.RU

«Личная гигиена и здоровье»

МОУ Средняя общеобразовательная школа №40

Реферат по ОБЖ:

тема: «Личная гигиена и здоровье»

Выполнила:

Власкина Анна

ученица 11 В класса

Проверила:

Рудченко С.Л.

учитель ОБЖ

Томск – 2007

Содержание:

Личная гигиена и здоровье ……………………………………………………………3

1. Здоровье и укрепляющие его факторы …………………………………………..3

2. Гигиена. Задачи гигиены ………………………………………………………….4

3. Гигиена одежды и обуви …………………………………………………………..5

4. Личная гигиена. Навыки личной гигиены ……………………………………….6


Личная гигиена и здоровье

1. Здоровье и укрепляющие его факторы

Здоровье – одна из важнейших жизненных ценностей человека, залог его благополучия и долголетия. Понимание содержания слова «здоровье» прошло ряд этапов. Первоначально под здоровьем подразумевали отсутствие какого-либо заболевания, и здоровым считали человека, у которого нет признаков болезни (нигде не болит, нормальная температура тела, нет кашля, насморка и т.д.). Такое понимание понятия здоровья основано на противопоставлении: болезнь – здоровье . Оно соответствует бытовым наблюдениям. Действительно, если человек ни на что не жалуется, работает, не обращаясь к врачу, окружающие вправе считать его здоровым.

Развитие медицины привело к более глубокому пониманию смысла слова «здоровье», основанному на противопоставлении: болезнь+вероятность болезни – здоровье. Дело в том, что наукой выявлен целый ряд состояний организма, когда человек еще не может считаться больным, но вместе с тем не может считаться и здоровым. Это состояние предболезни. Оно может расцениваться или как переход от здорового состояния к болезненному (человек ещё не болен, но уже не здоров и вскоре заболеет), или как такое состояние организма, когда к болезни может вести, казалось бы, малосущественная причина. Данное понимание понятия здоровья подразумевает не только отсутствие болезни, но и малую вероятность её развития в конкретных условиях жизни человека.

Какие же факторы окружающей среды, а также особенности поведения человека способствуют сохранению и укреплению здоровья?

Первый фактор, укрепляющий здоровье, - чёткий и правильный распорядок дня. Человек должен делать не только то, необходимое, к чему непосредственно побуждают его естественные потребности (приём пищи, сон), но и то, что полезно для здоровья (гигиенические процедуры, физические упражнения). Благодаря чёткому режиму организм испытывает меньшую нагрузку, затраченные силы быстрее и полнее восстанавливаются, организм меньше изнашивается. Неспособность человека заставить себя придерживаться определённого чёткого режима дня – признак неорганизованности, слабохарактерности, безволия.

Второй фактор, укрепляющий здоровье, - высокая двигательная активность, достаточная физическая нагрузка. В последнее время в наш лексикон вошло слово гиподинамия – это недостаточная физическая (силовая) нагрузка, выступающая как характерная особенность самого образа жизни. Действительно, современному человеку приходится затрачивать всё меньше физических усилий: постоянно сокращается доля немеханизированного труда в промышленности; развиваются средства транспорта.

Что же происходит при гиподинамии? Во-первых, ослабляется деятельность сердца, оно детренируется. Во-вторых, происходят нарушения обмена веществ, одним из проявлений которых является накопление избыточной массы тела. В-третьих, развиваются дегенеративные изменения (дистрофия) мышечной и других тканей. В-четвёртых, нарушения нормальных соотношений между мышечными и психическими усилиями приводит к излишнему возбуждению центральной нервной системы. В результате всего этого снижается устойчивость организма к инфекциям и психическому напряжению, к разного рода перегрузкам, падает работоспособность, ускоряется процесс старения. В конечном итоге развиваются такие болезни, как атеросклероз, гипертоническая болезнь, инфаркт миокарда, сахарный диабет.

В связи с этим очень важно усвоить: постоянная посильная физическая нагрузка необходима и очень полезна, она не только не истощает организм, но, напротив, делает его выносливее и крепче, устойчивее к болезням.

Третий фактор, укрепляющий здоровье, - постоянное общение с природой, использование благотворных её факторов – свежего воздуха, воды, солнца. Чистый воздух содержит достаточное для организма количество кислорода и способствует

бодрому, активному настроению, высокой работоспособности. Сниженное содержание кислорода во вдыхаемом воздухе (например, во душном, плохо проветриваемом помещении) ведёт к быстрому утомлению, к появлению ощущения тяжести и сжимающей тупой боли в голове.

Помимо благотворного влияния на человека уже упомянутых природных факторов физического характера, само пребывание на природе даёт возможность психологического отдыха, хорошо снимает нервное напряжение, успокаивает, очень полезно переключение: от активной работы, общения на некоторое время перейти к спокойному пребыванию в лесу, провести отдых, собирая грибы, ягоды, занимаясь рыбной ловлей. Нет других способов отдыха, которые могли бы сравниться с этими по степени благотворного воздействия на психику человека.

2. Гигиена. Задачи гигиены

Одним из важнейших отличий человека от животных является то, что человек не только адаптируется к самым разнообразным условиям среды, но и приспосабливает её к себе, активно её преобразуя. При этом человеку необходимо знать, что в окружающей среде, будь то естественная, неизменённая, или преобразованная им среда, полезно для организма, а что вредно, какие изменения среды благоприятны для здоровья и поддержания высокой работоспособности, а какие – нет. Изучением всех этих вопросов занимается наука, получившая название гигиены (от греч. «гигиенос» - здоровый).

Внешняя среда представляет собой комплекс разнообразных факторов, которые по своей природе разделяют на три группы: физические, химические и биологические. К физическим факторам среды относят температуру, влажность и движение воздуха, атмосферное давление и атмосферное электричество, солнечное излучение и др. К химическим факторам относят различные вещества, являющиеся основой окружающей среды (в составе воздуха, воды, почвы), или их примеси (например, в разных местностях в воде и воздухе могут содержаться различные химические соединения). К биологическим факторам среды относят в первую очередь патогенные микробы, вирусы, грибки.

По характеру воздействия на организм человека факторы среды также можно разделить на три группы. Первая группа – вредные или даже губительные для здоровья факторы. К ним относят, например, возбудителей различных заболеваний, ядовитые вещества, пыль, содержащуюся во вдыхаемом воздухе. Вторая группа – полезные факторы. Пример их – чистый свежий воздух, богатый кислородом. Третья группа – факторы, которые могут быть полезными, и вредными, в зависимости от того, как человек их использует. Например, солнечные лучи необходимы для нормального развития и жизнедеятельности организма, но при неумеренном загорании они приносят вред здоровью.

В процессе преобразования природы человеком появляются новые факторы, которые необходимо своевременно оценить в плане их влияния на здоровье и выработать соответствующие практические рекомендации. Нет ни одной местности и ни одной отрасли труда, в которых временно или постоянно не встречались бы факторы, неблагоприятно влияющие на здоровье людей. В каждом случае гигиена оценивает природу фактора, степень вредности (или пользы) его воздействия на органы или их системы, а также время, через которое может проявиться благоприятное или неблагоприятное действие фактора. Дело в том, что во многих случаях неблагоприятные факторы окружающей среды влияют на человека незаметно для него. Однако при длительном воздействии они постепенно ослабляют организм, уменьшают устойчивость человека к болезням, снижают его работоспособность. в конечном итоге человек преждевременно стареет и умирает. Поэтому без гигиены в настоящее время невозможно обойтись при решении любого вопроса развития хозяйства, обеспечения условий труда и быта людей. Гигиена вырабатывает и научно обосновывает конкретные рекомендации. Их приложение к оздоровлению среды получило название санитарии (от лат. sanitas – здоровье).

Задачи гигиены – создание наиболее благоприятных условий для нормального развития организма, для полного расцвета физических и духовных сил человека, для высокопроизводительного труда. Для этого необходимо, чтобы неблагоприятные факторы среды своевременно устранялись или же их действие максимально ослаблялось, а полезные факторы использовались с наибольшей полнотой и эффективностью.

Гигиена – не набор полезных рекомендаций и правил. Это самостоятельная наука, вооружённая собственными методами исследований.

3.Гигиена одежды и обуви

Понятие «одежда» включает в себя все предметы защитного назначения, которые человек надевает на себя. Первый слой одежды, непосредственно соприкасающийся с телом, нательное бельё; второй слой одежды – предметы, надеваемые на бельё; третий слой одежды – предметы, надеваемые на второй слой при выходе на улицу, преимущественно в зимний период.

При изготовлении одежды используются материалы, различающиеся по основным своим свойствам – теплопроводности, воздухопроницаемости, паропроницаемости, гигроскопичности. Теплопроводность ткани зависит от её структуры – количества и величины отверстий между её волокнами, характера их переплетения. Рыхлые, толстые, пушистые ткани обладают более высокими теплозащитными свойствами, чем гладкие и плотные.


istoriya-rajona-yasenevo-chast-4.html
istoriya-rasprostraneniya-pismennosti-v-drevnej-rusi.html
istoriya-razvitiya-antropologii.html
istoriya-razvitiya-atomnoj-energetiki-chast-7.html
istoriya-razvitiya-bankovskoj-sistemi-v-rossii.html
istoriya-razvitiya-dokumenta-i-pismennosti.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kratkij-kurs-liricheskoj-entomologii-ii-nedoumenie-itoska-annenskij-i-drugie-m-kuzmin-opit-kratkogo-zhizneopisaniya-bolshaya-morskaya-stranica-13.html
  • znanie.bystrickaya.ru/651-profilaktika-zhestokosti-sredi-nesovershennoletnih-plan-raboti-gosudarstvennogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/literatura-o-mesopotamskoj-magii-1959-2000-literatura-o-mesopotamskoj-magii-1959-2000.html
  • crib.bystrickaya.ru/itogo-2225-regionalnij-doklad.html
  • knigi.bystrickaya.ru/roxette-stranica-3.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-licenzirovana-i-proshla-akkreditaciyu-otkritie-programmi-obuslovleno.html
  • books.bystrickaya.ru/ekonomika-i-finansi-informacionnij-byulleten-17-fevral-2011-g.html
  • grade.bystrickaya.ru/n-v-bugaeva-sm-rodilsya-v-1880-g-srednee-obrazovanie-poluchil-v-gimnazii.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/kulturnij-pdjom-u-vrop-u-8-9-stolttyah-karolnzke-vdrodzhennya.html
  • znanie.bystrickaya.ru/administrativno-pravovoj-status-inostrannih-grazhdan-v-rf-chast-2.html
  • desk.bystrickaya.ru/organizaciya-i-zadachi-istoriya-epohi-chingis-hana-sostavlennaya-anglijskimi-uchenimi-priznaet-vozniknovenie-etogo.html
  • education.bystrickaya.ru/26-rol-poznaniya-emocij-i-dejstvij-v-stresse-lekciya-stress-kak-predmet-izucheniya-organizacionnoj-psihologii.html
  • crib.bystrickaya.ru/klicenko-oa-e-n-petrovskaya-glavnaya-redakciya-vestnika.html
  • znanie.bystrickaya.ru/a-moskvu-rasselit-kompaniya-gradova-marina-26012009-002-str-28-31-predstoyashie-meropriyatiya-v-gd-5.html
  • gramota.bystrickaya.ru/x-x-xuniversalnij-princip-uspeshnogo-napadeniya-koncentraciya-sredstv-i-vnezapnostx-x-x.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-x-umstvennoe-razvitie-rossijskoj-federacii-v-kachestve-uchebnika-dlya-studentov-obuchayushihsya-po-pedagogicheskim.html
  • lesson.bystrickaya.ru/roberta-lennes-zverinaya-sushnost-oborotni-antologiya-2010.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/pravila-priema-v-magistraturugosudarstvennogo-universiteta-visshej-shkoli-ekonomiki-v-2008-godu.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/razvitie-tamozhennoj-politiki-v-rf.html
  • credit.bystrickaya.ru/pamyati-vihrya-on-zhe-neteniel-stranica-5.html
  • credit.bystrickaya.ru/organizaciya-raboti-sluzhbi-psihologo-pedagogicheskogo-soprovozhdeniya-v-cdo.html
  • textbook.bystrickaya.ru/implementation-of-the-international-covenant-on-economic-social-and-cultural-rights-stranica-5.html
  • abstract.bystrickaya.ru/-3-o-svyatosti-v-pravoslavii-predislovie.html
  • composition.bystrickaya.ru/otkritoe-pervenstvo-po-kikboksingu-sredi-yunoshej-proshlo-v-primore-rossijskij-sport-v-zarubezhnih-smi-po-materialam.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/ostorozhno-termoyadernie-kometi.html
  • tasks.bystrickaya.ru/12otoplenie-ventilyaciya-i-aspiraciya-tehniko-ekonomicheskoe-obosnovanie-stroitelstva-universalnogo-peregruzochnogo-kompleksa.html
  • urok.bystrickaya.ru/prikaz-95-ot-01-09-2010-direktor-mou-a-v-smirnov-rabochaya-programma-po-istorii-5-klass.html
  • reading.bystrickaya.ru/konspekt-uroka-v-6-klasse-po-teme-duhovnaya-muzika.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/43-elektroliznie-ustanovki-prikaz-ot-27-dekabrya-2000-g-163-mezhotraslevie-pravila-po-ohrane-truda-pravila-bezopasnosti.html
  • institut.bystrickaya.ru/troll-iz-butilki-slovo-za-greciyu.html
  • tests.bystrickaya.ru/literatura-po-kauchuku-i-rezine-za-pervoe-polugodie-1986-goda-i.html
  • bukva.bystrickaya.ru/podpolnij-chelovek-v-povesti-f-m-dostoevskogo-zapiski-iz-podpolya.html
  • turn.bystrickaya.ru/perechen-internet-resursov-programma-vstupitelnogo-ekzamena-dlya-magistraturi-programma-vstupitelnogo-ekzamena.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/pravila-poletov-vo-vremeni-na-zametku-hronoputeshestvennikam-kniga-iii.html
  • essay.bystrickaya.ru/chasto-zadavaemie-voprosi-ne-nado-chitat-mnogo-knig-stranica-5.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.