней динамике души, исполняющей заповедь "веры", не заповедь предшествует Вере, а - Вера предшествует заповеди. И это получается по всем мнениям. И он говорит, что именно потому первые из 10 заповедей не выражены, в отличие от остальных, в повелительной форме, поскольку как же можно повелевать, когда еще нет веры? Когда народ поверит, тогда и можно давать ему приказ. Но несмотря на то, что вера не является следствием распоряжения верить, тем не менее, она входит в сферу Служения Всевышнему.

^ Ответ на вопрос: То, что евреи сказали: "    ", вовсе не означает, что они сказали, что они "сделают", не зависимо от того, кто это говорит. Они знают, Кто это говорит, и они сказали: "Все, что скажет Господь, - сделаем".

^ Ответ на вопрос: Мы, действительно, обсуждали в начале, что Рамбам говорит не о вере, а о знании. Но здесь дело просто в переводе. Там говорится - "эмуна", что трудно перевести на русский язык, потому что это - и "вера", и "верность" и многое другое. Слово "вера" здесь используется, как некий штамп, который требует безусловно очень хорошего осмысления. Рав Гутнер говорит дальше, что нечто совершенно аналогичное имеется в отношениях между людьми, а именно в законах о рабах. Бывает так, что раб исполняет приказание господина потому, что он является собственностью этого господина, и он делает то, что тот ему приказывает; но бывает так, что раб исполняет приказание господина для того, чтобы посредством этого исполнения стать его собственностью. Тот есть, исполнение некоторой рабской обязанности по приказанию человека является одним из стандартных способов превращения в раба этого исполнителя. Человек покупает раба для того, чтобы этот раб стал его принадлежностью, и он должен каким-то образом перейти из собственности того, кто его продает, в собственность того, кто его покупает. И стандартная процедура состоит в том, что новый хозяин велит ему нечто сделать, тот это делает, и тем самым переходит в его собственность. Точно так же, говорит рав Гутнер, обстоит дело в Служении Всевышнему. Если все заповеди называются Служением потому, что человек исполняет их в силу того, что является собственностью Творца, то "Эмуна" (не будем переводить этот термин) называется Служением потому, что посредством нее человек переходит в собственность Творца.

Возвращаясь к празднованию Пасхального Седера, Равв Гутнер говорит, что в Служении Творцу на уровне общины Израиля, выход из Египта занимает точно то же место, какое Вера занимает на уровне отдельного человека. То есть, для отдельного человека есть - эмуна, которая не может быть сформулирована в повелительном наклонении, потому что это - бессмысленно, так как получится, что Я приказываю тебе верить в Меня, а веры еще нет. Поэтому, первая заповедь по необходимости имеет другую, изъявительную форму. Раббейну Пхайе говорит, что любая фраза, написанная в повелительной форме: "Делай так-то" или "Не делай так-то", не вызывает сомнение в том, что это - приказание, заповедь, распоряжение. Любая же фраза, написанная в изъявительной форме, может означать одно из трех: это может быть констатацией факта, или - обещанием, или - приказанием. Говорится: "И ты сделаешь так-то". Что это значит? Это может быть нечто вроде сообщения о том, что мне известно, что ты сделаешь так-то. Например, в очень напряженной беседе Всевышний говорит Каину: "Если ты будешь стараться, то - поднято, а если нет, то -"Грех лежит у порога, на тебя направлено его желание, и ты можешь (будешь) властвовать над ним". Что же это? Это - приказание, или это - обещание? Мудрецы наши говорят, то это не то и не другое, а это - констатация факта. Есть сильный противник, который с тебя не спускает вожделенных очей, но если ты приложишь все силы, то у тебя есть возможность властвовать над ним! В другом случае Он говорит: "Я - Господь Бог твой". Что же это такое? Это что - просто способ "представиться"? Раббейну Михаэль говорит, что это - заповедь! И это - такая заповедь, которая повелевает все время иметь в виду тот факт, что Он - есть, и Он - мой Господин, а я должен Ему служить и выполнять Его приказания.


Соотношение веры отдельного человека и выхода народа из Египта

Так вот, то, что на уровне отдельного человека есть - Эмуна, то есть - Вера в Творца, на уровне Супер-организма, который родился с выходом из Египта и с дарованием Торы, такую же роль играет "Исход из Египта". То есть, Исход из Египта для народа в целом - есть эквивалент эмуны для каждого отдельного человека. Потому что точно так же, как посредством веры человек становится Служителем Всевышнему, так и община Израиля удостоилась звания "Служителя Всевышнего" в момент выхода из Египта. И это - вполне функциональное сравнение, и говорится: "Я - Господь Бог твой, который вывел тебя из Египта", и в другом месте: "Потому что Мне сыны Исраэля - рабы". Это совершенно неверно, когда мы говорим, что мы - не рабы потому, что мы свободны. Не бывает людей свободных. Свободным может быть только тот, кто раб Всевышнему, и больше никто. И поэтому заповедь веры каждому индивидууму Исраэля дается именно в связи с выходом из земли египетской, потому что это - одно и то же: "Ты - Мой раб, и вы все в целом - мой раб". Вера в это равняется факту Исхода из Египта. И наша вера держится не на чудесах и знамениях, а на том факте, который известен всем, что нас Всевышний вывел из Египта, и даровал нам Тору у Синая.

Точно так же, как вера в существование Дающего Заповеди, еще не дает человеку знания самих заповедей, точно так же и при выходе из Египта евреи говорят: "И мы не знаем, каким образом мы будем служить Всевышнему, пока не придем туда". Можно вспомнить, что когда фараон убеждал брать не всех и не все, они сказали именно так, что мы не знаем, где и как мы будем служить, мы только просто хотим Служить! То есть, Исход из Египта - есть отправление в путь, в котором ждет неизвестно что. Вера во Всевышнего - это готовность принять на себя Его царство, еще не зная, что Он нам прикажет делать. Когда человек покупает раба, то он покупает его для того, чтобы он делал работу, к которой он больше всего способен, и старается не загнать его до полусмерти. И точно так же, как в душе служителя Всевышнего, Вера является отдельной областью (так как это - Служение с тем, чтобы стать служителем), точно так же и у общины Израиля в целом разделены выход из Египта - с одной стороны, и дарование Торы - с другой стороны. Исход из Египта - это свобода, которая заключена в эмуне, и она необходима для того, чтобы евреи стали причастными к следующему шагу - к свободе, которая заключена в Торе и в заповедях.

Таким образом, имеются два события: одно - Исход из Египта, который дает такую головокружительную свободу, которой никогда и ни у кого не было; и эту свободу принимают для того, чтобы перейти на более высокую стадию свободы, а именно - принять свободу Торы и заповедей. Когда говорится о том, что Моше снес с горы каменные Скрижали, на которых начертаны (выгравированы) слова 10 заповедей, сказано: " -    " - "выцарапаны на табличках". Талмуд говорит, что надо читать не "харут" - "вырезанный", а - "херут" - "свобода" на Скрижалях. Потому что другой свободы, кроме этих 10 заповедей, у человека быть не может. Хотя и ясно, что внешние действия служения господину, исполняемые рабом, совершенно одинаковые, как в случае, когда он уже раньше стал его собственностью, так и в том случае, когда этими действиями он переводит себя в состояние раба, однако же это сходство только чисто внешнее, и во внутренней динамике души между этими двумя видами служения практически нет никакого сходства. Совсем разные вещи, когда чей-то раб исполняет очередное задание, или - если человек "со стороны" исполняет приказание совершенно нового господина, и этим действием становится его собственностью. Это - два совершенно разных поступка. И точно так же велико различие в нашем восприятии: исполнение заповеди этой Пасхальной ночи и - исполнение заповедей вообще, потому что заповеди этой ночи по сути своей это - Служение, вводящее в собственность Господина. Заповеди этой ночи это - действия, в момент исполнения которых раб становится приобретением Хозяина, так как сказано: "Ибо Мне сыновья Исраэля рабы". Поэтому, заповеди этой ночи удостоились "звания", которое не встретишь в отношении остальных заповедей, и они называются просто - "Служением".

^ Ответ на вопрос: Так и получается, что если есть эмуна, то человек становится рабом Всевышнего, а если нет эмуны, то такой человек поступает в рабство тому, кто первый наденет ему свой хомут на шею. Его уже нельзя считать рабом Всевышнего, он скорее "беглый".

^ Ответ на вопрос: Совершенно разные вещи - "Служение" вообще и служение в Храме. Грубо говоря, конечно, всякое действие, приближающее к Творцу, является служением. Но ни одно из них не называется просто "Служением". Никто не сомневается в том, что, например, приношение жертв в Храме является служением, но специально этим словом оно не называется.


Заповеди и свобода выбора

Еще несколько слов по поводу статьи рава Гутнера. Он пишет, что если вдуматься в то, что Всевышний ожесточил (отяжелил) сердце фараона, то можно понять, что это "отяжеление сердца" служит источником для того, чтобы узнать некоторый очень важный факт, а именно, что лишение свободы выбора является одним из самых тяжелых наказаний в Управлении Миром Всевышним. Это все очень хорошо объяснено в "законах Тшувы" у Рамбама. И отсюда мы приходим к тому факту, что именно фараон служит моделью для того, чтобы выучить этот важный закон. И эта "модель" была выбрана не случайно, потому что как без эмуны нет Того, Кто дает заповеди, точно так же без свободы выбора - нет заповеди. В книге "Шмона Праким" (являющейся предисловием к "Пиркей Авот") Рамбам очень ясно это описывает. Он говорит, что заповеди были бы издевательством над человеком, если бы человек не обладал свободой выбора. Отсюда и следует, что так же, как без веры - нет Заповедующего, точно так же без свободы выбора нет заповеди. Заповедь Веры, которая выражена в словах: "Я - Господь Бог твой", это - единственная заповедь, которая не сказана в повелительном наклонении, и к ней не подходит повелительное наклонение, поскольку без Веры - нет Заповедующего. Поэтому-то наказание, состоящее в лишении свободы выбора, в точности соответствует как раз этой заповеди. А именно, человек, который не хочет признать наличие Заповедующего, исключается из числа тех, кому что-либо заповедано. Каждый из двух фактов справедливо назвать очевидным: без веры в то, что существует Творец, - нет того факта, что он для данного человека существует; а без свободы выбора - нет исполнения заповеди. А следующий шаг - за то, что ты не принимаешь Веры в Творца, тебя лишают свободы выбора: ведь ты все равно заповеди не будешь выполнять, так пусть хотя бы ты будешь находиться в соответствующем состоянии. И тот, у кого нет свободы выбора, не может получать никаких заповедей.

^ Ответ на вопрос: Нельзя так "лихо" применять слово "безбожник", потому что оно имеет широкий спектр возможных значений. Что касается фараона, то, конечно, он не сразу был лишен свободы выбора. Но дело не в том, что вот, человек просто живет и - никак не поверит в Бога. Если человек считается "украденным ребенком", у которого не было педагогов, которые могли бы его научить этому важному понятию, то с него и спрос невелик. Человека невозможно наказывать за то, в чем он не виноват. Другое дело, что в глубине души у каждого человека есть это знание, и если бы он захотел быть честным, то он бы до него дошел. Поэтому, когда человек, наконец, вернулся к тому, что он понял, что надо исполнять заповеди Всевышнего, то за каждое нарушение (за каждый вид нарушения), сколько бы раз он это ни делал, находясь в состоянии "украденного ребенка", он должен принести по одной жертве в Храме, когда такая возможность представится. То есть, человек все-таки, даже в том случае, если он что-то делает по ошибке, по неведению, не совсем освобожден от всякой ответственности. Правда, это совсем не то, что в юридической практике называется неосвобождением от ответственности в виду незнания закона. Здесь человека, что-то нарушающего по неведению, никогда не наказывают. Но укор совести, который соответствует тшуве, - должен быть! Так же, как Лот, который после того, как он был со старшей дочерью, и наверняка что-то почувствовал, тем не менее дал себя напоить и на следующую ночь, когда он уже, действительно, ничего не чувствовал. Если ты не хочешь вести себя, как человек, а предпочитаешь закрыть на все глаза, то тебе суждено и дальше погружаться в это "скользкое состояние". Там же, где человек хочет видеть правду, там у него всегда есть возможность сделать очередной шаг.

Таким образом, мы видим, что фараон не случайно является моделью именно для этого наказания. Корень противостояния этой заповеди, сформулированной словами: "Я - Господь Бог твой, который вывел тебя из земли египетской", это - фараон, который стоит и не дает евреям выйти из Египта. Тем самым, он не дает осуществиться всему процессу, который выражен словами: "Я - Господь Бог твой". Поэтому, он служит источником для того, чтобы мы изучали его наказание, состоящее в лишении свободы выбора.

И последний параграф статьи рава Гутнера говорит, что соответственно этому, в нас изначально вложена эта неотъемлемость свободы выбора с момента выхода из Египта, то есть, еще до того, как мы вступили в завет Торы и заповедей. Как мы увидим, хотя все законы, которые излагаются в следующем разделе книги Шемот - Мишпатим, сказаны на горе Синай после дарования 10 заповедей, тем не менее, в разделе законов, регулирующих отношения между людьми, имеется один специфический закон, который был дан до дарования Торы, а именно, он был дан в связи с Исходом из Египта. В законах о наемных рабочих сказано, что рабочий имеет право передумать даже в середине дня. То есть, он нанялся на работу, заключил контракт, и если хозяин захочет его уволить, то Бейт-Дин так просто ему это не позволит сделать. Однако же рабочий в середине дня может сказать, что он - передумал, и может уйти, а хозяин обязан заплатить ему за те часы, которые он отработал. Почему же это так? - Потому что сказано: "             " - "Потому что Мне сыновья Исраэля - рабы". То есть, они - "Мои рабы", а не - "рабы рабов".

^ Ответ на вопрос: Это, конечно, распространяется только на евреев, потому что с неевреями - другие отношения. Несмотря на то, что я не имею права давать под проценты ссуду еврею, я имею полное право давать ее нееврею (они-то дают под проценты).

Дальше он говорит: "Когда человек связывает свое тело перед плотью и кровью (перед человеком смертным), то тем самым он наносит ущерб той свободе выбора, которая в каждого из нас встроена с момента Исхода из Египта". То есть, "еврейское вольнолюбие", которое начинается с привычки "бузить" и доходит до разных других форм, на самом деле является врожденным еврейским качеством. Новость здесь состоит не в том, что этим (связыванием себя с человеком смертным) человек наносит ущерб Торе и заповеди, которую мы получили с горы Синай, но это как бы возвращает нас в Египет, потому что свободу выбора мы получили с момента выхода из Египта, соответственно лишению египетского фараона свободы выбора, - "Потому что они - Мои рабы, которых Я вывел из земли египетской, а - не рабы рабов".


Лекция 27. Недельный раздел Итро (20:2-20:7)

^ Вера в Бога - заповедь и знание
"Который вывел тебя из Египта"
Выход из дома рабов
Запрет идолопоклонства
"Не делай себе никакого изваяния"
"Бог ревнующий"


Вера в Бога - заповедь и знание

Немного оглянемся на то, о чем мы уже говорили в связи с начавшимся обсуждением заповедей, из которых мы обсудили в прошлый раз первую (20:2):
"                      '    "
Мы попытались разобрать и понять смысл этой заповеди. Мальбим делает одно интересное замечание. Он говорит, что разница в употреблении местоимения " " и " " состоит в том, что когда говорится " ", - то подчеркивается сказуемое, а когда говорится " ", то подчеркивается подлежащее. Мальбим - очень глубокий специалист в области объяснений различий тонкого смысла синонимов. Таким образом, согласно его мнению, когда говорится: "'    ", например, в поучениях фараону, то тогда Он хочет преподать фараону науку, что Я - это тот, кто Существует, вопреки тому, что ты думаешь, что бог - это ты или твои идолы. Здесь же, когда Всевышний сообщает евреям: "Я - Всевышний, твой Бог", то в этом случае нет никакой новости в том, что Он - Существует, и что Он - твой Бог. Новость же состоит в том, что Он говорит: "Это - Я". Четырехбуквенное Имя Бога указывает на то, что Он - "был, есть и будет" - и тем самым подчеркивает обязательность Существования Бога. Отсюда следует, что смысл первой заповеди, который немного по-разному формулируют разные комментаторы, состоит в том, что человек обязан знать, что есть Тот, кто не только Существует, но обладает Неприменностью Существования.

Это различие важно по следующей причине. Мы говорили уже, что существует очень большая трудность понять предмет первой из 10 заповедей: "Я обязан во что-то верить". "Книга Мицвот" написана Рамбамом по-арабски, правда, она вскоре была переведена на иврит, но не следует забывать, что это все-таки - перевод. Там говорится, что человек должен верить в то, что существует Творец, который все Сотворил и т.д. А в первой книге "Основы Торы" говорится, что человек обязан знать, что существует Творец, который является источником всего существующего. Комментарии объясняют, что арабское слово, переведенное словом "верить", вполне допускает и перевод - "знать". В обоих вариантах имеется трудность. По-видимому, большинство авторитетов склоняется к тому, что "знать" - это более основательное слово, чем слово "верить". Почему труден вариант "верить"? - Потому что трудно понять, как можно человека обязать во что-то верить? Или человек верит, или - он не верит! Как можно человека заставить верить? (Так, кстати, мне сказал мой приятель, когда я собрался ехать в Израиль: "Ведь тебя там заставят верить в Бога!"). Ясно, что эти две вещи: "заставить" и "верить" совместить невозможно! Вера - это не то, что человек провозглашает, а то, что находится в глубине души. Можно человека заставить с чем-то согласиться, но заставить человека верить это - большая проблема.

С другой стороны, тот же Рамбам в своей книге "    " - "Восемь глав", которая является предисловием к трактату Авот, говорит, что если бы человек не обладал свободой выбора, то было бы бессмысленно и абсурдно давать ему какие-либо заповеди. Заповедовать имеет смысл только тому, кто обладает свободой выбора, иначе все это похоже было бы на какую-то жестокую и безумную игру, когда сказано: "делай так-то", и неизбежно он сделает именно так. Там, где нет выбора, там нет места для заповедования. Поэтому, если есть заповедь "Верить", то предполагается свобода выбора: человек может поверить, а может и не поверить. Если же мы примем вариант - "знать", который по многим серьезным мнениям является наиболее правильным, то спрашивается: "какого рода это знание?" Что значит, что человек должен знать, что есть Творец? И какая здесь свобода выбора? Вот, например, нет заповеди знать "теорему Пифагора", но можно дать задание человеку ее выучить, и у него есть свобода выбора выучить ее или нет. И отсюда - человек или будет ее знать или - не будет. И в Торе так не сформулировано и не сказано: "Выучи этот факт, что есть Творец!" Это заповедь потому так и трудна, что она не имеет никакой повелительной формы в своей формулировке. Говорится: "Я Всевышний - твой Бог". Поэтому Рамбан говорит, что это - не может считаться заповедью (как мы уже обсуждали). Он говорит, что это - основа, без которой немыслимо говорить о заповедях, потому что пока человек не верит в то, что Есть Заповедающий, бессмысленно спрашивать, что именно Он заповедал. То есть, он, как и Рамбам, не сомневается в том, что это - важнейшая основа, на которой строятся все заповеди, но он не согласен считать ее одной из 61З заповедей Торы. Однако точка зрения Рамбама в конце концов абсолютно победила, и последующие все поколения приняли его мнение о том, что это - одна из 61З заповедей, и она - самая первая заповедь. Что же она повелевает мне сделать (если эта заповедь - "делай")? И ответ такой, что я - должен знать. Если же я не знаю, то это значит, что я нарушаю эту положительную заповедь, я ее не исполняю.

Рамбан в своей критике ставит одну очень серьезную трудность на точку зрения Рамбама, которую не смог объяснить сколько-нибудь серьезно ни один из комментаторов "Сэфер hаМицвот", которые отвечают Рамбану. Рамбам ссылается на то, что говорится в гемаре "Макот": "

integralnaya-sociologiya-pitirima-sorokina.html
integrirovannie-sapr-astpp.html
integrirovannie-sistemi-upravleniya-raspredelennoj-korporaciej-chast-4.html
integrirovannoe-zanyatie-na-temu-nasekomie-vestnik-kulturno-obrazovatelnih-centrov-specialnij-vipusk-po-doshkolnomu.html
intelektualnaya-migraciya-kak-faktor-razvitiya-rinka-truda.html
intellekt.html
  • urok.bystrickaya.ru/problematika-kontakterstva-ufologicheskaya-psihologiya-o-kontakterstve.html
  • letter.bystrickaya.ru/monitoring-smi-rf-po-pensionnoj-tematike-27-iyunya-2012-goda.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/rol-i-zadachi-voennoj-gidrografii-v-ekonomicheskom-osvoenii-shelfa-arkticheskih-morej-rossii.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/ulava-4-sovetskij-period-razvitiya-kulturi-rossii-uchebnoe-posobie-gaudeamus-igitur.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vidi-trudovogo-dogovora.html
  • turn.bystrickaya.ru/osnovnaya-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-teoriya-i-metodika-vospitaniya-dlya-specialnosti-05070665.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-xi-cerkovnaya-diaspora-istoriya-russkoj-cerkvi-xx-vek-uchebnoe-posobie-dlya-studentov-4-klassa-sergiev-posad-2006.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zakonodatelstva-v-sfere-intellektualnoj-sobstvennosti.html
  • writing.bystrickaya.ru/bankovskij-veksel-chast-13.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/desyataya-glava-german-gesse.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochej-uchebnoj-programmi-disciplini-politologiya-variativnaya-chast-v-02-.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-prirodovedeniyu-sostavlena-na-osnove-sleduyushih-dokumentov-zakon-rf-ob-obrazovanii-3266-1-fz-ot-10-07-1992-g-s-posleduyushimi-izmeneniyami.html
  • klass.bystrickaya.ru/adenolimfoma-vrozhdennie-poroki-razvitiya-lica-chelyustej-i-zubov.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programma-seminara-prezentacii-menedzhment-kachestva-osnova-effektivnogo-upravleniya-kompaniej.html
  • klass.bystrickaya.ru/6-gete-nyuton-i-fiziki-r-shtajner-estestvenno-nauchnie-trudi.html
  • control.bystrickaya.ru/belelyubskij-nikolaj-apollonovich-1845-1922.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/mezhdunarodnaya-nauchno-prakticheskaya-konferenciya-informacionnoe-pismo.html
  • literature.bystrickaya.ru/doklad-podgotovlen-s-uchetom.html
  • shkola.bystrickaya.ru/sozdanie-igrovoj-programmi-morskoj-boj.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/amortizaciya-osnovnih-fondov-kak-istochnik-investirovaniya-sredstv-chast-3.html
  • abstract.bystrickaya.ru/-45-perspektivi-razvitiya-ekologicheskogo-turizma-v-s-preobrazhenskij-protivopostavlyaet-dve-issledovatelskie.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-17-osnovi-teorii-maksvella-dlya-elektromagnitnogo-polya-uchebnoe-posobie-napisano-v-sootvetstvii-s-dejstvuyushej.html
  • literatura.bystrickaya.ru/spisok-rekomenduemoj-literaturi-obrazovatelnaya-programma.html
  • education.bystrickaya.ru/-4-osvidetelstvovanie-teoriya-dokazatelstv-tertishnik-slinko.html
  • letter.bystrickaya.ru/obshie-svedeniya-ob-obrazovatelnom-uchrezhdenii-stranica-5.html
  • learn.bystrickaya.ru/gosduma-poluchila-poslanie-prezidenta-federalnomu-sobraniyu-monitoring-smi-2-5-iyunya-2008-g.html
  • college.bystrickaya.ru/12osnovnie-letno-tehnicheskie-dannie-samoleta-privedennie-k-standartnim-atmosfernim-usloviyam.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebno-tematicheskij-plan-ochnoj-i-zaochnoj-form-obucheniya-soderzhaniya-disciplini.html
  • holiday.bystrickaya.ru/negzg-orta-blm-beru-degejn-7-9-siniptarina-arnalan-geometriya-pnnen-lglk-ou-badarlamasi.html
  • universitet.bystrickaya.ru/uchastnika-zaklyuchitelnogo-etapa-olimpiadi-shkolnikov-shag-v-budushee-po-obsheobrazovatelnomu-predmetu-fizika.html
  • occupation.bystrickaya.ru/natalya-kornilova-stranica-9.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/raznoe-grinpis-radiacionnaya-svalka-v-kolomenskom-stala-mestom-dlya-piknikov-v-moskve.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-i-obshie-polozheniya-status-celi-i-zadachi-struktura-sankt-peterburgskogo-gosudarstvennogo-universiteta.html
  • znanie.bystrickaya.ru/a-i-gercen-naukoobraznaya-kuterma-voznikshaya-vokrug-odnogo-iz-klyuchevih-v-hristologicheskom-bogoslovii-termina-voipostasnoe-stranica-9.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/raspredelenie-eksponatov-po-razdelam-fondov-otchet-o-rabote-muzeya-izobrazitelnih-iskusstv.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.