Лирический герой в творчестве Пастернака
.RU

Лирический герой в творчестве Пастернака

Лирический герой в творчестве Пастернака

Борису Пастернаку, в отличие от большинства его современников, которых, «дробясь» и «измельчая», стремительно нес поток времени, часы и дни были неведомы. С рождения ему была дана иная мера бытия. Он жил в едином историческом пространстве с Блоком, Маяковским, Мейерхольдом. Но ощущал себя современником Шекспира, Гете, Пушкина, Лермонтова. Творческий путь Б. Пастернака сложен и тернист. Его поэзия вызывала разноречивые оценки. Но свойственное ему глубокое проникновение в тайны человеческой души, природы, вселенной, свежий, образный и взволнованный стих всегда поражали ценителей поэтического искусства. Несмотря ни на что поэт оставался верен себе: вслушивался в свою эпоху и не подчинялся диктату временщиков. В своем последнем стихотворении «Единственные дни» он вновь скажет:

И полусонным стрелкам лень

Ворочаться на циферблате,

И дольше века длится день,

И не кончается объятье.

В представлении Пастернака лирика — это голос безгласного, голос природы:

Это — круто налившийся свист,

Это — щелканье сдавленных льдинок,

Это — ночь, леденящая лист,

Это — двух соловьев поединок.

Его поэзия призывает вслушаться, всмотреться, вчувствоваться в мир, но ни в коем случае не вторгаться в него, дабы не нарушать существующую гармонию. Сложность пастернаковской поэзии очевидна. Это связано, я думаю, с особенностями миросозерцания и образного мышления поэта. Поэт — переводчик лесных слов, орган выражения безмолвного космоса. Это не только метафора, но и поэтическая задача, эстетический «манифест» Пастернака. Первые книги поэта «Близнец в тучах» и «Поверх барьеров» избытком энергии, метафорическим потоком производили на читателя ошеломляющее впечатление. Говорили о крайнем субъективизме, сложности, поэтическом аристократизме автора. В. Брюсов назвал пастернаковские образы странными, порой нелепыми, но надуманными, по его мнению, они не были: «Поэт в самом деле чувствовал и видел так…». Пройдет менее десяти лет, и Пастернака назовут одним из самых талантливых русских поэтов. «Стихи Пастернака почитать — горло прочистить, обновить легкие…». Это слова О. Мандельштама. По словам М. Цветаевой, Пастернак — первый поэт России. «Об этом знаю я и еще несколько человек, остальным придется подождать до смерти», — отмечала она.

Чем же он поразил своих современников, читавших Блока, Маяковского, Цветаеву, Гумилева? Новый, рождающийся мир отразился в стихотворном ритме Маяковского, лексике Хлебникова, добытой в вековечной глубине языка. Пастернак остановил мгновение метафорой. Он неожиданно, непредсказуемо находил связи между далекими друг от друга предметами и явлениями, сближая их ритмом, звукописью «зачищал» грани, подтягивал друг к другу. Изначально субъективный выбор связи оказывался непреложно убедительным. Напряженный ритм часто синтаксически «изуродованной» речи на огромной скорости сталкивал части метафоры — проскакивала искра, озарявшая рождение нового единства, ранее не замеченного никем.

Книга «Сестра моя — жизнь» — вторая (после «Поверх барьеров ») оформленная книга стихотворений Пастернака. Она является именно книгой, поскольку стихотворения, собранные в ней, — не просто группа циклов, они объединены общей идеей, общими образами и мыслями; при этом книга имеет собственную композицию, вступление, основную часть, состоящую из нескольких циклов, и «послесловье». Для данной книги характерно то, что Пастернак в ней идет от музыки, что в ней в разных стихотворениях одновременно присутствуют одни и те же образы («Девочка» и «Душистою веткою машучи…», «Балашов» и «Давай ронять слова… »), причем в первом стихотворении из такой пары образ как бы заявляется, задается, а в дальнейшем получает свое развитие и разрешение. Связь поколений и миров, присутствующая у Пастернака, оправдывает восприятие времени как единого для вселенной вообще. Это проявится еще в одном стихотворении книги — «Давай ронять слова». Интересно стихотворение «Сестра моя — жизнь», давшее название всей книге. В нем наиболее очевидно следствие восприятия истории лирическим героем — единстве всех предметов и существ вселенной:

Что в масcе, когда поездов расписанье

Камышинской веткой читаешь в купе,

Оно грандиозней святого писанья

И черных от пыли и бурь канапе.

Это стихотворение является как бы концентрацией мировосприятия лирического героя, ощущающего единство человека и жизни, человека и вселенной. В первый раз природа, как реальное проявление жизни мира, встречается в стихотворении «Плачущий сад». Здесь заметен очень интересный переход от сада к самому лирическому герою:

Ужасный! — Капнет и вслушается,

Все он ли один на свете

Мнет ветку в окне, как кружевце,

Или есть свидетель.



К губам поднесу и прислушаюсь,

Все я ли один на свете…

Жизнь в природе — единственная форма сосуществования, в которой лирический герой ощущает себя способным к действию; природа становится средством приобщения к истории. В связи с образом сада можно рассмотреть стихотворения «Зеркало» и «Девочка ». Здесь заметно смещение, по сравнению с обычным, образного восприятия лирического героя:

Дорожкою в сад, в бурелом и хаос

К качелям бежит трюмо



Огромный сад тормошится в зале

В трюмо — и не бьет стекла!

Отождествление себя с садом становится для лирического героя средством самовыражения: сад, как мир, характеризуется общностью существующей в нем жизни. Книга «Сестра моя — жизнь» — книга о любви, поэтому большинство стихотворений объединено этой темой. Очень интересно стихотворение «Ты так играла эту роль!», где выражено восприятие лирическим героем жизни как игры. Особенно характерны следующие строки:

И, низко рея на руле

Касаткой об одном крыле,

Ты так! — ты лучше всех ролей

Играла эту роль! —

которые дают возможность вспомнить «Чайку» Чехова. Вообще в сти хах Пастернака ассоциации играют значительную роль. Так, например, они имеют значение в «Балашове»:

Мой друг, ты спросишь, кто велит,

Чтоб жглась юродивого речь?

В природе лип, в природе плит,

В природе лета было жечь.

Задан вопрос, но на него не дается ответа. Здесь мы видим только возобновленное обращение к всеобщему тождеству мира; ответ же дан в стихотворении «Давай ронять слова». Характерно, что эпиграфом к этому стихотворению служат выше процитированные строки. Все стихотворение является приготовлением, преддверием ответа:

Ты спросишь, кто велит?

— Всесильный бог деталей,

Всесильный бог любви,

Ягайлов и Ядвиг.

Это стихотворение, несмотря на то, что оно не последнее, является как бы итоговым для всей книги. Мы видим, кого Пастернак считает центром природы, культуры, мира; при этом подтверждается тождество всего сотворенного Богом:

Кому ничто не мелко,

Кто погружен в отделку

Кленового листа…

Книга «Сестра моя — жизнь» — единое произведение, где присутствует достаточно много развивающихся тем, но поскольку центральная из них — тема любви, то от нее отходят и зависят все остальные, сама же тема любви не может быть исчерпана, настолько полно выражена она в жизни природы и вселенной. В своих стихах Б. Пастернак размышляет о времени, жизни и смерти, о природе искусства, о тайне его рождения, о чуде человеческого существования, о вере в жизнь, в будущее. Стихотворения о природе свидетельствуют о глубоком понимании ее, о стремлении слиться с ней. Поэт предпочитает, чтобы природа говорила о себе сама, он одухотворяет ее. Но, пожалуй, главное, что сохранил и развил Б. Пастернак в своем творчестве, — это целостность взгляда на жизнь, на мир с общечеловеческих позиций.

Уже с первых шагов Пастернак обнаружил свой почерк, особый строй выразительных средств, художественных приемов. К его стихам читателю необходимо было привыкнуть. Много в них ошеломляло, ставило в тупик, особенно богата ассоциативность и метафоричность. Поэт находил едва заметные связи между далекими друг от друга понятиями и явлениями, сближая их самым неожиданным образом. В этом притягательность его произведений, их необычность.


izuchenie-galaktik.html
izuchenie-i-harakteristika-hozyajstvenno-botanicheskih-sortov-kapustnih-ovoshej-na-primere-belokochannoj-kapusti-rajonirovannoj-i-virashivaemoj-na-territorii-belarusi.html
izuchenie-ierarhicheskih-i-adaptivnih-organizacionnih-struktur-upravleniya.html
izuchenie-karstovih-ekosistem-nyuksenskogo-rajona.html
izuchenie-konkurentov-i-zavoevanie-preimushestv-v-konkurentnoj-borbe.html
izuchenie-metodiki-perevoda-iz-odnoj-sistemi-ischisleniya-v-druguyu-i-razrabotka-programmi-dlya-etoj-operac.html
  • znanie.bystrickaya.ru/8-uchet-muzejnih-predmetov-i-muzejnih-kollekcij-instrukciya-po-uchetu-hraneniyu-i-restavracii-muzejnih-predmetov.html
  • lecture.bystrickaya.ru/ak-upravlyat-lyudmi-poesy-book-how-to-manage-people-krasnodar-2011-krasnodar-royalti-royalty-stranica-11.html
  • bukva.bystrickaya.ru/rol-obraza-soni-marmeladovoj-v-romane-f-m-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/lyudvig-van-bethoven-2.html
  • textbook.bystrickaya.ru/i-a-bunin-antonovskie-yabloki-suhodol-tri-rasskaza-iz-sbornika-temnie-allei.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-kursa-po-viboru-dlya-uchashihsya-9-klassov-postroj-svoyu-kareru-stranica-6.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-municipalnogo-byudzhetnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-srednyaya-obsheobrazovatelnaya-shkola-23.html
  • notebook.bystrickaya.ru/instrukciya-uchastnikam-razmesheniya-zakaza-3-13-stranica-23.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-naselenie-rossijskoj-federacii-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-opd-r-03-ekonomicheskaya-geografiya.html
  • occupation.bystrickaya.ru/nasha-novaya-shkola-chto-dobavit-izmenit-popravit-mneniya-iz-regionov.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/aktivaciya.html
  • predmet.bystrickaya.ru/rol-klimenta-rimskogo-v-stanovlenii-rannehristianskoj-cerkvi.html
  • institut.bystrickaya.ru/tablica-211-koefficienti-korrektirovaniya-normativov-udelnoj-trudoemkosti-tekushego-remonta-k.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/o-provedenii-prodazhi-municipalnogo-imushestva-posredstvom-publichnogo-predlozheniya.html
  • grade.bystrickaya.ru/metodicheskoe-osnashenie-novogo-integrativnogo-kursa-estestvoznanie-v-10-11-klassah.html
  • student.bystrickaya.ru/12-seksualnaya-magiya-i-busido-igra-v-doktora-16-effekt-topora-21.html
  • letter.bystrickaya.ru/moskovskij-oblastnoj-konkurs-muzikalno-elektronnogo-tvorchestva-uchashihsya-uchebnih-zavedenij-kulturi-i-iskusstva-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detej.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/upravlenie-krupnimi-kompaniyami-chast-9.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-obektno-orientirovannie-sistemi-programmirovaniya-dlya-specialnosti-230201-informacionnie-sistemi-i-tehnologii-napravleniya-230200-informacionnie-sistemi.html
  • pisat.bystrickaya.ru/statya-1-irbitskaya-rajonnaya-territorialnaya-izbiratelnaya-komissiya-vibori-deputatov-dumi-irbitskogo-municipalnogo.html
  • bukva.bystrickaya.ru/marketing-v-turizme-chast-5.html
  • klass.bystrickaya.ru/74-neispravnosti-i-avarii-transformatorov-ekspluataciya-silovih-maslyanih-transformatorov-35-110-kv.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/nyuhtilin-v-budushee-nastoyashego-proshlogo-blagodarnosti-stranica-7.html
  • report.bystrickaya.ru/hudozhestvennaya-literatura-byulleten-novih-postuplenij-v-fundamentalnuyu-biblioteku-maj-2008-g.html
  • crib.bystrickaya.ru/gruppi-treninga-umenij-rukovodstvo-gruppoj.html
  • reading.bystrickaya.ru/massivi-kak-kollekcii-uchebnoe-posobie-dlya-studentov-specialnosti-051312-po-discipline-visokourovnevie-metodi.html
  • znanie.bystrickaya.ru/71-polozheniya-teorii-veroyatnostej-analiz-riska-avarij-tehnogennih-sistem-konspekt-lekcij.html
  • lecture.bystrickaya.ru/a-p-chehov-muzikalnoe-oformlenie-fonogrammi-iz-vremen-goda.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/ritoricheskie-sredstva-kak-stilisticheskie-priemi.html
  • education.bystrickaya.ru/17-marta-2010-goda-v-visshej-shkole-menedzhmenta-spbgu-otkroetsya-centr-mezhdunarodnoj-logistiki-stranica-9.html
  • exam.bystrickaya.ru/vzyali-bastiliyu-za-dolgi-musorosortirovochnij-kompleks-12-ukostromichej-est-vozmozhnost-rabotoj-reshit-zhilishnij.html
  • student.bystrickaya.ru/-29-padenie-respubliki-a-d-rudokvas-i-a-pokrovskij-i-ego-istoriya-rimskogo-prava.html
  • textbook.bystrickaya.ru/hyajnan-czi-ii-v-do-n-e-stranica-9.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kniga-izvestnogo-francuzskogo-publicista-rajmonda-karte-kotoraya-vihodit-vpervie-na-russkom-yazike-v-nashem-izdatelstve-predstavlyaet-znachitelnij-interes-dlya-vseh-rossiyan-stranica-3.html
  • tests.bystrickaya.ru/mediko-geneticheskie-issledovaniya-tipovaya-programma-dopolnitelnogo-professionalnogo-obrazovaniya-vrachej-klinicheskaya.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.